ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
динаром, дросселируются. Их результирующая Р '> О 'направ лена противоположно Рг и частично разгружает данный уча сток кольца от изгибающей силы (рис. 45 б).
Т р е т и й случай.
Р и с. 46. Зависимость величины динамических напряжений в порш невом кольце от овализации цилиндра, выраженной «остаточным за
зором» 6".
Зазор между кольцом и зеркалом цилиндра увеличен настолько, что равен приблизи тельно зазору между верхним тарцем кольца и канавкой. Дросселирование газов в этом случае проявляется в равной степени для внутренней и на ружной поверхностей кольца, что приводит к выравниванию давлений и Р г ^ Р 1 (рис. 45 б).
■Зависимость между величи ной динамических напряжений и- овализацией цилиндровой втулки представлена на рис. 46. Данная зависимость получена для поршневых колец дизеля
кольцо В круглом
Р ис. 47. Схема размещения порш невого кольца в изношенном ци линдре с. овальностью 6.
ЮЗ
Д 19/30 (кольца прямоугольного сечения). По оси абсцисс от кладывается величина б", которая представляет собой «оста точный зазор» между кольцом и цилиндром.
Для пояснения рассмотрим схему размещения поршневого
кольца в изношенном |
цилиндре с овальностью б (рис. |
47). |
|
Под действием силы собственной упругости |
кольцо' получит |
||
дополнительный прогиб |
6' на участке потери |
контакта, |
что |
приведет к 'увеличению -статических -напряжений в рассматри ваемом сечении кольца. При умеренной овальности кольцо полностью выберет зазор и будет иметь контакт с поверх ностью цилиндра (этот случай рассмотрен в § 2 данной гла вы) .
При значительной овальности зазор полностью не выби рается, в этом случае величина остаточного зазора б" -к опре делит -характер взаимодействия газовых -сил -на данном участ ке поверхности кольца.
Анализ -г-раіфика изменения динамических |
напряжений |
.поршневого кольца в за-виси-м-ссти от величины |
«остаточного» |
зазора позволяет выделить три условных участка, для которых характерны различные соотношения действующих газовых нагрузок (участок I, II и III, рис. 46).
I. «Остаточный» зазор полностью-«выбирается» при .проги бе кольца от действия газовых сил. Сила Р' пренебрежимо мала и не может обеспечить частичной разгрузки кольца от действия сил Р. Динамические напряжения в кольце резко -возрастают.
II. «Остаточный» зазор увеличивается, что снижает воз можности дросселирования струи газа и увеличивает результи рующую силу Р', которая -частично -разгружает кольцо от силы Яг. Напряжения в кольце .продолжают расти, так как стрела прогиба продолжает увеличиваться, однако скорость возраста-
- |
da |
, s |
|
-ния напряжении |
^ -снижается |
(об этом свидетельствуют |
|
оецилл.опраммы для больших -величин |
-овальности б). (В этом |
||
случае «остаточный» зазор полностью не -«выбирается». |
|||
III. Величина остаточн-ого зазора |
соизмерима (или даже |
равна) торцевому зазору по высоте кольца. В этом случае сила Р' по величине приближается к Яг, чтоприведет к -сниже нию величины динамических напряжений.
При продолжении -роста б" изгибающая -сила -на уча-стк-е потери контакта уже не действует. Зарегистрированные дина- імич-ескне -напряжения кольца в к-онц-е этого участка -обусловле ны только упругими колебаниями кольца (по величине они.
104
■примерно равны динамическим напряжениям при отсутствии- -зазора между кольцом и втулкой).
Зная геометрические соотношения для участка кольца с отсутствием контакта, а также параметры газа в уплотнении,, величину динамических напряжений -можно определить и рас четным .путем. Для этого, в 'Соответствии -со схемой нагружения данного участка кольца, представленной на рис. 48, находим -значения результирующих сил и моментов • и, подставляя их значения в уравнение для определения напряжений в кольце, мы находим величины напряжений во внутренних -и наружных волокнах кольца.
Расчет результирующей силы Р' производится с уче том снижения давления при дросселировании в зазоре между кольцом и цилинд ром.
Оценивая полное напря женное состояние поршнево го кольца с учетом перера спределения статических на пряжений из-за овализации
цилиндровой втулки (вследствие износа), а также дополни тельных динамических напряжений, необходимо отметить, что-
°s ~1,-35СТщаХ)
где гц— величина суммарных напряжений в поршневом коль-
ДО,
Ртах —рабочие напряжения в поршневом кольце, рассчитан ные по общепринятой методике для случая постанов ки кольца в цилиндр.
При экспериментальном определении величины суммарных напряжений для колец дизелей Д 19/30, ЧН '25/34 было уста новлено, что величина as достигает 3750—3850 кг/см2, в товремя, как атах=н2700 кг/см?-. -Принимая во внимание, чтозначения допускаемых напряжений для -поршневых колец,,
.изготовленных из легированного чугун-а, составляют a =3.500— —4000 кг/смг, необходимо -отметить, что учет дополнительных напряжений, возникающих в поршневых кольцах из-за овали зации -цилиндровых -втулок, а также учет динамических напря жений повысит точность прочностного расчета поршневогокольца -и поможет в ряде -случаев -исключить поломки колец в эксплуатации. Пр-и'этом -следует иметь в виду, что величинадинамических напряжений в поршневых кольцах работающего-
105.
дизеля превысит те значения, которые были получены при проведения данных экспериментов, так как в них не были учте ны факторы, влияющие на общее напряженное состояние: виб рация колец, дополнит'елыные изгибающие Силы при переклад ке поршня, моменты .сил трения и инерции.
I
I
)
I
IV . О Т В О Д Т Е П Л А О Т П О Р Ш Н Я П О Р Ш Н Е В Ы М И К О Л Ь Ц А М И
Вопросы снижения теплонапряженности поршней станозятся в настоящее время все болре актуальными в связи с '.продолжающейся форсировкой дизелей но среднему эффек тивному давлению Ре, .степени наддува, числу оборотов. За кономерным является и все более широкое применение для форсированных дизелей охлаждаемых поршней.
Если для охлаждаемых поршней отвод тепла осуществля ется в двух основных направлениях: непосредственно в охлаж дающую поршень жидкость и через поршневые кольца и ци-
.линдровую втулку, то для неохлаждаемых поршней основным направлением отвода тепла является теплоотдача через порш невые кольца.
Для неохлаждаемых поршней большинством авторов [2], [6], [9], [17] доля тепла, отведенная от поршня через поршневые кольца, оценивается в 50—80% (табл. 16).
Сведения о количестве тепла, отведенного поршневыми кольцами для поршней с масляным охлаждением, приведен ные в табл. 16, несколько противоречивы. Данные, содержа щиеся в работах [54] и [55], получены для двигателей боль шой размерности. Но даже принимая во внимание, что доля тепла, отводимого через кольца, снижается с ростом Dn, трудно объяснить столь значительное расхождение указанных
.величин.
Оценке роли поршневых колец в отводе тепла от поршня посвящено довольно ограниченное количество работ, отсут ствует и четкое представление о характере теплообмена меж ду поршнем, кольцом- и цилиндровой втулкой. Вместе с тем, шзучение этого вопроса представляет значительный практи ческий интерес.
107
Таблица 16
Тепло, отведенное
Литературный' источник от поршня порш невыми кольцами,
%
Неохлаждаемые поршни |
|
В. М. Архангельский и др. [2] |
50—60 |
М. М. Бурим [6] |
80 |
М. М. Внхерт и др. [9] |
60—75 |
В. А. Ваншейдт [8] |
75—80 |
Б. Я. Гиицбург [112] |
70 |
Н. X. Дьяченко [17] |
60 |
Охлаждаемые поршни |
|
В. И. Одинцов и др. [30] |
2—8 |
Н. Scobel [51] |
5 |
Е-. Wacker и др. [52] |
18—20 |
§ 1. Р А С Ч Е Т К О Л И Ч Е С Т В А Т Е П Л А , О Т В Е Д Е Н Н О Г О О Т П О Р Ш Н Я ?
П О Р Ш Н Е В Ы М И К О Л Ь Ц А М И
В настоящее время одной из немногих работ, содержащей'' рекомендации по расчету количества тепла, отведенного от поршня через кольца, является исследование Б. Я. Гинцбурга [13]. Расчет теплопотока через поршневое кольцо номер Г производится по выражению
(46).
где Ті= Uі—/ц — тепловой напор,
Дпк — термосопротивление поршневого кольца с прилегающим участком поршня, опре деляется по выражению
где Uі — температура поршня в зоне контакта с'поршневыми кольцом;-
108
іц— средняя температура стенки цилиндра; D —диаметр цилиндра (поршня), м;
бк— зазор между кольцом и канавкой по высоте, м\ b — высота поршневого кольца по образующей, ж;
S — толщина стакана поршня, ж; |
относительно |
оси ци |
||
е — смещение |
центра |
поршня |
||
линдра; |
масляной |
пленки |
между кольцом и ци |
|
бц— толщина |
||||
линдром, |
ж; |
|
|
поршня, |
Я — коэффициент теплопроводности материала |
||||
ккал/м час град\ |
|
|
|
Як— коэффициент теплопроводности материала поршнево го кольца;
Ям — коэффициент теплопроводности масла;,
I — длина участка поверхности поршня, прилегающей к кольцу, ж.
Как показали расчеты, проведенные в соответствии с дан ной методикой для поршней дизелей 6ЧН 25/34 и 6ЧН 21/21, доли тепла, отведенного через поршневые кольца, составляют:
1 -е кольцо — 40—43%,
2- е коліьцо — 30—32 %,
3- е кольцо — 25—27 % •
При этом суммарное количество тепла, отведенное через поршневые кольца, составляет 70% тепла, подведенного к поршню (иеохлаждаемые поршни). Как показали последую щие эксперименты, такая оценка является значительно завы шенной, что объясняется недостаточным учетом при исполь зовании методики Б. Я. Гинцбурга особенностей контактного ■теплообмена.
Несколько более точную оценку количества тепла, пере данного кольцами цилиндровой втулке, можно получить, ис пользуя методику расчета теплообмена в зоне термического контакта, изложенную в работах Ю. П. Шлыкова [51] и В. М. Попова [49]. Сущность указанной расчетной методики заключается в том, что термическая проводимость контакта
«к представляется как сумма двух |
проводимостей — среды |
ас и мест фактического контакта ссм, |
т. е. ■ |
а к = а с+ а м - |
(48) |
Проводимость среды |
|
|
(49) |
где Яс — теплопроводность среды, |
|
109
6э — эффективная |
толщина |
промежуточной прослойка |
|
среды. |
|
|
|
Для определения бэ рекомендуется зависимость |
(5 0 ) |
||
|
8 „ = 2 ^ cP ' t f o ^ , |
||
где /гсрі и ЛСР2 — средняя высота |
выступов шероховатости |
||
для |
соприкасающихся поверхностей, |
опре |
|
деляемая классом чистоты обработки; |
|
||
У— относительная |
толщина прослойки среды |
||
(газы; масло). |
|
|
Определение относительной толщины прослойки среды возможно аналитическим и экспериментальным путем. К со жалению, в указанной литературе приведены результаты экс периментально определенных величин У только для газов.
В работе [49] приведены результаты экспериментального определения ак при наличии воздушной прослойки между контактирующими поверхностями, а также для прослойки из глицерина. Принимая во внимание, что для масла и глицери на, нагретых до температуры в 100—120°, такие физические
свойства, как вязкость, теплопроводность, |
теплоемкость отли |
|||
чаются на '20—30%, соотношения |
между |
ак для |
воздуха и |
|
глицерина можно |
использовать |
для приближенной оценки |
||
тепла, отведенного от поршня через поршневые кольца. |
||||
Проводимость |
фактического контакта — второй |
член вы |
||
ражения (48) |
|
|
|
|
где |
2ХМ, • Хм, |
|
Хм,-)- Хм, |
aB=8-10sXM( J - .f f ) 0-86, |
(51) |
— приведенный коэффициент |
теплопро |
водности; Хмі и Ям2 — теплопроводность 'контактирующих
материалов;
Р |
— относительное контактное давление; |
|
осв |
||
Р — величина контактного давления; |
||
|
||
|
Ов — предел прочности для мене$ твердого |
|
|
материала контактной пары; |
|
|
коэффициент. |
Термическое сопротивление контакта .
R k—\
Расчет количества тепла, отведенного через кольца, вы
М 0