ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Во с е в о м н а п р а в л е н и и
в) давление газов на верхний торец кольца Р прижимает кольцо к нижнему торцу канавки. У четырехтактных дизелей -на ходе всасывания иод действием разрежения -в цилиндре кольцо перемещается к верхнему торцу канавки.
■ б) сила трения Ртр. Всегда направлена в сторону, обрат ную мгновенному движению поршня.
■Кроме осевой-силы трения РТр, в мом.ент воздействия мак симальных газовых сил возникает сила трения, направленная ■ по касательной к рабочей поверхности кольца и ,цилиндровой втулки в плоскости, перпендикулярной плоскости действия силы РТр.-Зта сила действует периодически о частотой, равной частоте вспышек, и вызывает возникновение в кольце допол нительных динамических напряжений растяжения. Кроме того, действие этой тангенциальной силы трения, очевидно, является одной из основных причин, вызывающих вращательное движе ние кольца ів канавке поршня, отмеченное многими иоследоівателями.
в) силы инерции Pjк.
Совместное действие сил PjKи РТр способно вызвать мо мент сил, следствием которого является перекос кольца в ка навке и вибрация колец. ‘
Как говорилось выше, при конструктивном расчете поршне- • вых колец учитывается только действие сил собственной упру гости поршневых колец, действие же всех остальных сил із рас чете обычно не учитывается. Принимая во внимание весьма трудные условия работы кольца и высокие значения изгибных напряжений в его сечениях даже только от действия сил соб ственной упругости, представляет значительный интерес, оцен ка полного напряженного состояния поршневого кольца.
|
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИИ |
■' |
В ПОРШНЕВОМ КОЛЬЦЕ |
Вопросы расчета на прочность поршневых колец рассмот рены в работах Б. Я. Гинщбурга [іІЗ], К- Рейнгарда. В даль нейшем рядом авторов, не изменяя существа предложенных Б. Я- Гинцбургом зависимостей, предлагались дополнения, касающиеся, в основном, определения величин коэффициен тов, уточняющих зпю.ру давлений корректированного кольца.
В качестве рабочих оцениваются напряжения, получаю щиеся в наиболее .нагруженном сечении кольца (против зам ка) при заведении поршневого кольца в цилиндровую втулку.
/ |
91 |
Для колец равномерного давления е сечением прямоугольной1 формы величина напряжений растяжения наружных волокон' кольца
а шах 0,425£ |
■J,кг/см2, |
(39> |
напряжения при надевании на поршень |
|
|
3,9 „ 1 |
Зп• S J t |
(40). |
:---L- |
кг/см2, |
|
т |
G- 0 |
|
где Е — модуль упругости .материала кольца, |
кг/см2, |
So — зазор в замке кольца в свободном состоянии, см, t — радиальная толщина кольца, см,
Д— диаметр цилиндра, см,
т— коэффициент, зависящий от способа приложенияусилий к кольцу при надевании на поршень (1,0; 1,57;.
2,0).
Для колец с корректированной эпюрой давления
а піах |
1,275 р |
Soft |
кг |
(41) |
|
(3 -ц ) |
/£ . |
л^сл*, |
|||
|
|
||||
и |
|
1 |
§0 |
|
|
3,9с . 1 — |
|
||||
( 3 — |J .)7 C |
t кг |
д а |
|||
|
|
|
см2 |
||
|
|
|
|
||
|
( ? - ! ) = |
|
т е ц —коэффициент, зависящий от формы эпюры давления и изменяющийся от 0 до 0,25.
Величина допускаемых напряжений от ах=304-40 кг/мм2,. а с^тах—4-04-45 кг/мм2. Более высокие значения допускаемых напряжений а'тах объясняются тем, что эти напряжения дейст вуют в течение короткого промежутка времени, при этом -коль цо имеет низкую температуру.
Расчеты, выполненные для поршневых колец различных, дизелей, показывают, что величины статических напряжений обычно составляют сгт ах=|25-г-35 кг/мм2. Замеры величин .ста тических напряжений методом тензометрирования показали,, что экспериментально полученные значения достаточно близко, совпадают .с расчетными, хотя в отдельных случаях и отлича ются от расчетных на 10—15%. Основными причинами этих, отклонений являются отклонения в значениях модуля упру-
92
ч
гости материала кольца по ого контуру, .а также различные значения постоянных коэффициентов, входящих в выражение для а .в виде сомножителей перед Е, рекомендованных различ ными авторами.
Несколько более высокую точность расчета можно полу чить в тех случаях, когда известна эпюра давления кольца на поверхность цилиндровой втулки или определена величина по стоянного среднего давления кольца на втулку.
В качестве расчетной можно .использовать общую форму лу Б. Я. Гвдщбурга.
г 0 _ |
М - у |
(43) |
|
'го+у' |
J |
||
|
где г 0—радиус оси симметрии кольца, см\ г п — радиус .наружного волокна кольца, см-,
. гв—радиус внутреннего волокна кольца, см\
У — расстояние от оси симметрии |
до волокна, в котором |
определяется .напряжение; |
; |
М — момент в исследуемом сечении, кг/см-, / — момент инерции сечения кольца.
Изгибающий момент М определяется для произвольной точки А кольца в соответствии со схемой, представленной на рис. 36.
а
М а — f р-Ь-г-rosin(а—<p)dcp,
|
(44) |
где |
в — высота коль |
|
ца; |
|
Р — давление коль- |
.ца на стенку цилиндра,
r-dcp — дуга центрального угла, rdcp(a—ф) —площадь по наружному волокну, соответ
ствующая углу dq>,
r 0 Sin (а—ф) — пле^чо действия силы dP.
Полный изгибающий момент в точке А равен
М а =pbrn-го (cos сс+1). (45)
Напряжения для различных точек кольца подсчитываются по выражениям:
93
для наружного растянутого волокна
|
r0 |
Af-y. =А„уИ, |
гііе АГ,г |
|
Г О- У |
|
>о+У* •/ |
|
Ѵо+ уИ |
||
для внутреннего сжатого волокна |
|
|
|
||
о |
Гр |
щ - у ) --кв-м , |
где к в |
Гр(~у) |
|
в |
Гр—У |
|
|
|
(гр-у)Г |
Далее, с учетом текущих значений изгибающего момента, ' можно рассчитать величины напряжений для любой точки по периметру кольца и построить эгаоры напряжений по внутренг нему я наружному контуру кольца (на рис. 37 приведены рас четные и экспериментальные эпюры напряжений поршневого кольца дизеля Д 19/30).
Р я с. 37. Расчетные и экспериментальные |
эпюры |
|
напряжений поршневого кольца дизеля |
D 19/30: |
|
-------- расчетные напряж ения;------------- |
J» |
экспе |
риментальные напряжения. |
|
|
Значительные расхождения величин расчетных и экспери |
||
ментальных напряжений в районе замка |
кольца объясняются |
тем, что расчет производился по постоянному среднему давле
нию кольца на стенку цилиндра, в то время, |
как давление у |
замка несколько повышено (эпюра давлений |
имеет неболь |
шую коррекцию). |
|
94
• При (Постановке кольца во втулку, имеющую значительный износ и іовалпзацию, происходит заметное перераспределение напряжений по контуру кольца.
С целью определения характера перераспределения напря жений в кольце при износе и овализации цилиндровой втулки было проведено экспериментальное -исследование на кольцак дизелей Д 19/30 и ЧН 21/213 при установке их в цилиндры е различной степенью износа.
Р и с. 38. Эпюры напряжений поршневого кольца для различных степеней износа цилиндровых втулок, ха рактеризуемого величиной угла потери контакта: 1, 2, 3, 4, 5, 6 — номера тензодатчиков; а = 0 °; а=60°;
а =120°; а =1150°.
Напряжения .в сечениях кольца измерялись с помощью тен зодатчиков; тарировка датчиков проводилась непосредственно на кольце, непосредственно на кольце определялся и модуль упругости материала. Величина овальности -цилиндровой втул ки -оценивается как £>=Д—Да. Замок кольца располагался по направлению большой оси (Д), характер прилегания кольца к поверхности цилиндра оценивался углом потери контакта а.
Характер изменения эпюр напряжений поршневого кольца в зависимости от угла потери контакта наглядно иллюстря-
3 Работа проведена при участии ииж. Б. Ф. Коржакова.
96
руется значениями напряжений, замеренными в различных точках по контуру кольца и приведенными в табл. 15, а также эпюрами, приведенными на рис. Зв.
Таблица 15
о кгісм2 в зависимости от угла потери контакта
Номер |
|
датчиков 0= 0° |
а=30° |
1о tO |
|
cs |
О |
1 |
1 |
а—90°
1
|
|
О |
SC |
0 |
|
01 1і |
|
а— 150°
1 |
2980 |
3090 |
3170 |
3250 |
3380 |
3490 |
2 |
2800 |
2780 |
2650 |
2700 |
3020 |
3300 |
3 |
2285 |
2240 |
2040 |
2010 |
1740 |
1950 |
4 |
1815 |
1970 |
2000 |
1985 |
1710 |
990 |
5 |
1250 |
1260 |
1275 |
1280 |
1245 |
805 |
6 |
623 |
555 |
563 |
563 |
615 |
592 |
Анализ результатов проведенного эксперимента свидетель ствует о том, что при постановке кольца во втулку, имеющую износ II овализацшо, происходит весьма заметное перераспре деление .напряжений в кольце. При этом .в наиболее опасном сечении (против замка) напряжения могут увеличиваться на 15—20%, что составляет Дс=500 кг/см2.
Связь между углом потери контакта а и «дополнительным» прогибом кольца <Упредставлена в виде графика, рис. 39. Этот график позволяет установить связь между углом потерн контакта а и соответствующей данному углу величиной оваль ности цилиндровой втулки. При этом для реального случая
Р и с. 39. График зависимости «дополни тельного» прогиба кольца б' в зависимости от угла потери контакта, ö'— f(a°).
9 6