ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
(замены кольца в изношенной втулке) может-быть рассмотре но несколько предельных 'состояний кольца по прилегаемости:
а) 6 '> 6 . В этом 'Случае кольцо выберет полностью зазор, определяемый овальностью и будет -обеспечен непосредствен ный контакт его с поверхностью цилиндровой втулки, что обес печит последующую совместную приработку кольца и цилин дровой втулки;
б) б' = б. іВ этом случае кольцо также способно полностью
выбрать зазор, однако обеспечение его контакта |
с поверх |
ностью цилиндровой -втулки не является безусловным; |
|
в) б '< б . В этом -случае кольцо может касаться |
поверхно |
сти втулки на участке потери контакта только в отдельные мо менты под действием силы давления тазов, прижимающей кольцо. Условия для обеспечения надежной работы уплотне ния отсутствуют.
§ 3. ДИНАМИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ПОРШНЕВОМ КОЛЬЦЕ
"Во время работы двигателя в поршневом кольце, помимо статических напряжений, возникают периодические напряже ния от сил давления .газов и других переменных сил, частота действия которых равна или кратна частоте циклов. Эти .пере менные по углу поворота коленчатого вала напряжения в дальнейшем будем называть динамическими. Их 'Возникнове ние, прежде всего, обусловлено переменной нагрузкой от -сил давления газов, а также такими факторами, как колебания кольца ів связи с его движением вдоль образующей цилиндра, не являющейся прямой линией; вибрацией колец и т. д. Допол нительные динамические иапряжения в кольце м-огут возни кать при перекладке поршня -в районе ВМТ, когда из-за нали чия сил трения на нижней (торцевой) поверхности кольца отдельные участки его контура могут нагружаться дополни тельным изгибающим моментом при изменении поршнем сто роны прилегания в цилиндре. Совокупность перечисленных факторов позволяет полагать, что при определенных обстоя тельствах динамические напряжения могут ' быть достаточно существенными.
Отсутствие в литературе 'Сведений по данному вопросу сле дует, очевидно,.объяснить тем, что непосредственное наблюде ние за «поведением» кольца в работе чрезвычайно затруднено вследствие малой его доступности для проведения измерений. В связи с этим прямое измерение напряжений в кольце на ра ботающем двигателе с учетом всех внешних сил, воздействую-
7. Заказ 1846 |
9 7 |
щих на кольцо, практически неосуществимо. В то же время представляется возможным изучить влияние на величину ди намических напряжений отдельных факторов с применением специальных стендов, имитирующих условия работы кольца на двигателе. Поскольку .газовые силы являются наиболее 'зна чительными из всех переменных сил, действующих на кольцо,, был спроектирован специальный безмоторный стенд, с по мощью которого осуществлялась имитация нагрузки поршне вого кольца переменными газовыми силами. Общий вид стен да представлен на рис. 40. Он состоит из поршня 1 с кольцами, цилиндра 2 и двух цилиндровых крышек 3, стянутых силовыми шпильками 4. Газовая нагрузка создавалась сжатым возду хом, подаваемым из 'баллона 5 через специальный золотник 6 в камеру сжатия — полость над по-рішнем. Разгрузка полости, над поршнем также оеуществл.ялась золотником 6.
Р ис. 40. Схема экспериментальной установки для определения ' динамических напряжений в поршневых кольцах от сил давления
газов.
Число оборотов золотника, а также сечения впускного н выпускного каналов подбирались таким образом, чтобы харак тер осциллограммы давления в полости над поршнем соответ ствовал внешнему виду индикаторной диаграммы (но продол жительности действия импульса давления, ДР/Да , по -периоду разгрузки). Величина напряжений в поршневом кольце изме рялась с помощью тензодатчиков, а их регистрация осуществ лялась шлейфным осциллографом.
При размещении поршневого кольца в круглом цилиндре номинального диаметра величина динамических напряжений
98
составляет ад=200-г-200 кг/см2. Зависимость os— f(Pz) носит линейный характер и изображается прямой 1 на рис. 41 (гра фики построены по напряжениям, замеренным для внутренних волокон кольца в точке против замка). Возникновение дина мических напряжений может быть проиллюстрировано с по мощью схемы положения кольца во втулке при отсутствии га зовой нагрузки и при наличии давления газов, представленной на рис. 42. іВо время отсутствия газовой нагрузки кольцо при жимается к поверхности действием сил собственной упруго сти. Даже при «беспроісветно-м» прилегании кольца между его
Р ис. 41. Зависимость динамических напряже ний в поршневом кольце от давления в цилинд ре, a=f(Pz): 1 — для цилиндровой втулки но минального диаметра; 2 — для цилиндровой втулка с овальностью б"=0,14-0,2 мм.
поверхностью и поверхностью цилиндра полный контакт отсутствует, так как кольцо опирается на отдельные микронеровности поверхности цилиндра, маслянуір .пленку и т. п. В пе риод действия максимальной газовой нагрузки резко возрас тает сила, прижимающая кольцо к поверхности втулки, что обеспечивает более плотное прилегание кольца, «выжимание» масла из зазора. В этом случае, благодаря действию силы тре ния между поверхностями кольца и цилиндра (величина кото рой также достигает максимума), отдельные участки этих
Т |
99 |
поверхностей сохраняют неизменным свое относительное поло жение, что, в свою очередь, приводит к возникновению напря жений растяжения как в наружных, так и внутренних^волок нах кольца. Возникновение напряжений растяжения обуслов лено удлинением наружного контура кольца из-за совместно го действия перечисленных сил.
Продолжение воздействия тазовой нагрузки сопровождает ся возникновением напряжений сжатия во внутренних волок нах кольца я дальнейшим ростом напряжений растяжения в наружных волокнах. Таким образом, динамические напряже ния от действия сил давления газов вызывает повышение на пряжений растяжения в наружных (растянутых) волокнах поршневого кольца, и возникновение дополнительных знакопе ременных напряжений во внутренних (сжатых) волокнах.
|
|
Рассмотренный |
харак |
|||||
|
|
тер возникновения |
|
дина |
||||
|
|
мических напряжений мо |
||||||
|
|
жет |
|
быть |
проиллюстри |
|||
|
|
рован |
осциллограмма |
|||||
|
|
ми, снятыми на экспе |
||||||
|
|
риментальной |
установке |
|||||
|
|
для |
поршневого |
кольца |
||||
|
|
дизеля Д 19/30. Приведен |
||||||
|
|
ная на рис, 43 |
осциллог |
|||||
|
|
рамма снята для кольца, |
||||||
|
|
установленного в цилинд |
||||||
|
|
ре |
с |
овальностью |
б== |
|||
|
|
0,4 мм. Возникновение на |
||||||
|
|
пряжений |
№ |
растяжения |
||||
|
|
(датчики |
1 и 2) |
при |
||||
|
|
снижении давления в ци |
||||||
Р и с. 42. Схема положения |
порш |
линдре, скорее всего, мож |
||||||
невого кольца во втулке при пе |
но |
объяснить |
упругими |
|||||
риодическом действии сил |
давле |
колебаниями кольца: по |
||||||
ния газов. |
|
|||||||
|
сле |
снятия внешней наг |
||||||
|
|
рузки кольцо, возвращаясь в первоначальное положение, про ходит через положение «равновесия».
На рис. 44 приведена осциллограмма напряжений, снятая для кольца, установленного в цилиндровой втулке с овально стью 6= 0,5 мм. Сопоставление осциллограмм для точки 1 сви детельствует о росте напряжений в этом сечении кольца с рос том овальности (напряжения в точке >1 возросли с 210 до 243 кг/см2).
100
*
лллллллл А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л
—Ч ?—к н*
Р и с. 43. Осциллограмма напряжений в поршневом кольце, уста повленном в цилиндре с овальностью 6=0,4 мм.
Р и с. 44. Осциллограмма напряжений в поршневом кольце, уста новленном в цилиндре с овальностью 0,5 мм.
10t
§ 4. ВЛИЯНИЕ ИЗНОСА И ОВАЛИЗАЦИИ ЦИЛИНДРОВОЙ ВТУЛКИ НА ВЕЛИЧИНУ ДИНАМИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ
В ПОРШНЕВОМ КОЛЬЦЕ
Влияние износа и овализации цилиндровой втулки на усло вия работы поршневого кольца, в конечном счете, сводится к образованию участка, на котором отсутствует контакт между поверхностями кольца и цилиндра. Этот '«серповидный зазор» ■характеризуется центральным углом потери контакта а° и ве личиной .возможнаго дополнительного прогиба кольца в зазоре б'. Для статического напряженного состояния были рассмот рены возможные соотношения между 6' и овальностью ци линдра б.
Для динамического напряженного состояния эти соотноше ния .несколько усложняются тем, что если в статике кольцо приобретает дополнительный прогиб 6' под действием сил соб ственной упругости, то в динамике к ним добавляются силы давления газов, что увеличивает дополнительный прогиб кольца.
Р и с. 45. Схемы газовых сил, действующих на поршневое кольцо при различных степенях износа цилиндровых втулок.
Более подробное рассмотрение газовых сил, действующих на кольцо, позволяет проанализировать характер их взаимо действия для следующих трех случаев.
П е р в ы й с лу ч а й .
Поршневое кольцо плотно прилегает к поверхности цилинд ра. Зазор между кольцом и цилиндром отсутствует. Сила дав
ления газов прижимает кольцо к поверхности |
цилиндра, на |
||
правленная противоположно |
РгСила.Р' либо |
пренебрежимо |
|
мала, либо равна 0 (рис. 45 а). |
|
||
•Второй |
с лу ч а й . • |
участок отсутствия контакта с |
|
Поршневое кольцо имеет |
|||
цилиндром. |
Газы, проникающие в зазор между кольцом и ци- |
102