Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. ВЛИЯНИЕ УТЕЧЕК ГАЗА НА ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА

і

Исследованию влияния утечек газов на работу двигателя посвящен целый ряд работ. В основном они проводились на карбюраторных двигателях, результаты и выводы,этих работ не распространяются тіа двигатели с воспламенением от сжа­

тия.

 

'

 

 

 

 

 

 

,

Наиболее полно влияние утечек газов исследовано в рабо­

тах, проведенных в .НАМИ [42], на одноцилиндровом

отсеке

карбюраторного двигателя.

Однако

следует

отметить,

что

при определении

влияния утечек на работу

двигателя

был

сделан ряд допущений, понижающих

точность оценки влия­

ния утечек. Основные из них:,

 

 

 

 

 

 

 

1.

В расчетах утечки череЪ реальные неплотности в сопря-

жении поршневых колец и цилиндровых

втулок заменялись

*утечками через

«приведенное отверстие»,

расположенное в

центре донышка поршня.

 

«приведенное отверстие»

2.

Коэффициент расхода через

принимался равным р,=1.

политроп

сжатия и расширения

, 3.

Значения показателей

принимались постоянными и независящими

от величин уте­

чек газа. Кроме того, не принималось-

во внимание

вполне

вероятное изменение величины теплового зазора между цилиндровой втулкой и поршнем двигателя.

Указанные допущения в равной мере свойственны и ряду других работ, посвященных вопросу исследования пропуска газов поршневыми кольцами. В качестве методики аналити­ ческого исследования в этих работах использован метод теп­ лового расчета при переменном количестве рабочего тела. Следует отметить, что использование метода теплового рас­ чета, ввиду известной его схематичности, не позволяет учесть

39


всего комплекса явлений, связанных с утечкой газов. Кроме того, точность всякого теплового расчета определяется пра­ вильностью выбора исходных параметров, а ввиду отсутствия в литературе расчетных или экспериментальных данных о влиянии утечек газа на величины исходных параметров, их значения в отдельных случаях принимались ориентировочно, не зависящими! от утечки газов. Методика моделирования раз­ личной степени герметичности цилиндра путем установки в днище поршня специальных жиклеров с калиброванными о т ­ верстиями также требует уточнения с целью приближения к условиям, имеющим место в цилиндре с различной степенью эксплуатационного износа.

Отдельными авторами [4],![10], [14], [22] основная родь уте-

•чек связывается с вопросом старения масла, влияние же уте­ чек на рабочий процесс исследовано -недостаточно, при этом высказывается мнение. [4], что величина предельно допустимо­ го зазора между поршнем и цилиндровой втулкой должна определяться условиями сдувания'масляной пленки с поверх­ ности зеркала цилиндровой втулки. Однако следует отметить, что сказанное относится прежде всего к карбюраторным двигателям небольшой мощности и габаритов. Для двигате­ лей с диаметром цилиндров более 150 мм сдувание масляной пленки может иметь место даже при небольших износах а случае плохого прилегания колец, и данный критерий не мо­ жет определять величину предельно допустимого зазора меж­ ду поршнем, и цилиндровой втулкой.

Теорётическре исследование предельно допустимых зазо­ ров между поршнем и цилиндровой втулкой на основе гидро­ динамической теории смазки освещает только одну из сторон этого вопроса. Следует, отметить, что принятая в работе [4] методика исследования масляной пленки между двумя кон­ центрическими окружностями не отображает действитель­ ного положения поршня в цилиндровой втулке. Ввиду того, что под действием нормальной силы поршень поочередно при­ живается к каждой из, сторон цилиндровой втулки в плоско­ сти качания шатуна и зазор между поршнем и цилиндровой втулкой.имеет серповидную форму, такое упрощение снижает точность рассмотренной методики.

‘Г. А. Фофановым [41] для оценки уплотняющей способ­ ности поршневых колец принимался показатель плотности, определяемый отношением Рс/Р-к, где Рс— давление сжатия, Рк — давление в воздушном ресивере. За характеристику из­ носа уплотнительного кольца принимался зазор в замке, из-

40

'

'

'


меряемый в рабочем состоянии (в калибре). Для случая совместного износа кольца и втулки (при сравнительно не­ больших нзносах) такая методика позволяет довольно точно установить зависимости между износами и изменением пара­ метров двигателя, но она не приемлема при нзносах, прибли­ жающихся к предельно допустимым.

В работе [10] с целью упрощения задачи вопрос выбора предельно допустимых зазоров в сопряжении цилиндровая втулка-поршень двигателя определяется пусковыми качества­ ми. Как браковочный критерий предлагается эксперимен­ тально выявленная зависимость между величиной неплотно­ стей в исследуемом сопряжении и временем падения давле­ ния в камере сжатия двигателя. Для проведения такой про­ верки предложен целый ряд устройств пневматических калиб­ раторов. Основное достоинство данного метода — его просто­ та. 'В исследованиях с применением данной методики не выявлено влияние износов цилиндровой втулки и поршневых колец на параметры рабочего процесса. В книге К- Энглиша [47] приводится обзор большого количества работ, посвящен­ ных исследованию утечек газов через поршневые кольца, а также выявлению влияния различных факторов конструктив­ ного и Эксплуатационного’ характера на .количество газовутечки.

Несмотря на разнообразность исследований, приводимых в данном обзоре, большинству работ свойственна общая ха­ рактерная особенность: испытания проводились на двигате­ лях, имеющих небольшие износы. Конечной целью большин­ ства работ являлось определение оптимальных сроков и ре­ жимов приработки деталей, а величины утечек являлись кри­ терием правильности выбора режима приработки.

Принимая во внимание то обстоятельство, что объектами исследований были двигатели с относительно малыми изно­ сами, становится понятным, «Почему такая значительная роль при оценке утечек отводится просвету в замке. поршневого кольца, Для двигателя, имеющего незначительный износ цилиндровых втулок и поршневых, колец, площадь, просвета в замке составляет 50% и более от суммарной величины не­ плотностей, в то время как для изношенных цилиндровых втулок и «поршневых колец площадь «просвета в замке не пре­ вышает 10% суммарной лЛощади неплотностей. Таким обра­ зом, величина зазора в замке кольца не, оказывает решающе­

го, влияния на определение-утечек для двигателей,

имеющих

значительный износ цилиндровых втулок.

.


В работе [22] зазор в замке поршневого

кольца расцени- .

вается как единственное сечение для прорывающихся газов,

что совершенно не соответствует действительности.

В некоторых исследованиях техническое

состояние дета­

лей ЦП Г оценивается по изменению удельного расхода топ­

лива, но такой меуод оценки не является

приемлемым, так

как изменение удельного расхода может быть вызвано целңм рядом причин, не имеющих отношения к износам цилиндровых втулок и поршневых колец.

Исследованию косвенных показателей, определяющих тех­ ническое состояние ЦПГ, посвящена работа И. Л. Лютова

[24].Все косвенные показатели подразделяются на две

группы:

первичные

показатели — величина утечки

газов,

 

расход масла; вторичные

показатели — мощность,

темпера­

 

тура. выпускных газов, давление в картере, расход

топлива,

 

ГЦ, der, Рс, Рг■ При

этом

подчеркивается, что связь между'

 

зазорами и первичными показателями .может быть установле­

 

на только экспериментальным путем, а определить значения

 

коэффициентов расхода

и величины

проходных

сечений в

 

сопряжении

цилиндровая втулка — поршневое

кольцо вооб­

 

ще не представляется возможным.

 

 

 

втулок

осущест­

 

Имитация износа колец и цилиндровых

 

вляется изменением зазора в стыке кольца

(путем фрезеров­

 

ки). В соответствии с методикой, изложенной в данной рабо­

 

те, влияние утечек на параметры рабочего процесса исследо­

 

валось ра двигателе, у которого исследуемый цилиндр

 

работал с отключением

топлива

или в режиме

прокрутки

 

электродвигателем.

Оценка

величины утечки газов произво­

 

дилась по уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pt У.

Р,У*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RTt

R T 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

определения хар ак тер а

изменения

тем ператур

 

л и н д р е

п о

угл у поворота

коленчатого

вал а

вм есто

ф ор

на» цилиндре

устан авли вался

бпециальны й

датчик —

т

м етр сопротивления. іВ

этом сл уча е

точность

определени

личи н

утечек

сл едует

считать достаточн о

 

высокой,

о

измерени е

утечек

на

вы клю ченном

цилиндре

 

не

позв

устан о в и т ь зависим остей ,

сущ ествую щ и х

м еж д у

величи

утечек

и изменением п ар ам етр о в рабочего п р оц есса .

одн

П еречисленны е

допущ ени я

при вел и

к

несколько

ронней

оценке

влияния

утечек

на

рабочий

процесс: в

вы в

-42


данной работы говорится о том, что больше всего утечки газов влияют «а изменение коэффициента избытка воздуха и температуры выпускных газов.

§ 1. МЕТОДИКА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Качественное уплотнение камеры сгорания двигателя

.обеспечивается работой поршневых колец. Наряду с функци­ ями уплотнения, поршневые кольца осуществляют отвод теп­ ла от поршня. Для надежного выполнения этих функций необходимо беспросветное прилегание поршневого кольца к

.цилиндровой втулке, что не всегда удается осуществить, осо­ бенно при постановке новых колец в изношенные цилиндро­ вые втулки. Всякая утечка газов из цилиндра вследствие про­ пуска чистого воздуха во время хода сжатия, несгоревшей ■смеси или же частично или полностью сгоревших газов через кольцевое уплотнение поршня нежелательна.

Если утечка, газов превышает известный предел, то ей ■сопутствуют следующие явления:

потеря мощности и повышение удельного расхода топлива,

повышение температуры поршня и поршневых колец,

закоксование канавок поршня и пригорание колец,

повышенный износ цилиндровых втулок и колец,

потеря упругости поршневых колец,

поломка поршневых колец,

задиры поршней и цилиндровых втулок,

ускорение старения масла и увеличение расхода масла,

ухудшение пусковых качеств двигателя.

Все перечисленные факторы характеризуют неудовлетво­ рительное состояние двигателя и говорят о необходимости проведения ремонта с целью восстановления его первона­ чальных параметров.

Однако при ремонтах цилиндро-поршневой группы не всег­ да удаемся восстановить первоначальные технико-экономиче- цкие1показатели, что обусловливается влиянием, оказыва­ емым техническим состоянием деталей данной . группы на параметры рабочего процесса. (1В основном сказанное отно­ сится к дизелям, конструкцией которых не предусматривается расточка цилиндровых втулок под иоршнгі ремонтных разме­ ров).

Для установления предельно допустимых изйосов цилинд­ ровых втулок, превышение которых приводит к значительно­ му изменению параметров рабочего процесса и нарушению

43