Файл: Столяров К.А. Экономические проблемы совершенствования капитального ремонта промышленных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мероприятии, направленных на восстановление перво­ начальных эксплуатационных качеств зданий и соору­ жений в целом и отдельных их конструкций. В соот­ ветствии с этим определением капитальный ремонт производственных зданий и сооружений может быть выборочный и комплексный.

Выборочный капитальный ремонт представляет собой ремонт отдельных конструкций производственного зда­ ния или сооружения, а также отдельного вида инже­ нерного оборудования, а комплексный охватывает ре­ монтом все здание или сооружение, т. е. одновременно, с учетам возможного совмещения ремонтных операций, производится восстановление всех конструктивных эле­ ментов, требующих ремонта.

Утвержденными Госстроем СССР нормативными до­ кументами по проведению планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, уста­ новлены перечни работ, относящихся как к капиталь­ ному, так и к текущему ремонтам всех основных кон­ структивных элементов и видов инженерного оборудо­ вания промышленных объектов [22, 23]. В этих переч­ нях приведены виды ремонтно-строительных работ и их возможные объемы по каждому элементу здания или сооружения, так как между капитальным и текущим ре­ монтом не всегда существует различие только по видам выполняемых ремонтно-строительных работ. При восста­ новлении многих конструктивных элементов промышлен­ ных зданий и сооружений (фундаментов, стен, колони, покрытий, полов и т. д.) одни и те же виды работ осуще­ ствляются при проведении как капитального, так и те­ кущего ремонтов, но в каждом конкретном случае отне­ сение затрат на соответствующий вид ремонта производит­ ся в зависимости от объемов выполненной работы. Напри' мер, возобновление штукатурки- в объеме до 10% пло­ щади оштукатуренных стен производственного здания относится к текущему ремонту, а более 10% — к капи­ тальному ремонту, восстановление существующей отмо­ стки вокруг здания в объеме более 20% ее общей пло­ щади относится к капитальному ремонту, а менее 20% — к текущему ремонту и т. д.

В то же время перечни работ по капитальному ремон­ ту конструктивных элементов и видов инженерного оборудования содержат и предельные объемы ремонт-

16

но-строительных работ в натуральном выражении для обеспечения возможности разграничения затрат на ка­ питальный рѳмоінт и затрат на реконструкцию зданий п сооружений, которая должна осуществляться за счет других источников финансирования — государственных 'централизованных капитальных 'вложений, фонда раз­ вития производства и банковских кредитов.

Так, замена колонн до 20% их общего объема отно­ сится к капитальному ремонту, а более 20% — к рекон­ струкции производственного здания, смена отдельных участков трубопроводов при сплошной замене труб не более 200 м на 1км сети производится за счет средств капитального ремонта, а свыше 200 м на 1 км сети — за счет государственных централизованных или нецент­ рализованных капитальных вложений и т. д.

Очевидно, что подобное разграничение в отнесении затрат к различным источникам финансирования (в первую очередь разграничение затрат на реконструк­ цию промышленных зданий и сооружений и затрат на их капитальный ремонт) носит весьма условный харак­ тер и в ближайшие годы должно быть пересмотрено. Это связано с тем, что при .проведении комплексного ка­ питального ремонта промышленных зданий и сооруже­ ний высокой и средней сложности в процессе производ­ ства разборочных и демонтажных работ зачастую вы­ являются дополнительные, не предусмотренные проект­ но-сметной документацией объемы ремонтно-строи­ тельных работ, что при неуклонном соблюдении ука­ занных выше нормативных документов должно приво­ дить к замене источника финансирования этих работ. С другой стороны, производить оплату таких работ за счет средств фонда развития производства по мере вы­ явления подобной необходимости в настоящее время практически невозможно, так как с 1971 г. существенно изменилась система планирования и освоения этих средств.

Кроме того, нельзя забывать-о необходимости обеспе­ чения и создания соответствующих условий для резко­ го роста производительности труда на ремонтно-строи­ тельных работах. Здесь недостаточно только совершен­ ствовать организацию ремонт,ного производства и по­ вышать его механо- и фондовооруженность; для ус­ пешного решения, этой народнохозяйственной проблемы следует іво многом пересмотреть принципы и нормы проектирования комплексного капитального ремонта

17


промышленных зданий и сооружений с целью Макси­ мально возможного 'повышения степени оборности и іприіменения взамен изношенных новых строительных 'конструкций, изделий и деталей заводского изготовле­ ния. Только три соблюдении этого условия выполнение

все возрастающих объемов

ремонтно-строительных

работ в (промышленности

не

іпотребует значительного

увеличения численности

.работников, занятых в капи­

тальном ремонте пассивной части промышленно-произ­ водственных основных фондов.

В соответствии с утвержденной Госстроем примерной периодичностью капитального ремонта производствен­ ных зданий срок службы всех типов зданий до капи­ тального ремонта колеблется от 10 до 20 лет в зависи­ мости от их -конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Так как до настоящего времени наиболее широко про­ изводится не комплексный капитальный ремонт произ­ водственных зданий в целом, а выборочный капиталь­ ный ремонт отдельных конструктивных элементов, сле­ дует иметь в виду, что примерный срок службы значи­ тельного числа таких элементов до капитального ремон­ та составляет 10—15 лет. Для большинства типов соору­ жений Общепроизводственного назначения срок службы до капитального ремонта равен 8—10 годам, и только капитальные мосты и тоннели имеют значительно боль­ ший срок службы.

Для определения потребности в проведении капи­ тального ремонта производственных зданий и сооруже­ ний сопоставим данные о примерной периодичности их ремонта с данными о сроках ввода в эксплуатацию го­ сударственных промышленных предприятий.

По данным Центрального статистического управле­ ния СССР, за 1918—1970 гг. построено, восстановлено и

введено в

действие 41630 крупных

государственных

промышленных предприятий:

 

Годы

 

Число пред­

 

приятий

 

 

1918— 1928

..............................................................................

2200

1929— 1932

..............................................................................

1500

1933— 1937

..................................................................................

4500

1938— 1941

(Iп ол угоди е)..................................................

3000

1941 (II полугодие) —1945 ................................................

11000

1946— 1950

..............................................................................

6200

1951— 1955

..............................................................................

3200

1956— 1960

..................................................................................

4870

18


1961 — 1965

 

3290

1966 . . .

 

410

1967 . . .

 

390

1968 . . .

 

300

1969 . . .

 

370

1970 . . .

 

400

Итого

41 630

Следует иметь в виду, что за

1918—1971 гг. в стране

было построено, восстановлено

и введено

в действие

также значительное количество средних и мелких госу­ дарственных промышленных предприятий, причем

большая часть их была построена в довоенный

период

и в годы Великой Отечественной войны.

о том,

Приведенные выше данные свидетельствуют

что около 70% общего количества государственных про­ мышленных предприятий построены до 1950 г. и их промышленно-производственные основные фонды нахо­ дятся в эксплуатации 20 лет и более.

Данные о сроках ввода в действие государственных промышленных предприятий іне дают всестороннего представления о состоянии пассивной части их промыш­ ленно-производственных основных фондов, так как зна­ чительная часть этих предприятий в дальнейшем была реконструирована и расширена. Кроме того, в течение последних 20 лет вводились в эксплуатацию наиболее крупные промышленные предприятия, что в совокуп­ ности с проведением работы по реконструкции и расши­ рению действовавших ранее предприятий позволило за 1951—1970 гг. увеличить стоимость промышленно-произ­

водственных основных фондов на 195

млрд. руб. [6].

С целью определения

фактической

потребности в

проведении капитального

ремонта производственных

зданий промышленных предприятий, длительное время находящихся в эксплуатации, ЦТЖБ (Всесоюзное объе­ динение Главэлектроремонт) в 1967—1908 гг. было проведено изучение основных фондов группы элек­ тротехнических заводов, расположенных в Ленинграде. Возрастное состояние производственных зданий этой группы предприятий и их потребность в капитальном ремонте приведены в табл. 1.

Из таблицы видно, что большая часть производствен­

ных зданий и сооружений этих

заводов — 247 объектов

(77,5%)— требует проведения

капитального ремонта, в

том числе 182 объекта (р7%)

комплексного капиталь-

19



«ото 'ремонта. По этой группе предприятий только 36 зданий и сооружений (11,3%) -можно считать новыми, «о через 5—6 лет часть этих зданий и сооружений бу­

дет нуждаться ів 'Капитальном ремонте.

Таблица 1

Завод

«Ленинская искра» «Пролетарий» . . . .

«Электроаппарат» . . «Электропульт» . . .

«Электросила» . . .

«Электрик».................

«Севкабель» . . . .

количество производст­

зданий и сооружений

Общее

венных

40

21

20

42

72

31

93

В том числе по периодам строительства

до 1917 г.

гг.

гг.

гг.

1918—1939

1940—1950

1951—1967

 

1

 

 

1

20

іб

3

5

8

3

5

4

10

5

1

5

13

18

6

9

21

31

11

11

10

8

2

34

29

22

8

Количество зданий и соо­ ружений, тре­ бующих про­ ведения капи­

тального

ремонта

всего

в том числе ком­ плексного капи­ тального ремонта

34 26

149

1512

34

21

49

37

26

20

75

57

И т о г о . . . 319

69

111

103 36

247

182

Таким образом, значительная часть находящихся в- эксплуатации производственных зданий и сооружений требует выборочного капитального ремонта отдельных конструктивных элементов, а многие объекты нуждают­ ся в проведении комплексного капитального ремонта.

Необходимость 'выполнения больших объемов ре­ монтно-строительных работ на действующих промыш­ ленных объектах обусловлена не только их нормальным^ физическим износом® результате эксплуатации, но и тем, что из-за отсутствия в течение длительного времени тех­ нически обоснованных норм и правил эксплуатация мно­ гих производственных зданий и сооружений не обеспе­ чивала необходимой их сохранности, а ремонт основных конструктивных элементов производился, как правило, несвоевременно. Поэтому фактический износ этих произ­ водственных зданий и сооружений значительно выше нормального износа при соблюдение дсновных требова­ ний по эксплуатации и ремонту,

20