Файл: Столяров К.А. Экономические проблемы совершенствования капитального ремонта промышленных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можностей вообще не 'проводят «ли проводят в недоста­ точных объемах работы по капитальному ремонту несу­ щих .конструкций промышленных зданий (фундаментов, колонн, феом, стен), фасадов зданий, а также санитар­ но-технические и электромонтажные работы, что на практике не позволяет осуществлять комплексный капи­ тальный ремонт 'производственных зданий и неизбежно сокращает период работы основного производства в этих зданиях до очередного выборочного ремонта отдельных конструктивных элементов. Кроме того, при хозяйствен­ ном способе производства работ имеет место нецелевое использование средств, т. е. за счет средств капиталь­ ного ремонта производятся различные работы, не име­ ющие отношения к сохранению и восстановлению дейст­ вующих промышленных зданий и сооружений.

Всемерное развитие подрядного способа производст­ ва работ по капитальному ремонту зданий и сооружений промышленных предприятий является объективной не­ обходимостью, обусловленной общим ростом промыш­ ленно-производственных основных фондов, и поставлен­ ной Коммунистической партией и Советским правитель­ ством задачей по обеспечению сохранности, восстанов­ ления и повышения эффективности действующих произ­ водственных фондов.

Г л а .в а 11

РАЗВИТИЕ ПОДРЯДНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНО-РЕКОНСТРУКТИВНЫХ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

§1. Хозяйственный способ производства ремонтно-реконструктивных работ

При хозяйственном способе работы по капитальному ремонту промышленных зданий и сооружений в основ­ ном выполняются силами ремонтно-строительных групп, участков или цехов (в зависимости от величины про­ мышленного предприятия и объемов работ, выполняе­ мых собственными силами), обычно подчиненных отде­ лу .главного механика или отделу капитального строи­ тельства. Наряду с ремонтно-строительными подразде­ лениями к выполнению этих работ на промышленных предприятиях привлекаются службы отдела_ главного

29


энергетика, транспортного отдела или цеха, а также ряд других вспомогательных цехов и служб предприятий.

Ремонтно-эксплуатационные службы промышленных 'предприятий .кроме работ по капитальному ремонту .вы­ полняют значительные объемы работ по текущему ре­ монту производственных зданий и сооружений, а также жилых домов, пионерских лагерей и детских дошколь­ ных учреждений, находящихся на балансе промышлен­ ных предприятий, часть объемов работ по капитальному строительству (в основном за счет нецентралнзованных источников финансирования) и занимаются оказанием услуг основному производству, услуг на сторону и изго­ товлением нестандартизированного оборудования.

К работам по капитальному строительству, произво­ димым силами ремонтно-эксплуатационных служб про­ мышленных предприятий, относится строительство мел­ ких промышленных объектов, а также пристроек и над­ строек производственных зданий за счет государствен­ ных централизованных капитальных вложений, ссуд Госсбанка СССР и средств фонда развития производ­ ства, причем выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом за счет последнего источника финансирования в настоящее время имеет тенденцию к увеличению. На предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирова­ ния, фонд развития производства по сравнению со сред­ ствами, которые ранее направлялись на техническое со­ вершенствование производства, увеличился примерно .в 3,5 раза [26].

Оказание услуг основному производству ремонтно­

эксплуатационные службы обычно производят путем из­ готовления тары, а оказание услуг на сторону сводится

к выполнению ремонтно-строительных работ в подшеф­ ных школах, детских дошкольных учреждениях, полик­ линиках, совхозах и колхозах.

По данным ЦПКБ (Всесоюзное объединение Главэлектр оремант), проводившего обследование электро­ технических заводов, расположенных в Ленинграде, объ­ ем работ по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, . выполненный силами ремонтноэксплуатационных служб заводов в 1966—1970 гг., со­ ставил в среднем 17,8% их общего объема работ по ка­ питальному ремонту производственных зданий и соору­ жений, в то же время в планах работ ремоитно-экснлуа-

30

таш-юиных служб этих заводов капитальный ремонт про­ изводственных зданий и сооружений составил 9,8%, те­ кущий ремонт—'66,2%, капитальное строительство — 6,1%, услуги основной деятельности — 12,9%, услуги на сторону — 2,1% и изготовление нестандартнзнрованного оборудования — 2,9%.

Согласно данным Министерства тракторного и сель­ скохозяйственного машиностроения СССР, обследова­ ние 31 завода данной отрасли показало, что удельный вес капитального ремонта производственных зданий и сооружений, выполняемого хозяйственным способом, со­ ставляет 8—20% общего объема работ ремонтно-эксплу­ атационных служб этих заводов.

В последние годы на большинстве предприятий элек­ тротехнической .промышленности работы по капитально­ му ремонту производственных зданий и сооружений хо­ зяйственным способом не выполняются, так как в райо­ нах сосредоточения электротехнических предприятий со­ зданы и успешно осуществляют свою деятельность под­ рядные ремонтно-строительные тресты и управления.

Для объективного изучения технико-экономических по­ казателей хозяйственного способа производства .работ по капитальному ремонту пассивной части -промышлен­

но-производственных основных

фондов

и определения

целесообразности замены его

подрядным способом в

1969 г. было проведено обследование

16 крупных про­

мышленных предприятий отрасли, на которых в 1967—

1968 пг. значительная часть работ по капитальному ре­ монту производственных зданий и сооружений выпол­ нялась силами ремонтно-эксплуатационных служб. По. этой группе промышленных предприятий в 1967 г. из об­ щего объема работ по капитальному ремонту производ­ ственных зданий и сооружений в сумме 4479,5 тыс. руб. хозяйственным способом было выполнено работ_на 2883,7 тыс. руб., или 64,4%; в 1968 г. из общего объема в сумме 5166,5 тыс. руб. хозяйственным способом было произведено работ на 3261,5 тыс. руб., или 63,3%. На че­ тырехзаводах этой группы хозяйственным способом в 1967—1968 гг. было выполнено 42—45% общего объема работ по капитальному ремонту производственных зда­ ний и сооружений, на четырех — 55—58%, на трех —

63—65% и еще на трех — 71—82%. Остальной объем ра­ бот по капитальному ремонту производственных здани1' и сооружений осуществлен подрядными организациями

31


Министерства электротехнической промышленности

СССР, Министерства монтажных и специальных строи­ тельных работ СССР и других министерств и ведомств.

На двух из 16 обследованных предприятий практически весь объем работ по капитальному ремонту промышлен­ ных зданий и сооружений в 1967—1968 гг. был выпол­ нен силами ремонтно-эксплуатационных служб этих предприятий. По удельному весу в общем объеме работ, проведенных силами ремонтно-эксплуатационных служб

обследованных предприятий,

работы

по капитальному

ремонту производственных

зданий

и

сооружении в

1967 г. составили 21,6, а в 1968 ,г. — 23,2%.

Произведенным обследованием

установлен крайне

низкий уровень фондоемкости .ремонтно-эксплуатацион­ ных служб промышленных предприятий. Ремонтно-экс­ плуатационные службы располагают некоторым количе­ ством деревообрабатывающего оборудования, металло­ режущих и других станков, бетоно- и растворомешалка­ ми. Из числа обследованных предприятий только на трех имеются башенные краны, а на остальных предприятиях применяются устаревшие малопроизводительные краны типа «Пионер»; отсутствуют новые приспособления для производства ремонтно-строительных работ. Средства малой механизации, применяемые при отделочных и других ремонтно-строительных работах, имеются в не­ значительном количестве. Ремонтно-эксплуатационные службы не располагают инвентарными лесами, подмо­ стями и вышками и вынуждены применять коренные ле­ са, существенно повышающие трудоемкость работ._Так как на большинстве обследованных предприятий экска­ ваторы, бульдозеры, передвижные компрессоры, автопо­ грузчики, тракторы, автокраны, моторные катки и тех­ нологический автотранспорт находятся в ведении тран­ спортных отделов и цехов, при определении фондоемко­ сти ремонтно-эксплуатационных служб балансовая стои­ мость машин и механизмов относилась на промышлен­ но-производственные фонды ремонтно-эксплуатацион­ ных служб пропорционально степени их.использования на работах, проводимых этими службами.

Обследование показало, что в целом по группе пред­ приятий балансовая стоимость промышленно-производ­ ственных ’Основных фондов ремонтно-эксплуатационных служб на 1 млн. руб. выполненных хозяйственным спо­ собом работ по капитальному ремонту производствен­

32


ных зданий и сооружений в 1967 г. составила 42,4 тыс. руб., а в 1968 г.—42,3 тыс. руб. При этом фондовоору­ женность одного рабочего, занятого на работах по капи­ тальному ремонту производственных зданий и сооруже­ ний, в 1967 г. составила 164,7 руб., а в 1968 г.—

158,6 руб. Некоторое уменьшение фондоемкости ремонт­ но-эксплуатационных служб промышленных предприя­ тий, .выполнявших в 1968 г. работы по капитальному ре­ монту производственных зданий и сооружений хозяйст­ венным способом, по сравнению с 1967 г. объясняется тем, что Министерство электротехнической промышлен­ ности выделило основную массу оборудования, необхо­ димого для механизации ремонтно-строительных работ, собственным подрядным организациям, на которые бы­ ла возложена большая часть работ по капитальному ре­ монту пассивной части промышленно-производственных основных фондов отрасли.

Данные обследования 16 промышленных предприя­ тий Министерства электротехнической промышленности мало чем отличаются от результатов обследования 31 завода тракторного и сельскохозяйственного машино­ строения, но которым фондовооруженность одного рабо­ чего, занятого на работах по капитальному ремонту про­ изводственных зданий и сооружений, в 1967 г. составила в среднем 191 руб., а балансовая стоимость промышлен­ но-производственных основных фондов ремонтно-эксплу­

атационных служб на 1 млн. руб. выполненных хозяйст­ венным способом объемов работ по капитальному ре­ монту производственных зданий и сооружений — 57,5 тыс. руб. Указанная фондовооруженность рабочих ре­ монтно-эксплуатационных служб промышленных пред­ приятий обусловлена низким уровнем механизации ос­ новных работ по капитальному ремонту производствен­ ных зданий и сооружений.

По данным ЦК'П'Б (Всесоюзное объединение Главэлектр оремопт), проводившего обследование работы ремонтно-эксплуатационных служб группы электро­

технических заводов,

процент

механизации работ по

капитальному ремонту промышленных зданий и

соорѵ-

жений составил: по земляным работам — 35%,

по ук­

ладке монолитного

бетона

и железобетона — 80%. по

штукатурным и малярным работам— 20% и по погру­ зочно-разгрузочным работам — 50%. в то время как в целом по подрядным организациям страны объем меха-2

2 Зак. 47В

33


визированных работ к общему объему работ в 1970 г. достиг: по земляным работам — 98,9%, mo штукатур­ ным— 67,2%, по малярным — 72,3%, по комплексной механизации бетонных н железобетонных работ — 88,4%

и по погрузочно-разгрузочным работам — 97,4 %

[6].

В составе ремонтно-эксплуатационных служб

16 об­

следованных промышленных предприятий основной объ­ ем работ по капитальному ремонту производственных зданий, выполняемый собственными силами, осуществ­ ляется группами капитального ремонта, которые состо­

ят из 20—50 рабочих в основном шести

строительных

специальностей — маляров, штукатуров,

столяров, плот­

ников, бетонщиков и каменщиков. Рабочие всех осталь­ ных строительных специальностей составляют около 30% общего числа рабочих трупп капитального ремонта.

В то же время проведенный анализ

проектно-сметной

документации показал, что

для выполнения работ по

комплексному капитальному

ремонту

производственных

зданий и сооружений необходимо иметь рабочих всех 52 профессий, указанных в Едином тарифно-квалификаци­ онном справочнике.

•При производственной необходимости к работам по капитальному ремонту промышленных зданий и соору­ жений также привлекается часть рабочих трупп текуще­ го ремонта и рабочих других вспомогательных цехов и служб промышленных предприятий. Кроме того, в слу­ чаях остановки производства при проведении ремонтностроительных работ часть рабочих основного производ­ ства привлекается для выполнения подсобно-вспомога­ тельных работ.

На предприятиях, выполнявших собственными сила­ ми значительные объемы работ по капитальному ремон­ ту производственных зданий и сооружений, численность групп капитального ремонта составляла 120—150 чело­ век.

На большинстве обследованных предприятий ремонт­ но-эксплуатационные службы были не укомплектованы и предприятиям требовались рабочие основных строи­ тельных специальностей.

Средний разряд рабочих ремонтно-эксплуатационных

служб, занятых

на

работах по капитальному пемонтѵ,

•колебался от 3.2 до

4.5 и в целом по

обследованным

преппоиятиям составил 3,6.

 

Работы по

капитальному ремонту

промышленных

34