Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ремонт оборудования. Основанием для установления объема ремонтных работ являются годовой, кварталь­ ный, месячяый'план-график ремонта и ремонтные норма­ тивы системы ПНР. Как отмечалось, весьма целесообраз­ но внедрить в практику черной металлургии категорию сложности ремонта, выраженную в единицах ремонтной сложности, для оценки его трудоемкости.

В соответствии с рекомендациями ДонНИИчермета одна условная единица ремонтной сложности составляет 100 чел.-ч. Если, например, трудоемкость капитального ремонта I I разряда доменной печи объемом'1886 ж3 (соб­ ственно печь, воздухонагреватели, грохоты, затворы руд­ ных бункеров, транспортеры, подъемники скипов и коксо­

вой мелочи, машины для заделки и разделки

чугунной

летки) составляет 125,7 тыс. чел.-ч,

то,

следовательно,

ремонтная сложность

такого ремонта

составит 125700:

: 100= 1257 условных

ремонтных единиц. По этому

мето­

ду ДонНИИчерметом определены

величины

ремонтной

сложности оборудования агломерационных фабрик,

до­

менных, мартеновских, конвертерных цехов,

прокатных

станов; автором предложены такие нормативы для энер­ гетического оборудования. В табл. 12 приведены услов­ ные единицы ремонтной сложности при ремонте паровых котлов, учитывающие следующий объем работ:

1) при текущем ремонте — наружный

осмотр

котло-

агрегата, очистка поверхностей нагрева,

ремонт

дефект-

 

 

 

Т а б л и ц а 12

Условные единицы ремонтной сложности

 

 

при ремонте паровых котлов

 

 

Характеристика

агрегата

Текущий

Капиталь­

ремонт

ный ремонт

Давление

пара

до 40 ати

 

 

Производительность, т/ч:

 

12

56

 

 

 

 

 

 

17

80

 

 

 

25

112

150—200,0

 

 

30

142

Давление

пара более 40 ати

 

 

Производительность, т/ч:

 

19

85

 

 

 

 

 

 

28

129

£

 

 

35

164

 

 

 

 

57


ной арматуры и гарнитуры, промывка труб пароперегре­ вателя, устранение неплотностей воздухоподогревателя, ремонт износившейся части обмуровки, ревизия дымо­ сосов, вентиляторов, воздуховодов, боровов, углеразмольных мельниц, систем топливоподачи, золоудаления, КИП и автоматики;

2) при капитальном ремонте—ремонт барабана и внутрибарабанных устройств, замена 'поверхностей наг­ рева, ремонт воздухоподогревателя, экономайзера, арма­ туры, гарнитуры, трубопроводов в пределах котла, фу­ теровки, обмуровки, дымососов, вентиляторов, воздухо­ водов, углеразмольных мельниц', систем топливоподачи, золоудаления, паропроводов в пределах котла, КИП и автоматики, а также восстановление тепловой изоляции трубопроводов.

Энергетическая служба

Энергетическая служба характеризуется следующими особенностями (за исключением энергоремонтных це« хов) :

1)синхронность производства и потребления энерге­ тических ресурсов, невозможность их складирования и отсюда отсутствие незавершенного производства;

2)неравномерность потребления энергетических ре­ сурсов в течение суток, месяца, квартала и, как следст­ вие, необходимость резервирования мощностей для обес­ печения выработки энергоресурсов в моменты «пик»;

3)основные цехи являются не только потребителями, но и поставщиками целого ряда энергетических ресур­ сов, в основном вторичных;

4)сложность разработки 'прогрессивных и достаточ­

но дифференцированных

норм расхода топлива и энергии

в связи

с постоянно изменяющейся структурой производ­

ства на

всех переделах

металлургического завода.

Как уже указывалось выше,

прогрессивные нормы

расхода основных энергоресурсов

на единицу продукции

на предприятиях отрасли ежегодно утверждаются в централизованном порядке. Необходимо распространить этот порядок на все виды энергорѳсурсов, чтобы обеспе­ чить научно обоснованное составление балансов электро­ энергии, пара, кислорода, доменного дутья, сжатого воз­ духа, воды и др.

58


Однако даже при этом составление топливо-энергети­

ческих балансов остается весьма сложным

и трудоем­

ким процессом.

 

 

 

Поясним это на небольшом

примере. Утвержден сле­

дующий удельный расход пара на производство

1 г,

ккал: агломерата 5,77; чугуна

передельного

96,1;

стали

углеродистой 110,5; заготовки 9,6; сортового проката 9,2.

Приведенные величины являются прямыми

затратами.

Между тем в ходе производства постоянно

изменяются

не только удельные затраты, но и .количество материа­ лов, расходуемых на изготовление продукции: агломера­ та на изготовление передельного чугуна, передельного чугуна — на производство углеродистой стали и т. д.

Допустим, предприятие отпускает на сторону в виде товарной продукции 1 млн. т агломерата, 500 тыс. тчу- гуна в чушках, 100 тыс. т заготовки, 2 млн. т товарного проката. Для расчета потребности предприятия, в паре прежде всего умножают нормы расхода пара на плано­ вый выпуск соответствующей товарной продукции (в тыс. г) и результаты суммируют.

5,77Х 1000+06,1ХБ00+9/6Х 100+9,2XI2O00=73630 Мкал.

Далее учитывают, что для производства 1 т проката требуется 1,05 т заготовки; для производства 1 т заготов­ ки требуется 1,1 т стали; для производства 1 т стали мар­

теновской 0,6 т чугуна передельного, а для

1 т последне­

го 1,6 т агломерата. Следовательно, для

производства

2000 тыс. т проката потребуется

 

2000 X 9,2 + 2000 X 1,05 X 9.6+2000Х 1,05Х 1Д X 110,5+

+0000X1 ,€6X1,1 XOj6X®6,1 +0000X1,05X1Л Х0.6 X

Х1,6Х5,77='502600 Мкал. Общая потребность в паре со­ ставит 576230 Мкал.

Здесь приведен простейший пример, однако, как пра­ вило, энергетические связи производства настолько слож­ ны, что учет всех взаимосвязей, а там более многочислен­ ные пересчеты частных •балансов при изменении произ­ водственной программы, представляют чрезвычайно тру­

доемкую

задачу.

Методы матричной алгебры позволя­

ют значительно

облегчить эту работу и обеспечить раз­

работку

в приемлемые сроки не одного, а нескольких

вариантов топливно-энергетического баланса предприя­ тия для формирования производственной программы энергетических цехов. Из обширной литературы по со-

59



ставлению топливно-энергетического баланса математи­ ческими методами можно рекомендовать в первую оче­ редь книгу H. М. Вилѳнского и В. М. Лаца.

Внутризаводский транспорт

Производственная программа транспортных цехов составляется отдельно по железнодорожному и безрель­ совому транспорту с подразделением на внешние и внут­ ренние межцеховые перевозки. Работу внутрицехового транспорта обычно в заводском масштабе не планируют.

Производственная программа железнодорожного це­ ха полностью определяется требованиями технологии и включает данные отдельно по внешнему и внутреннему грузообороту в тоннах, тонно-километрах и обороту ва­ гонов.

В железнодорожных цехах целесообразно разрабаты­ вать следующие документы: месячные планы работы станций; расчет потребности в заводских вагонах; план ремонта вагонов заводского парка; расчет потребности в локомотивах; план ремонта локомотивов; план капиталь­ ного ремонта пути и смены стрелочных переводов; план погрузочіно-разгрузочных работ по видам; смету произ­ водства; калькуляцию себестоимости передвижения гру­ зов по службам. Все эти документы базируются на пла­ не грузоперевозок (табл. 13).

По автомобильному транспорту производственная программа рассчитывается исходя из технологии только на тех предприятиях^ где высока доля этого вида транс­ порта, например на карьерах. В обычных условиях ведут расчет исходя из количества грузовых автомашин, коэф­ фициента использования парка, т. е. отношения количе­ ства машино-дней нахождения в работе к количеству машино-дней нахождения в хозяйстве, коэффициента ис­ пользования пробега (отношение суммарного пробега с грузом к общему пробегу всех автомобилей), среднего количества рейсов, коэффициента использования тонна­ жа и продолжительности рабочего дня. Форма расчета приведена в табл. 14. Данные гр. 4, 6, 8, 10 и 15 должны быть утверждены вышестоящей организацией по каждо­ му виду транспорта. Данные гр. 14 определяются умно­ жением гр. 5 (машино-дни в работе) на гр. 13 (среднее количество ездок в день).

60

1

Показатели

Внешнее прибытие, всего . . .

В том числе:

ввагонах МПС

ввагонах предприятия

Внешнее отправление,

всего .

В том

числе:

 

 

в

вагонах

МПС

. . . .

в загонах

предприятия

Внутренние перевозки,

всего .

В том числе:

 

 

в

вагонах

общих . . . .

в ковшах и на тележках*

Всего

перевозок

 

В том

числе:

 

 

в

вагонах

МПС

. . . .

ввагонах предприятия . . общих в ковшах и на тележках

*В пересчете на двухосные.

План грузоперевозок на 19

На 197 . . г .

о

а

m с

"

=

 

 

CJ ffl

5 о

S в

о

я

 

к

а

 

г.

Втом числе по кварталам II III

 

о

а

 

S

а

5 3

% =

5 о

о га

о га

м а

 

 

Т а б л и ц а 13

IV

5 £

о га