Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

петчеризации, электроремонтный, энергорѳмонтный, се­ тей и подстанций, контрольно-измерительных приборов, паросиловой; центральную электро-воздуходувную стан­ цию, теплоэлектроцентраль, электротехническую лабо­ раторию; железнодорожный цех и цех безрельсового транспорта, а также цех механизации и автоматизации и цех благоустройства.

I I группа включает цехи: отдел главного механика — ремонта .металлургического оборудования, ремонта ме­ таллургических печей, механические, фасоннолитейный; отдел главного энергетика — сетей и подстанций, кисло­ родный, газовый, водоснабжения, технологической дис­ петчеризации, электроремонтиый, КИП « автоматики; электровоздуходувнуго станцию, теплоэлектроцентраль, электротехническую лабораторию; железнодорожный и безрельсового транспорта; цех механизации и автомати­ зации и цех благоустройства.

I I I группа включает цехи: отдел главного механи­ ка — ремонтно-механический, фасоннолитейный, ремонт­ но-строительный; отдел главного энергетика — электроцех, газовый и паросиловой; железнодорожный и без­ рельсового транспорта.

IV группа имеет ремонтно-механический и энергети­ ческий цехи, а V — электромеханический отдел.

Что касается численности работников ів указанных цехах, то в настоящее время не существует единой рег­ ламентации в зависимости от объема работ отдельных цехов в натуральных или стоимостных измерителях. По­

пытки создания таких

нормативов

были

предприняты,

однако эти рекомендации весьма

слабо

внедрены на

предприятиях. Так, на

металлургических

.предприятиях

Украинской ССР численность ремонтного, энергети­

ческого персонала

и работников транспортных цехов,

приходящихся на

единицу продукции, колеблется от

1,6 до 2 раз.

 

Типовая структура вспомогательных производств, ре­ комендованная Министерством черной металлургии

СССР, распространяется на ограниченное число пред­ приятий.

ФУНКЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

На предприятиях I — I V группы

ремонтная служба

возглавляется главным імехаником,

на предприятиях

10


V группы она объединена с энергетической службой во главе с начальником механо-энергетического отдела.

Главному механику подчинены все ремонтные цехи предприятия, он функционально руководит механически­

ми службами основных цехов. В функции отдела

глав­

ного механика входит разработка графиков П Л Э Н О Е О -

предупредительных

ремонтов оборудования, составление

сводного титульного

списка капитальных ремонтов

ос­

новных фондов я представление их на утверждение ру­

ководству -предприятия; обеспечение проводимых ремон­

тов запасными частями, узлами и рабочей силой

нутом

правильной специализации и оптимального коопериро­

вания сил и средств как подведомственных, так и

прив­

леченных ремонтных организаций; проведение

профи­

лактических осмотров оборудования, контроль за соблю­

дением правил технической

эксплуатации

оборудова­

ния; осуществление

мероприятий

по обеспечению

без­

аварийной работы оборудования.

 

 

 

Энергетическая

служба

на

предприятиях

L—IV

групп возглавляется

главным

энергетиком

предприятия.

В отличие от ремонтной службы

энергетическая служба

не только обеспечивает ремонт

всего энергетического

оборудования, но и выполняет все функции по обеспече­ нию надежной « безаварийной его работы; «роме того, она обеспечивает производство и распределение тепло­ вой, электрической энергии и других видов энергоресур­ сов, контролирует расходование всех видов энергети­ ческих ресурсов цехами, разрабатывает мероприятия по их рациональному расходованию, осуществляет меро­ приятия по очистке воздушного и водяного бассейнов, ведет контроль за внедрением автоматизации и вычисли­ тельной техники.

Транспортная служба, возглавляемая заместителем директора по транспорту или заместителем директора по коммерческим вопросам, выполняет следующие функ­ ции: своевременная доставка на предприятие сырьяі полуфабрикатов, топлива, оборудования и своевремен­ ная отправка готовой продукции и полуфабрикатов потребителям; внешние перевозки; перевозка внутри предприятия грузов для обеспечения норімального хода технологического процесса основного производства (внутризаводские перевозки); ремонт рельсоього пути, локомотивов, вагонов, станционных устройств, гаражей,

1J


автомобилей; контроль за выполнением работниками транспорта предприятий «правил технической эксплуата­ ции;

контроль за состоянием весового хозяйства, за ис­ пользованием складов готовой продукции, грузоразмораживающих и других устройств; разработка и внедре­ ние планов по новой технике и .механизации логрузочноразгрузочных работ на внутризаводском транспорте; разработка графиков ритмичной подачи 'вагонов пред­ приятию до согласование этих графиков.

Как видно из приведенного перечня, для всех, вспо­ могательных служб характерны функции, параллельно выполняемые рядом вспомогательных производств, це­ хов и другими звеньями предприятия. Так, ремонтом оборудования занимаются как ремонтные бригады ос­ новных цехов, так и ремонтные цехи отдела главного энергетика, транспорта (ремонт лутей, подвижного состаша) и т. д. Кроме того, ремонтом оборудования и транс­ портных средств занимаются специализированные сто­ ронние организации. Таким образом, появляется необ­ ходимость в координации их деятельности. При этом выявляется еще одна причина отставания вспомога­ тельных производств: службы главного механика, глав­ ного энергетика и т. д. выступают не как хозяйственные, а как административные органы. В то время как отдель­ ные вспомогательные цехи действуют на основе хозяйст­ венного расчета, руководство ими осуществляется не­ хозрасчетным органом.

В связи с этим такие кардинальные вопросы, как централизация ремонтов, правильное соотношение раз­ личных видов транспорта и ряд других, решаются без достаточного учета объективных законов хозяйственно­ го развития. В дальнейшем изложении материала автор исходит из необходимости превращения всех . вспомога­ тельных служб в производства с соответствующим изменением всей системы организации этих произ­ водств.

Для металлургических предприятий характерно ши­ рокое развитие вспомогательного производства. Значи­ тельная доля рабочих в черной металлургии занята на ремонтных, энергетических и транспортных работах. Рас­ ходы вспомогательных цехов составляют более 40% от • стоимости передела.

1?

В отличие от основных производств вопомогательные •не участвуют непосредственно в изготовлении продукции, вырабатываемой предприятием, ио от их успешной дея­ тельности зависит бесперебойная работа оборудования, транспортных средств, обеспечение предприятий сырьем, всеми видами энергии.

Деление цехов современных металлургических пред­

приятий на основные

и вспомогательные является одним

из элементов общего

разделения труда в обществе, на­

правленного в конечном счете на сокращение затрат ра­ бочего времени, приходящихся на единицу продукции и, следовательно, на повышение производительности обще­ ственного труда. Разделение труда между цехами, про­ изводственными участками и рабочими осуществляется ів виде внутризаводской специализации. На первом этапе

происходит

передача

самостоятельным подразделениям

всех функций технического обслуживания

производства.

На. втором

этапе эти

функции передаются

специализи­

рованным предприятием, обслуживающим группу родст­ венных предприятий (отраслевая централизация) или группу близлежащих предприятий (межотраслевая цен­ трализация).

Образование отраслевых и межотраслевых специали­ зированных предприятий по ремонту или обеспечению энергоресурсами не означает полной ликвидации соот­ ветствующих подразделений внутри предприятия. Речь идет о там, чтобы найти оптимальные пропорции внутри­ заводской, отраслевой и межотраслевой централизации вспомогательных производств.

6 этом отношении экономическая наука делает только первые шага. .Кафедра организации и планирова­ ния производства Днепропетровского металлургического института и Центральная исследовательская лаборато­ рия МЧМ УССР попытались разработать методику оп­ ределения оптимального уровня межзаводской центра­ лизации ремонтных работ в черной металлургии. К не­ достаткам указанной методики следует отнести то, что она не учитывает интересов собственно металлургиче­ ских заводов.

В качестве критерия оптимальности распределения ремонтных работ между ремонтным цехом завода и спе­ циализированным предприятием выбрана сумма зара-

13


ботной платы и накладных расходов, которая должна быть сведена к минимуму.

При этом исходят из предположения, что фактическая производительность труда рабочих обеих организаций одинакова. Однако специализированный ремонтный трест обладает парком машин и механизмов, ремонтными мастерскими и базами, дающими возможность проводить

ремонты с гораздо меньшими. трудовыми

затратами,

чем ремонтный цех завода. Кроме того,

специализиро­

ванная организация имея много рабочих,

обеспечивает

выполнение работ в кратчайшие сроки,

давая

возмож­

ность предприятию получать дополнительную

продукцию.

По условиям минимизации суммы заработной

платы

и накладных расходов .может быть выгоднее

выполнять

работы силами ремонтного цеха, в то время

как

пред­

приятию и обществу в целом это не выгодно.

Нельзя

игнорировать и тот факт, что цены на ремонт, действую­ щие в настоящее время, различны для цехов завода- и специализированных организаций. Следовательно, от минимизации затрат на ремонты завод не получает ни­ какой выгоды. Передав своих рабочих-ремонтников спе­ циализированной организации, завод экономит фонд заработной платы, при этом он выплачивает ремонтной организации гораздо большие суммы вследствие специ­ фических единичных расценок ремонтных организаций.

Автор считает, что оптимальная централизация юемонтов должна осуществляться на всех уровнях: внутри­ заводском, межзаводском, межотраслевом, исходя из всей системы ремонтов.

В литературе освещена цетрализация ремонтов в других отраслях промышленности. Вопросы необходи­ мой централизации электро-и теплоснабжения метал­ лургических заводов разработаны Гилромезом с' учетом создания районных тепловых электроцентралей. При этом определенная роль отводится и энергетическим це­ хам предприятий как с точки зрения надежности энер­ госнабжения, так и полноты использования нетранспор­ табельных вторичных энаргоресурсо'В.

Имеются разработки по оптимальной организации промышленного транспорта с учетом наилучшей комби­ нации различных его видов внутри завода и взаимодей­ ствия его . с государственными транспортными система­ ми. Проблема оптимальной централизации вспомога-

14