Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
петчеризации, электроремонтный, энергорѳмонтный, се тей и подстанций, контрольно-измерительных приборов, паросиловой; центральную электро-воздуходувную стан цию, теплоэлектроцентраль, электротехническую лабо раторию; железнодорожный цех и цех безрельсового транспорта, а также цех механизации и автоматизации и цех благоустройства.
I I группа включает цехи: отдел главного механика — ремонта .металлургического оборудования, ремонта ме таллургических печей, механические, фасоннолитейный; отдел главного энергетика — сетей и подстанций, кисло родный, газовый, водоснабжения, технологической дис петчеризации, электроремонтиый, КИП « автоматики; электровоздуходувнуго станцию, теплоэлектроцентраль, электротехническую лабораторию; железнодорожный и безрельсового транспорта; цех механизации и автомати зации и цех благоустройства.
I I I группа включает цехи: отдел главного механи ка — ремонтно-механический, фасоннолитейный, ремонт но-строительный; отдел главного энергетика — электроцех, газовый и паросиловой; железнодорожный и без рельсового транспорта.
IV группа имеет ремонтно-механический и энергети ческий цехи, а V — электромеханический отдел.
Что касается численности работников ів указанных цехах, то в настоящее время не существует единой рег ламентации в зависимости от объема работ отдельных цехов в натуральных или стоимостных измерителях. По
пытки создания таких |
нормативов |
были |
предприняты, |
однако эти рекомендации весьма |
слабо |
внедрены на |
|
предприятиях. Так, на |
металлургических |
.предприятиях |
Украинской ССР численность ремонтного, энергети
ческого персонала |
и работников транспортных цехов, |
приходящихся на |
единицу продукции, колеблется от |
1,6 до 2 раз. |
|
Типовая структура вспомогательных производств, ре комендованная Министерством черной металлургии
СССР, распространяется на ограниченное число пред приятий.
ФУНКЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
На предприятиях I — I V группы |
ремонтная служба |
возглавляется главным імехаником, |
на предприятиях |
10
V группы она объединена с энергетической службой во главе с начальником механо-энергетического отдела.
Главному механику подчинены все ремонтные цехи предприятия, он функционально руководит механически
ми службами основных цехов. В функции отдела |
глав |
|
ного механика входит разработка графиков П Л Э Н О Е О - |
||
предупредительных |
ремонтов оборудования, составление |
|
сводного титульного |
списка капитальных ремонтов |
ос |
новных фондов я представление их на утверждение ру |
ководству -предприятия; обеспечение проводимых ремон
тов запасными частями, узлами и рабочей силой |
нутом |
правильной специализации и оптимального коопериро |
|
вания сил и средств как подведомственных, так и |
прив |
леченных ремонтных организаций; проведение |
профи |
лактических осмотров оборудования, контроль за соблю
дением правил технической |
эксплуатации |
оборудова |
|||
ния; осуществление |
мероприятий |
по обеспечению |
без |
||
аварийной работы оборудования. |
|
|
|
||
Энергетическая |
служба |
на |
предприятиях |
L—IV |
|
групп возглавляется |
главным |
энергетиком |
предприятия. |
||
В отличие от ремонтной службы |
энергетическая служба |
||||
не только обеспечивает ремонт |
всего энергетического |
оборудования, но и выполняет все функции по обеспече нию надежной « безаварийной его работы; «роме того, она обеспечивает производство и распределение тепло вой, электрической энергии и других видов энергоресур сов, контролирует расходование всех видов энергети ческих ресурсов цехами, разрабатывает мероприятия по их рациональному расходованию, осуществляет меро приятия по очистке воздушного и водяного бассейнов, ведет контроль за внедрением автоматизации и вычисли тельной техники.
Транспортная служба, возглавляемая заместителем директора по транспорту или заместителем директора по коммерческим вопросам, выполняет следующие функ ции: своевременная доставка на предприятие сырьяі полуфабрикатов, топлива, оборудования и своевремен ная отправка готовой продукции и полуфабрикатов потребителям; внешние перевозки; перевозка внутри предприятия грузов для обеспечения норімального хода технологического процесса основного производства (внутризаводские перевозки); ремонт рельсоього пути, локомотивов, вагонов, станционных устройств, гаражей,
1J
автомобилей; контроль за выполнением работниками транспорта предприятий «правил технической эксплуата ции;
контроль за состоянием весового хозяйства, за ис пользованием складов готовой продукции, грузоразмораживающих и других устройств; разработка и внедре ние планов по новой технике и .механизации логрузочноразгрузочных работ на внутризаводском транспорте; разработка графиков ритмичной подачи 'вагонов пред приятию до согласование этих графиков.
Как видно из приведенного перечня, для всех, вспо могательных служб характерны функции, параллельно выполняемые рядом вспомогательных производств, це хов и другими звеньями предприятия. Так, ремонтом оборудования занимаются как ремонтные бригады ос новных цехов, так и ремонтные цехи отдела главного энергетика, транспорта (ремонт лутей, подвижного состаша) и т. д. Кроме того, ремонтом оборудования и транс портных средств занимаются специализированные сто ронние организации. Таким образом, появляется необ ходимость в координации их деятельности. При этом выявляется еще одна причина отставания вспомога тельных производств: службы главного механика, глав ного энергетика и т. д. выступают не как хозяйственные, а как административные органы. В то время как отдель ные вспомогательные цехи действуют на основе хозяйст венного расчета, руководство ими осуществляется не хозрасчетным органом.
В связи с этим такие кардинальные вопросы, как централизация ремонтов, правильное соотношение раз личных видов транспорта и ряд других, решаются без достаточного учета объективных законов хозяйственно го развития. В дальнейшем изложении материала автор исходит из необходимости превращения всех . вспомога тельных служб в производства с соответствующим изменением всей системы организации этих произ водств.
Для металлургических предприятий характерно ши рокое развитие вспомогательного производства. Значи тельная доля рабочих в черной металлургии занята на ремонтных, энергетических и транспортных работах. Рас ходы вспомогательных цехов составляют более 40% от • стоимости передела.
1?
В отличие от основных производств вопомогательные •не участвуют непосредственно в изготовлении продукции, вырабатываемой предприятием, ио от их успешной дея тельности зависит бесперебойная работа оборудования, транспортных средств, обеспечение предприятий сырьем, всеми видами энергии.
Деление цехов современных металлургических пред
приятий на основные |
и вспомогательные является одним |
из элементов общего |
разделения труда в обществе, на |
правленного в конечном счете на сокращение затрат ра бочего времени, приходящихся на единицу продукции и, следовательно, на повышение производительности обще ственного труда. Разделение труда между цехами, про изводственными участками и рабочими осуществляется ів виде внутризаводской специализации. На первом этапе
происходит |
передача |
самостоятельным подразделениям |
|
всех функций технического обслуживания |
производства. |
||
На. втором |
этапе эти |
функции передаются |
специализи |
рованным предприятием, обслуживающим группу родст венных предприятий (отраслевая централизация) или группу близлежащих предприятий (межотраслевая цен трализация).
Образование отраслевых и межотраслевых специали зированных предприятий по ремонту или обеспечению энергоресурсами не означает полной ликвидации соот ветствующих подразделений внутри предприятия. Речь идет о там, чтобы найти оптимальные пропорции внутри заводской, отраслевой и межотраслевой централизации вспомогательных производств.
6 этом отношении экономическая наука делает только первые шага. .Кафедра организации и планирова ния производства Днепропетровского металлургического института и Центральная исследовательская лаборато рия МЧМ УССР попытались разработать методику оп ределения оптимального уровня межзаводской центра лизации ремонтных работ в черной металлургии. К не достаткам указанной методики следует отнести то, что она не учитывает интересов собственно металлургиче ских заводов.
В качестве критерия оптимальности распределения ремонтных работ между ремонтным цехом завода и спе циализированным предприятием выбрана сумма зара-
13
ботной платы и накладных расходов, которая должна быть сведена к минимуму.
При этом исходят из предположения, что фактическая производительность труда рабочих обеих организаций одинакова. Однако специализированный ремонтный трест обладает парком машин и механизмов, ремонтными мастерскими и базами, дающими возможность проводить
ремонты с гораздо меньшими. трудовыми |
затратами, |
|||
чем ремонтный цех завода. Кроме того, |
специализиро |
|||
ванная организация имея много рабочих, |
обеспечивает |
|||
выполнение работ в кратчайшие сроки, |
давая |
возмож |
||
ность предприятию получать дополнительную |
продукцию. |
|||
По условиям минимизации суммы заработной |
платы |
|||
и накладных расходов .может быть выгоднее |
выполнять |
|||
работы силами ремонтного цеха, в то время |
как |
пред |
||
приятию и обществу в целом это не выгодно. |
Нельзя |
игнорировать и тот факт, что цены на ремонт, действую щие в настоящее время, различны для цехов завода- и специализированных организаций. Следовательно, от минимизации затрат на ремонты завод не получает ни какой выгоды. Передав своих рабочих-ремонтников спе циализированной организации, завод экономит фонд заработной платы, при этом он выплачивает ремонтной организации гораздо большие суммы вследствие специ фических единичных расценок ремонтных организаций.
Автор считает, что оптимальная централизация юемонтов должна осуществляться на всех уровнях: внутри заводском, межзаводском, межотраслевом, исходя из всей системы ремонтов.
В литературе освещена цетрализация ремонтов в других отраслях промышленности. Вопросы необходи мой централизации электро-и теплоснабжения метал лургических заводов разработаны Гилромезом с' учетом создания районных тепловых электроцентралей. При этом определенная роль отводится и энергетическим це хам предприятий как с точки зрения надежности энер госнабжения, так и полноты использования нетранспор табельных вторичных энаргоресурсо'В.
Имеются разработки по оптимальной организации промышленного транспорта с учетом наилучшей комби нации различных его видов внутри завода и взаимодей ствия его . с государственными транспортными система ми. Проблема оптимальной централизации вспомога-
14