Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельных работ разработана весьма слабо, что объясня­ ется в первую очередь отсутствием методологических основ для такого рода исследований.

Единственным /показателем, на основе которого в настоящее время оценивается уровень организации вспомогательного производства, является доля вспомо­ гательных рабочих. 'Как показал Л. Д. 'Карпов, для результатов работы промышленности большее значение имеет не формальное достижение какого-то определен­ ного соотношения различных категорий рабочих, а сни­ жение затрат на единицу выпускаемой продукции.

Понятие «соотношение основных и вспомогательных ра'бочих» весьма условно. Ни в теории, ни на практике нет единой классификации и даже терминологии вспомо­ гательных работ и критериев для отнесения рабочих к категории основных или вспомогательных.

Научно-исследовательский

институт

труда

пытался

систематизировать вопросы отнесения

рабочих

к той

или иной категории1 , однако

эти разпяблтіш

не

были

внедрены на практике.

 

 

 

 

Так, Л. Д. Карпов придерживается

принципа

функ­

циональной группировки, т. е. относит рабочих к той или

иной категории в зависимости не от того, в каком

цехе

они работают, а от характера выполняемых

работ.

По

этому принципу рабочие, занятые ремонтом

транспорт­

ных средств в транспортном цехе,ѵ относятся

к ремонт­

ным, а не к транспортным рабочим. Рабочие

ремонтного

цеха, занятые переноской или перевозкой деталей в этом цехе, относятся к транспортным, а не к ремонтным ра­ бочим. Большинство исследователей придерживается бо­ лее простой методики отнесения рабочих к.той или иной категории по признаку принадлежности их к тому или иному цеху независимо от выполняемых функций. Хотя первый метод более правильный, он не нашел достаточ­ ного распространения, поскольку требует проведения специальных исследований.

Спорным является вопрос об отнесении к вспомога­ тельным цехам тех подразделений, которые непосредст­ венно не участвуют в производственной деятельности: цех связи, пожарная и сторожевая охрана, цех благо-

* Методика разработки

нормативов численности вспомогатель­

ных рабочих. НИИтруда, 1967

г.

15


устройства, озеленения и др. Автор придерживается мнения, что к вспомогательным цехам такие подразде­ ления не следует относить, несмотря на то, что их общая численность в черной металлургии превышает 9%. Ни­ же приведены данные о численности работников вспомо­ гательных производств в % к общей численности работ­ ников :

Служба

главного

механика

.

5,5

Служба

главного

энергетика <

 

7,5

Ремонтные

тресты

,

,

'.

3,5

Отделы

капитального

строительства .

1,8

Внутризаводский

транспорт

 

0,8

Ремонтный

персонал

цехов

 

5,8

Прочие

 

 

 

18,6

В с е г о

.

^

 

 

43,5

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

До настоящего времени не создано единой методики оценки организационно-технического уровня промыш­ ленности в целом и, в частности, вспомогательных произ­ водств. Единственным показателем, на основе которого можно'хотя бы приблизительно сопоставить уровень раз­ вития вспомогательного производства на разных пред­ приятиях одной отрасли, является численность персона­ ла — абсолютная или относительная (по отношению к об­ щей численности или к выпущенной продукции). Недо­ статки этого показателя широко известны, так как он не учитывает разницы организационно-технических условий, в которых работают различные предприятия даже одной отрасли. Так,крупному предприятию для обеспечения вы­ сокой производительности труда на основных участках легче выделить из функций рабочих ряд вспомогательных функций (наладка оборудования, заточка инструмента и т. д.). Это позволяет повысит^ производительность тру­ да, но вместе с тем вызывает ухудшение показателя со­ отношения числа основных и вспомогательных рабочих.

Небольшое относительное количество вспомогатель­ ных рабочих может быть результатом следующих ситуа­ ций: либо на предприятии достаточно централизованы вспомогательные производства, либо недостаточно осу­ ществлено разделение труда.

16


В промышленности страны параллельно существует несколько форм организации вспомогательных работ. Ос­ новные из них следующие: ц е н т р а л и з о в а н н а я , при которой все работы вспомогательного 'производства

осуществляются 'специальными службами

и вспомога­

тельными

цехами;

д е ц е н т р а л и з о в а н н а я — все

вспомогательные работы выполняются

производственны­

ми цехами;

с м е ш а н н а я — часть работ

выполняется

централизованными

вспомогательными

цехами, часть —

силами производственных цехов. В черной

металлургии

иет предприятий с чисто выраженной первой или второй формой организации вспомогательных работ, в основном существует смешанная форма.

Как правило, вспомогательные цехи группируются в определенную службу (ОГМ, ОГЭ и др.), хотя имеются и цехи, не объединяемые службами, как например, тран­ спортные. Разнообразие структур вспомогательных служб, производств, цехов делает несопоставимым пока­ затель численности работников этих подразделений. Нет единого методолопичеокого подхода и к самому понятию «работник вспомогательного производства».

Попытки найти универсальный показатель, характе­ ризующий организацию вспомогательного производства, не привели к положительным результатам. Поэтому в на­ стоящее время получили распространение различные по­ казатели в основном относительного характера: количест­ во персонала железнодорожных цехов, приходящегося на

1 млн. т стали

в год, количество ремонтников на

1 млн.

руб. стоимости

основных средств и т. д. На

наш

взгляд

наиболее всеобъемлющими показателями,

характеризуй

ющими организацию вспомогательных производств, яв­ ляются показатели, связанные со специализацией, цент­ рализацией и кооперированием вспомогательных работ.

Ктаким показателям относятся следующие:

1.Коэффициент охвата Ко^— доля продукции данного вспомогательного производства в общем объеме данного

вида продукции работ, услуг:

\

<"

где Я с — количество продукции (работ, услуг), выпускакаемой данным производством, подразделени­ ем, цехом;

 

Гос.. публичная

Ц

 

н а у ч н о - т е х н и ч е с к а я Î

 

ояолиотака С С С Р

в

(

ЭКЗЕМПЛЯР

{

I

ЧИТАЛКНпгп о н . ,

і

1 7

1 7


П0

— общее количество продукции (работ,

услуг),

 

используемое в отрасли (на предприятии).

Так,

если общее количество электроэнергии,

исполь­

зованной отраслью за год П0, принять за 100, а долю вы­ работки на предприятиях Министерства черной метал­ лургии Пс за 25,3, то коэффициент охвата равен 25,3/100=0,253.

Этот показатель по отдельным подотраслям колеблет­ ся от 0 до 0,48, а на отдельных предприятиях еще боль­ ше, достигая 0,7—0,8.

2. Общий коэффициент специализации Кс — доли ос­ новной профилирующей продукции в общем выпуске про­

дукции цеха предприятия,

организации:

 

* с

= т г -

(2)

где Пп — стоимость основной профилирующей продукции

(работ, услуг) ;

 

Я — общий

выпуск продукции цехом,

предприяти­

ем, организацией.

 

Например,

если специализированное

управление

«Домнаремонт» производит в год капитальных ремонтов доменных и мартеновских печей на сумму 5,8 млн. руб. при общем объеме работ на 8,4 млн. .руб., то общий коэф­ фициент специализации составит'5,8/8,4=0,69.

3. Широта охвата—количество групп, видов или ти­ пов изделий (работ, услуг), выполняемых целом, предпри­ ятием, организацией.

4. Коэффициент кооперирования Лк.о применительно к

вспомогательным производствам — доля

продукции (ра­

бот, услуг), получаемых со стороны:

 

 

 

Я п . к

'

'

^

^ к . о =

П

где Яп .к — стоимость продукции

(работ,

услуг),

получае-

емой со стороны.

 

 

 

 

Анализ по 'приведенным

показателям

можно

допол­

нить изучением, чисто организационных

вопросов (прак­

тика применения системы планово-предупредительного ремонта оборудования, взаимоотношения между цехами, службами, сторонними организациями), а также рядом других специфических для того или иного вспомогатель­ ного производства.

18


Ремонтное хозяйство

Сложившаяся к настоящему времени практика ра­ боты и организация службы оборудования хотя и обес­ печивает выполнение планов производства продукции, но имеет ряд серьезных недостатков, основными из которых являются следующие:

il) недостаточные темпы снижения длительности про­ стоев основного оборудования на ремонтах;

2)недостаточная степень централизации, специализа­ ции ремонтных работ;

3)медленный рост производительности труда, боль­ шая численность ремонтного и дежурного персонала;

4)

отставание в индустриализации

ремонтных

работ

и др.

 

 

Указанные недостатки связаны с

длительной

недо­

оценкой вопросов экономики ремонтного дела, отсутст­ вием единых методологических основ планирования за'- грузкіи ремонтных организаций и расчета численности ремонтного персонала.

(Практика обеспечения каждого предприятия своим ремонтным хозяйством привела к созданию большого ко­ личества нерентабельных цехов с низким уровнем произ­ водительности труда. Так, при среднем показателе про­ изводительности труда 18,5 т ремонтного металла в год по отдельным предприятиям этот показатель колеблется от 8 до 35 т/чел.-год. Не меньший разнобой наблюдается и в себестоимости продукции. В результате отсутствия типовых структур в системе черной металлургии нет хо­ тя бы двух предприятий, на которых технико-экономиче­ ские показатели ремонтных отделов или цехов были бы одинаковыми. Это относится и к таким важнейшим пока­ зателям ремонтного дела, как длительность межремонт­ ных периодов и ремонтов агрегатов, расходные коэффи­ циенты ремонтного металла и др.

іПо данным Дон'НИИчермета, относительная числен­ ность ремонтных рабочих, занятых на текущих ремонтах в доменном цехе M M J K , В 1,5—1,6 раза меньше, чем на металлургических заводах —Коммунарском, «Азовсталь» и им. Дзержинского.

На Орско-Халиловском металлургическом комбинате при наличии семи котельных установок содержатся два дежурных электрика в смену, на заводе «Азовсталь» на

19