Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
тельных работ разработана весьма слабо, что объясня ется в первую очередь отсутствием методологических основ для такого рода исследований.
Единственным /показателем, на основе которого в настоящее время оценивается уровень организации вспомогательного производства, является доля вспомо гательных рабочих. 'Как показал Л. Д. 'Карпов, для результатов работы промышленности большее значение имеет не формальное достижение какого-то определен ного соотношения различных категорий рабочих, а сни жение затрат на единицу выпускаемой продукции.
Понятие «соотношение основных и вспомогательных ра'бочих» весьма условно. Ни в теории, ни на практике нет единой классификации и даже терминологии вспомо гательных работ и критериев для отнесения рабочих к категории основных или вспомогательных.
Научно-исследовательский |
институт |
труда |
пытался |
|
систематизировать вопросы отнесения |
рабочих |
к той |
||
или иной категории1 , однако |
эти разпяблтіш |
не |
были |
|
внедрены на практике. |
|
|
|
|
Так, Л. Д. Карпов придерживается |
принципа |
функ |
циональной группировки, т. е. относит рабочих к той или
иной категории в зависимости не от того, в каком |
цехе |
|
они работают, а от характера выполняемых |
работ. |
По |
этому принципу рабочие, занятые ремонтом |
транспорт |
|
ных средств в транспортном цехе,ѵ относятся |
к ремонт |
|
ным, а не к транспортным рабочим. Рабочие |
ремонтного |
цеха, занятые переноской или перевозкой деталей в этом цехе, относятся к транспортным, а не к ремонтным ра бочим. Большинство исследователей придерживается бо лее простой методики отнесения рабочих к.той или иной категории по признаку принадлежности их к тому или иному цеху независимо от выполняемых функций. Хотя первый метод более правильный, он не нашел достаточ ного распространения, поскольку требует проведения специальных исследований.
Спорным является вопрос об отнесении к вспомога тельным цехам тех подразделений, которые непосредст венно не участвуют в производственной деятельности: цех связи, пожарная и сторожевая охрана, цех благо-
* Методика разработки |
нормативов численности вспомогатель |
ных рабочих. НИИтруда, 1967 |
г. |
15
устройства, озеленения и др. Автор придерживается мнения, что к вспомогательным цехам такие подразде ления не следует относить, несмотря на то, что их общая численность в черной металлургии превышает 9%. Ни же приведены данные о численности работников вспомо гательных производств в % к общей численности работ ников :
Служба |
главного |
механика |
. |
5,5 |
||
Служба |
главного |
энергетика < |
|
7,5 |
||
Ремонтные |
тресты |
, |
, |
'. |
3,5 |
|
Отделы |
капитального |
строительства . |
1,8 |
|||
Внутризаводский |
транспорт |
|
0,8 |
|||
Ремонтный |
персонал |
цехов |
|
5,8 |
||
Прочие |
„ |
|
|
|
18,6 |
|
В с е г о |
. |
^ |
|
|
43,5 |
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
До настоящего времени не создано единой методики оценки организационно-технического уровня промыш ленности в целом и, в частности, вспомогательных произ водств. Единственным показателем, на основе которого можно'хотя бы приблизительно сопоставить уровень раз вития вспомогательного производства на разных пред приятиях одной отрасли, является численность персона ла — абсолютная или относительная (по отношению к об щей численности или к выпущенной продукции). Недо статки этого показателя широко известны, так как он не учитывает разницы организационно-технических условий, в которых работают различные предприятия даже одной отрасли. Так,крупному предприятию для обеспечения вы сокой производительности труда на основных участках легче выделить из функций рабочих ряд вспомогательных функций (наладка оборудования, заточка инструмента и т. д.). Это позволяет повысит^ производительность тру да, но вместе с тем вызывает ухудшение показателя со отношения числа основных и вспомогательных рабочих.
Небольшое относительное количество вспомогатель ных рабочих может быть результатом следующих ситуа ций: либо на предприятии достаточно централизованы вспомогательные производства, либо недостаточно осу ществлено разделение труда.
16
В промышленности страны параллельно существует несколько форм организации вспомогательных работ. Ос новные из них следующие: ц е н т р а л и з о в а н н а я , при которой все работы вспомогательного 'производства
осуществляются 'специальными службами |
и вспомога |
|||
тельными |
цехами; |
д е ц е н т р а л и з о в а н н а я — все |
||
вспомогательные работы выполняются |
производственны |
|||
ми цехами; |
с м е ш а н н а я — часть работ |
выполняется |
||
централизованными |
вспомогательными |
цехами, часть — |
||
силами производственных цехов. В черной |
металлургии |
иет предприятий с чисто выраженной первой или второй формой организации вспомогательных работ, в основном существует смешанная форма.
Как правило, вспомогательные цехи группируются в определенную службу (ОГМ, ОГЭ и др.), хотя имеются и цехи, не объединяемые службами, как например, тран спортные. Разнообразие структур вспомогательных служб, производств, цехов делает несопоставимым пока затель численности работников этих подразделений. Нет единого методолопичеокого подхода и к самому понятию «работник вспомогательного производства».
Попытки найти универсальный показатель, характе ризующий организацию вспомогательного производства, не привели к положительным результатам. Поэтому в на стоящее время получили распространение различные по казатели в основном относительного характера: количест во персонала железнодорожных цехов, приходящегося на
1 млн. т стали |
в год, количество ремонтников на |
1 млн. |
|
руб. стоимости |
основных средств и т. д. На |
наш |
взгляд |
наиболее всеобъемлющими показателями, |
характеризуй |
ющими организацию вспомогательных производств, яв ляются показатели, связанные со специализацией, цент рализацией и кооперированием вспомогательных работ.
Ктаким показателям относятся следующие:
1.Коэффициент охвата Ко^— доля продукции данного вспомогательного производства в общем объеме данного
вида продукции работ, услуг: |
\ |
<"
где Я с — количество продукции (работ, услуг), выпускакаемой данным производством, подразделени ем, цехом;
|
Гос.. публичная |
Ц |
|
н а у ч н о - т е х н и ч е с к а я Î |
|
|
ояолиотака С С С Р |
в |
( |
ЭКЗЕМПЛЯР |
{ |
I |
ЧИТАЛКНпгп о н . , |
і |
1 7
1 7
П0 |
— общее количество продукции (работ, |
услуг), |
|
используемое в отрасли (на предприятии). |
|
Так, |
если общее количество электроэнергии, |
исполь |
зованной отраслью за год П0, принять за 100, а долю вы работки на предприятиях Министерства черной метал лургии Пс за 25,3, то коэффициент охвата равен 25,3/100=0,253.
Этот показатель по отдельным подотраслям колеблет ся от 0 до 0,48, а на отдельных предприятиях еще боль ше, достигая 0,7—0,8.
2. Общий коэффициент специализации Кс — доли ос новной профилирующей продукции в общем выпуске про
дукции цеха предприятия, |
организации: |
|
* с |
= т г - |
(2) |
где Пп — стоимость основной профилирующей продукции
(работ, услуг) ; |
|
|
Я — общий |
выпуск продукции цехом, |
предприяти |
ем, организацией. |
|
|
Например, |
если специализированное |
управление |
«Домнаремонт» производит в год капитальных ремонтов доменных и мартеновских печей на сумму 5,8 млн. руб. при общем объеме работ на 8,4 млн. .руб., то общий коэф фициент специализации составит'5,8/8,4=0,69.
3. Широта охвата—количество групп, видов или ти пов изделий (работ, услуг), выполняемых целом, предпри ятием, организацией.
4. Коэффициент кооперирования Лк.о применительно к
вспомогательным производствам — доля |
продукции (ра |
|||
бот, услуг), получаемых со стороны: |
|
|
||
|
Я п . к |
' |
' |
^ |
^ к . о = |
П |
|||
где Яп .к — стоимость продукции |
(работ, |
услуг), |
получае- |
|
емой со стороны. |
|
|
|
|
Анализ по 'приведенным |
показателям |
можно |
допол |
|
нить изучением, чисто организационных |
вопросов (прак |
тика применения системы планово-предупредительного ремонта оборудования, взаимоотношения между цехами, службами, сторонними организациями), а также рядом других специфических для того или иного вспомогатель ного производства.
18
Ремонтное хозяйство
Сложившаяся к настоящему времени практика ра боты и организация службы оборудования хотя и обес печивает выполнение планов производства продукции, но имеет ряд серьезных недостатков, основными из которых являются следующие:
il) недостаточные темпы снижения длительности про стоев основного оборудования на ремонтах;
2)недостаточная степень централизации, специализа ции ремонтных работ;
3)медленный рост производительности труда, боль шая численность ремонтного и дежурного персонала;
4) |
отставание в индустриализации |
ремонтных |
работ |
и др. |
• |
|
|
Указанные недостатки связаны с |
длительной |
недо |
оценкой вопросов экономики ремонтного дела, отсутст вием единых методологических основ планирования за'- грузкіи ремонтных организаций и расчета численности ремонтного персонала.
(Практика обеспечения каждого предприятия своим ремонтным хозяйством привела к созданию большого ко личества нерентабельных цехов с низким уровнем произ водительности труда. Так, при среднем показателе про изводительности труда 18,5 т ремонтного металла в год по отдельным предприятиям этот показатель колеблется от 8 до 35 т/чел.-год. Не меньший разнобой наблюдается и в себестоимости продукции. В результате отсутствия типовых структур в системе черной металлургии нет хо тя бы двух предприятий, на которых технико-экономиче ские показатели ремонтных отделов или цехов были бы одинаковыми. Это относится и к таким важнейшим пока зателям ремонтного дела, как длительность межремонт ных периодов и ремонтов агрегатов, расходные коэффи циенты ремонтного металла и др.
іПо данным Дон'НИИчермета, относительная числен ность ремонтных рабочих, занятых на текущих ремонтах в доменном цехе M M J K , В 1,5—1,6 раза меньше, чем на металлургических заводах —Коммунарском, «Азовсталь» и им. Дзержинского.
На Орско-Халиловском металлургическом комбинате при наличии семи котельных установок содержатся два дежурных электрика в смену, на заводе «Азовсталь» на
19