Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 котельных установок — один дежурный электрик. На ММК два дежурных электрика обслуживают 30 котель­ ных установок, на заводе им. Ильича — три человека на 23 котельные установки и т. д.

Для совершенствования ремонтного дела и унифика­ ции нормативов необходимо прежде всего 'упорядочение действующей системы ППР. Система ППР оборудования

впервые возникла в нашей стране, а

затем

уже была

внедрена в других странах. Между тем ее

практическое

применение страдает целым

рядом

недостатков.

1) Нарушение принципа

принудительности

ремонтов

в сроки, предусмотренные системой ППР.

 

 

•Как правило, остановка агрегатов на ремонт

происхо­

дит не в предусмотренные сроки, а исходя из интересов производства, обеспеченности материалами и т. д. Такое нарушение периодичности ремонтов дезорганизует систе­ му ППР. Во-первых, ремонтные организации вынуждены перестраивать расстановку рабочих, что вызывает излиш­ ние простои л-потери. Во-вторых, работа па агрегате, тре­ бующем ремонта, связана с увеличением расхода топ­ лива, электроэнергии, а иногда с браком продукции.

Так, по исследованиям автора, каждый день отсрочки ремонта 'мартеновской печи вызывает в среднем увеличе­ ние удельного расхода топлива на 1—1,3% [€]. Уже на восьмой день отсрочки ремонта перерасход топлива пре­ вышает экономию условно постоянной части накладных расходов, образовавшейся вследствие получения до­ полнительной продукции.

В-третьих, агрегат, не отремонтированный в положен­ ный срок, в большинстве случаев останавливается на ре­ монт внезапно, в аварийном порядке, когда ремонтные силы ие подготовлены, и поэтому ремонт длится более обычного. Так, на одном из уральских заводов в первом квартале были отложены ремонты четырех печей, вслед­ ствие чего получено сверх плана 11,7 тыс. г стали, зато в мае из-за проведения ремонтов, вне -плана потери соста­ вили 16,8 тыс. т. Перерасход топлива в этот период со­ ставил 565 т у. т. Кроме того, при выполнении ремонтов необходимо было сиять рабочих-ремонтников с других предприятий, что вызвало на них простой печей (6 печесуток') и уменьшение выработки іна 1,7 тыс. г стали.

Вопрос этот весьма серьезный и заслуживает при­ стального внимания. Экономическая наука не выработа-

20


ла научно обоснованной методики определения периодич­ ности ремонтов. На практике исходя из 'необходимости форсирования общего объема производства добиваются всеми силами увеличения длительности межремонтного периода. Таким образом, на предприятиях не создано объективных условий для проведения ремонтов в пре­ дусмотренные планом сроки. Так, по причинам произ­ водственного характера (отсутствие материалов, запас­ ных частей и др.) в среднем по министерству 38% агре­ гатов останавливается на ремонт с нарушением сроков, около 16% ремонтируется вне плана .(из не выведенных на ремонт в прошлые периоды) и только 46% агрегатов ремонтируется в срок, предусмотренный системой ГШР.

Некоторые авторы предлагают увеличить межре­ монтный период за счет более полного использования печей, т. е. до полного их износа. Однако нельзя согла­ ситься с такой трактовкой вопроса, поскольку выигрыш на лучшем использовании печей перекроетоя перерасхо­ дом, связанным с нарушением системы П.ПР.

Весьма перспективным направлением в решении проб­ лемы .оптимальной периодичности ремонтов является создание системы прогнозирования ремонтов, дающей возможность устанавливать с определенной достовер­ ностью предельный срок ремонта, после которого эко­ номически невыгодно продолжать эксплуатацию агре­ гата.

Создание и внедрение в практику диагностических методов, дающих возможность в любой момент опреде­ лить состояние .основных узлов работающей машины и принять в случае необходимости незамедлительные ме­ ры, только начинает разрабатываться в отраслях, заня­ тых ремонтом тракторов и других сельскохозяйственных машин. Однако в черной металлургии аналогичная ра­ бота не проводится, несмотря на то, что целый ряд ви­ дов оборудования поддается прогнозированию ремонтов на основе изучения вибрации, расхода топлива, диэлект­ рических свойств « .т. д.

2. При проведении планово-предупредительных ре­ монтов не соблюдается стандартность каждого вида ра­ бот. Как «в единой системе ППР, так и в отраслевых по­ ложениях и руководствах оговорено строгое содержание работ, определяющее порядок отнесения ремонта к той или иной категории. На практике эта регламентация за-

21

частую нарушается. Вместо установленной градации — технический осмотр, текущий, средний и капитальный ремонты — существует множество других видов ремонта:

горячие и холодные,

імалые,

средние,

большие и т. д.

Для доменных печей, например, существуют

капиталь­

ные ремонты I , I I и I I I разрядов и т. д.

 

 

Отнесение того или «нош

ремонта

к указаннымви­

дам осуществляется

субъективно и в каждом

случае по-

разному. Это затрудняет возможность планирования ре­ монтов, так как в каждом конкретном случае требуется разное количество материалов, запасных частей, трудо­ вых и иных ресурсов, а также составление и осуществле­ ние проектов организации работ, сетевых графиков и др.

Объем ремонтных работ определяется количеством амортизируемых производственных фондов, их состоя­ нием, качеством выполняемых ремонтов и уровнем тех­ нической эксплуатации оборудования.

Т а б л и ц а 2

Стоимость основных фондов, затраты на ремонт и содержание основных фондов предприятий МЧМ СССР*

 

 

Показатели

 

 

1966 г.

1967 г.

1Э68 г.

1969 г.

Стоимость основных

фон­

19382

20679

22114,2

24057,1

дов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

106,6

111 ,4

123,5

Амортизационные

отчисле­

 

 

 

 

ния

на

капитальный

ре­

574,8

619,4

666,4

737,1

монт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

107,8

116,0

128,5

Затраты

на

капитальный

507,9

558,9

621,5

615,0

ремонт

основных

фондов .

100

110,0

123,0

121,5

Затраты

на

текущий

ре­

676,8

774,6

889,1

950,2

монт

основных

фондов

100

114,0

132,0

141,5

И т о г о

 

затраты на

ре­

 

1184,7

1333,5

1510,6

1585,2

монт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

112,6

127,0

132,5

 

 

 

 

 

 

*В числителе —в млн. руб., в знаменателе — в % к 1966 г.

Втабл. 2 приведены стоимость основных фондов

черной металлургии и

затраты на

ремонт

за

1966—

1969 гг. Как видно из

приведенных

данных,

при

росте

основных фондов на 23,6% затраты

на ремонт увеличи-

22


лись за тот же период на 32,5%- Это объясняется не только усилившимся износом оборудования вследствие интенсификации производства, но и значительными не­ достатками в эксплуатации оборудования.

Т а б л и ц а 3

Структура организации ремонтов в черной металлургии, °/о

объемупо работ

Всего

численностипо пер­ сонала

Уровень централизации

 

и исполнители

 

Народнохозяйственный .

 

100 '

100

предприятия

и

органи­

 

 

зации черной

металлур­

 

 

гии

 

 

 

 

специализированные

ор­

ганизации

других

минис­

терств

 

 

 

 

специализированные

ре­

81

90,6

монтные

организации

 

предприятия

МЧМ . .

Внутризаводской

. . . .

53,8

55,9

ремонтные

цехи и

служ-

основные

 

производст­

венные цехи

. . . ..

 

 

В том^числе

централизо­

децентрализо­

ванно

 

ванно

по объему ра­ бот

по численно­ сти персонала

по объему ра­ бот

по численно­ сти персонала

 

 

 

'

81,0

90,6

 

 

19,0

9,4

27,2

25,1

53,8

55,9

 

 

34,3

33,7

 

 

 

 

 

 

19,5

22,2

Как и все вспомогательные производства, ремонтное хозяйство отрасли построено по смешанному принципу. На всех уровнях (внутризаводском, отраслевом и на­ роднохозяйственном) ремонт осуществляется как цент­

рализованно, так .и децентрализованно, что показано

в

табл. 3. Существующий

разнобой в определении

цен

на

ремонт для различных

организаций приводит к

разли­

чию показателей, определяемых по объему работ или по численности ремонтного персонала.

Для предприятий и организаций численность персо­ нала определялась по данным ВНИИОчермета и по от-

23


четам некоторых организаций. Для -сторонних организа­ ций численность определяли косвенным путем — через выработку на одного работника.

В 1969 г. организациями иных министерств и ве­ домств было выполнено ремонтов на сумму 310 млн. руб. При средней выработке на одного работника 8500 руб/год, численность составила 36,5 тыс. человек. Эти

рабочие добавлены к

общей численности

ремонтного

персонала для

определения

показателя

централизации

по указанному

фактору.

 

 

 

 

 

 

Из данных

табл. 3 можно сделать следующие выводы.

Для черной металлургии в настоящее

время

ха­

рактерно крайне слабое кооперирование с другими

ми­

нистерствами в области ремонтов; коэффициент

коопе­

рирования равен 0,19, что вынуждает

металлургические

предприятия создавать небольшие, зачастую

слабо

ос­

нащенные цехи и мастерские.

 

 

 

 

 

Ежегодно

предприятия

МЧМ СССР

расходуют

на

ремантно-эксплуатационные

нужды,

тыс. г:

чугунного

литья — более

3000,

стального — более

600,

цветного

литья 16, штамповок, поковок и изделий с механической

обработкой — свыше

480,

металлоконструкций

290.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Распределение цехов и участков ОГМ предприятий

 

 

 

по производительности, тыс. т/год

 

 

 

 

 

 

 

Доля от общего количества

 

Средняя

 

 

цехов при производитель­

 

 

величина

 

 

 

ности,

тыс. т/год

 

 

 

 

 

произво­

Цехи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дитель­

 

 

до 2

до

5

до 10

свыше

 

ности.

 

 

10

 

тыс.

т/год

Чугунолитейные

 

40

11,8

10,2

38

 

 

25,3

 

 

47,6

24

 

17

11,4

 

6,8

 

 

79

14

 

5,6

1,4

 

1,7

Механические

 

73,2

12,6

12,1

3,1

 

2,4

Металлоконструкций .

. . .

77,3

12,5

6,6

3,6

 

2,1

Существующие

цехи

по

производству

 

ремонтно-

экоплуатационного

металла распределяются, как

 

пока­

зано в табл. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В среднем более половины цехов

ве достигают

про­

изводственной мощности

5 тыс. т/год

при

крайне

недо­

статочной степени

подетальной или

предметной

 

спе-

24