Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
10 котельных установок — один дежурный электрик. На ММК два дежурных электрика обслуживают 30 котель ных установок, на заводе им. Ильича — три человека на 23 котельные установки и т. д.
Для совершенствования ремонтного дела и унифика ции нормативов необходимо прежде всего 'упорядочение действующей системы ППР. Система ППР оборудования
впервые возникла в нашей стране, а |
затем |
уже была |
||
внедрена в других странах. Между тем ее |
практическое |
|||
применение страдает целым |
рядом |
недостатков. |
||
1) Нарушение принципа |
принудительности |
ремонтов |
||
в сроки, предусмотренные системой ППР. |
|
|
||
•Как правило, остановка агрегатов на ремонт |
происхо |
дит не в предусмотренные сроки, а исходя из интересов производства, обеспеченности материалами и т. д. Такое нарушение периодичности ремонтов дезорганизует систе му ППР. Во-первых, ремонтные организации вынуждены перестраивать расстановку рабочих, что вызывает излиш ние простои л-потери. Во-вторых, работа па агрегате, тре бующем ремонта, связана с увеличением расхода топ лива, электроэнергии, а иногда с браком продукции.
Так, по исследованиям автора, каждый день отсрочки ремонта 'мартеновской печи вызывает в среднем увеличе ние удельного расхода топлива на 1—1,3% [€]. Уже на восьмой день отсрочки ремонта перерасход топлива пре вышает экономию условно постоянной части накладных расходов, образовавшейся вследствие получения до полнительной продукции.
В-третьих, агрегат, не отремонтированный в положен ный срок, в большинстве случаев останавливается на ре монт внезапно, в аварийном порядке, когда ремонтные силы ие подготовлены, и поэтому ремонт длится более обычного. Так, на одном из уральских заводов в первом квартале были отложены ремонты четырех печей, вслед ствие чего получено сверх плана 11,7 тыс. г стали, зато в мае из-за проведения ремонтов, вне -плана потери соста вили 16,8 тыс. т. Перерасход топлива в этот период со ставил 565 т у. т. Кроме того, при выполнении ремонтов необходимо было сиять рабочих-ремонтников с других предприятий, что вызвало на них простой печей (6 печесуток') и уменьшение выработки іна 1,7 тыс. г стали.
Вопрос этот весьма серьезный и заслуживает при стального внимания. Экономическая наука не выработа-
20
ла научно обоснованной методики определения периодич ности ремонтов. На практике исходя из 'необходимости форсирования общего объема производства добиваются всеми силами увеличения длительности межремонтного периода. Таким образом, на предприятиях не создано объективных условий для проведения ремонтов в пре дусмотренные планом сроки. Так, по причинам произ водственного характера (отсутствие материалов, запас ных частей и др.) в среднем по министерству 38% агре гатов останавливается на ремонт с нарушением сроков, около 16% ремонтируется вне плана .(из не выведенных на ремонт в прошлые периоды) и только 46% агрегатов ремонтируется в срок, предусмотренный системой ГШР.
Некоторые авторы предлагают увеличить межре монтный период за счет более полного использования печей, т. е. до полного их износа. Однако нельзя согла ситься с такой трактовкой вопроса, поскольку выигрыш на лучшем использовании печей перекроетоя перерасхо дом, связанным с нарушением системы П.ПР.
Весьма перспективным направлением в решении проб лемы .оптимальной периодичности ремонтов является создание системы прогнозирования ремонтов, дающей возможность устанавливать с определенной достовер ностью предельный срок ремонта, после которого эко номически невыгодно продолжать эксплуатацию агре гата.
Создание и внедрение в практику диагностических методов, дающих возможность в любой момент опреде лить состояние .основных узлов работающей машины и принять в случае необходимости незамедлительные ме ры, только начинает разрабатываться в отраслях, заня тых ремонтом тракторов и других сельскохозяйственных машин. Однако в черной металлургии аналогичная ра бота не проводится, несмотря на то, что целый ряд ви дов оборудования поддается прогнозированию ремонтов на основе изучения вибрации, расхода топлива, диэлект рических свойств « .т. д.
2. При проведении планово-предупредительных ре монтов не соблюдается стандартность каждого вида ра бот. Как «в единой системе ППР, так и в отраслевых по ложениях и руководствах оговорено строгое содержание работ, определяющее порядок отнесения ремонта к той или иной категории. На практике эта регламентация за-
21
частую нарушается. Вместо установленной градации — технический осмотр, текущий, средний и капитальный ремонты — существует множество других видов ремонта:
горячие и холодные, |
імалые, |
средние, |
большие и т. д. |
|
Для доменных печей, например, существуют |
капиталь |
|||
ные ремонты I , I I и I I I разрядов и т. д. |
|
|
||
Отнесение того или «нош |
ремонта |
к указаннымви |
||
дам осуществляется |
субъективно и в каждом |
случае по- |
разному. Это затрудняет возможность планирования ре монтов, так как в каждом конкретном случае требуется разное количество материалов, запасных частей, трудо вых и иных ресурсов, а также составление и осуществле ние проектов организации работ, сетевых графиков и др.
Объем ремонтных работ определяется количеством амортизируемых производственных фондов, их состоя нием, качеством выполняемых ремонтов и уровнем тех нической эксплуатации оборудования.
Т а б л и ц а 2
Стоимость основных фондов, затраты на ремонт и содержание основных фондов предприятий МЧМ СССР*
|
|
Показатели |
|
|
1966 г. |
1967 г. |
1Э68 г. |
1969 г. |
||
Стоимость основных |
фон |
19382 |
20679 |
22114,2 |
24057,1 |
|||||
дов |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
100 |
106,6 |
111 ,4 |
123,5 |
||
Амортизационные |
отчисле |
|||||||||
|
|
|
|
|||||||
ния |
на |
капитальный |
ре |
574,8 |
619,4 |
666,4 |
737,1 |
|||
монт |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
100 |
107,8 |
116,0 |
128,5 |
||
Затраты |
на |
капитальный |
||||||||
507,9 |
558,9 |
621,5 |
615,0 |
|||||||
ремонт |
основных |
фондов . |
||||||||
100 |
110,0 |
123,0 |
121,5 |
|||||||
Затраты |
на |
текущий |
ре |
|||||||
676,8 |
774,6 |
889,1 |
950,2 |
|||||||
монт |
основных |
фондов |
||||||||
100 |
114,0 |
132,0 |
141,5 |
|||||||
И т о г о |
|
затраты на |
ре |
|||||||
|
1184,7 |
1333,5 |
1510,6 |
1585,2 |
||||||
монт |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
100 |
112,6 |
127,0 |
132,5 |
||
|
|
|
|
|
|
*В числителе —в млн. руб., в знаменателе — в % к 1966 г.
Втабл. 2 приведены стоимость основных фондов
черной металлургии и |
затраты на |
ремонт |
за |
1966— |
1969 гг. Как видно из |
приведенных |
данных, |
при |
росте |
основных фондов на 23,6% затраты |
на ремонт увеличи- |
22
лись за тот же период на 32,5%- Это объясняется не только усилившимся износом оборудования вследствие интенсификации производства, но и значительными не достатками в эксплуатации оборудования.
Т а б л и ц а 3
Структура организации ремонтов в черной металлургии, °/о
объемупо работ |
Всего |
численностипо пер сонала |
|
Уровень централизации |
|
и исполнители |
|
Народнохозяйственный . |
|
100 ' |
100 |
||||
предприятия |
и |
органи |
|
|
|||
зации черной |
металлур |
|
|
||||
гии |
|
|
|
|
— |
— |
|
специализированные |
ор |
||||||
ганизации |
других |
минис |
— |
— |
|||
терств |
|
|
|
|
|||
специализированные |
ре |
81 |
90,6 |
||||
— |
— |
||||||
монтные |
организации |
|
|||||
предприятия |
МЧМ . . |
— |
— |
||||
Внутризаводской |
. . . . |
53,8 |
55,9 |
||||
ремонтные |
цехи и |
служ- |
— |
— |
|||
основные |
|
производст |
|||||
венные цехи |
. . . .. |
|
|
В том^числе
централизо |
децентрализо |
||
ванно |
|
ванно |
|
по объему ра бот |
по численно сти персонала |
по объему ра бот |
по численно сти персонала |
|
|
|
' |
— |
— |
81,0 |
90,6 |
|
|
||
19,0 |
9,4 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
27,2 |
25,1 |
— |
— |
— |
— |
53,8 |
55,9 |
|
|
||
34,3 |
33,7 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
19,5 |
22,2 |
Как и все вспомогательные производства, ремонтное хозяйство отрасли построено по смешанному принципу. На всех уровнях (внутризаводском, отраслевом и на роднохозяйственном) ремонт осуществляется как цент
рализованно, так .и децентрализованно, что показано |
в |
||
табл. 3. Существующий |
разнобой в определении |
цен |
на |
ремонт для различных |
организаций приводит к |
разли |
чию показателей, определяемых по объему работ или по численности ремонтного персонала.
Для предприятий и организаций численность персо нала определялась по данным ВНИИОчермета и по от-
23
четам некоторых организаций. Для -сторонних организа ций численность определяли косвенным путем — через выработку на одного работника.
В 1969 г. организациями иных министерств и ве домств было выполнено ремонтов на сумму 310 млн. руб. При средней выработке на одного работника 8500 руб/год, численность составила 36,5 тыс. человек. Эти
рабочие добавлены к |
общей численности |
ремонтного |
||||||
персонала для |
определения |
показателя |
централизации |
|||||
по указанному |
фактору. |
|
|
|
|
|
|
|
Из данных |
табл. 3 можно сделать следующие выводы. |
|||||||
Для черной металлургии в настоящее |
время |
ха |
||||||
рактерно крайне слабое кооперирование с другими |
ми |
|||||||
нистерствами в области ремонтов; коэффициент |
коопе |
|||||||
рирования равен 0,19, что вынуждает |
металлургические |
|||||||
предприятия создавать небольшие, зачастую |
слабо |
ос |
||||||
нащенные цехи и мастерские. |
|
|
|
|
|
|||
Ежегодно |
предприятия |
МЧМ СССР |
расходуют |
на |
||||
ремантно-эксплуатационные |
нужды, |
тыс. г: |
чугунного |
|||||
литья — более |
3000, |
стального — более |
600, |
цветного |
литья 16, штамповок, поковок и изделий с механической
обработкой — свыше |
480, |
металлоконструкций |
290. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
||||
Распределение цехов и участков ОГМ предприятий |
|
|
|
|||||||
по производительности, тыс. т/год |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Доля от общего количества |
|
Средняя |
||||||
|
|
цехов при производитель |
||||||||
|
|
величина |
||||||||
|
|
|
ности, |
тыс. т/год |
|
|||||
|
|
|
|
произво |
||||||
Цехи |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
дитель |
|||
|
|
до 2 |
до |
5 |
до 10 |
свыше |
|
ности. |
||
|
|
10 |
|
тыс. |
т/год |
|||||
Чугунолитейные |
|
40 |
11,8 |
10,2 |
38 |
|
|
25,3 |
||
|
|
47,6 |
24 |
|
17 |
11,4 |
|
6,8 |
||
|
|
79 |
14 |
|
5,6 |
1,4 |
|
1,7 |
||
Механические |
|
73,2 |
12,6 |
12,1 |
3,1 |
|
2,4 |
|||
Металлоконструкций . |
. . . |
77,3 |
12,5 |
6,6 |
3,6 |
|
2,1 |
|||
Существующие |
цехи |
по |
производству |
|
ремонтно- |
|||||
экоплуатационного |
металла распределяются, как |
|
пока |
|||||||
зано в табл. 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В среднем более половины цехов |
ве достигают |
про |
||||||||
изводственной мощности |
5 тыс. т/год |
при |
крайне |
недо |
||||||
статочной степени |
подетальной или |
предметной |
|
спе- |
24