Файл: Полубояринов Ю.Г. Основы машиностроительной гидравлики и пневматики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
При расчете усилия принимаются во внимание силы, действую щие в осевом направлении (аксиальные силы): силы трения, силы давления жидкости по торцевым поверхностям плунжера и реакция струи жидкости в проходном отверстии. Силы трения действуют в уплотнении 13 плунжера и между плунжером и гильзой. Для уменьшения величины сил трения уплотнения следует разгружать от давления жидкости, а плунжер располагать соосно с гильзой золотника. Для разгрузки плунжера в по/гости слива делаются два дополнительных уравновешивающих пояска, на которые и пере дается давление жидкости.
Величина реакции струи жидкости в проходном отверстии зо лотника, зависящая от площади отверстия и расхода, приближенно может быть определена с помощью уравнения количества движе
ния (27). |
Приложим |
это |
уравнение (в проекции, на ось |
О—О, |
||
рис. 36, б) |
к объему жидкости, заключенному между |
контрольными |
||||
сечениями |
/ — 1 и 2—2* |
Пренебрегая массовыми силами и учиты |
||||
вая из поверхностных сил только реакцию струи R, |
получим в со |
|||||
ответствии |
с (27) |
|
|
|
|
|
|
|
R |
= |
a0pQ(v2—vjcosfi, |
|
|
где |
Q — расход |
жидкости; |
|
|
||
vx и v2 — средняя |
скорость соответственно в |
сечениях |
/ — / |
и2—2;
*Рассматривается контрольный объем жидкости в рабочей полости'зо - лотника.
89
р— угол, образуемый осью струи в сечении 2—2 с осью О—О;
|
а„ — коэффициент количества движения; |
|||
|
р — плотность жидкости. |
|
||
Так |
как расход Q равен |
|
|
|
|
|
Q =VLm3iDxy |
2 g ^ - |
|
(где Ар — перепад давления в проходном |
отверстии), то, пренебре |
|||
гая ьг |
по сравнению |
с v.2 и принимая а0 |
= 1, находим |
|
|
R = |
p\.iOTnDx |
у Г 2g' .-^-t>a cosp. |
Распределение потоков жидко сти при средней позиции плун жера золотника
Обе полости ис полнительного механизма через отверстия б и 8 (см. рис. 36, а) н
нагнетательная линия р через отверстие 7 со единяются с линней слива О
через отверстия // н 12
Обе полости ис полнительного механизма соеди няются с нагне тательной лини ей р при запер том сливе О
Обе полости ис полнительного механизма со единяются с ли нией слива О
при запертой нагнетательной линии р
Обе полости ис полнительного механизма, ли ния нагнетания р и линия слива О
заперты
Обе полости ис полнительного механизма за перты, линия нагнетания со единена с линией слива О
Т а б л и ц а 1
Условные обозначения
по ГОСТ 2.781—68 |
ЭНИМСа |
|
|
,1 = |
- |
|
|
г » |
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
О |
|
м,1 |
|
WW |
X |
|
|
|
|
|
X
о
I
о
КлМ IlpflX
90
Скорость и2 в проходном отверстии равна
где ср — коэффициент скорости. Поэтому |
|
R = 2ц0 Т фяБхАр cos р. |
(87) |
Аналогично может быть рассчитана и реакция струи жидкости, вытекающей из проходного отверстия золотника в линию слива. Равнодействующая реакций приближенно равна удвоенному зна чению R, рассчитанной по (87). Максимальная величина R будет иметь место при полном открытии щели (х = Ь, где Ь — ширина выточки), когда угол [3 = 0.
В системах с дистанционным управлением распределительного устройства для перемещения плунжера золотника используется вспомогательный привод (сервопривод), в качестве которого могут применяться электрические, гидравлические и электрогидравличе ские устройства — электромагниты и вспомогательные золотники или клапаны.
Наиболее часто сервопривод используется для управления зо лотниковыми распределителями в пневматических системах, при чем движущей силой вместо жидкости служит сжатый воздух.
Схема такого распределителя типа ВбЗ-1 с пневматическим приво дом дана на рис. 36, в.
Двухпозиционный золотниковый распределитель состоит из корпуса 8, плунжера 9, ползуна 10, основания 5 и двух крышек 7 и 12. Сжатый воздух от источника питания подается в отверстие 1.
8 зависимости от положения |
ползуна 10 отверстие / соединяется |
с одним из отверстий 2 или 4, |
к которым подключается исполнитель |
ный механизм. Через отверстие 3 выпускается отработанный воз дух. Перемещение ползуна производится через плунжер — толка тель, управляемый потоком сжатого воздуха, который попеременно подается через отверстие 6 или 13 в торцевые полости золотника и оказывает давление на торцевые поверхности плунжера. Для уменьшения утечек воздуха через щели под ползуном последний прижимается к основанию 5 пружиной 11.
Золотниковые распределительные устройства типа В63-1 |
обеспе |
чивают пропуск расхода сжатого воздуха (при давлении 2—6 |
кПсм2) |
от 80 до 180 л/мин. Время срабатывания (при давлении 2 |
кГ/см2) |
не превышает 0,09 сек, а перепад давления на золотнике—0,2 |
кГ/см2. |
Для регулирования расхода рабочей среды в гидравлических и пневматических системах применяются дроссели.
Для того чтобы дроссель отвечал своему назначению площадь проходного отверстия у него должна быть гораздо меньше пло щади сечения трубопровода. По конструкции различают иголь чатые, пробковые, винтовые и пластинчатые дроссели. Схема иголь чатого дросселя показана на рис. 37, а. Регулирующий элемент —
9 1 .
конусная игла 4 перемещается в осевом направлении. Благодаря этому изменяется площадь проходного отверстия 2 в виде кольца с острой наружной кромкой. Движение рабочей среды в дросселе можно осуществлять от присоединительного отверстия 1 к отверстию 3 и наоборот.
В пробковых дросселях (рис. 37, б, в, г) регулирующим элемен том является цилиндрическая пробка 1, перекрывающая проход ное отверстие. На поверхности пробки образована канавка 4 пря моугольного или треугольного сечения (такие дроссели называются также канавочными, рис. 37, б, в), по которой рабочая среда дви жется от одного присоединительного отверстия 2 к другому 3. Из менение площади проходного отверстия можно производить либо
Рис. 37
поворотом пробки вокруг оси (рис. 37, б), либо ее продольным пе ремещением (рис. 37, в).
На рис. 37, 2 показана схема пробкового дросселя с полой проб кой /, на поверхности которой образована щель прямоугольного сечения 4 (такие дроссели называются также щелевыми). Пово ротом пробки вокруг оси можно изменять площадь проходного сечения.
Схема винтового дросселя показана на рис. 37, д. Рабочая среда поступает в дроссель через отверстие 4 и далее движется между вин товой нарезкой на поверхности пробки 3 и цилиндрической поверх ностью канала 2 в корпусе к выходному отверстию 1.
Регулирование расхода осуществляется путем перемещения пробки в осевом направлении. С уменьшением длины винтового канала расход увеличивается.
В пластинчатом дросселе (рис. 37, е) движение рабочейсреды происходит через проходные отверстия диаметром от 0,5 до 1,5 мм, образованные в пакете шайб 1, собранном на стержне 2. Регулиро вание расхода осуществляется путем перемещения стержня с па кетом шайб в осевом направлении. При этом будет изменяться ко личество работающих отверстий, а следовательно, и расход рабочей среды.
92
Объемный расход Q рабочей среды, регулируемый дросселем, определяется по формуле (406), приведенной к следующему виду:
|
Q - l A |
j / W - y - . |
(88) |
где |
— коэффициент расхода |
дросселя; |
|
й д |
— площадь проходного |
отверстия; |
|
Ар — перепад давления в дросселе.
Значение |лд принимается равным: для игольчатых дросселей— 0,75-4-0,80, для щелевых — 0,64ч-0,70.
Формула (88) показывает, что однозначная зависимость расхода от площади проходного отверстия будет иметь место в том случае,
Рис. 38
если перепад давления в дросселе, зависящий от давления рабочей среды в системе, будет постоянен. Выше, при рассмотрении дрос сельного способа регулирования, было показано, что давление в си стеме зависит от величины давления в рабочих полостях исполни тельного механизма, определяемого рабочим усилием или крутящим моментом. Если усилие или момент изменяется, то будут изменяться давление в рабочих полостях и скорость исполнительного механизма (прямо пропорционально расходу Q). Поэтому в тех системах, где изменяется давление рабочей среды и где ставится задача обеспе чить постоянную скорость исполнительного механизма, вместо дросселя устанавливается р е г у л я т о р с к о р о с т и . Регу лятор скорости (рис. 38, а) представляет собой аппарат, состоящий из дросселя 2 и регулятора (стабилизатора) давления 7. Рабочая среда через присоединительное отверстие 11 поступает в кольце вую камеру 10 стабилизатора давления. Из этой камеры рабочая среда через кольцевую щель 9, образованную пояском плунжера и выточкой в гильзе, следует в промежуточную камеру 8 и оттуда в проходное отверстие пробкового дросселя. На выходе из дросселя рабочая среда через присоединительное отверстие 1 поступает в си стему. Изменение расхода в регуляторе осуществляет дроссель,
93