Файл: Полубояринов Ю.Г. Основы машиностроительной гидравлики и пневматики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
пробка которого перемещается вручную с помощью лимба 4. При определенной площади проходного отверстия дросселя постоянный расход обеспечивается при постоянной разности давлений рабочей среды в отверстии / и камере 8 с помощью стабилизатора давления. Если изменится давление рх в отверстии 1, то соответственно из менится давление р 2 в камере 8 и наоборот. Допустим, давление рх в отверстии / увеличилось. Тогда через канал 3 повышенное дав ление передается в камеру 6, отчего плунжер 7 опустится вниз. При этом увеличится высота h кольцевой щели и, следовательно, увеличится ее площадь, а сопротивление щели уменьшится. Бла годаря этому поднимется давление в камере 8 и разность давлений на дросселе восстановится. Для доказательства составим уравне ние сил, действующих на плунжер (пренебрегая силой веса, тре нием и инерцией), в проекции на вертикальную ось:
|
|
|
|
Pi + F—Р2-Р3 |
= 0, |
|
|
|
|
|||
где |
Рх |
= |
Pi&i |
— сила давления |
на |
верхнее |
основание |
по |
||||
|
|
|
|
яска плунжера площадью |
Qx; |
площадь |
||||||
Р-2= |
Рз (^i — ^г) — сила |
давления |
на |
кольцевую |
||||||||
|
|
|
|
пояска плунжера; |
|
|
|
|
||||
|
Р3 |
= |
p 2 Q 2 |
— сила |
давления |
на |
нижнее |
основание |
по |
|||
|
|
|
|
яска плунжера площадью Q2 ; |
|
же |
||||||
F |
= |
с (/?„—/г) — усилие пружины 5, определяемое ее |
||||||||||
|
|
|
|
сткостью с, предварительным натягом /г0 |
||||||||
|
|
|
|
(при h = |
0) и ходом плунжера |
h. |
|
|||||
После подстановки |
выражений для сил имеем |
|
|
|
||||||||
|
|
pxQx |
+ с (h0—h) |
— ро (Qx—Q2) |
— Рг^г = 0) |
|
|
|||||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P 2 |
- P i |
= C j |
^ - |
|
|
|
|
(89) |
В уравнении (89) величины с, h0 |
и Qx |
постоянны. |
Следовательно |
|||||||||
если пренебречь величиной |
h (обычно h<£Ii0), |
то постоянной будет |
и разность р 2 — р х , что и требовалось доказать.
На рис. 38, б представлена гидравлическая характеристика дрос селя (1) и регулятора скорости (2) для постоянного значения пло щади проходного отверстия дросселя.
В гидравлических и пневматических системах применяются кла панные устройства различного назначения. Кроме клапанного рас пределителя (рассмотренного выше) в системах устанавливаются предохранительные (аварийные), переливные (перепускные), об ратные и редукционные клапаны.
Предохранительный клапан служит для защиты системы от чрез мерно высоких давлений. Клапан отводит рабочую среду на слив (жидкость) или выпускает в атмосферу (воздух). Схема клапана дана на рис. 39, а. Запорным элементом является плунжер 3 с пло ской, конической или сферической торцевой поверхностью, приле-
94
\
гающей к седлу клапана от усилия пружины 4. Регулирование уси лия пружины производится установочным винтом 5. Рабочая среда
поступает в клапан через присоединительное отверстие /, |
воздейст |
||||
вует на плунжер и через кольцевую щель 2 |
попадает в |
камеру |
6, |
||
а оттуда в присоединительное отверстие 7. |
|
|
|
||
Открытие клапана происходит при следующем условии: |
|
||||
|
p * p s > f |
J , Q + F t |
|
|
( 9 0 ) |
где р — давление в проходном |
отверстии |
седла (давление |
под |
||
|
клапаном); |
|
|
|
|
р' |
— давление в камере клапана 6; |
|
|
|
|
d — диаметр проходного отверстия седла; |
|
|
|||
Qn |
— площадь плунжера, воспринимающая давление р'\ |
|
|||
F |
— усилие пружины. |
|
|
|
|
Рис. 39
На работу предохранительного клапана в системе оказывает влияние и пульсация давления, которая может привести к потере устойчивости и колебанию клапана. Для того чтобы ослабить ко лебания клапана в корпусе или плунжере устраиваются демпфи рующие каналы, соединяющие камеры клапана с высоким р и низ ким р' давлением.
В отличие от предохранительного клапана, который работает эпизодически, переливной клапан работает непрерывно, поддержи вая в системе постоянное давление. Схема переливного клапана дана на рис. 3.9, б. Запорный элемент клапана — полый плунжер 2 установлен в цилиндрическом канале 1, к которому подводится рабочая среда высокого давления р. В плунжере имеются окна 3, частично перекрываемые стенкой корпуса. Рабочая среда через окна поступает в камеру 4 клапана и оттуда — к присоединитель ному отверстию 7. Настройка клапана на заданное давление осу ществляется за счет предварительного натяга пружины 5 с помощью установочного винта 6.
95
Обратный клапан предназначается для того, чтобы пропускать рабочую среду в одном направлении и перекрывать поток при из менении его направления.
Запорный элемент клапана в гидравлическом варианте выпол няется в виде плунжера или шарика, в пневматическом варианте— в виде плунжера, шарика, плоской заслонки (металлической или резиновой).
Схема шарикового обратного клапана дана на рис. 39, в. В кор
пусе |
клапана / |
имеются |
два присоединительных |
отверстия 2 |
и 6 |
||||||||||
и |
седло 5, |
которое перекрывается |
шариком |
4. |
Шарик |
прижат |
|||||||||
|
|
|
|
|
к седлу 3 усилием пружины 5. Движе |
||||||||||
|
|
|
|
|
ние рабочей среды в клапане показано |
||||||||||
|
|
|
|
|
стрелками. |
Обратного |
движения |
среды |
|||||||
|
|
|
|
|
через клапан не происходит, так |
как |
|||||||||
|
|
|
|
|
при |
изменении |
направления, |
|
потока, |
||||||
|
|
|
|
|
шарик перекрывает отверстие в седле. |
||||||||||
|
|
|
|
|
Редукционный клапан (рис. 40) слу |
||||||||||
|
|
|
|
|
жит |
для |
понижения |
(редуцирования) |
|||||||
|
|
|
|
|
давления рабочей среды и поддержания |
||||||||||
|
|
|
|
|
постоянного значения |
редуцированного |
|||||||||
|
|
|
|
q |
давления. |
Устройство |
и |
принцип |
дей- |
||||||
|
|
|
|
-— ствия |
редукционного клапана |
и |
стаби |
||||||||
|
|
|
|
|
лизатора давления в регуляторе ско |
||||||||||
|
|
|
|
|
рости |
во многом |
совпадают. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Рабочая среда под давлением р0 |
под |
|||||||||
|
|
|
|
|
водится к входному |
присоединительному |
|||||||||
|
|
|
|
|
отверстию 4, проходит через кольцевую |
||||||||||
|
|
|
|
|
щель 5, образованную плунжером 3 и |
||||||||||
|
|
Р и с . |
40 |
|
корпусом клапана, и попадает в камеру 6 |
||||||||||
|
|
|
соединенную |
с |
выходным |
присоедини |
|||||||||
|
|
|
|
|
тельным отверстием |
14. |
|
|
|
|
|||||
|
Величина редуцированного давления р регулируется положе |
||||||||||||||
нием |
плунжера, |
который |
перемещается |
под |
действием |
пружины |
|||||||||
10 |
и давления рабочей среды в камерах |
1, 8 и 9. |
Камеры / |
и 9 со |
единены каналом 7, в котором имеется жиклерное отверстие 2. Дав
ление в камере 9 поддерживается |
с помощью шарикового клапана |
/ / , прижатого пружиной 13. Из |
камеры шарикового клапана ра |
бочая среда поступает через отверстие 12 на слив (жидкость) или выпускается в атмосферу (воздух).
Для расчета редукционного клапана при установившемся ре жиме работы применяются следующие зависимости.
1. Расход Q, пропускаемый клапаном: |
|
||
Q = |
ViU]nD1hY^g |
Ро—Р |
(91) |
где £>! — диаметр пояска |
плунжера; |
|
|
h — высота кольцевой щели; |
|
|
|
• (-Чц — коэффициент расхода щели |
(0,60-^-0,65). |
|
96
2. Расход Q K , пропускаемый жиклерным отверстием:
|
|
|
<гж |
= |
И ж - ^ - ] / З ^ ^ 1 . |
|
(91а) |
|||||||
где |
dK — диаметр |
отверстия |
жиклера; |
|
|
|
|
|||||||
|
|аж — коэффициент |
расхода |
жнклерного |
отверстия |
(— 0,80); |
|||||||||
|
р' — давление в камере 9. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
3. Расход QK , |
|
пропускаемый |
шариковым |
клапаном:* |
|
||||||||
|
|
|
|
QK = H K " 4 , * ] / ~ 2g£-, |
|
|
|
(916) |
||||||
где |
dK—диаметр |
|
отверстия |
седла |
клапана; |
|
|
|
||||||
|
х — высота |
|
подъема |
шарика; |
|
|
|
|
||||||
|
(лк — коэффициент |
расхода |
отверстия |
шарикового |
клапана |
|||||||||
|
(h< - |
0,65). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4. Из условия |
неразрывности |
(без учета |
утечек) следует, что |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Q « |
= |
QK- |
|
|
|
|
|
5. Уравнение равновесия сил, действующих на плунжер (без |
|||||||||||||
учета силы веса |
и силы |
трения): |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
p |
' |
^ |
+ |
c |
l ( h |
0 - h ) - p ^ |
= |
0, |
(92) |
||
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
где |
D —диаметр |
верхнего |
пояска |
плунжера; |
|
|
||||||||
|
сх — жесткость пружины 10; |
|
|
|
|
|
||||||||
|
/г0 — предварительный натяг пружины 10. |
|
|
|||||||||||
|
6. Уравнение |
|
равновесия |
сил, |
действующих |
на шарик: |
||||||||
|
|
|
|
|
с2 (х0 |
+ |
х ) - р ' - ^ = |
0, |
|
|
(93) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
где А-0 — предварительный |
натяг |
пружины |
13; |
|
|
|||||||||
• |
с 3 — жесткость |
пружины 13. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Редукционные |
клапаны с плунжерным элементом применяются |
||||||||||||
в системах высокого давления (обычно в гидравлических |
системах). |
|||||||||||||
В системах низкого давления |
(4 -н 6 кГ/см2) применяются |
мембран |
ные и диафрагменные редукционные клапаны. Последние, как пра вило, применяются в пневматических системах. Пневматические редукционные клапаны, обеспечивающие стабильное значение ре
дуцированного |
давления, часто называются с т а б и л и з а т о |
|
р а м и |
д а в л е н и я . Сведения о стабилизаторах давления по |
|
мещены |
ниже, |
в § 14. |
В гидросистемах машин с несколькими параллельно работаю щими гидродвигателями с целью синхронизации скоростей и пере
мещений применяются устройства, называемые |
с и н х р о н и з а - |
|
* |
Избыточное давление в камере шарикового клапана принимается рав |
|
ным |
нулю. |
|
3 Д 4 |
Заказ № 1116 |
97 |
т о р а м и. Наиболее широко распространена балансная схема синхронизации скоростей с использованием специального аппа рата — делителя расхода (дроссельный порционер). Схема аппарата дана на рис. 41, о. Жидкость от источника питания поступает через отверстие 3, устроенное в корпусе /, и через отверстие 4 дроссельной втулки 8 в кольцевую камеру 5 между втулкой и плунжером 10. Оттуда через радиальные зазоры между плунжером и втулкой жид кость, разделившись на два потока, поступает в камеры 2 и 6. Из этих камер жидкость через отверстия 7 и 15 во втулке попадает в присоединительные отверстия / / и 12 в корпусе и далее направ ляется к двум гмдродвнгателям с расходами Qx и
При одинаковых нагрузках на гпдродвигатели давление в от верстиях / / и 12 и в полостях 9 и 13 будут равны, плунжер будет
|
О |
0.2 |
0,4 0.6 |
0,8JL |
Рис. 41 |
|
|
|
|
находиться в среднем положении, поэтому |
и |
расходы |
Ql и Q2 , |
|
а следовательно, и скорости гидродвигателей |
будут |
равны. |
Изменение нагрузки на один из гидродвигателей вызовет изме нение давления в соответствующем отверстии порционера и в по лости 9 или 13. Поэтому произойдет смещение плунжера в осевом направлении и изменится площадь проходных отверстий в камерах 6 и 2. Так, при увеличении давления в отверстии 11 одновременно через канал 14 увеличится давление в камере 13, плунжер сместится влево, при этом увеличится площадь проходного отверстия 7 и уменьшится площадь проходного отверстия 15. Благодаря разному
перепаду давлений в полостях |
6—11 |
\р'—рх) |
и 2—12 (р'—р2) |
рас |
|||
ходы |
и Q |
2 останутся одинаковыми |
и синхронное движение |
гид |
|||
родвигателей |
не |
изменится. |
|
|
|
|
|
В |
некоторых |
конструкциях |
дроссельных |
порционеров имеются |
обратные клапаны, включенные на линиях между выходными от верстиями 11 и. 12 и входным отверстием 3. Обратные клапаны по зволяют производить реверсирование гидродвигателей с быстрым обратным ходом.
Гидравлическая характеристика (в безразмерных координатах) дроссельного порционера дана на рис. 41, б. По оси абсцисс отло жена величина относительного смещения х плунжера от среднего
98