Файл: Полубояринов Ю.Г. Основы машиностроительной гидравлики и пневматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пробка которого перемещается вручную с помощью лимба 4. При определенной площади проходного отверстия дросселя постоянный расход обеспечивается при постоянной разности давлений рабочей среды в отверстии / и камере 8 с помощью стабилизатора давления. Если изменится давление рх в отверстии 1, то соответственно из­ менится давление р 2 в камере 8 и наоборот. Допустим, давление рх в отверстии / увеличилось. Тогда через канал 3 повышенное дав­ ление передается в камеру 6, отчего плунжер 7 опустится вниз. При этом увеличится высота h кольцевой щели и, следовательно, увеличится ее площадь, а сопротивление щели уменьшится. Бла­ годаря этому поднимется давление в камере 8 и разность давлений на дросселе восстановится. Для доказательства составим уравне­ ние сил, действующих на плунжер (пренебрегая силой веса, тре­ нием и инерцией), в проекции на вертикальную ось:

 

 

 

 

Pi + F—Р23

= 0,

 

 

 

 

где

Рх

=

Pi&i

— сила давления

на

верхнее

основание

по­

 

 

 

 

яска плунжера площадью

Qx;

площадь

Р-2=

Рз (^i ^г) — сила

давления

на

кольцевую

 

 

 

 

пояска плунжера;

 

 

 

 

 

Р3

=

p 2 Q 2

— сила

давления

на

нижнее

основание

по­

 

 

 

 

яска плунжера площадью Q2 ;

 

же­

F

=

с (/?„—/г) — усилие пружины 5, определяемое ее

 

 

 

 

сткостью с, предварительным натягом /г0

 

 

 

 

(при h =

0) и ходом плунжера

h.

 

После подстановки

выражений для сил имеем

 

 

 

 

 

pxQx

+ с (h0—h)

— ро (Qx—Q2)

Рг^г = 0)

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P 2

- P i

= C j

^ -

 

 

 

 

(89)

В уравнении (89) величины с, h0

и Qx

постоянны.

Следовательно

если пренебречь величиной

h (обычно h<£Ii0),

то постоянной будет

и разность р 2 р х , что и требовалось доказать.

На рис. 38, б представлена гидравлическая характеристика дрос­ селя (1) и регулятора скорости (2) для постоянного значения пло­ щади проходного отверстия дросселя.

В гидравлических и пневматических системах применяются кла­ панные устройства различного назначения. Кроме клапанного рас­ пределителя (рассмотренного выше) в системах устанавливаются предохранительные (аварийные), переливные (перепускные), об­ ратные и редукционные клапаны.

Предохранительный клапан служит для защиты системы от чрез­ мерно высоких давлений. Клапан отводит рабочую среду на слив (жидкость) или выпускает в атмосферу (воздух). Схема клапана дана на рис. 39, а. Запорным элементом является плунжер 3 с пло­ ской, конической или сферической торцевой поверхностью, приле-

94

\


гающей к седлу клапана от усилия пружины 4. Регулирование уси­ лия пружины производится установочным винтом 5. Рабочая среда

поступает в клапан через присоединительное отверстие /,

воздейст­

вует на плунжер и через кольцевую щель 2

попадает в

камеру

6,

а оттуда в присоединительное отверстие 7.

 

 

 

Открытие клапана происходит при следующем условии:

 

 

p * p s > f

J , Q + F t

 

 

( 9 0 )

где р — давление в проходном

отверстии

седла (давление

под

 

клапаном);

 

 

 

 

р'

— давление в камере клапана 6;

 

 

 

d — диаметр проходного отверстия седла;

 

 

Qn

— площадь плунжера, воспринимающая давление р'\

 

F

— усилие пружины.

 

 

 

 

Рис. 39

На работу предохранительного клапана в системе оказывает влияние и пульсация давления, которая может привести к потере устойчивости и колебанию клапана. Для того чтобы ослабить ко­ лебания клапана в корпусе или плунжере устраиваются демпфи­ рующие каналы, соединяющие камеры клапана с высоким р и низ­ ким р' давлением.

В отличие от предохранительного клапана, который работает эпизодически, переливной клапан работает непрерывно, поддержи­ вая в системе постоянное давление. Схема переливного клапана дана на рис. 3.9, б. Запорный элемент клапана — полый плунжер 2 установлен в цилиндрическом канале 1, к которому подводится рабочая среда высокого давления р. В плунжере имеются окна 3, частично перекрываемые стенкой корпуса. Рабочая среда через окна поступает в камеру 4 клапана и оттуда — к присоединитель­ ному отверстию 7. Настройка клапана на заданное давление осу­ ществляется за счет предварительного натяга пружины 5 с помощью установочного винта 6.

95


Обратный клапан предназначается для того, чтобы пропускать рабочую среду в одном направлении и перекрывать поток при из­ менении его направления.

Запорный элемент клапана в гидравлическом варианте выпол­ няется в виде плунжера или шарика, в пневматическом варианте— в виде плунжера, шарика, плоской заслонки (металлической или резиновой).

Схема шарикового обратного клапана дана на рис. 39, в. В кор­

пусе

клапана /

имеются

два присоединительных

отверстия 2

и 6

и

седло 5,

которое перекрывается

шариком

4.

Шарик

прижат

 

 

 

 

 

к седлу 3 усилием пружины 5. Движе­

 

 

 

 

 

ние рабочей среды в клапане показано

 

 

 

 

 

стрелками.

Обратного

движения

среды

 

 

 

 

 

через клапан не происходит, так

как

 

 

 

 

 

при

изменении

направления,

 

потока,

 

 

 

 

 

шарик перекрывает отверстие в седле.

 

 

 

 

 

Редукционный клапан (рис. 40) слу­

 

 

 

 

 

жит

для

понижения

(редуцирования)

 

 

 

 

 

давления рабочей среды и поддержания

 

 

 

 

 

постоянного значения

редуцированного

 

 

 

 

q

давления.

Устройство

и

принцип

дей-

 

 

 

 

-— ствия

редукционного клапана

и

стаби­

 

 

 

 

 

лизатора давления в регуляторе ско­

 

 

 

 

 

рости

во многом

совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая среда под давлением р0

под­

 

 

 

 

 

водится к входному

присоединительному

 

 

 

 

 

отверстию 4, проходит через кольцевую

 

 

 

 

 

щель 5, образованную плунжером 3 и

 

 

Р и с .

40

 

корпусом клапана, и попадает в камеру 6

 

 

 

соединенную

с

выходным

присоедини­

 

 

 

 

 

тельным отверстием

14.

 

 

 

 

 

Величина редуцированного давления р регулируется положе­

нием

плунжера,

который

перемещается

под

действием

пружины

10

и давления рабочей среды в камерах

1, 8 и 9.

Камеры /

и 9 со­

единены каналом 7, в котором имеется жиклерное отверстие 2. Дав­

ление в камере 9 поддерживается

с помощью шарикового клапана

/ / , прижатого пружиной 13. Из

камеры шарикового клапана ра­

бочая среда поступает через отверстие 12 на слив (жидкость) или выпускается в атмосферу (воздух).

Для расчета редукционного клапана при установившемся ре­ жиме работы применяются следующие зависимости.

1. Расход Q, пропускаемый клапаном:

 

Q =

ViU]nD1hY^g

Ро—Р

(91)

где £>! — диаметр пояска

плунжера;

 

 

h — высота кольцевой щели;

 

 

• (-Чц коэффициент расхода щели

(0,60-^-0,65).

 

96


2. Расход Q K , пропускаемый жиклерным отверстием:

 

 

 

ж

=

И ж - ^ - ] / З ^ ^ 1 .

 

(91а)

где

dK — диаметр

отверстия

жиклера;

 

 

 

 

 

ж коэффициент

расхода

жнклерного

отверстия

(— 0,80);

 

р' — давление в камере 9.

 

 

 

 

 

 

 

3. Расход QK ,

 

пропускаемый

шариковым

клапаном:*

 

 

 

 

 

QK = H K " 4 , * ] / ~ 2g£-,

 

 

 

(916)

где

dK—диаметр

 

отверстия

седла

клапана;

 

 

 

 

х — высота

 

подъема

шарика;

 

 

 

 

 

к — коэффициент

расхода

отверстия

шарикового

клапана

 

(h< -

0,65).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Из условия

неразрывности

(без учета

утечек) следует, что

 

 

 

 

 

 

 

 

Q «

=

QK-

 

 

 

 

 

5. Уравнение равновесия сил, действующих на плунжер (без

учета силы веса

и силы

трения):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

'

^

+

c

l ( h

0 - h ) - p ^

=

0,

(92)

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

 

 

 

где

D —диаметр

верхнего

пояска

плунжера;

 

 

 

сх — жесткость пружины 10;

 

 

 

 

 

 

0 — предварительный натяг пружины 10.

 

 

 

6. Уравнение

 

равновесия

сил,

действующих

на шарик:

 

 

 

 

 

с2 0

+

х ) - р ' - ^ =

0,

 

 

(93)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

где А-0 предварительный

натяг

пружины

13;

 

 

с 3 — жесткость

пружины 13.

 

 

 

 

 

 

Редукционные

клапаны с плунжерным элементом применяются

в системах высокого давления (обычно в гидравлических

системах).

В системах низкого давления

(4 -н 6 кГ/см2) применяются

мембран­

ные и диафрагменные редукционные клапаны. Последние, как пра­ вило, применяются в пневматических системах. Пневматические редукционные клапаны, обеспечивающие стабильное значение ре­

дуцированного

давления, часто называются с т а б и л и з а т о ­

р а м и

д а в л е н и я . Сведения о стабилизаторах давления по­

мещены

ниже,

в § 14.

В гидросистемах машин с несколькими параллельно работаю­ щими гидродвигателями с целью синхронизации скоростей и пере­

мещений применяются устройства, называемые

с и н х р о н и з а -

*

Избыточное давление в камере шарикового клапана принимается рав­

ным

нулю.

 

3 Д 4

Заказ № 1116

97


т о р а м и. Наиболее широко распространена балансная схема синхронизации скоростей с использованием специального аппа­ рата — делителя расхода (дроссельный порционер). Схема аппарата дана на рис. 41, о. Жидкость от источника питания поступает через отверстие 3, устроенное в корпусе /, и через отверстие 4 дроссельной втулки 8 в кольцевую камеру 5 между втулкой и плунжером 10. Оттуда через радиальные зазоры между плунжером и втулкой жид­ кость, разделившись на два потока, поступает в камеры 2 и 6. Из этих камер жидкость через отверстия 7 и 15 во втулке попадает в присоединительные отверстия / / и 12 в корпусе и далее направ­ ляется к двум гмдродвнгателям с расходами Qx и

При одинаковых нагрузках на гпдродвигатели давление в от­ верстиях / / и 12 и в полостях 9 и 13 будут равны, плунжер будет

 

О

0.2

0,4 0.6

0,8JL

Рис. 41

 

 

 

 

находиться в среднем положении, поэтому

и

расходы

Ql и Q2 ,

а следовательно, и скорости гидродвигателей

будут

равны.

Изменение нагрузки на один из гидродвигателей вызовет изме­ нение давления в соответствующем отверстии порционера и в по­ лости 9 или 13. Поэтому произойдет смещение плунжера в осевом направлении и изменится площадь проходных отверстий в камерах 6 и 2. Так, при увеличении давления в отверстии 11 одновременно через канал 14 увеличится давление в камере 13, плунжер сместится влево, при этом увеличится площадь проходного отверстия 7 и уменьшится площадь проходного отверстия 15. Благодаря разному

перепаду давлений в полостях

6—11

\р'—рх)

и 2—12 (р'—р2)

рас­

ходы

и Q

2 останутся одинаковыми

и синхронное движение

гид­

родвигателей

не

изменится.

 

 

 

 

В

некоторых

конструкциях

дроссельных

порционеров имеются

обратные клапаны, включенные на линиях между выходными от­ верстиями 11 и. 12 и входным отверстием 3. Обратные клапаны по­ зволяют производить реверсирование гидродвигателей с быстрым обратным ходом.

Гидравлическая характеристика (в безразмерных координатах) дроссельного порционера дана на рис. 41, б. По оси абсцисс отло­ жена величина относительного смещения х плунжера от среднего

98