ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Т |
а б л и ц а 70 |
|
|
|
Элементарный состав асфальтенов |
|
|
|
|||
|
|
|
Содержа |
|
Элементарный состав, % |
|
||
|
Месторожден не |
ние |
|
|
|
|
|
|
|
асфальте |
с |
н |
S |
N |
О |
||
|
|
|
нов, |
|||||
|
|
|
вес. % |
|
|
|
|
|
|
|
Нефть |
|
|
|
|
|
|
Венесуэлы.............................................. |
|
|
83,1 |
7,6 |
4,6 |
0,4 |
1,8 |
|
И рака ..................................................... |
|
|
|
83,5 |
7,3 |
7,3 |
0,6 |
0 |
Мексики |
.............................................. |
|
|
84,4 |
8,0 |
8,3 |
0,6 |
0,6 |
» |
.............................................. |
(беспарафинистая) . . |
|
80,4 |
7,9 |
8,3 |
0,9 |
1,5 |
Грозненская |
|
85,2 |
7,4 |
0,7 |
6,7 |
— |
||
Ильская |
. ' .......................................... |
|
і,б |
83,7 |
8,38 |
1,33 |
0,91 |
5,68 |
Кзылтумшукская ............................... |
5,7 |
79,48 |
9,0 |
7,81 |
0,83 |
2,40 |
||
Бавлннская .......................................... |
|
2,0 |
83,5 |
7,76 |
3,78 |
1,15 |
3,81 |
|
Р о м аш ки н ская .................................. |
3,8 |
83,61 |
7,87 |
4,52 |
1,19 |
2,76 |
||
Тунмазинская ...................................... |
3,9 |
84,4 |
7,87 |
4,48 |
1,24 |
2,04 |
||
Бнтковская.......................................... |
|
2,2 |
85,97 |
8,49 |
1,65 |
0 |
3,99 |
|
Сагайдакская |
...................................... |
0,2 |
85,52 |
9,37 |
1,38 |
0 |
3,73 |
|
Н ебит-Д агская ................................... |
1,3 |
.86,36 |
8,50 |
1,13 |
1,45 |
2,56 |
||
Норийская .......................................... |
|
1,6 |
83,04 |
7,44 |
0,56 |
0 |
8,96 |
|
Природны асфальты |
|
|
|
|
|
|
||
Пешельброна |
. >................................... |
|
81,7 |
7.3 |
1,9 |
9,1 |
|
|
Тринидае |
.............................................. |
|
|
82,0 |
7.8 |
10,2 |
(0- N |
|
Мексики |
|
|
|
79,6 |
7.8 |
8,1 |
+ S) |
|
.............................................. |
|
|
3,9 |
|
||||
» |
.............................................. |
|
|
81.5 |
7.5 |
0,7 |
8,6 |
|
Гильсонита .......................................... |
|
|
85.5 |
7.5 |
0,5 |
3.7 |
|
|
Грозного |
(окисленный гудрон) . . |
|
85,3 |
6.4 |
0,6 |
7.7 |
|
Асфальты представляют собой самостоятельно существующие в при роде твердые смолообразные черные вещества. Однако их залегания обычно связаны с нефтяными залеганиями. Очевидно, правильно их рассматривать вместе с нефтью как генетически связанное с нею звено. Предполагают, что асфальты образовались путем испарения и одно временно окисления нефти в местах выхода ее на земельную поверх ность.
Асфальты имеют кислотный характер, но содержат также парафи новые соединения и некоторое количество неиспарившихся углево дородов. После удаления углеводородов в асфальтах обнаруживаются соединения того же гетероатомного характера, как и в смолистой ча сти нефти, в частности, асфальтенов. Асфальты обладают различными температурами плавления. Наиболее низкоплавкими асфальтами яв
ляются мальты— полужидкие вещества. Твердые |
асфальты |
плавятся |
|
при 80—100° и выше.. Есть асфальты, |
которые |
плавятся |
лишь при |
150° С с одновременным разложением. |
В табл. 71 приводятся харак |
теристики природных асфальтовых минералов.
По-видимому, ряд минералов в порядке от асфальтов к альбертитам можно рассматривать как продукты все углубляющегося мета морфизма нефтяных асфальтов в направлении окисления и дальней-
121
Т а б л и ц а 71
Свойства асфальтовых минералов
|
|
|
Асфальтовые минералы |
|
|||
Характеристика |
Асфальт |
Гнльсонит |
Греемит |
Импсонпт |
Альбертнт |
||
|
|
||||||
Удельный вес, |
р%° . . . . |
0,9—1,0 |
1,0-1,1 |
1,1—1,2 |
1,1—1,2 |
1,1—1,2 |
|
Температура плавления, °С . |
0—110 |
110—175 |
175—320 |
разла- |
разла- |
||
Содержание |
асфальтенов, |
|
|
|
гается |
гается |
|
30—40 |
40—70 |
70-90 |
80—85 |
80—95 |
|||
вес. % ...................................... |
в сероугле- |
||||||
Растворимость |
до 100 |
до 100 |
45—100 |
4—6 |
0—5 |
||
. роде, в % ........................... |
состав: |
||||||
Элементарный |
84—87 |
82—85 |
80—85 |
87—91 |
84—87 |
||
С ........................... |
|
||||||
Н ........................... |
|
10—12 |
8,5—9,5 |
7—8 |
5—6 |
7—10 |
|
О................................. |
: |
0—0,8 |
0,5—7 |
2—8 |
2—7 |
2—9 |
|
s ............... |
1-10 |
0,5—7 |
0,5—7 |
0,1—3,0 |
1—3 |
||
N ........................... |
|
0,5—1 |
1—2 |
1—2 |
1—2 |
1—2 |
шей поликонденсации. Гудроны смолистых нефтей, а также природ ные асфальты используются в промышленности для получения строи тельных гидроизоляционных, кровельных материалов и дорожных покрытий.
М и н е р а л ь н ы м и в е щ е с т в а м и нефти следует считать неорганические соединения, находимые в ней после обезвоживания и фильтрации. Минеральные вещества отделяются от нефти в виде золы путем сжигания ее навески и прокаливания. В процессе прокаливания атомы или ионы металлов превращаются в окислы и поэтому точных данных о первоначальных карбонатных, сульфатных, галогенных фор мах нет. Очевидно, активные функциональные группы гетероатомных соединений нефти приобретают минеральные составляющие в процессе контакта нефти с земными породами. Общее содержание золы в нефтях мало и составляет обычно сотые, реже десятые,-доли процента.
Опубликованные данные по количественному составу зольных эле ментов в нефтях представляют значительный разбег, показанный ниже в процентах на золу:
S i0 2 |
5,43—60,49 |
К20 |
0—1,83 |
Fe20 3 |
7,71—48,87 |
Na20 |
0,8—12,36 |
a i2o 3 |
7,51—38,82 |
LiaO |
0—0,14 |
МпО |
0,16—0,47 |
P A |
0—0,02 |
№ 0 |
0,03—4,35 |
V A |
0—64,0 |
СаО |
1,09— 11,05 |
S 0 3 |
1,4—21,04 |
MgO |
0,78—4,26 |
CI |
0—0,20 |
Так как зольных компонентов в нефти немного и все они концен трируются при переработке в тяжелых остаточных фракциях, то и нет прикладных задач, связанных с зольными составляющими. Однако в последние годы возникла проблема, заключающаяся в том, что раз-
122
вивающиеся во всем мире газотурбинные двигатели в принципе воз можно эксплуатировать на любом жидком или газовом топливе, в том числе и на тяжелых остаточных нефтепродуктах — мазутах. Но в этом случае при наличии ванадиевых и натриевых окислов в образующейся в камерах сгорания золе создаются условия, так называемой ванадие вой коррозии лопаток, газовых турбин, что затрудняет применение этого наиболее дешевого жидкого топлива в газовых турбинах. Вана дий в виде окисла наивысшей валентности (Ѵ20 5) в расплавленном виде может прилипать к лопаткам газовых турбин, корродировать металл этих конструктивных элементов, превращаясь в окисел низ шей валентности. Затем цикл повторяется снова, т. е. проходящий по газовому тракту кислород избытка воздуха вновь окисляет низшие окислы ванадия до высших, и коррозия происходит снова. Таким об разом, ванадий оказывается переносчиком кислорода из воздуха к стали, его (кислорода) активатором, и тем самым выступает в роли катализатора коррозии. Натриевые соли ванадия особенно коррозионно активны. Таким образом, в последние годы возникла проблема выделения ванадиевых соединений из остаточных мазутов либо пасси вации коррозионноактивных окислов ванадия и его натриевых солей различными пассивирующими присадками. Следует упомянуть, что в специальной литературе иногда приводятся аргументы за выделение окислов ванадия и германия из золы после сжигания остаточных ма зутов.
ВОДА И НЕФТЯНЫЕ ЭМУЛЬСИИ
Нефтяные залежи сопровождают подземные воды, называемые бу ровыми или иногда нефтяными водами. Эти воды обычно засолены га лоидными и бикарбонатными солями, сероводородом и растворимыми сульфидами, менее сульфатами и карбонатами. Содержание солей не одинаково, но может доходить до 2%. Буровые воды служат для до бычи йода, который может содержаться До 30—80 мгіл.
Вода и нефть взаимонерастворимы. Однако способны к образова нию эмульсий как «вода в нефти», так и «нефть в воде». Различие этих эмульсий в том, что одно вещество в данном случае является дисперс ной средой, а другое— дисперсной фазой.
*Переработка нефти требует ее отделения не только от воды, но и от солей, которые, как правило, коррозионноактивны и разрушают материал аппаратуры. Поэтому технология нефти начинается не только с отделения буровых вод, но и с промывки нефти пресной водой для отмывки от солей с последующим обезвоживанием в так называемых установках ЭЛОУ.
Эмульсии могут быть настолько стойкими, что однажды образо вавшись, могут в состоянии покоя сохраняться годами. Вязкость эмульсий больше вязкости воды и нефти. Эмульсия «вода в нефти» гидрофобна: она всплывает в воде и распределяется в объеме бензина; эмульсия «нефть в воде» — гидрофильна: распределяется в объеме воды и тонет в бензине. В целях разрушения эмульсии применяют: отстой с подогревом; воздействие электрического поля высокого на пряжения и добавление деэмульгаторов.
123
Заключение
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ХИМИИ НЕФТИ
Химия нефти позволяет научно обеспечить нефтеперерабатываю щее производство, что заключается в приобретении все более глубо кого познания структуры и физико-химических свойств соединений нефти и методов концентрирования, выделения и переработки отдель ных ее фракций и классов. В то же время глубокая переработка неф тяного сырья в конечные синтетические продукты является задачей основного (тяжелого) органического ' и нефтехимического синтеза. Химия нефти и нефтехимия настолько тесно связаны между собой и постепенно переходят одна в другую, что только крайние точки этой линии связи четко принадлежат химии нефти, а с другой стороны — нефтехимии. Разделение задач дополняющих друг друга наук может быть принято лишь условно. Для краткости ниже нами сделана по пытка выделения задач лишь химии нефти по переработке нефти в про дукты, исходные для нефтехимии, без упоминания дальнейших превра щений этих продуктов в конечные соединения, являющиеся предметом собственно нефтехимии как самостоятельной области промышленного производства.
Нефть прежде всего представляет интерес для промышленности
всвязи с наличием в ее составе углеводородов. Гетероатомные органи ческие соединения нефти, соединения с кислородсодержащими и иными'функциональными группами не нашли широкого практического применения, если не считать использования нефтяных карбоновых кислот, объем производства которых невелик. Это обстоятельство по зволяет нам ограничиться суждениями о путях развития химии и хи мической переработки углеводородов нефти природных и попутных газов.
Следует отметить, что в последние десятилетия огромное значение
вопределении путей развития химической промышленности приобре тает организованный постоянный международный обмен опытом, не только путем публикации статей в периодической печати, но и через постоянно действующий Совет международных нефтяных конгрессов. Совет имеет Исполнительное Правление, постоянный Секретариат и Комитет по научной программе. В Совет входят представители 16 го сударств, в том числе из социалистических стран СССР и Румыния. Постоянный Совет подготавливает очередные мировые нефтяные кон грессы, которые проводятся через каждые четыре года.’На VII Миро
вом нефтяном конгрессе, который проходил в Мехико в апреле 1967 года, было много уделено внимания химии нефти и нефтехими ческой промышленности. Чтобы избежать частных суждений в важном
124
вопросе прогнозирования, нам представляется правильным следовать отечественным публикациям, сделанным по материалам Мирового конгресса.
По мере накопления знаний о химической природе нефти выдели лась самостоятельная наука — химия нефти. Начиная с 50-х годов, наряду с переработкой нефти на моторные топлива и смазочные масла, появились процессы, главной задачей которых стало получение ис ходных продуктов для химической промышленности.
Наряду с процессами термической переработки (термическим кре кингом, висбрекингом, коксованием) или вместо них быстро разви ваются каталитические процессы глубокого преобразования углево дородов нефти. Эти процессы очень скоро стали самыми многотоннаж ными каталитическими процессами.
Голод, существовавший из-за отсутствия газообразного водорода, был ликвидирован в результате применения каталитического рифор минга, который наряду с прямой задачей циклизации и изомериза ции нефтяных углеводородов одновременно высвобождал водород, который начали использовать в процессах гидроочистки и обессери вания как самих бензинов и средних фракций нефти, так и (при необ ходимости) для обессеривания тяжелых мазутных остатков нефти.
В качестве принципиальной схемы современного нефтеперерабаты вающего производства была предложена (США) схема, представлен ная на рис. 7. Комбинированное производство, кроме применения перспективных каталитических процессов с участием водорода, вы годно отличается от прежних профилированных заводов тем, что по следние требовали больших капиталовложений, чем современный ком бинат, обходящийся без парка промежуточного хранения нефтепро дуктов, их ' промежуточного транспортирования, не нуждающийся в промежуточном охлаждении и последующем нагреве нефтепродук тов, имеющий единый пульт управления и контроля технологичеысим процессом. Комбинирование производства газообразного водорода с его потреблением внутри одного комбината не нуждается в дорого стоящем и сложном хранении водорода. При этом центром, обеспечи вающим комбинирование, является процесс каталитического рифор минга.
В обзорной статье по материалам VII Мирового нефтяного кон гресса В. В. Камзолкин, И. В. Колечиц и Н. А. Ханмурзина заме чают: «В настоящее время в химии больше всего потребуются олефины С2—С4, диолефины С4—С5, ароматические углеводороды С6—С8, наф талин, фракции парафинов. Из-за роста потребности в сырье этих ви дов, которую уже не могут покрыть углеводороды, получаемые в ка честве побочных продуктов при переработке нефти на топливо (ката литический и термический крекинг, коксование, риформинг бензи нов и др.) потребовалось разработать такие процессы, как пиролиз малоценных нефтяных фракций на олефиновые, диолефиновые и аро матические углеводороды . . . демитилирование толуола в бензол и алкилнафталинов в нафталин. Перечисленные процессы целиком на правлены на получение сырья для химии и число их, несомненно, бу дет возрастать».
125