Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приработки механизмов можно проезжать без остановки 20, 25 и 50 км, если двигатель при этом не будет пере­ греваться.

По окончании обкаточного периода ограничения сни­ мают, однако нагрузку и скорость движения повышают постепенно, доводя их до пределов, разрешенных техни­ ческой характеристикой мотоцикла.

Перед первым выездом для обкатки нового мотоцик­ ла необходимо выполнить следующие работы:

1.После заправки топливного бака проверить поступ­ ление топлива в карбюратор. Определить, проходит ли воздух через воздушное отверстие в пробке топливного бака. В последующем периодически надо проверять, не засорилось ли отверстие в коробке.

2.Проверить уровень масла и плотность закрепления спускных пробок в картерах, а также наличие смазки в передней вилке, цилиндрах подвески заднего колеса и воздухоочистителе.

3.Проверить зарядку аккумуляторной батареи, нали­ чие в ней электролита, исправность лампы в фаре и зад­ нем фонаре, электросигнала.

4.Проверить затяжку осей колес, головки цилиндра, карбюратора, крепление прицепной коляски и всех до­ ступных резьбовых соединений.

5.Отрегулировать натяжение задней цепи.

6.Проверить давление воздуха в шинах, действие тормозов и сцепления.

7.Проверить наличие комплекта инструмента.

8.Пустить и прогреть двигатель, прослушать его ра­

боту.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ

Периодичность работ по обслуживанию мотоцикла включает: контрольный и технический осмотр и еже­ дневное обслуживание в зависимости от пройденного расстояния.

Контрольный осмотр проводится перед выездом мото­ цикла и на коротких остановках в пути.

Объем контрольного осмотра перед выездом включает все те вопросы, которые были рекомендованы выше для обкаточного режима.

120

Если мотоцикл работал нормально, надежно выпол­ нялось обслуживание при возвращении из рейса, то вре­ мя на осмотр некоторых частей мотоцикла значительно сокращается. При этом основную проверку необходимо произвести после заводки двигателя.

После того как будет заведен двигатель, его следует прогреть, прослушать работу на малых и средних оборо­ тах и убедиться в исправности генератора, а при зажи­ гании от генератора переменного тока — в исправном действии приборов освещения и сигнала. Проверка дей­ ствия сцепления, тормозов и переключения передач производится на ходу.

При контрольном осмотре на остановках в пути про­ веряются: состояние топлива и масла; состояние и натя­ жение цепей и тормозных тяг; затяжка колес, исправ­ ность рулевого управления; температура двигателя и нагрев картеров коробки передач, главной передачи, сту­ пиц колес и тормозных барабанов; исправность покры­ шек и давление в шинах.

Ежедневное обслуживание проводится по возвраще­ нии из поездки. Остывший двигатель необходимо очи­ стить от грязи и пыли, затем нужно вымыть весь мотоцикл, не допуская при этом попадания воды на элек­ троприборы, электропроводку, воздухоочиститель и в карбюратор.

В процессе протирки агрегатов мотоцикла необходи­ мо произвести тщательный их осмотр и выявить имею­ щиеся неисправности.

Следует проверить: надежность крепления всех частей и механизмов мотоцикла, а также шин; действие и сво­ бодный ход рычагов, рукояток, гибких тросов и тяг ор­ ганов управления; люфт упорных подшипников рулевой колонки; натяжение спиц. Необходимо снять и промыть бензофильтр отстойника бензокраника.

Затем следует смазать ось педали ножного переклю­ чения передач, а хромированные части мотоцикла проте­ реть мягкой тряпочкой, слегка пропитав ее техническим вазелином.

Техническое обслуживание мотоцикла производится в обязательном порядке и зависит от условий эксплуата­ ции и технического состояния мотоцикла.

R: Первое техническое обслуживание (ТО-1) при эксплу­ атации мотоцикла по грунтовым проселочным и лесным

121



дорогам производится через 500—600 км пробега, а по дорогам с асфальтовым покрытием — через 800—1000 км пробега.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) при этих условиях эксплуатации производится соответственно: через 2500—3000 км и через 3000—5000 км пробега.

Пуск исправного холодного двигателя производится после двух-трех нажимов ногой на пусковую педаль. При этом карбюратор должен подавать обогащенную смесь, опережение зажигания не должно быть поздним. Однако и большое опережение зажигания во время пуска недо­ пустимо, так как при раннем воспламенении рабочей сме­ си кривошип получит встречный толчок, что может вы­ звать повреждение механизма коробки передач и травму водителя при отбрасывании кверху пусковой педали.

Если после четырех-пяти нажимов на пусковую пе­ даль вспышки не произошло, то выжидают 1—2 минуты, чтобы дать возможность топливу испариться, и вновь заводят двигатель.

Зимой для облегчения пуска применяют легкоиспаряющнйся бензин, а при температуре ниже 25° вливают в цилиндр немного легкоиспаряющегося топлива (с до­ бавлением к нему 20% эфира) или нагревают свечу.

При пуске горячего двигателя обогащать смесь не рекомендуется, поэтому дроссельный золотник откры­ вают на одну треть или наполовину. Если возник пере­ грев двигателя, его цилиндр перед пуском следует про­ дуть воздухом, медленно проворачивая коленчатый вал с полностью поднятым дроссельным золотником. Про­ дувку необходимо осуществлять медленно, так как от резкого толчка пусковой педали, даже при полностью поднятом дроссельном золотнике, в диффузоре карбюра­ тора создается разрежение и в цилиндр поступает горю­ чая смесь.

Когда горячий двигатель не заводится, целесообразко начинать пуск при полностью поднятом дроссельном золотнике. Если и в этом случае двигатель не работает, то дроссельный золотник следует постепенно опускать. При пуске двигателя с опущенным золотником в цилиндр поступает излишнее количество топлива и двигатель не заводится до основательной продувки цилиндра воз­

духом.

П

Чтобы

осуществить пуск четырехтактного двигателя,

122


необходимы следующие условия: сильная искра в свече зажигания, наличие рабочей смеси в цилиндре, правиль­ ная установка зажигания, точная установка газораспре­ деления и хорошая компрессия в цилиндре. При пуске двухтактного двигателя к перечисленным условиям при­ бавляются еще два: нормальный состав топливной смеси в баке и наличие компрессии в картере.

Перевод мотоцикла на осенне-зимнюю эксплуатацию осуществляется до наступления холодов при очередном техническом обслуживании. Кроме плановых работ, сле­ дует промыть топливный бак и топливопроводы; снять и промыть отстойник, фильтр и топливный краник; разо­ брать и промыть карбюратор, продув сжатым воздухом все каналы и жиклеры; проверить работу карбюратора; промыть керосином и смазать зимним автомобильным маслом тросы сцепления, декомпрессора и тормоза, а также вращающуюся рукоятку дросселя; заменить во всех механизмах мотоцикла летнюю смазку зимней; про­ верить крепление электроприборов, электропроводов, за­ чистить контакты и соединения проводов; подготовить к зиме аккумуляторную батарею; укрыть батарею вой­ лочным чехлом; заменить покрышки с изношенным про­ тектором.

Перевод мотоцикла на весенне-летнюю эксплуатацию производится в такой же последовательности, что и при подготовке к зиме. В аккумуляторной батарее при этом электролит переводится на летнюю плотность, а во всех механизмах зимняя смазка меняется на летнюю.

ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТОЦИКЛОМ

Перед тем, как приступить к вождению мотоцикла, надо научиться: ставить мотоцикл на подставку и сни­ мать с нее, вести мотоцикл руками, усвоить правильную посадку на мотоцикле, заводить двигатель мотоцикла и управлять мотоциклом.

Пуск двигателя мотоцикла осуществляется после по­ ложенного перед выездом технического обслуживания. Предварительно проверяют отключение коробки передач от двигателя (нейтральное пеложение), заряженность

123

аккумуляторной батареи (при безбатарейном зажига­ нии— исправность генератора переменного тока), за­ правку топливом и маслом, поступление топлива в по­ плавковую камеру при открытом бензокраиике и положе­ ние всех органов управления. Кроме того, надо прикрыть поступление воздуха в карбюратор, переполнить с помо­ щью утолителя поплавковую камеру топливом и включить зажигание (на мотоциклах с ручным приводом опере­ жения зажигания поставить позднее зажигание) и, при­ открыв воздушную заслонку, пусковым механизмом запустить двигатель, вначале плавно нажимая иа педаль пускового механизма (пока она не войдет в зацепление храпового механизма), а затем резко. Надо помнить, что если сразу резко нажать на педаль (когда она находится в верхнем положении) можно сломать храпо­ вой механизм.

Двигатель мотоцикла прогревается иа малых оборо­ тах 2—4 мин, после этого отрывают воздушную заслонку и мотоцикл готов к началу движения.

Зимой перед пуском двигателя рекомендуется про­ катать мотоцикл с включенными зажиганием и пере­ дачей, чтобы уменьшить степень плотности загустевшей смазки, осторожно провернув перед этим несколько раз пусковой педалью коленчатый вал двигателя.

Правильная посадка мотоциклиста облегчает управ­ ление мотоциклом и снижает его утопляемость. Водитель мотоцикла сидит прямо, слегка наклонившись вперед перед собой, действуя органами управления, не глядя на них: руки свободно держат руль, локти приближены к туловищу, ноги серединой ступни твердо стоят на подножке.

Трогание с места можно начать после того, как двигатель мотоцикла прогрелся и работает нормально. Чтобы начать движение, необходимо: снять мотоцикл с подставки, сесть на седло, упираясь ногами о грунт; прикрыть дроссельный золотник и включить сцепление, включить первую передачу и повортом руки дросселя на себя (во внутрь), медленно увеличивать подачу горючей смеси и одновременно плавно отпускать рычаг сцепле­ ния. Мотоцикл без рывка мягко трогается с места. С на­ чалом движения необходимо поставить ноги на nq#t ножки.

Переключение передач —это переход с низшей пере­

124


дачи на высшую и наоборот. При переходе с низшей передачи на высшую следует поворотом ручки дросселя плавно увеличить подачу горючей смеси и дать мото­ циклу разгон. После этого закрыть дроссельный золот­ ник, быстро выключить сцепление и, включив очередную передачу, включить сцепление, при этом плавно и бы­ стро увеличить открытие дроссельного золотника.

После доведения скорости движения до 10—15 км/час включается вторая передача, при скорости движения 25—30 км/час-—третья и наконец при скорости 40—50 км/час — четвертая передача.

Для перехода с высшей передачи на низшую при движении с большой скоростью необходимо снизить ее перекрытием дроссельного золотника, а при необходи­ мости также и притормозить, затем полностью закрыть дроссельный золотник и выключить сцепление, включив низшую передачу, плавно и быстро включить сцепление, при этом постепенно открывать дроссельный золотник.

Не рекомендуется длительное время ездить на низ­ ших передачах и на больших оборотах, так как это приводит к излишнему изнашиванию кривошипно-шатун­ ной группы и перегреву двигателя.

Для остановки мотоцикла необходимо закрыть дрос­ сельный золотник и выключить сцепление; подождать, когда мотоцикл, идя накатом, остановится (или плавно

притормозит его

движение);

при остановке опереться

о землю ногой,

не занятой

торможением, выставив ее

немного вперед, и наклонить мотоцикл слегка в эту же сторону; включить передачу, поставив нейтральное по­ ложение шестерен, выключить сцепление и заглушить двигатель.

После этого мотоцикл можно поставить на под­ ставку.

Торможение мотоцикла осуществляется тремя спосо­ бами: тормозами, двигателем, а также тормозами и дви­ гателем одновременно (комбинированный способ).

Тормозной путь сокращается почти вдвое при тормо­ жении двумя тормозами.

При пользовании одними тормозами необходимо при­ крыть дроссельный золотник и выключить сцепление. Начинать торможение ножным тормозом и тут же на­ жать на рычаг переднего тормоза, чтобы торможение переднего колеса начиналось несколько позже, чем

125