ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
приработки механизмов можно проезжать без остановки 20, 25 и 50 км, если двигатель при этом не будет пере греваться.
По окончании обкаточного периода ограничения сни мают, однако нагрузку и скорость движения повышают постепенно, доводя их до пределов, разрешенных техни ческой характеристикой мотоцикла.
Перед первым выездом для обкатки нового мотоцик ла необходимо выполнить следующие работы:
1.После заправки топливного бака проверить поступ ление топлива в карбюратор. Определить, проходит ли воздух через воздушное отверстие в пробке топливного бака. В последующем периодически надо проверять, не засорилось ли отверстие в коробке.
2.Проверить уровень масла и плотность закрепления спускных пробок в картерах, а также наличие смазки в передней вилке, цилиндрах подвески заднего колеса и воздухоочистителе.
3.Проверить зарядку аккумуляторной батареи, нали чие в ней электролита, исправность лампы в фаре и зад нем фонаре, электросигнала.
4.Проверить затяжку осей колес, головки цилиндра, карбюратора, крепление прицепной коляски и всех до ступных резьбовых соединений.
5.Отрегулировать натяжение задней цепи.
6.Проверить давление воздуха в шинах, действие тормозов и сцепления.
7.Проверить наличие комплекта инструмента.
8.Пустить и прогреть двигатель, прослушать его ра
боту.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
Периодичность работ по обслуживанию мотоцикла включает: контрольный и технический осмотр и еже дневное обслуживание в зависимости от пройденного расстояния.
Контрольный осмотр проводится перед выездом мото цикла и на коротких остановках в пути.
Объем контрольного осмотра перед выездом включает все те вопросы, которые были рекомендованы выше для обкаточного режима.
120
Если мотоцикл работал нормально, надежно выпол нялось обслуживание при возвращении из рейса, то вре мя на осмотр некоторых частей мотоцикла значительно сокращается. При этом основную проверку необходимо произвести после заводки двигателя.
После того как будет заведен двигатель, его следует прогреть, прослушать работу на малых и средних оборо тах и убедиться в исправности генератора, а при зажи гании от генератора переменного тока — в исправном действии приборов освещения и сигнала. Проверка дей ствия сцепления, тормозов и переключения передач производится на ходу.
При контрольном осмотре на остановках в пути про веряются: состояние топлива и масла; состояние и натя жение цепей и тормозных тяг; затяжка колес, исправ ность рулевого управления; температура двигателя и нагрев картеров коробки передач, главной передачи, сту пиц колес и тормозных барабанов; исправность покры шек и давление в шинах.
Ежедневное обслуживание проводится по возвраще нии из поездки. Остывший двигатель необходимо очи стить от грязи и пыли, затем нужно вымыть весь мотоцикл, не допуская при этом попадания воды на элек троприборы, электропроводку, воздухоочиститель и в карбюратор.
В процессе протирки агрегатов мотоцикла необходи мо произвести тщательный их осмотр и выявить имею щиеся неисправности.
Следует проверить: надежность крепления всех частей и механизмов мотоцикла, а также шин; действие и сво бодный ход рычагов, рукояток, гибких тросов и тяг ор ганов управления; люфт упорных подшипников рулевой колонки; натяжение спиц. Необходимо снять и промыть бензофильтр отстойника бензокраника.
Затем следует смазать ось педали ножного переклю чения передач, а хромированные части мотоцикла проте реть мягкой тряпочкой, слегка пропитав ее техническим вазелином.
Техническое обслуживание мотоцикла производится в обязательном порядке и зависит от условий эксплуата ции и технического состояния мотоцикла.
R: Первое техническое обслуживание (ТО-1) при эксплу атации мотоцикла по грунтовым проселочным и лесным
121
дорогам производится через 500—600 км пробега, а по дорогам с асфальтовым покрытием — через 800—1000 км пробега.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) при этих условиях эксплуатации производится соответственно: через 2500—3000 км и через 3000—5000 км пробега.
Пуск исправного холодного двигателя производится после двух-трех нажимов ногой на пусковую педаль. При этом карбюратор должен подавать обогащенную смесь, опережение зажигания не должно быть поздним. Однако и большое опережение зажигания во время пуска недо пустимо, так как при раннем воспламенении рабочей сме си кривошип получит встречный толчок, что может вы звать повреждение механизма коробки передач и травму водителя при отбрасывании кверху пусковой педали.
Если после четырех-пяти нажимов на пусковую пе даль вспышки не произошло, то выжидают 1—2 минуты, чтобы дать возможность топливу испариться, и вновь заводят двигатель.
Зимой для облегчения пуска применяют легкоиспаряющнйся бензин, а при температуре ниже 25° вливают в цилиндр немного легкоиспаряющегося топлива (с до бавлением к нему 20% эфира) или нагревают свечу.
При пуске горячего двигателя обогащать смесь не рекомендуется, поэтому дроссельный золотник откры вают на одну треть или наполовину. Если возник пере грев двигателя, его цилиндр перед пуском следует про дуть воздухом, медленно проворачивая коленчатый вал с полностью поднятым дроссельным золотником. Про дувку необходимо осуществлять медленно, так как от резкого толчка пусковой педали, даже при полностью поднятом дроссельном золотнике, в диффузоре карбюра тора создается разрежение и в цилиндр поступает горю чая смесь.
Когда горячий двигатель не заводится, целесообразко начинать пуск при полностью поднятом дроссельном золотнике. Если и в этом случае двигатель не работает, то дроссельный золотник следует постепенно опускать. При пуске двигателя с опущенным золотником в цилиндр поступает излишнее количество топлива и двигатель не заводится до основательной продувки цилиндра воз
духом. |
П |
Чтобы |
осуществить пуск четырехтактного двигателя, |
122
необходимы следующие условия: сильная искра в свече зажигания, наличие рабочей смеси в цилиндре, правиль ная установка зажигания, точная установка газораспре деления и хорошая компрессия в цилиндре. При пуске двухтактного двигателя к перечисленным условиям при бавляются еще два: нормальный состав топливной смеси в баке и наличие компрессии в картере.
Перевод мотоцикла на осенне-зимнюю эксплуатацию осуществляется до наступления холодов при очередном техническом обслуживании. Кроме плановых работ, сле дует промыть топливный бак и топливопроводы; снять и промыть отстойник, фильтр и топливный краник; разо брать и промыть карбюратор, продув сжатым воздухом все каналы и жиклеры; проверить работу карбюратора; промыть керосином и смазать зимним автомобильным маслом тросы сцепления, декомпрессора и тормоза, а также вращающуюся рукоятку дросселя; заменить во всех механизмах мотоцикла летнюю смазку зимней; про верить крепление электроприборов, электропроводов, за чистить контакты и соединения проводов; подготовить к зиме аккумуляторную батарею; укрыть батарею вой лочным чехлом; заменить покрышки с изношенным про тектором.
Перевод мотоцикла на весенне-летнюю эксплуатацию производится в такой же последовательности, что и при подготовке к зиме. В аккумуляторной батарее при этом электролит переводится на летнюю плотность, а во всех механизмах зимняя смазка меняется на летнюю.
ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТОЦИКЛОМ
Перед тем, как приступить к вождению мотоцикла, надо научиться: ставить мотоцикл на подставку и сни мать с нее, вести мотоцикл руками, усвоить правильную посадку на мотоцикле, заводить двигатель мотоцикла и управлять мотоциклом.
Пуск двигателя мотоцикла осуществляется после по ложенного перед выездом технического обслуживания. Предварительно проверяют отключение коробки передач от двигателя (нейтральное пеложение), заряженность
123
аккумуляторной батареи (при безбатарейном зажига нии— исправность генератора переменного тока), за правку топливом и маслом, поступление топлива в по плавковую камеру при открытом бензокраиике и положе ние всех органов управления. Кроме того, надо прикрыть поступление воздуха в карбюратор, переполнить с помо щью утолителя поплавковую камеру топливом и включить зажигание (на мотоциклах с ручным приводом опере жения зажигания поставить позднее зажигание) и, при открыв воздушную заслонку, пусковым механизмом запустить двигатель, вначале плавно нажимая иа педаль пускового механизма (пока она не войдет в зацепление храпового механизма), а затем резко. Надо помнить, что если сразу резко нажать на педаль (когда она находится в верхнем положении) можно сломать храпо вой механизм.
Двигатель мотоцикла прогревается иа малых оборо тах 2—4 мин, после этого отрывают воздушную заслонку и мотоцикл готов к началу движения.
Зимой перед пуском двигателя рекомендуется про катать мотоцикл с включенными зажиганием и пере дачей, чтобы уменьшить степень плотности загустевшей смазки, осторожно провернув перед этим несколько раз пусковой педалью коленчатый вал двигателя.
Правильная посадка мотоциклиста облегчает управ ление мотоциклом и снижает его утопляемость. Водитель мотоцикла сидит прямо, слегка наклонившись вперед перед собой, действуя органами управления, не глядя на них: руки свободно держат руль, локти приближены к туловищу, ноги серединой ступни твердо стоят на подножке.
Трогание с места можно начать после того, как двигатель мотоцикла прогрелся и работает нормально. Чтобы начать движение, необходимо: снять мотоцикл с подставки, сесть на седло, упираясь ногами о грунт; прикрыть дроссельный золотник и включить сцепление, включить первую передачу и повортом руки дросселя на себя (во внутрь), медленно увеличивать подачу горючей смеси и одновременно плавно отпускать рычаг сцепле ния. Мотоцикл без рывка мягко трогается с места. С на чалом движения необходимо поставить ноги на nq#t ножки.
Переключение передач —это переход с низшей пере
124
дачи на высшую и наоборот. При переходе с низшей передачи на высшую следует поворотом ручки дросселя плавно увеличить подачу горючей смеси и дать мото циклу разгон. После этого закрыть дроссельный золот ник, быстро выключить сцепление и, включив очередную передачу, включить сцепление, при этом плавно и бы стро увеличить открытие дроссельного золотника.
После доведения скорости движения до 10—15 км/час включается вторая передача, при скорости движения 25—30 км/час-—третья и наконец при скорости 40—50 км/час — четвертая передача.
Для перехода с высшей передачи на низшую при движении с большой скоростью необходимо снизить ее перекрытием дроссельного золотника, а при необходи мости также и притормозить, затем полностью закрыть дроссельный золотник и выключить сцепление, включив низшую передачу, плавно и быстро включить сцепление, при этом постепенно открывать дроссельный золотник.
Не рекомендуется длительное время ездить на низ ших передачах и на больших оборотах, так как это приводит к излишнему изнашиванию кривошипно-шатун ной группы и перегреву двигателя.
Для остановки мотоцикла необходимо закрыть дрос сельный золотник и выключить сцепление; подождать, когда мотоцикл, идя накатом, остановится (или плавно
притормозит его |
движение); |
при остановке опереться |
о землю ногой, |
не занятой |
торможением, выставив ее |
немного вперед, и наклонить мотоцикл слегка в эту же сторону; включить передачу, поставив нейтральное по ложение шестерен, выключить сцепление и заглушить двигатель.
После этого мотоцикл можно поставить на под ставку.
Торможение мотоцикла осуществляется тремя спосо бами: тормозами, двигателем, а также тормозами и дви гателем одновременно (комбинированный способ).
Тормозной путь сокращается почти вдвое при тормо жении двумя тормозами.
При пользовании одними тормозами необходимо при крыть дроссельный золотник и выключить сцепление. Начинать торможение ножным тормозом и тут же на жать на рычаг переднего тормоза, чтобы торможение переднего колеса начиналось несколько позже, чем
125