Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заднего. Торможение одним передним тормозом, особенно на больших скоростях и на крутом спуске, недопусти­ мо: мотоцикл может опрокинуться через переднее коле­ со или его может занести в сторону.

При торможении двигателем надо только прикрыть

.дроссельный золотник, не включая сцепления. Если требуется более резкое торможение, переходят на низ­ шую передачу.

При комбинированном торможении используют тор­ мозную систему двигателя и тормозов одновременно. Для торможения прикрывают дроссель и, включая сцеп­ ления, плавно притормаживают обоими тормозами.

Этим способом пользуются при резких и внезапных остановках, чтобы избежать опасности наезда или стол­ кновения, а также на крутых спусках с гор.

Комбинированное торможение осуществляется в та­ кой последовательности: сначала тормозят двигателем, при этом притормаживают ножным и ручным тормозами, затем выключают сцепление и заканчивают торможение до полной остановки или до необходимого снижения ско­ рости, пользуясь уже только тормозами.

На длину тормозного пути влияет ряд факторов: со­ стояние дороги, ее профиль, степень износа покрышек, состояние тормозов и реакция водителя мотоцикла (вре­ мя с момента, когда замечено препятствие, до начала торможения колеблется в пределах 0,7—1,5 сек).

Тормозной путь зависит и от скорости движения, при возрастании скорости вдвое тормозной путь увеличивает­ ся в четыре раза.

Повороты мотоцикла осуществляются: рулем, накло­ ном мотоцикла в сторону поворота и комбинированным способом.

Способ прохождения поворота выбирается с учетом скорости движения мотоцикла и радиуса поворота. При увеличении скорости увеличивается и наклон мотоцикла.

Повороты мотоцикла с коляской имеют ряд особен­ ностей. Поворот направо в сторону коляски сопряжен с опасностью опрокидования мотоцикла, поэтому повороты осуществляются на небольшой скорости и чем круче поворот, тем меньше должна быть скорость. При пово­ роте водитель должен наклонять корпус в сторону коляски.

Поворот мотоцикла от коляски налево проще, но

126

также требует осторожности, так как при слишком крутых и резких поворотах на большой скорости мото­ цикл может опрокинуться.

На поворотах не рекомендуется пользоваться тормоза­ ми или проходить поворот с выключенным сцеплением.

Движение на подъемах и спусках. Перед началом подъема водитель мотоцикла должен решить, как лучше преодолеть его. Короткие крутые подъемы преодолева­ ются с разгона. Если сделать этого нельзя, то, чтобы избежать переключения передач на подъеме, необходимо включить перед ним ту передачу, на которой можно преодолеть весь подъем.

Подъемы переменной крутизны или пологие преодо­ левают на различных передачах соответственно рельефу дороги.

Передачи на подъемах переключают быстро, не до­ пуская снижения скорости и потери инерции.

Продолжительные спуски на дорогах с хорошим по­ крытием рекомендуется проходить накатом с выключен­ ной передачей, слегка притормаживая двумя тормозами.

На крутом спуске лучше всего применять комбиниро­ ванное торможение без переднего тормоза. Перед спус­ ком также надо включить ту передачу, на которой можно было бы преодолеть спуск, имея в виду, что на крутом спуске не рекомендуется переключать передачи.

Когда скользко, уменьшается сцепление колес с до­ рогой, возрастает возможность заноса мотоцикла.

На скользкой дороге не рекомендуется делать крутые повороты, резко изменять подачу горючей смеси, надо сразу так подобрать режим работы двигателя, чтобы заднее колесо не пробуксовывало, при этом давление в шинах целесообразно несколько понизить. Лучше всего поддерживать постоянное небольшое число оборотов двигателя на второй передаче, стараясь ровно держать мотоцикл даже на поворотах, чтобы не вызвать бокового скольжения. Тормозами следует пользоваться особенно осторожно, не выключать сцепление и передачу, а за­ медлять движение двигателем.

Ноги не спускать, иначе мотоцикл начнет покачи­ ваться и потеряет управление. Спускать ноги можно дашь в тех случаях, когда надо помочь мотоциклу. На поворотах спускают ту ногу, в сторону которой делается поворот.

127


 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Общее устройство м отоцикла.........................................................

внутреннего сгорания .

3

Общее устройство и работа двигателя

3

Четырехтактные дви гатели ..............................................................

 

 

11

Двухтактные дви гатели ...................................................................

 

 

13

Кривошипно-шатунный

м ех ан и зм .................................................

 

 

16

Механизм газораспределения.........................................................

 

 

25

Смазка и охлаждение дви гателя ....................................................

 

 

33

Смазка двухтактного двигателя..........................................

 

34

Смазка четырехтактного двигателя.....................................

 

34

Охлаждение д в и га те л я ...................................................................

 

 

38

Система

питания д в и г а т е л я ..........................................................

 

 

ЗЭ

Приготовление горючей с м е с и ...........................................

 

 

41

Устройство и работа современных карбюраторов . . .

45

Подача топлива и воздуха. Выпуск отработавших газов

50

Электрооборудование мотоцикла ............................

 

 

55

Сведения об электричестве.............................................................

 

 

55

Источники т о к а .................................................................................

 

 

 

56

Система зажигания двигателя........................................................

 

 

64

Батарейное заж и ган и е.........................................................

т о к а

.

64

Система зажигания переменного

68

Опережение заж и ган и я .........................................................

 

 

70

Приборы освещения и с и г н а л ........................................................

 

 

72

Неисправности мотоциклетного д ви гател я ..................................

 

78

Силовая

передача ............................................................................

 

 

 

80

С цепление...........................................................................................

 

 

 

 

80

Коробка передач ................................................................................

 

 

 

87

Цепная передача ................................................................................

передачи

 

 

96

Карданная и главная

прицепная

коляска . .

98

Ходовая

часть,

механизм управления,

100

Эксплуатация и

техническое обслуживание мотоцикла . . .

1 18

Периодичность работ по обслуживанию......................................

 

120

Приемы

управления

мотоциклом...............................................

 

 

123

Михаил Павлович Калинин

ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МОТОЦИКЛА

Редактор

К о з л о в а

А. П. Художник П р о с т о в

А. И. Художественный ре­

дактор X и т р о в а Т. А. Технический

редактор X а з е н Р. Б. Корректор М о -

щ е н е ц к а я

Р. М.

 

 

 

 

 

Г-35057. Сдано в набор

21/Ѵ — 1973 г.

Подписано

к печати

22/ѴІІІ — 1973 г.

Изд.

№ 2/6642. Формат

84Х108Ѵзз> Бумага типографская № 2.

Тираж

200 000.

Цена

24

коп.

Объем

физ. п. л. 4,0* Уел. п.

л. 6,72. Уч.-изд. л,

6,78.

Изд-во ДОСААФ, Москва.'Б ^б. Ново-Рязанская ул., д. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зак.

3—1.417

Головное предприятие республиканского производственного объединения «Пог лиграфкннга», Госкомиздата УССР, Киев, Довженко, 3.


3184— 115 К072(02)— 73