Файл: Зингер И.С. Обеспечение достоверности данных в автоматизированных системах управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Адресация данных

Адресация данных,

 

на хранение

но хранение

 

Архивные данные

Архивные данные

 

 

I

 

Данные, применяе­

Дант/е, выдавае -

 

мые регулярно

мые по специаль­

 

 

ному запросу

 

 

Т

Сообщения

Централбный

. J

 

 

процессор

 

Рис. 3. Способы хранения данных и автоматизированных системах управле­ ния промышленностью

приятия, направляются на хранение в архив системы, как это показано на рис. 3.

2.Надежная защита массивов данных, расположенных

впамяти вычислительного комплекса, а также картотек от повреждений и искажений. Возможность их восста­ новления.

Повреждение базисных массивов нормативно-справоч­ ных данных, постоянно хранящихся в памяти электрон­ но-вычислительного комплекса,, влечет за собой наихуд­ шие последствия. Как ни мала вероятность полного унич­ тожения картотек или магнитных лент с базисными дан­ ными в результате стихийного бедствия (пожара и т. д.), но и ею пренебрегать не следует. Наилучшим вариантом

представляется хранение особо важных массивов данных в виде копий на различных типах носителей информации: в документальной форме, на перфокартах, магнитной лен­ те и магнитном барабане одновременно.

Все данные на магнитных лентах сохраняются как ми­ нимум в течение двух отчетных периодов в целях подтвер­ ждения и проверки данных.

Как известно, накопители на магнитных лентах могут хранить занесенную информацию в течение лишь опреде­ ленного времени, в дальнейшем отдельные участки ленты

47


размагничиваются и записанные данные искажаются. Однако полностью потерянных и невосполненных данных нет, так как те же данные могут храниться на других ти­ пах машинных носителей, например на перфокартах. Кро­ ме того, запись массивов данных на магнитных лентах периодически обновляется с использованием метода «отец — сын». Этот же метод может применяться и для воспроизведения потерянных сообщений.

Схема метода такова: лента «отец» плюс лента с новыми сообщениями равно лента «сын». Лента «сын» использует-4 ся для дальнейшей обработки данных, а лента «отец» хранится для возможности воспроизведения записей. Могут храниться ленты и более ранних «поколений».

Для того чтобы картотеки с нормативно-справочными данными предприятия со временем но приходили в бес­ порядок и не устаревали, в АСУП необходимо предусмот­ реть мероприятия по текущему ведению нормативного хозяйства предприятия. С этой же целью необходимо раз­ рабатывать комплекс мероприятий по оперативному об­ новлению базисных массивов нормативно-справочных дан­ ных, расположенных в машинной памяти.

Массивы и личные ленты, принадлежащие некоторому абоненту (программисту), в принципе могут быть досту­ пны и для других абонентов, но для этого абонент — хо­ зяин массива (или личной ленты) должен указать, что разрешает пользоваться своим массивом (личной лентой) другому абоненту, причем указываются права этого або­

нента — право записывать

или считывать

информацию,

или то

и другое

вместе.

 

 

3. Предохранение рабочих программ ЭВМ от внесения

в них

изменений,

не санкционированных

руководством.

В

автоматизированной

системе обработки данных

(АСОД) рабочие и контрольные программы тесно между собой связаны. Ввиду этого маловероятно, что персоналу удастся «отключить» контрольную процедуру или внести в программу нежелательные изменения. Для предотвра­ щения таких несанкционированных руководством изме­ нений в программах желательно иметь в АСОД встроен­ ное печатающее устройство, регистрирующее всякое вме­ шательство в работу системы за исключением обычных процедур ввода — вывода. Таким образом, все действия оператора, которые могут повлиять на обрабатываемую информацию, должны быть записаны на пишущей машин­ ке или магнитной ленте.

48


Чтобы избежать ошибок при обработке финансовых данных, в машинном зале должны обязательно присут­ ствовать два оператора или оператор и его руководитель.

4. Возможность вывода на печать данных, необходи­ мых для ревизии и контроля. I Во всех программах, обрабатывающих финансовые документы, ясно должны быть выделены и отдельно за- 1 писаны данные для ревизии. Вся информация, вводимая

в систему, которая меняет денежный баланс, должна за- \ уписываться на ревизионной контрольной ленте или в гросс­ бух.

В зависимости от срочности и объема запрашиваемых для проверок данных возможны три случая выдачи этих данных из автоматизированной системы обработки дан­ ных, где они хранятся в машинной форме записи, на пе­ чать:

Случай срочного запроса большого объема. Случай несрочного запроса среднего объема. Случай срочного запроса малого объема.

Следует отметить, что наиболее эффективная работа автоматизированной системы обработки данных будет при условии, что ревизионные проверки не будут требовать:

отчетов, которые используются лишь для нужд реви­ зоров;

доступа к информационным массивам помимо устано­ вленного в системе процесса обработки этих массивов; хранения в системе данных, которые используются

крайне редко и только для нужд ревизоров.

5. Использование стандартных видов записей, обо­ значений и сокращений.

Обеспечение контролируемости автоматизированных систем управления требует широкого применения стандартов. В частности, необходимо обеспечить обще­ принятую запись программ, употребление стандартных обозначений, знаков и символов при оформлении блоксхем, отчетных документов и т. п.; применение стан­ дартных программ и стандартных процедур обработки данных.

Строгий контроль над процессом обработки данных вызывает необходимость ввести свой свод правил и про­ цедур. Эти правила и процедуры некоторые авторы назы­ вают стандартами организации работ. При этом термин «стандарты» употребляется для обозначения как руко­ водств, так и различных нормативов [24].

49

В качестве руководств стандарты применяются для разработки единых приемов работы и общих методов, а в качестве нормативов — для оценки процесса обработки данных.

6. Наличие эффективного контроля текущей обработ­ ки данных в АСУ П.

От эффективности и сферы действия контроля текущей обработки данных в АСУП в значительной степени за­ висит объем контрольно-ревизионной работы, проводимой ревизорами. Поэтому основная задача ревизора — это оценка эффективности контроля. Для чего необходимо выяснить, какие методы схемного контроля применяются для обнаружения сбоев и отказов технических средств системы; насколько строго и полно проводится контроль достоверности первичных данных перед вводом их в электронный вычислительный комплекс; какие методы программного контроля применяются при обработке дан­ ных в вычислительном комплексе; что предпринимается при обнаружении ошибок в выходных данных. Обследо­ вание может производиться с использованием специаль­ ного вопросника.

Современная тенденция к обеспечению совместимости средств электронной вычислительной техники и их про­ граммного комплекса также в значительной степени спо­ собствует улучшению контролируемости автоматизиро­ ванных систем управления предприятием.

Контроль достоверности экономических данных в ав­ томатизированных системах управления производством предполагает получение любым способом сведений об ошибках. Для исправления ошибок, как правило, тре­ буется более полная информация. При обработке данных в АСУ существует два основных вида контроля, отличаю­ щихся способами получения информации об ошибках: программный и структурный (элементный).

Структурный контроль связан с введением в состав АСУ дополнительных контрольных элементов или звеньев, предназначенных для обнаружения ошибок. Примени­ тельно к техническим средствам АСУ — это схемный (ап­ паратурный) контроль.

Программный контроль состоит в том, что при состав­ лении процедур обработки данных в них предусматривают­ ся дополнительные операции, имеющие математическую или логическую связь с алгоритмом обработки данных. Сравнение результатов дополнительных операций с ре-

50


зультатами обработки данных дает возможность устано­ вить с определенной вероятностью наличие или отсутствие ошибок и, в конечном счете, исправить обнаруженную ошибку.

2.Классификация ошибок в экономических даппых

 

Классификация ошибок может быть произведена в раз­

 

личных разрезах и с различной степенью детализации. Ав-

Ц томатизироваиные

системы

управления

производством

 

представляют большую человеко-машинную систему.

 

Поэтому ошибки подразделяются на ошибки персонала,

 

обслуживающего системы управления, и ошибки, вызван­

 

ные неисправностью технических средств системы.

 

Ошибки персонала, обслуживающего системы управле­

 

ния и системы обработки данных, обычно вызваны следую­

 

щими обстоятельствами:

 

 

 

 

 

 

низкой

квалификацией

управленческого

персонала и,

 

в частности, персонала ВЦ;

 

 

 

 

^

неправильной

интерпретацией

используемых

данных

:^'«семантический

шум»);

 

 

 

 

 

 

усталостью работников;

 

 

 

 

 

 

превышением потока данных физической способности

 

человека

перерабатывать

поступающую информацию;

 

неудачной с точки зрения удобства обслуживания

 

конструкцией технических

средств;

 

 

 

несовершенством

моделей

представления

информации;

 

неточностью, низким качеством, либо отсутствием не­

 

обходимых для работы инструкций и стандартов.

 

 

Перечисленные

причины

обусловливаются психофи­

 

зиологическими

возможностями

человека,

либо

объек­

 

тивными обстоятельствами.

 

 

 

 

 

 

В особую группу необходимо выделить причины плохой

 

работы персонала, вызванные субъективными обстоятель­

 

ствами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

безразличием и небрежностью, проявляемыми работ­

 

никами в результате нарушения принципа материальной

 

заинтересованности;

 

 

 

 

 

 

 

обезличкой и отсутствием контроля за качеством вы­

 

полняемых

работ;

 

 

 

 

 

 

недостаточной

сознательностью

и безответственностью

 

при выполнении

работ;

 

 

 

 

 

 

преднамеренным искажением информации в своеко­

рыстных целях-;

 

 

 

 

 

 

: ••

S i