Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
И з в е с т ны и другие методы определения потребно сти машин в техническом обслуживании и ремонте [8], [13]. Один из методов обстоятельно и подробно учиты вает влияние условий эксплуатации на долговечность автомобилей и соответственно на потребность их в ре
монте [8]. По этому методу |
число капитальных ремон |
||||||||||||||
тов |
определяют по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Г |
— ^ r (rX>JTrам) |
|
|
|
|
fg\ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10» |
|
|
|
|
|
. |
где |
L r — планируемый |
годовой |
пробег |
парка |
автомо |
||||||||||
билей, |
км; |
г р — число |
капитальных |
ремонтов |
на |
||||||||||
1 млн. км пробега при соблюдении установленных |
норм |
||||||||||||||
амортизационного |
пробега; |
г а м |
— |
дополнительное |
число |
||||||||||
капитальных |
ремонтов |
при превышен™ |
норм |
амортиза |
|||||||||||
ционного |
пробега. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Величины |
г р и г а |
ы |
определяют |
по |
формулам |
|
||||||||
|
|
|
|
Г р |
|
* lPK |
~ V ° e ; |
|
|
( 9 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'ам |
/ |
|
|
|
/ , п \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
~Пк |
Юв |
1 Г ' |
|
|
|||
|
|
|
|
Г |
ш |
= |
|
|
|
|
|
( 1 0 ) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
'ам 1Лам |
|
1) |
|
|
|
||
где |
/( — коэффициент |
|
отклонения |
от |
установленных |
||||||||||
норм |
межремонтного |
пробега; |
/Сам |
коэффициент от |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
амортизационного |
про |
||||
клонения от установленных норм — |
— |
|
|
|
|||||||||||
бега; |
/ р — нормативный |
пробег |
до |
первого капитального |
|||||||||||
ремонта, |
км. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Коэффициент отклонения |
от |
установленных |
норм |
|||||||||||
межремонтного пробега определяют по формуле |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
К = КЛэКврКспКиЛ, |
|
|
|
|
(") |
|||||
где |
|
Ддэ — поправочный |
коэффициент, |
учитывающий |
|||||||||||
влияние |
дорожно - эксплуатационных |
условий; |
KnV |
— ко- |
эффициент, учитывающий степень использования авто
мобилей |
в качестве |
тягачей; Ксп — коэффициент, |
учиты |
|||||
вающий |
соотношение в |
структуре парка |
между |
новыми |
||||
и прошедшими ремонт |
автомобилями; |
/ С п д — коэффи |
||||||
циент на |
увеличение |
ресурса |
выпускаемых |
новых и |
||||
реконструируемых |
автомобилей. |
|
|
|
||||
Имеются |
номограммы для |
определения |
поправоч |
|||||
ных коэффициентов, которые облегчают расчеты. |
|
|||||||
Следует заметить, что общим недостатком |
всех рас |
|||||||
смотренных |
методик является |
то, что в |
них |
потребность |
8
в ремонте рассматривается как строго' детерминирован
ный, неслучайный процесс. Результатом |
такого |
допу |
||||
щения |
является, как |
правило, |
искажение величины |
по |
||
требности в ремонте, |
особенно |
д л я тех |
случаев, |
когда |
||
парк машин интенсивно пополняется, а |
год, д л я |
кото |
||||
рого проводят расчеты, отстоит |
о т . м о м е н т а н а ч а л а |
экс |
||||
плуатации данных машин на величину, |
меньшую |
их |
||||
срока |
службы . |
|
|
|
|
|
Кроме того, в этих методиках не достаточно полно отражена динамика потребности в ремонте в связи с по стоянным улучшением показателей надежности новых
машин и повышением качества их ремонта. |
|
|||||||||
Расчеты, |
сделанные |
по |
различным |
методикам, |
д а л и |
|||||
следующие |
значения коэффициента охвата капиталь |
|||||||||
ным ремонтом |
автомобилей |
типа |
Г А З |
в |
сельском хо |
|||||
зяйстве |
Р С Ф С Р |
за |
1970 |
г. |
|
|
|
|
|
|
Формулы |
|
|
|
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(8) Отчетные |
данные |
|
/<р |
|
|
|
0,32 |
0,27 |
0,21 |
0,29 |
0,31 |
0,26 |
|
Из |
этих |
данных |
видно, |
что значения |
этого расчет |
ного коэффициента заметно отличаются от фактического коэффициента охвата ремонтом.
П р е д л а г а е м а я |
методика лишена в |
значительной |
мере отмеченных |
недостатков. Значения |
коэффициен |
та охвата капитальным ремонтом, полученные по пред
лагаемой методике (см. гл. I I ) , практически |
совпадают |
||||||||||||
с отчетными |
данными . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ЕГО |
|
|
|
|
|
||||||||
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Выше было |
сказано, |
что |
|
подход к |
прогнозированию |
||||||||
числа ремонтов или работ по техническому |
обслужива |
||||||||||||
нию, основанный |
на |
рассмотрении |
совокупности |
машин |
|||||||||
; в некоторой |
зоне |
или |
отрасли |
как |
неизменной, |
застыв- |
|||||||
' шей во |
времени, |
в принципе |
является |
приближенным и |
|||||||||
: может |
быть использован |
лишь д л я ориентировочных |
рас- |
||||||||||
1 четов. Строгое |
решение |
рассматриваемой задачи |
дает |
||||||||||
i методика, опирающаяся |
на |
математические |
методы |
тео- |
|||||||||
: рии восстановления. Общие результаты теории |
восста |
||||||||||||
новления, развитой В. Л . Смитом |
[9], |
были |
использова |
||||||||||
ны и получили |
некоторое |
развитие |
д л я |
определения |
|||||||||
потребности |
в |
ремонте |
парка машин |
разного |
назначе- |
9
ния 114J. П р е ж д е чем изложить предлагаемую методи ку определения числа ремонтов, рассматривающую про цесс выхода машни из строя как случайный, • учитываю щую вероятностные характеристики этого процесса и ста тистический характер используемой информации, рас сматривающую совокупность машин как систему, разви вающуюся во времени, ознакомимся с основными поло жениями математической теории восстановления.
Охватываемые теорией восстановления области дея тельности весьма разнообразны, по могут быть описаны
одними и |
теми ж е функциями1 |
и уравнениями . |
На |
осно |
|
вании теории восстановления, |
тесно |
связанной |
с |
теори |
|
ей надежности и теорией случайных |
процессов, |
уста |
|||
навливают |
закономерности процесса |
отказов |
элементов |
||
и методов |
их прогнозирования. Э т а , |
теория |
вводит в |
рассмотрение количественные показатели качества рас
сматриваемых |
элементов, |
используя |
д л я этой |
цели |
|||||
методы теории вероятностей и математической |
стати |
||||||||
стики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одним из основных понятий теории надежности яв |
|||||||||
ляется понятие об отказе или безотказности. |
П о д |
||||||||
безотказностью |
будем |
понимать |
способность |
элемента |
|||||
сохранять |
работоспособность в |
течение |
определенного |
||||||
промежутка времени. |
Отказом |
будем |
|
считать |
|
утерю |
|||
элементом |
работоспособности, |
т. е. |
нарушение |
рабо |
|||||
чего состояния, |
независимо от |
причин, |
вызвавших |
эту |
|||||
утерю. Не |
менее в а ж н ы м |
понятием |
является |
понятие |
восстановления. Восстановлением будем называть вос
становление |
работоспособности |
элемента |
в |
результате |
|||||
его замены, |
ремонта или |
проведения |
технического |
||||||
ухода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П а р к машин |
или станков |
какого-либо |
хозяйства, ве |
||||||
домства или |
административного |
района |
можно |
рас |
|||||
сматривать |
|
как |
некоторую |
систему, |
элементы которой |
||||
(машины, |
станки) могут выходить |
из строя |
(отказы |
||||||
вать) в различные случайные моменты времени. |
К а ж |
||||||||
дый отказ требует или замены машины, |
или |
ее |
ремон |
||||||
та, или некоторой ее регулировки. |
|
|
|
|
|||||
Вынужденный останов исправной машины д л я про |
|||||||||
филактического осмотра или д л я выполнения |
некото |
||||||||
рых работ |
по техническому |
уходу т а к ж е |
можно |
рас |
|||||
сматривать |
как |
отказ. Процесс |
наступления |
моментов |
отказов (в обобщенном понятии отказа) является слу чайным процессом.
10
Н а д о |
иметь |
в виду, что |
если |
в процессе решения |
по |
|||||||
ставленной |
задачи |
необходимо |
рассматривать |
только |
||||||||
определенного вида ремонты или только замены, |
или |
|||||||||||
работы по |
техническому |
уходу, |
то |
тогда |
- под |
отказом |
||||||
следует понимать только эти работы . Такое |
обобщение |
|||||||||||
понятия |
отказа |
мы |
используем |
для |
экономии |
изложе |
||||||
ния при |
установлении |
математических |
зависимостей, |
|||||||||
придавая |
последним |
большую |
общность. Так, напри |
|||||||||
мер, если |
решается |
з а д а ч а |
по |
определению |
числа |
ка |
питальных ремонтов в некотором планируемом проме жутке, то под обобщенным понятием отказ следует по нимать в данном случае постановку машин в капиталь ный ремонт, исключая из рассмотрения другие ремонт
ные |
воздействия. Если |
ж е |
определяется |
число текущих |
||||||
ремонтов, то под отказом следует |
иметь в виду момен |
|||||||||
ты проведения текущих ремонтов и т. д. |
|
|
|
|||||||
Такое рассмотрение |
позволяет |
д л я |
изучения |
и |
рас |
|||||
чета разных событий использовать одни и |
те ж е |
мате |
||||||||
матические |
зависимости. |
Л и ш ь исходная |
информация |
|||||||
о распределениях |
сроков |
между |
этими |
событиями |
бу |
|||||
дет |
различной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
большинстве практических |
задач |
рассматри |
|||||||
вается не один элемент, а совокупность |
однородных |
|||||||||
элементов. |
Система |
называется |
однородной, |
|
если |
|||||
все параметры и |
вероятностные |
характеристики |
|
эле |
||||||
ментов, входящих |
в систему, одинаковы. Этому условию |
|||||||||
удовлетворяют однотипные |
машины, агрегаты, узлы |
или |
детали, эксплуатируемые в одинаковых условиях. • Особенностью процесса восстановления является то,
что функционирование элемента прерывается отказом, который устраняется заменой, ремонтом или некоторой регулировкой (происходит восстановление), после чего элемент вновь функционирует. Характеристикой работы
каждого |
элемента является неотрицательная с л у ч а й н а я ' |
|||||
величина |
т, н а з ы в а е м а я длительностью |
безотказной |
ра |
|||
боты. |
Длительность |
безотказной |
работы — продолжи |
|||
тельность времени с момента начала эксплуатации |
эле |
|||||
мента до первого отказа, или продолжительность |
вре |
|||||
мени |
м е ж д у двумя |
последовательными |
отказами . |
Если |
||
в качестве обобщенного понятия |
отказ |
рассматривается |
постановка объекта на ремонт, то срок службы до пер
вого ремонта |
принято |
называть доремонтиым сроком, |
а срок службы |
между |
последовательными ремонтами — |
межремонтным |
сроком |
службы, |
И