Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И з в е с т ны и другие методы определения потребно­ сти машин в техническом обслуживании и ремонте [8], [13]. Один из методов обстоятельно и подробно учиты­ вает влияние условий эксплуатации на долговечность автомобилей и соответственно на потребность их в ре­

монте [8]. По этому методу

число капитальных ремон­

тов

определяют по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

^ r (rX>JTrам)

 

 

 

 

fg\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10»

 

 

 

 

 

.

где

L r — планируемый

годовой

пробег

парка

автомо­

билей,

км;

г р — число

капитальных

ремонтов

на

1 млн. км пробега при соблюдении установленных

норм

амортизационного

пробега;

г а м

дополнительное

число

капитальных

ремонтов

при превышен™

норм

амортиза ­

ционного

пробега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величины

г р и г а

ы

определяют

по

формулам

 

 

 

 

 

Г р

 

* lPK

~ V ° e ;

 

 

( 9 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'ам

/

 

 

 

/ , п \

 

 

 

 

 

 

 

 

~Пк

Юв

1 Г '

 

 

 

 

 

 

Г

ш

=

 

 

 

 

 

( 1 0 )

 

 

 

 

 

 

 

 

'ам 1Лам

 

1)

 

 

 

где

/( — коэффициент

 

отклонения

от

установленных

норм

межремонтного

пробега;

/Сам

коэффициент от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

амортизационного

про­

клонения от установленных норм

 

 

 

бега;

/ р — нормативный

пробег

до

первого капитального

ремонта,

км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент отклонения

от

установленных

норм

межремонтного пробега определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

К = КЛэКврКспКиЛ,

 

 

 

 

(")

где

 

Ддэ поправочный

коэффициент,

учитывающий

влияние

дорожно - эксплуатационных

условий;

KnV

— ко-

эффициент, учитывающий степень использования авто­

мобилей

в качестве

тягачей; Ксп — коэффициент,

учиты­

вающий

соотношение в

структуре парка

между

новыми

и прошедшими ремонт

автомобилями;

/ С п д коэффи­

циент на

увеличение

ресурса

выпускаемых

новых и

реконструируемых

автомобилей.

 

 

 

Имеются

номограммы для

определения

поправоч­

ных коэффициентов, которые облегчают расчеты.

 

Следует заметить, что общим недостатком

всех рас­

смотренных

методик является

то, что в

них

потребность

8


в ремонте рассматривается как строго' детерминирован­

ный, неслучайный процесс. Результатом

такого

допу­

щения

является, как

правило,

искажение величины

по­

требности в ремонте,

особенно

д л я тех

случаев,

когда

парк машин интенсивно пополняется, а

год, д л я

кото­

рого проводят расчеты, отстоит

о т . м о м е н т а н а ч а л а

экс­

плуатации данных машин на величину,

меньшую

их

срока

службы .

 

 

 

 

 

Кроме того, в этих методиках не достаточно полно отражена динамика потребности в ремонте в связи с по­ стоянным улучшением показателей надежности новых

машин и повышением качества их ремонта.

 

Расчеты,

сделанные

по

различным

методикам,

д а л и

следующие

значения коэффициента охвата капиталь ­

ным ремонтом

автомобилей

типа

Г А З

в

сельском хо­

зяйстве

Р С Ф С Р

за

1970

г.

 

 

 

 

 

Формулы

 

 

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(8) Отчетные

данные

/<р

 

 

 

0,32

0,27

0,21

0,29

0,31

0,26

Из

этих

данных

видно,

что значения

этого расчет­

ного коэффициента заметно отличаются от фактического коэффициента охвата ремонтом.

П р е д л а г а е м а я

методика лишена в

значительной

мере отмеченных

недостатков. Значения

коэффициен­

та охвата капитальным ремонтом, полученные по пред­

лагаемой методике (см. гл. I I ) , практически

совпадают

с отчетными

данными .

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ЕГО

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

Выше было

сказано,

что

 

подход к

прогнозированию

числа ремонтов или работ по техническому

обслужива ­

нию, основанный

на

рассмотрении

совокупности

машин

; в некоторой

зоне

или

отрасли

как

неизменной,

застыв-

' шей во

времени,

в принципе

является

приближенным и

: может

быть использован

лишь д л я ориентировочных

рас-

1 четов. Строгое

решение

рассматриваемой задачи

дает

i методика, опирающаяся

на

математические

методы

тео-

: рии восстановления. Общие результаты теории

восста­

новления, развитой В. Л . Смитом

[9],

были

использова­

ны и получили

некоторое

развитие

д л я

определения

потребности

в

ремонте

парка машин

разного

назначе-

9



ния 114J. П р е ж д е чем изложить предлагаемую методи­ ку определения числа ремонтов, рассматривающую про­ цесс выхода машни из строя как случайный, • учитываю­ щую вероятностные характеристики этого процесса и ста­ тистический характер используемой информации, рас­ сматривающую совокупность машин как систему, разви­ вающуюся во времени, ознакомимся с основными поло­ жениями математической теории восстановления.

Охватываемые теорией восстановления области дея­ тельности весьма разнообразны, по могут быть описаны

одними и

теми ж е функциями1

и уравнениями .

На

осно­

вании теории восстановления,

тесно

связанной

с

теори­

ей надежности и теорией случайных

процессов,

уста­

навливают

закономерности процесса

отказов

элементов

и методов

их прогнозирования. Э т а ,

теория

вводит в

рассмотрение количественные показатели качества рас­

сматриваемых

элементов,

используя

д л я этой

цели

методы теории вероятностей и математической

стати­

стики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из основных понятий теории надежности яв­

ляется понятие об отказе или безотказности.

П о д

безотказностью

будем

понимать

способность

элемента

сохранять

работоспособность в

течение

определенного

промежутка времени.

Отказом

будем

 

считать

 

утерю

элементом

работоспособности,

т. е.

нарушение

рабо­

чего состояния,

независимо от

причин,

вызвавших

эту

утерю. Не

менее в а ж н ы м

понятием

является

понятие

восстановления. Восстановлением будем называть вос­

становление

работоспособности

элемента

в

результате

его замены,

ремонта или

проведения

технического

ухода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П а р к машин

или станков

какого-либо

хозяйства, ве­

домства или

административного

района

можно

рас­

сматривать

 

как

некоторую

систему,

элементы которой

(машины,

станки) могут выходить

из строя

(отказы­

вать) в различные случайные моменты времени.

К а ж ­

дый отказ требует или замены машины,

или

ее

ремон­

та, или некоторой ее регулировки.

 

 

 

 

Вынужденный останов исправной машины д л я про­

филактического осмотра или д л я выполнения

некото­

рых работ

по техническому

уходу т а к ж е

можно

рас­

сматривать

как

отказ. Процесс

наступления

моментов

отказов (в обобщенном понятии отказа) является слу­ чайным процессом.

10


Н а д о

иметь

в виду, что

если

в процессе решения

по­

ставленной

задачи

необходимо

рассматривать

только

определенного вида ремонты или только замены,

или

работы по

техническому

уходу,

то

тогда

- под

отказом

следует понимать только эти работы . Такое

обобщение

понятия

отказа

мы

используем

для

экономии

изложе ­

ния при

установлении

математических

зависимостей,

придавая

последним

большую

общность. Так, напри­

мер, если

решается

з а д а ч а

по

определению

числа

ка­

питальных ремонтов в некотором планируемом проме­ жутке, то под обобщенным понятием отказ следует по­ нимать в данном случае постановку машин в капиталь ­ ный ремонт, исключая из рассмотрения другие ремонт­

ные

воздействия. Если

ж е

определяется

число текущих

ремонтов, то под отказом следует

иметь в виду момен­

ты проведения текущих ремонтов и т. д.

 

 

 

Такое рассмотрение

позволяет

д л я

изучения

и

рас­

чета разных событий использовать одни и

те ж е

мате­

матические

зависимости.

Л и ш ь исходная

информация

о распределениях

сроков

между

этими

событиями

бу­

дет

различной.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

большинстве практических

задач

рассматри ­

вается не один элемент, а совокупность

однородных

элементов.

Система

называется

однородной,

 

если

все параметры и

вероятностные

характеристики

 

эле­

ментов, входящих

в систему, одинаковы. Этому условию

удовлетворяют однотипные

машины, агрегаты, узлы

или

детали, эксплуатируемые в одинаковых условиях. • Особенностью процесса восстановления является то,

что функционирование элемента прерывается отказом, который устраняется заменой, ремонтом или некоторой регулировкой (происходит восстановление), после чего элемент вновь функционирует. Характеристикой работы

каждого

элемента является неотрицательная с л у ч а й н а я '

величина

т, н а з ы в а е м а я длительностью

безотказной

ра­

боты.

Длительность

безотказной

работы — продолжи ­

тельность времени с момента начала эксплуатации

эле­

мента до первого отказа, или продолжительность

вре­

мени

м е ж д у двумя

последовательными

отказами .

Если

в качестве обобщенного понятия

отказ

рассматривается

постановка объекта на ремонт, то срок службы до пер­

вого ремонта

принято

называть доремонтиым сроком,

а срок службы

между

последовательными ремонтами —

межремонтным

сроком

службы,

И