Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из кривых, температура верхней точки ЦВД после тех же двух суток простоя оказалась примерно па 60° ниже значения, приведенного в табл. 1, а температура сто­ порного клапана упала даже приблизительно до 80° С. На графике нанесены также значения разности температур сход­

ственных

точек верхней и нижней половины корпусов ЦВД

и ЦСД

№ ц Вд и -Д ^сл)’

как виДно из графика, через

18 часов

после

остановки

турбины разность «верх — низ»

ЦСД достигла

80° С.

 

Неоднородность температурного поля турбины наклады­ вает отпечаток на технологию пуска. В частности, при низких температурах перепускных труб и горячей ЧВД .пар в тур­ бину должен подаваться так, чтобы, во-первых, скорость про­ грева перепускных труб не выходила за допустимые пределы, и, во-вторых, охладившийся в перепускных трубах пар, попав на горячий ротор, не вызвал резкого его относительного уко­ рочения, а также интенсивного охлаждения внутреннего кор­ пуса ЦВД.

Если продолжительность простоя такова, что температура корпуса ЦСД ниже, чем ЦВД, то при пусках из такого со-, стояния температура вторичного пара должна быть пониже­ на, по сравнению с первичным.

При простоях в течение ~40 часов паропроводы пром­ перегрева остывают полностью (до температуры не выше 100°С), тогда как температура клапанов может достигать 270РС [13]. Очевидно, что в таком случае паропроводы пром­

перегрева должны

быть

прогреты,

поскольку

протекающий

по охлажденным трубам

пар

может

перейти во влажное со­

стояние; заброс же

влажного

пара

в турбину

недопустим.

В то же время при коротких простоях, до 10 часов, темпера­ тура «горячих» линий промперегрева и паровпускных частей ЦСД близки между собой; их значение обычно составляет не менее 420° и оказывается выше, чем температура пара перед ЦСД в начале разворота. Естественно, что в этих условиях прогрев трубопроводов вторичного пара не требуется, но должны быть приняты меры для предохранения разогретого металла от интенсивного охлаждения первыми порциями по­ ступающего пара.

В зависимости от продолжительности простоя, состояния изоляции и других факторов распределение температуры узлов и деталей блока может быть самым различным, но при этом нет необходимости для каждого распределения строить свою, индивидуальную систему пуска.

Одна и та же технология пуска может быть распростра­ нена на различные начальные тепловые состояния, распола­ гающиеся в некотором интервале температур характерных элементов блока. С точки зрения организации и проведения

30


пусковых операций принято различать следующие начальные тепловые состояния блока [16]:

1. Холодное состояние, при котором температуры элемен­ тов котла и паропроводов не превышают 150° С, а турбины —

100° С. .Такое

состояние устанавливается

после простоя котла

и выключения

паропроводов более двух суток, а турбины —

свыше 8 суток.

 

 

2. Холодный котел и неостывшая турбина, когда-темпера­

тура ее элементов превышает

130° С

(уровень температур

зависит от продолжительности

простоя турбины).

‘3. Неостывший блок с сохранившимся избыточным давле­

нием в котле -~15—20 кгс/см2; достигается

такое состояние

при простоях до 14 часов. '

,

4.Неостывший блок при потере давления в котле; состоя­ ние отвечает простоям от 15 до 30 часов.

5.Холодный котел и неостывшие паропроводы: темпера­ туры элементов котла ^150РС, паропроводов же >150° и могут достигать 250—300° С. Это состояние наступает при простоях блока в течение 24—48 часов.

6.Состояние горячего резерва с сохранением рабочих па­ раметров среды в котле. В зависимости от плотности арма­ туры сверхкритическое давление в пароводяном тракте оста­ новленного котла сохраняется на протяжении не более одно­ го-двух часов [11].

Технология пуска блока из различных начальных состоя­ ний рассматривается в главах III, IV и V.

Г л а в а II

НАПРЯЖЕНИЯ В БЕСКОНЕЧНОМ

1ПОЛОМ ЦИЛИНДРЕ

§4. Общие соотношения для расчета механических

итемпературных напряжений

Ранее отмечалось, что неоднородность температурного поля детали служит причиной возникновения температурных (термических) напряжений, так как появлению температур­ ных деформаций какого-либо элемента детали препятствуют смежные с ним элементы, находящиеся при іщых темпера­ турах.

Температурные напряжения алгебраически складываются

снапряжениями, вызванными механическими воздействиями,

вчастности, с давлением рабочего агента.

При разработке технологии пуска из различных тепловых состояний следует оценивать напряжения в узлах и деталях


блока, вызываемые как их прогревом, так и поступлением ра­ бочей среды с относительно пониженной температурой. Нуж­ но иметь в виду, что продолжительность всего пускового пе­ риода определяется, главным образом, значениями термиче­ ских напряжений.

Многие ответственные детали блока имеют форму круг­ лого полого цилиндра. В первую очередь к ним относятся тру­ бы и коллекторы парогенератора, паропроводы, перепускные патрубки турбины. С известным приближением можно счи­ тать полыми цилиндрами наружные и внутренние корпусы и палы турбин.

Приняв ряд упрощающих допущений, выведем выраже- ' мня, описывающие распределение в толстостенном, цилиндре напряжений, вызванных давлением рабочего агента, а также термических напряжений в условиях нестационарного тепло­ вого состояния.

Начнем с определения напряжения в стенке цилиндра от внешнего и внутреннего давления. Введем следующие упро­ щения в постановку задачи: а) исключим из рассмотрения температурные изменения, возникающие в процессе дефор­ мирования стенки механическим воздействием; б) будем счи­ тать, что скорость распространения напряжений и деформаций очень велика и равновесное напряженное состояние устанав­ ливается мгновенно; в) днища по торцам цилиндра отсут­ ствуют, толщина стенки постоянна, давления распределены равномерно на внутренней и внешней поверхностях цилиндра. Для вывода искомых зависимостей будем следовать [17]. При принятых допущениях напряжения и деформации сим­ метричны относительно продольной осп цилиндра и не изме­ няются по ее длине.

Выделим двумя плоскостями, перпендикулярными к оси, участок цилиндра с длиной образующей, равной единице. Составим уравнение равновесия очень тонкого элемента стенки, ограниченного соосными цилиндрическими поверхно­ стями радиусов г и r + dr и двумя радиальными плоскостями, образующими между собой угол dtp (рис. 9).

По условиям симметрии касательные напряжения по гра­ ням элемента. тшщщ не возникают. Обозначим нормальные

напряжения,

действующие

по граням

ітщ и пп\, через ст(;

нормальные

радиальные напряжения

по грани пт обозна­

чим о,.; тогда нормальные

напряжения

по грани ~/?гі/гі со­

ставят ar + dar/dr ■dr. При равновесии элемента сумма проек­ ций всех действующих сил на направление биссектрисы угла dxp равна нулю. Пренебрегая весом элемента, имеем

arr d f + Gtdrdv — ^ - j - - ^ dr^- (r - j - dr) dy = 0 .

32


Отсюда с точностью до малых величин

° < - ° r - ' l F = 0.

. 0 )

Чтобы определить две неизвестные а, и а,-, требуется еще одно уравнение, которое можно получить из' соотношений между напряжениями и деформациями.

Рлс. 9. Схема к расчету напряжений в цилиндре

Из курса «Сопротивление материалов» известно, что при растяжении или. сжатии по двум взаимно перпендикулярным направлениям л: и у связь между напряжениями <тЛ- и оу и относительными деформациями е.ѵ и гу выражается зависи­ мостями:

°.г = ттг^г (еѵ+ vsj-) 11 °v = (sy + ve.v)- (2)

Здесь Е — модуль упругости; ѵ — отношение поперечной отно­ сительной деформации к продольной, так называемый коэф­ фициент Пуассона.

Обозначим величину радиального перемещения цилиндри­ ческой поверхности радиуса г через и\ тогда смещение в том же направлении поверхности радиуса r+cir будет u+ du/dr dr.

Следовательно, изменение размера

элемента ттлп\п вдрль

радиуса составит

 

 

1

du

и =

da

,

и -fI'- -drг- dr,

-dr

dr,

г -

радиальном направ­

а относительная деформация элемента в

лении

 

du

( 3 )

dr

 

3

33-