Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
чаются в расчетную заработную плату каждого работ ника при определении его среднего заработка.
Это значит, что выплаты из этого фонда вполне ре альны для каждого работника, можно сказать, гаранти рованы при добросовестной и успешной работе на том участке, который поручило ему предприятие.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства формируется за счет тех же источни ков, что и фонд материального поощрения, но в меньших размерах. Он используется для целей социального раз вития коллектива и служит стимулом сплочения коллек тива, создания в нем атмосферы товарищества, единст ва целей.
Средства из этого фонда можно расходовать на улуч шение культурно-бытового и медицинского обслужива ния работников, на приобретение путевок в дома отды ха и санатории, а также на оборудование культурных и детских учреждений, на приобретение спортивного ин вентаря и на другие аналогичные нужды.
Допускается использование средств па строительство (или долевое участие) жилых домов и учреждений со циально-культурного значения. При этом вся жилая площадь, построенная за счет этих средств, заселяется по списку, утвержденному руководством предприятия и постройкомом совместно.
Таким образом, управление фондами экономического стимулирования базируется на следующих положениях:
основными показателями премирования являются конечные, наиболее важные для народного хозяйства ре
зультаты |
деятельности строительных организаций — |
ввод в действие, качество и прибыль; |
|
размер премий достаточно ощутим для бюджета ра |
|
ботников, |
а премия выплачивается быстро и с полной |
гарантией, если выполнены порученные плановые за дания;
системы и показатели премирования понятны для ра ботников, ясно видна связь между результатом работы предприятия (ввод в действие, прибыль, качество) и раз мером премии для коллектива и работника;
распределение средств из фонда экономического сти мулирования обсуждается на производственных совеща ниях или общих собраниях, а премии присуждаются справедливо в строгом соответствии с установленным порядком без всяких побочных влияний;
94
материальное поощрение сочетается с моральным
стимулированием.
Плата за фонды в общей системе хозяйственной ре формы играет двоякую роль, представляя собой, с одной стороны, новый механизм перераспределения прибыли между государством и предприятиями, а с другой — эко-, номический стимул улучшения использования фондов.
Поскольку базой для отчислений в фонды экономиче ского стимулирования служит расчетная прибыль, кото рая непосредственно зависит от платы за фонды, пред приятия заинтересованы в выполнении планового объе ма работ с максимально эффективным использованием фондов, чтобы уменьшить плату'за них и увеличить рас четную прибыль.
До перехода на новую систему планирования и эко номического стимулирования ускорение оборачиваемо сти оборотных средств не стимулировалось и не поощря лось. Теперь же экономический потенциал повышения эффективности производственных фондов в строительст ве определяется в значительной мере эффективным ис пользованием оборотных средств, т. е. снижением запа сов материалов и объема незавершенного строительства.
Что же касается основных фондов строительных ор ганизаций, то здесь характерны технологически обосно ванные резкие колебания уровня оснащенности, в зави симости от видов строительства и типа специализиро ванных подрядных организаций.
Если в промышленности жесткая технология произ водства сближает состав основных фондов в предприя тиях одной и той же отрасли, то в строительстве глубо кая специализация и большое разнообразие возможных вариантов технологии и организации работы приводят
ксущественным различиям в фондооснащенности. Опыт работы строительно-монтажных организаций,
перешедших на новую систему планирования и экономи ческого стимулирования, свидетельствует о том, что ме ханизм реформы положительно отразился на результа тах их деятельности.
Принятые дополнительные обязательства по прибыли были включены в план организаций, и этот увеличенный план в 1970—1971 гг. был перевыполнен. Рентабельность организаций, работавших в новых условиях, была за метно выше средней рентабельности остальных подряд ных организаций.
95
3. Дальнейшее углубление хозяйственной реформы в строительстве
Таким образом, новые условия хозяйствования в том виде, как они применялись в ряде строительно-монтаж ных организаций, существенно повлияли на рост прибы ли. В меньшей мере они отразились на ускорении ввода в действие производственных объектов и на качестве строительной продукции.
Это объясняется прежде всего тем, что в первые годы перехода на новую систему были созданы еще не все не обходимые условия работы, предусмотренные майскими (1969 г.) постановлениями ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР. Продолжалась практика распыления ресур сов в планах капитальных вложений, одновременное строительство многочисленных объектов, не обеспечен ных проектной документацией, материалами, мощностя ми строительных организаций. Ввод в действие произ водственных объектов планируется, как правило, на чет вертый квартал и особенно на декабрь, что создает край нее напряжение и заставляет наспех заканчивать объек-. ты, порой сдавая их заказчику с недоделками, при пло хом качестве работ.
Не всегда удается установить твердые сметные цены на объекты производственного назначения, что затруд няет установление подлинного хозяйственного расчета в отношениях между заказчиками и подрядчиками. Все еще недостаточно стимулируется ускорение научно-тех нического прогресса и повышение качества строительной продукции.
Отсюда вытекают следующие основные направления дальнейшего углубления и развития хозяйственной ре формы в строительстве:
обеспечение всех условий перехода на новую систему, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономическо го стимулирования строительного производства», а имен но: своевременное обеспечение строек проектно-сметной документацией, заблаговременное утверждение и ста бильность планов, комплектное снабжение материалами;
формирование экономических отношений между все ми участниками строительного процесса как отношений по готовой строительной продукции;
96
дополнение механизма реформы мероприятиями но экономическому стимулированию научно-технического прогресса и повышения качества строительной про
дукции.
Вместе с тем анализ деятельности строительных ор ганизаций, работавших в новых условиях, показал, что требуются некоторые поправки и в методических мате риалах, которые были разработаны на первой стадии
реформы.
Разработчики АСУС должны быть в курсе возмож ных дальнейших направлений совершенствования отдель ных положений хозяйственной реформы.
Конкретно речь может идти о следующих меропри ятиях:
расчеты с заказчиками устанавливать только за за конченные и подготовленные к функционированию объ екты и производственные мощности или за крупные эта пы работ. Практика показала, что небольшие этапы, за частую не привязанные к технологическим комплексам или очередям, не решают проблему стимулирования ввода в действие, особенно при отсутствии твердых смет ных цен;
расширить размеры кредитования генерального под рядчика вплоть до предоставления кредита в размере полной сметной стоимости строящегося объекта с уче том имеющихся у подрядчика собственных оборотных средств;
установить нормативы платы за производственные основные фонды и оборотные средства с таким расчетом,
чтобы платежи строительного предприятия в |
бюджет |
в основном были исчерпаны платой за фонды; |
|
устанавливать цены на строительную продукцию со |
|
скидками или надбавками в зависимости от |
качества, |
передавая надбавки за отличное качество целиком или в значительной части непосредственно в фонд матери ального поощрения и соответственно удерживая скидки из этого фонда;
предоставлять кредит или безвозвратную ссуду при проведении мероприятий, связанных с созданием новой техники и с ее экспериментальным применением в пер вый период после передачи в производство; создать фонд освоения новой техники в строительных организациях;
определять фонд заработной платы, а также произ водительность труда на основе показателей готовой
97
строительной продукции или так называемой «чистой продукции»а не по выработке в денежном выражении (валовой продукции);
предоставить строительному предприятию право ис правлять титульные списки, хотя бы и утвержденные заказчиком, если в них нарушены нормы продолжитель ности строительства или нормы задела.
Вопрос об управлении качеством принадлежит к чис лу наиболее сложных в системе управления строитель ным предприятием.
Актуальность повышения качества продукции вооб ще не требует специальных разъяснений. В строительст ве повышение качества продукции особенно важно, по скольку эта продукция служит в течение жизни целого по коления, и практически исправить качество жилого дома или производственного здания (сооружения) после его ввода в действие крайне затруднительно. Высокое каче ство строительной продукции является фактором эконо мической эффективности основных фондов всех отраслей народного хозяйства и в значительной мере определяет уровень условий труда и жизни трудящихся.
На практике качество строительной продукции, не смотря на ряд принимаемых мер, все еще не отвечает возрастающим требованиям материального производст ва, а также требованиям коллективов и членов общества.
Это объясняется, во-первых, дефицитностью строи тельной продукции в условиях, когда платежеспособный спрос потребителей не покрывается в силу недостаточ ных производственных мощностей строительной индуст рии и ее базы. В этих условиях потребители — заказчи ки производственных мощностей, население, бесплатно получающее площадь, — проявляют готовность принять в эксплуатацию строительную продукцию, даже не отве чающую требованиям нормативов и стандартов.
Низкое качество строительства объясняется также и тем, что в течение ряда лет все стимулы ориентировали строителей на выполнение «вала», а повышение качест ва не стимулировалось ни для строительных предприя тий. ни для работников строительного производства.
И, наконец, одной из причин низкого качества строи тельной продукции было отставание науки об управле-
1 «Чистойпродукцией» называют сметную стоимость строитель но-монтажных работ за вычетом сметной стоимости материалов.
98
нии, Которая не сформулировала сущность задач по уп равлению качеством и не указала эффективных мер воз действия на участников строительного процесса в целях
повышения качества.
Качество строительной продукции определяется в ко нечном счете четырьмя факторами: качеством проекта (комфорт, надежность, эстетические элементы), качест
вом исполнения |
(допуски, |
мастерство |
работников), ка |
чеством предметов труда |
(прочность, |
заводская готов |
|
ность, эстетика, |
допуски), |
их соответствием специаль |
ным требованиям эксплуатации, т. е. способностью со противления воздействию внешней среде (теплоизоля ция, влагоизоляция, звукоизоляция, биологическая пас сивность), и качеством средств труда — машин, инстру
мента.
Управление качеством на строительном предприятии направлено в основном на точное соответствие с проек том, нормативами и стандартами. Для этого необходимо обеспечить точность исполнения на основе правильной организации и технологии, высокой квалификации кад ров рабочих и инженеров, применения материалов, кон струкций, изделий, а также инструмента и машин отлич
ного качества. |
управления — это |
Отсюда вытекает первая задача |
|
установление качества, т. е. указание |
ясных признаков, |
определяющих либо уровень качества |
(например, в при |
нятой системе оценок «отлично», «хорошо», «удовлетво рительно»), либо по признаку «да — нет», иначе говоря, «принято» или «брак».
Следовательно, в нормативно-справочном блоке АСУС должны быть документы, позволяющие устано вить уровень качества по видам строительно-монтажных работ (применительно к их исполнителям), конструктив ным элементам и по сдаваемому в эксплуатацию объек ту в целом.
Далее требуется предусмотреть мероприятия по обе спечению качества, а именно: контроль в ходе производ ства и немедленные управляющие воздействия соответ ственно на поставщиков материалов, изделий, деталей и конструкций, на работников производства и на свои подсобные предприятия и службы (в частности, эксплу атации и ремонта машин, наладки инструмента).
Для контроля качества необходимо иметь исполните лей в составе блока «управление производством», ши-
99