Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чаются в расчетную заработную плату каждого работ­ ника при определении его среднего заработка.

Это значит, что выплаты из этого фонда вполне ре­ альны для каждого работника, можно сказать, гаранти­ рованы при добросовестной и успешной работе на том участке, который поручило ему предприятие.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства формируется за счет тех же источни­ ков, что и фонд материального поощрения, но в меньших размерах. Он используется для целей социального раз­ вития коллектива и служит стимулом сплочения коллек­ тива, создания в нем атмосферы товарищества, единст­ ва целей.

Средства из этого фонда можно расходовать на улуч­ шение культурно-бытового и медицинского обслужива­ ния работников, на приобретение путевок в дома отды­ ха и санатории, а также на оборудование культурных и детских учреждений, на приобретение спортивного ин­ вентаря и на другие аналогичные нужды.

Допускается использование средств па строительство (или долевое участие) жилых домов и учреждений со­ циально-культурного значения. При этом вся жилая площадь, построенная за счет этих средств, заселяется по списку, утвержденному руководством предприятия и постройкомом совместно.

Таким образом, управление фондами экономического стимулирования базируется на следующих положениях:

основными показателями премирования являются конечные, наиболее важные для народного хозяйства ре­

зультаты

деятельности строительных организаций —

ввод в действие, качество и прибыль;

размер премий достаточно ощутим для бюджета ра­

ботников,

а премия выплачивается быстро и с полной

гарантией, если выполнены порученные плановые за­ дания;

системы и показатели премирования понятны для ра­ ботников, ясно видна связь между результатом работы предприятия (ввод в действие, прибыль, качество) и раз­ мером премии для коллектива и работника;

распределение средств из фонда экономического сти­ мулирования обсуждается на производственных совеща­ ниях или общих собраниях, а премии присуждаются справедливо в строгом соответствии с установленным порядком без всяких побочных влияний;

94


материальное поощрение сочетается с моральным

стимулированием.

Плата за фонды в общей системе хозяйственной ре­ формы играет двоякую роль, представляя собой, с одной стороны, новый механизм перераспределения прибыли между государством и предприятиями, а с другой — эко-, номический стимул улучшения использования фондов.

Поскольку базой для отчислений в фонды экономиче­ ского стимулирования служит расчетная прибыль, кото­ рая непосредственно зависит от платы за фонды, пред­ приятия заинтересованы в выполнении планового объе­ ма работ с максимально эффективным использованием фондов, чтобы уменьшить плату'за них и увеличить рас­ четную прибыль.

До перехода на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования ускорение оборачиваемо­ сти оборотных средств не стимулировалось и не поощря­ лось. Теперь же экономический потенциал повышения эффективности производственных фондов в строительст­ ве определяется в значительной мере эффективным ис­ пользованием оборотных средств, т. е. снижением запа­ сов материалов и объема незавершенного строительства.

Что же касается основных фондов строительных ор­ ганизаций, то здесь характерны технологически обосно­ ванные резкие колебания уровня оснащенности, в зави­ симости от видов строительства и типа специализиро­ ванных подрядных организаций.

Если в промышленности жесткая технология произ­ водства сближает состав основных фондов в предприя­ тиях одной и той же отрасли, то в строительстве глубо­ кая специализация и большое разнообразие возможных вариантов технологии и организации работы приводят

ксущественным различиям в фондооснащенности. Опыт работы строительно-монтажных организаций,

перешедших на новую систему планирования и экономи­ ческого стимулирования, свидетельствует о том, что ме­ ханизм реформы положительно отразился на результа­ тах их деятельности.

Принятые дополнительные обязательства по прибыли были включены в план организаций, и этот увеличенный план в 1970—1971 гг. был перевыполнен. Рентабельность организаций, работавших в новых условиях, была за­ метно выше средней рентабельности остальных подряд­ ных организаций.

95

3. Дальнейшее углубление хозяйственной реформы в строительстве

Таким образом, новые условия хозяйствования в том виде, как они применялись в ряде строительно-монтаж­ ных организаций, существенно повлияли на рост прибы­ ли. В меньшей мере они отразились на ускорении ввода в действие производственных объектов и на качестве строительной продукции.

Это объясняется прежде всего тем, что в первые годы перехода на новую систему были созданы еще не все не­ обходимые условия работы, предусмотренные майскими (1969 г.) постановлениями ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР. Продолжалась практика распыления ресур­ сов в планах капитальных вложений, одновременное строительство многочисленных объектов, не обеспечен­ ных проектной документацией, материалами, мощностя­ ми строительных организаций. Ввод в действие произ­ водственных объектов планируется, как правило, на чет­ вертый квартал и особенно на декабрь, что создает край­ нее напряжение и заставляет наспех заканчивать объек-. ты, порой сдавая их заказчику с недоделками, при пло­ хом качестве работ.

Не всегда удается установить твердые сметные цены на объекты производственного назначения, что затруд­ няет установление подлинного хозяйственного расчета в отношениях между заказчиками и подрядчиками. Все еще недостаточно стимулируется ускорение научно-тех­ нического прогресса и повышение качества строительной продукции.

Отсюда вытекают следующие основные направления дальнейшего углубления и развития хозяйственной ре­ формы в строительстве:

обеспечение всех условий перехода на новую систему, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономическо­ го стимулирования строительного производства», а имен­ но: своевременное обеспечение строек проектно-сметной документацией, заблаговременное утверждение и ста­ бильность планов, комплектное снабжение материалами;

формирование экономических отношений между все­ ми участниками строительного процесса как отношений по готовой строительной продукции;

96


дополнение механизма реформы мероприятиями но экономическому стимулированию научно-технического прогресса и повышения качества строительной про­

дукции.

Вместе с тем анализ деятельности строительных ор­ ганизаций, работавших в новых условиях, показал, что требуются некоторые поправки и в методических мате­ риалах, которые были разработаны на первой стадии

реформы.

Разработчики АСУС должны быть в курсе возмож­ ных дальнейших направлений совершенствования отдель­ ных положений хозяйственной реформы.

Конкретно речь может идти о следующих меропри­ ятиях:

расчеты с заказчиками устанавливать только за за­ конченные и подготовленные к функционированию объ­ екты и производственные мощности или за крупные эта­ пы работ. Практика показала, что небольшие этапы, за­ частую не привязанные к технологическим комплексам или очередям, не решают проблему стимулирования ввода в действие, особенно при отсутствии твердых смет­ ных цен;

расширить размеры кредитования генерального под­ рядчика вплоть до предоставления кредита в размере полной сметной стоимости строящегося объекта с уче­ том имеющихся у подрядчика собственных оборотных средств;

установить нормативы платы за производственные основные фонды и оборотные средства с таким расчетом,

чтобы платежи строительного предприятия в

бюджет

в основном были исчерпаны платой за фонды;

 

устанавливать цены на строительную продукцию со

скидками или надбавками в зависимости от

качества,

передавая надбавки за отличное качество целиком или в значительной части непосредственно в фонд матери­ ального поощрения и соответственно удерживая скидки из этого фонда;

предоставлять кредит или безвозвратную ссуду при проведении мероприятий, связанных с созданием новой техники и с ее экспериментальным применением в пер­ вый период после передачи в производство; создать фонд освоения новой техники в строительных организациях;

определять фонд заработной платы, а также произ­ водительность труда на основе показателей готовой

97


строительной продукции или так называемой «чистой продукции»а не по выработке в денежном выражении (валовой продукции);

предоставить строительному предприятию право ис­ правлять титульные списки, хотя бы и утвержденные заказчиком, если в них нарушены нормы продолжитель­ ности строительства или нормы задела.

Вопрос об управлении качеством принадлежит к чис­ лу наиболее сложных в системе управления строитель­ ным предприятием.

Актуальность повышения качества продукции вооб­ ще не требует специальных разъяснений. В строительст­ ве повышение качества продукции особенно важно, по­ скольку эта продукция служит в течение жизни целого по­ коления, и практически исправить качество жилого дома или производственного здания (сооружения) после его ввода в действие крайне затруднительно. Высокое каче­ ство строительной продукции является фактором эконо­ мической эффективности основных фондов всех отраслей народного хозяйства и в значительной мере определяет уровень условий труда и жизни трудящихся.

На практике качество строительной продукции, не­ смотря на ряд принимаемых мер, все еще не отвечает возрастающим требованиям материального производст­ ва, а также требованиям коллективов и членов общества.

Это объясняется, во-первых, дефицитностью строи­ тельной продукции в условиях, когда платежеспособный спрос потребителей не покрывается в силу недостаточ­ ных производственных мощностей строительной индуст­ рии и ее базы. В этих условиях потребители — заказчи­ ки производственных мощностей, население, бесплатно получающее площадь, — проявляют готовность принять в эксплуатацию строительную продукцию, даже не отве­ чающую требованиям нормативов и стандартов.

Низкое качество строительства объясняется также и тем, что в течение ряда лет все стимулы ориентировали строителей на выполнение «вала», а повышение качест­ ва не стимулировалось ни для строительных предприя­ тий. ни для работников строительного производства.

И, наконец, одной из причин низкого качества строи­ тельной продукции было отставание науки об управле-

1 «Чистойпродукцией» называют сметную стоимость строитель­ но-монтажных работ за вычетом сметной стоимости материалов.

98

нии, Которая не сформулировала сущность задач по уп­ равлению качеством и не указала эффективных мер воз­ действия на участников строительного процесса в целях

повышения качества.

Качество строительной продукции определяется в ко­ нечном счете четырьмя факторами: качеством проекта (комфорт, надежность, эстетические элементы), качест­

вом исполнения

(допуски,

мастерство

работников), ка­

чеством предметов труда

(прочность,

заводская готов­

ность, эстетика,

допуски),

их соответствием специаль­

ным требованиям эксплуатации, т. е. способностью со­ противления воздействию внешней среде (теплоизоля­ ция, влагоизоляция, звукоизоляция, биологическая пас­ сивность), и качеством средств труда — машин, инстру­

мента.

Управление качеством на строительном предприятии направлено в основном на точное соответствие с проек­ том, нормативами и стандартами. Для этого необходимо обеспечить точность исполнения на основе правильной организации и технологии, высокой квалификации кад­ ров рабочих и инженеров, применения материалов, кон­ струкций, изделий, а также инструмента и машин отлич­

ного качества.

управления — это

Отсюда вытекает первая задача

установление качества, т. е. указание

ясных признаков,

определяющих либо уровень качества

(например, в при­

нятой системе оценок «отлично», «хорошо», «удовлетво­ рительно»), либо по признаку «да — нет», иначе говоря, «принято» или «брак».

Следовательно, в нормативно-справочном блоке АСУС должны быть документы, позволяющие устано­ вить уровень качества по видам строительно-монтажных работ (применительно к их исполнителям), конструктив­ ным элементам и по сдаваемому в эксплуатацию объек­ ту в целом.

Далее требуется предусмотреть мероприятия по обе­ спечению качества, а именно: контроль в ходе производ­ ства и немедленные управляющие воздействия соответ­ ственно на поставщиков материалов, изделий, деталей и конструкций, на работников производства и на свои подсобные предприятия и службы (в частности, эксплу­ атации и ремонта машин, наладки инструмента).

Для контроля качества необходимо иметь исполните­ лей в составе блока «управление производством», ши-

99