Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграл б правой части уравнения (100) представляет собой избыточную работу сил пашины на отрезке [<рь ср2], а двучлен, за­ ключенный в квадратные скобки,— изменение кинетической энер­ гии масс машины, не связанных непосредственно с ведущим валом, путем жесткого соединения. Обозначим соответственно:

AMdty -~ M<Pi)- -Л(Фг)- (102)

Тогда уравнение (100) может быть записано следующим образом:

/'о«>2 : А

о >

( Ю З )

о q>

 

где через Г0 обозначен приведенный момент инерции маховых масс,

являющийся величиной постоянной. Откуда находим:

s =

- “

,

(Ю4)

или

V v

 

 

 

 

 

 

 

(105)

Из последних формул следует,

что при любых значениях

А0 и

яд,, всегда можно найти такое

Г0,

чтобы только за счет подбора

соответствующих маховых масс, обеспечить получение заданного значения б, как бы оно ни было мало. Отсюда также вытекает по­ ложение, что при переменных значениях параметров АМ(ф) и /цр1ф), производить идеальное регулирование периодической не­ равномерности хода невозможно, так как при 6= 0, должно быть

/ ' = = <х> .

Таким образом, как видим, задача регулирования периодичес­ кой неравномерности хода машин сводится к подбору значения /„

гак, чтобы обеспечить получение допускаемого значения коэффи­ циента неравномерности 6 при заданной соС[). При решении этой задачи обычно заданными являются такие параметры, как ДЛ4(ф), /;(ф), 6 и о)Ср. Из выражений (97), (102) и (105) ясно, что для решения этой задачи необходимо, прежде всего, определить значе­ ния углов ф; и ф2 поворота кривошипа, отвечающих абсолютным значениям максимума и минимума ш.

Однако, задача определения значений ф! и фд в общем случае с высокой точностью является достаточно сложной. Поэтому при расчетах маховых масс многие авторы рекомендуют прибегать к приближенным приемам и способам определения значений этих углов. Эти приемы и способы в некоторых случаях несколько упро­ щают решение задачи регулирования периодической неравномер-

3* 35


ности хода машины, но не дают возможности получения допускае­ мого значения б с высокой точностью.

В заключение отметим, что в инженерной практике часто воз­ никает необходимость решения задачи анализа, связанного с явле­ нием периодической неравномерности хода машин. В этих случаях обычно заданными являются все внешние силы, действующие на соответствующие звенья механизма, геометрия масс всех звеньев, включая 10 и (Dq,. Требуется определить только действительное

значение коэффициента неравномерности хода б машины. Задача эта решается теоретически с высокой точностью.

Г л а в а в т о р а я

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ХОДА МАШИН

8. Общие замечания

Задача регулирования периодической неравномерности хода машин, путем выравнивания ее, повидимому, возникла одновре­ менно с началом применения на практике паровой машины порш­ невого типа. И тогда же она была весьма просто и успешно реше­ на путем применения для этой цели махового колеса. В связи со сказанным следует отметить, что уже в конструкции паровой машины Джемса Уатта предусмотрено применение махового колеса.

В настоящее время имеется, конечно, много других способов повышения равномерности хода машин. Однако, маховое колесо, насаживаемое на главный или параллельный вал машины, как наи­ более простое и удобное средство для решения задачи регулиро­ вания периодической неравномерности хода машин, широко при­ меняется и в современном машиностроении.

Пожалуй, можно считать, что первый приближенный метод ана­

литического расчета маховых масс был разработан

в начале

XX века французским ученым Луи Новье. Причем, в основу расче­

та нм был положен закон живых сил. И лишь затем,

несколько

позже, французским математиком Густавом Кориолисом был раз­ работан более совершенный графо-аналитический способ решения этой задачи.

Почти одновременно с - этими исследованиями, французским ученым А. Мореном был разработан второй способ расчета махо­ вых масс, основанный на использовании принципа Даламбера. Способ этот состоит в построении диаграмм касательных усилий и определении так называемых избыточных работ, которые затем используются при расчете маховика.. Этот метод решения задачи был углублен н развит работами Ж- Портера и И. Радингера, ко­ торые учли влияние на изменение периодической неравномерности , хода ведущего вала, сил инерции возвратно-поступательно движу­ щихся частей машины.

Дальнейшее развитие графо-аналитический метод расчета махо­ вых масс, разработанный Л. Новье и Г. Кориолисом, получил в работах Ф. Виттенбауэра. В 1904 году он разработал чисто графический метод решения этой задачи применительно к ре­ гулированию хода быстроходных машин, положив в основу его понятие о приведенной массе и приведенном моменте инерций механизма.

Из русских ученых, одним из первых, аналитическое решение задачи расчета маховых масс дает Н. Е. Жуковский. Следует от­

37


метить, что уже в 1908— 1909 учебном году для студентов третьего курса МВТУ читался курс «Теория регулирования хода машин». В этом курсе приводится краткое изложение теории махового ко­

леса;

дается

вывод основных расчетных формул и указывается,

что

маховое

колесо регулирует ход машины благодаря своей

инерции.

 

Более подробного рассмотрения

вопросы

регулирования перио­

дической неравномерности хода

машин

получили

в работах

К. Э. Рериха, Н. И. Мериалова и

Д. П. Рузского.

Капитальный

труд К. Э. Рериха «Теория ретуширования машин» в двух томах был издан в 1915— 1916 годах, а учебники II. И. Мериалова «Ди­ намика механизмов» и Д. П. Рузского «Общая теория машин», со­ ответственно в 1916 и 1924 гг.

В последующем решению задачи регулирования периодической неравномерности хода машины, т. е. расчета маховых масс, были посвящены работы многих ученых как в нашей стране, так и за ру­ бежом. В этих работах обычно предлагаются методы расчета ма­ ховых масс, основанные на анализе уравнений движения машин, записанных в различных,формах. Часть из этих методов дает при­ ближенное решение указанной задачи, а другие методы являются теоретически точными, без упрощающих предположений.

Одним из наиболее точных методов расчета маховых масс яв­ ляется метод энерго-масс, основы которого были заложены еще Виттенбауэром и в последующем углублены и развиты рядом дру­ гих авторов.

К приближенным методам расчета маховых масс относятся ме­ тоды Мериалова и Радингера, получившие достаточно широкое применение в инженерной практике. Можно смело сказать, что на изучении и применении этих методов расчетов выросло и возмужа­ ло не одно поколение инженеров как в нашей стране, так и за ру­ бежом.

Но сравнительно недавно были опубликованы более совершен­ ные методы расчета маховых масс, разработанные, соответственно, И. В. Артоболевским и Б. М. Гутьяром. Следует отметить, что ме­ тод Артоболевского является дальнейшим развитием приближен­ ного метода Радингера, а метод Гутьяра — развитием метода Мерцалова.

Далее можно сказать, что после опубликования более совер­ шенных методов Артоболевского и Гутьяра, все предыдущие при­

ближенные

методы расчета

потеряли какие-либо преимущества,

так как приближенные методы

при

одинаковом объеме работ по

сравнению

с более точными дают

дополнительную погрешность

в силу своей приближенности.

 

 

Поэтому ниже мы ограничимся рассмотрением лишь более со­ вершенных и точных методов решения задачи регулирования пе­ риодической неравномерности хода машин, являющихся наиболее перспективными для использования в инженерной практике,

38


9. Построение диаграмм энерго-масс н их анализ

Как уже было отмечено выше, метод энерго-масс является наи­ более точным из существующих методов определения параметров маховых масс, обеспечивающих получение допускаемого значения коэффициента неравномерности хода 6 машины, при заданном значении м-р. Метод этот является, в основном, графическим. При применении этого метода обычно совершенно не учитывается влия­ ние сил вредных сопротивлений (трения в элементах кинематичес­ ких пар, сопротивления среды и пр.) на изменение величины не­ равномерности хода машины. Но это влияние всегда будет направ­ лено в сторону уменьшения значения коэффициента неравномер­ ности хода машины, т. е. облегчения условий работы маховых масс по регулированию хода. Поэтому пренебрежение влиянием сил вредных сопротивлений на изменение значений б идет только в пользу надежности работы маховика.

Исходными данными для построения диаграммы энерго-масс

являются:

диаграмма кинетической энергии £ = £(ф)

и суммарная

диаграмма

приведенных масс т „,, = отпр(ф). Первая

из этих диа­

грамм. как это мы видели выше, получается в результате' обработ­ ки соответствующей диаграммы заданных (внешних) сил, а вто­ рая — в результате анализа изменения кинетической энергии звеньев механизма в процессе установившегося движения. Отме­ тим, что диаграмма энерго-масс получается из диаграмм £ = £’(ср) и тпр= тГ1р{ц,) путем исключения из последних параметра ф.

Рассмотрим вопросы построения диаграмм энерго-масс на при­ мере решения конкретной задачи. Пусть дан одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания, в основу конструк­ ции которого положен аксиальными кривошипно-шатунный меха­ низм. Выше мы подробно рассмотрели работу заданных сил тако­ го двигателя и на основе соответствующей обработки индикатор­

ной

диаграммы

построили

диаграмму

кинетической

энергии

£ —£(ф) механизма (рис.

9,6). Точно так же, в процессе исследо­

вания

вопросов

динамики

механизма двигателя,

была построена

суммарная диаграмма приведенных масс

т ир -= /иПр(ф)

всех его

подвижных звеньев (рис. 2,6).

Перенесем эти диаграммы и постро­

им их одну под другой, как это показано на рис. 11, а и б.

p F и

Диаграмму эиерго-масс строим в тех же масштабах

что и диаграммы £ = £ ( ф)

и

т ,,р = /?г|]р(ф). Для

этого проводим

наклонную прямую иод углом 45° к горизонтали и оси координат

диаграммы (£,

т ) . При этом ось ординат этой диаграммы долж­

на получиться

на уровне

точки пересечения наклонной с осью ф.

диаграммы т пр

яг(ф(ф),

а ось абсцисс на уровне оси ф диаграммы

£-^£(cf). После

этого в обычном порядке проектируем соответст­

вующие точки с

диаграмм £ = £ ( ф) и т Щ) ш11р(ф.) на диаграмму

энерго-масс (рис. 11,в).

Полученные таким образом точки 0, 1, 2, ,..

is системе координат £

и

т соединяем плавной кривой, которая

очертит замкнутую фигуру,

называемую диаграммой энерго-масс.

39


Производим теперь анализ этой диаграммы. На диаграмме вы­ бираем произвольную точку К, которую соединяем прямой линией с точкой О начала координат (рис. 11, в). Из чертежа находим:

(KD)

tgcp = ( 1 . 1 )

(0D)

Но так как здесь

(KD):

И (0 D ) :

( 1.2)

то подставляя эти значения (KD)

 

и

(OD)

в правую часть уравне­

ния (1.1), получим:

 

 

 

 

tg 'V------

 

т

(1.3)

И

■Я

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

(1.4)

=

 

tg <i .

и

 

° •

40