Файл: Ряшенцев Н.П. Самотормозящий асинхронный двигатель с конусным ротором.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подставив значение из

(ІѴ.З)

в (IV. 1),

получим:

 

 

 

2Г;

t.

 

 

 

F(t) = F -е U

(IV.4)

Теперь

 

--- 1^2- . t

 

 

F 1Vot F ■е L"

трог.

 

 

Откуда

Дрог =

. ln — *

 

 

 

Z 2

1пр

Гтр

 

 

Для учета насыщения рассчитаем и построим &ц=

=f(ln)

(рис. 35). Аппроксимируем данную кривую пара-

1,4

 

 

 

у-ІО-^м

1,3

 

 

 

 

 

 

 

 

Z? /

 

 

 

 

 

Zf

 

 

 

 

 

ZO- ~ё~

 

 

 

 

 

0,2 О,В 1,0

 

 

 

 

 

IUiA

 

 

 

t-10-*,6

 

 

 

 

 

Рис. 35.

 

 

 

Рис. 37.

1 к ц a i{l pL); 2 — аппрок снмироваішая кривая.

болой вида у = ах2-\~с. Таким образом, аналитическое выражение ^ц = /(Д ) запишется в следующем виде:

kn = all + Cl

Коэффициенты а и с находятся методом выбранных точек. Так как М обратно пропорциональна /гр, то Ь2 можно выразить в следующем виде:

L* = - J —

+ L*,

(IV.5)

all-]-с

 

 

где L2s— индуктивность рассеяния ротора;

А— коэффициент пропорциональности,

д__ sm\.iünl ( ИМ2.

2яйб б ( р )

т — число фаз; \Ѵі — число витков обмотки статора;

Р — число пар полюсов.

4 II. П. Ряшеицев, С. Л. Швец

49


Индуктивность рассеяния ротора также зависит от насыщения магнитной цепи, но так как Ь2а<^М, то этой зависимостью можно пренебречь.

После подстановки Ь2 нз (IV. 5) в (IV. 2) получим:

 

 

 

(Lss +

TJ + v ) '

 

 

' Гз = °-

 

 

 

Решая это уравнение методом разделения перемен­

ных,

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

2гС Ш

jX трогг + 0]Д

 

"2s

In-

 

 

 

 

 

brpor —

,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JJ. трог {al-

-l-c)

 

 

ц трог

 

 

где

Щхрог — ток намагничивания

ротора в момент равен­

ства

 

осевых

сил,

действующих

на ротор,

т.

е. когда

Д,р= Др+ДроГ.

 

 

 

 

зависимость

F = f ( i ц)

Для определения Гцтрог строим

(рис.

36) и на полученной кривой определяем г',.1трог,

соот­

ветствующий Ртрог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения времени движениясоставим диффе­

ренциальное

уравнение движения

системы

«пружина —

ротор»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m^

= c (s0 — y) — F?p — F(t),

 

(IV.6)

где

т — масса движущихся

частей (ротора);

пружины

s — величина

максимального

сжатия

 

s = s 0-f-As,

максимальное

перемещение

ротора

ут

равно

As;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F(t) — затухающая

электромагнитная сила,

которую

можно определить из

(IV.4).

 

 

 

 

 

 

Уравнение (IV.6) целесообразно решать методом итераций. Приближенное решение, полученное при усло­

вии F (t) = 0, будет

 

 

 

 

 

 

 

УП= -- - - с- р)

■і 1 -

005]7 ,7 г 0 '

 

(ІѴ-7)

Поставим значение

уа в

 

(ІѴ.6')

и, проинтегрировав

данное

уравнение, получим:

 

 

 

(IV-8)

U =

(c s F Тр) I 1

- . /

с

j

F (ері — 1 — 0

,

----- -—1—I 1 — cos ]/

— • t

------ --------

 

 

 

 

 

р-т

 

где р — коэффициент затухания, равный . —

50


Уравнение (IV.8) трансцендентно. Поэтому для опре­

деления

времени

движения ротора строим зависимость

y = f ( t )

(рис. 37).

По данной кривой определяем Л1П, со­

ответствующее величине перемещения у.

Без учета затухающей электромагнитной силы время движения ротора на тормоз определяется из (IV.7):

*Д" = 2 Ѵ т arCSin / 2 ( c s - F - J -

Для определения времени останова обратимся к диф­ ференциальному уравнению вращения ротора после от­ ключения напряжения:

J = - Мс, (IV.9)

где / — момент инерции вращающихся масс; со — угловая скорость вращения ротора; М0— момент сопротивления всего агрегата.

Если двигателю добавить дополнительный тормозной

момент Мт, что наблюдается в

конусных двигателях,

то (IV.9) примет вид:

 

J = 1 ІГ~ Мс

м г,

где Мт — момент торможения ротора конусного двигате­ ля, развиваемый энергией сжатой пружины, который за­ висит от размеров конусного тормоза и осевого усилия пружины [1]:

sin~2

Так как тормозные конусные двигатели применяются в приводах, у которых Мс— const, то время останова равно:

0

da

(IV. 10)

і = 1

м а + м г '

(ü'

 

 

В (IV. 10) учтено, что с момента отключения напряжения питания двигателя до начала интенсивного торможения ротора, т. е. до выхода ротора на тормоз, пройдет время,

равное ^рог+^д», за которое ротор уменьшит свою ско­

рость вращения до о/. Поэтому в (IV. 10) пределы интег­ рирования взяты от и' до нуля.

После интегрирования получим

іОС

/со'

 

(ІѴ.11)

Щ +

Мг

 

 

Значение угловой скорости вращения ротора в мо­ мент выхода ротора на тормоз о/ определяется из (ІѴ.9):

со' = (Ü

(Пр + ^дп) м е

j

 

Подставим это значение в формулу (ІѴ.11):

,

Ja

(^тр "Ь ^дП)

Гос ~

M c + M r

м с -1- М т

Вместо момента инерции и угловой скорости враще­ ния удобнее использовать соответственно маховой момент QD2 и скорость вращения ротора п. В этом случае пре­ дыдущее выражение примет вид

,

QD3 ■п2

Ч П П р -Н дп )

ос 375 (Мс + /Мт )

Ме + м г ’

Полученное выражение позволяет рассчитать время останова конусного двигателя toc.

Время торможения зависит от величины конуса рото­ ра: tTBp= f ( a ) (рис. 38). Эта зависимость аппроксимиру­

ется функцией ^тор = ^да ~Ь ^трог +

На кривой можно

.*

 

J тор >С

tтор>с

0,30

 

 

 

0,20

к к

 

 

О,ГО

 

 

 

8

/2

 

 

Рнс. 38.

 

Рис. 39.

52


выделить характерные участки. При малых углах а ^ 2 ° дополнительный тормозной момент мал и tTop прибли­ жается ко времени торможения при свободном выбеге механизма. При а ^ 1 0 ° абсолютное уменьшение времени торможения резко замедляется. Теоретически при боль­

ших углах а

Участок кривой tTop= f(a ) при

2 ° ^ а ^ 1 0 °

можно

назвать областью - интенсивного

уменьшения tтор. Отметим, что так как .pE=tgcc, а при

малых значениях

этого угла

t g a = c c ,

то зависимость

£rop=f(a), по

существу,

является

одновременно

ti0p=f{F).

 

 

 

С течением времени у конусных двигателей стирается тормозная прокладка, что равносильно увеличению хода ротора на тормоз, поэтому важно знать зависимость

tmp= f(y) . Из

рис. 39 видно, что увеличение перемеще­

ния от- 1 до 4

мм мало влияет на величину £тор.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

ПРИМЕР ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РАСЧЕТА ДВИГАТЕЛЯ

Расчет двигателя приведен в соответствии с рекомендациями норм ВНИИЭМ. В основу взят базисный двигатель.

НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

ИОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ АКТИВНОЙ ЧАСТИ

1.Номинальные данные.

Полезная мощность Р=0,81 кВт. Частота /= 5 0 .

Число фаз т = 3.

Линейное напряжение £/л = 380 В. Фазнре напряжение U = 220 В.

Синхронная скорость вращения пс— 1000 об/мпи. Коэффициент полезного действия 11 = 72,8%- Коэффициент мощности cos ср=0,714.

Угол односторонней конусности а=5°25/.

2. Размеры сердечника статора (рис. 1).

Внешний диаметр Da=0,160 м. Внутренний диаметр сердечника:

=0,1062 м (максимальный); Г*/, =0,093 м (минимальный);

^1^=0,0996 м (среднпй).

Длина сердечника 7] = 0,07 м. Число пазов статора 2і=36.

3. Размеры паза статора (рис. 2).

hi =0,0173 м; cfx = 0,0068 м; rf2 = 0,0048 м; Лш, = 0 ,5 -ІО“ 3 м;

йі = 0,0025 м.

4. Размеры сердечника ротора (см. рис. 1).

Воздушный зазор наименьший б,,= 0,25 -10~3 м. Внешний диаметр:

^аі—0,1057 м (максимальный); 0,0925 м (минимальный);

54


rf„cp=0,0991 м (средний);

di =0,03 м (внутренний диаметр сердечника ротора), Длина сердечника k — 0,07 м.

Число пазов ротора гг— 26.

5.Размеры паза ротора (рис. 3).

rf,=5,3-10-3 м; rf2=2,4-10-3 м; Лш==0,3-10~3 м; Л2= 15,2-ІО-3 м.

Рис. 3. РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ

Число пазов па полюс и фазу

36

91 ' 2pm — 2 • 3 • 3 = 2 .

Полюсное деление

р3,14 ■9,96 ■10"

т =

2р

6

5,22 ■10

"м.

 

 

 

 

Расчетная фазовая э.д.с.

 

 

 

 

Е = U f j . Ü U W

! -

3 - 0 ,2 5 .1 0 - *

 

218 В.

 

Чі]

 

5,22 • 10,—2

 

 

Обмоточный коэффициент

 

 

 

 

 

ko — ky*Ар,

 

 

где ky — коэффициент укорочения (Ау = 0,985);

 

 

Ар — коэффициент распределения

 

 

 

(180

 

 

 

 

 

2іи

1

0,5

 

 

 

Sinl^ '

0,97

 

 

180° \

= 2 ■0,258

 

 

 

 

А0=0,985 ■0,97=0,955.

55