ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
А з о т и р о в а н и е в отличие от покрытий не связано с нанесением на поверхность изделия каких-либо внешних защитных слоев и представляет собой процесс химикотермического насыщения поверхностных слоев стальных изделий (из стали 35ХМЮА, 50ХФА и др.) азотом путем нагревания их в атмосфере аммиака.
Азотированные детали обладают более высоким преде лом усталости, что объясняется возникновением в их поверх ностных слоях остаточных напряжений сжатия.
Контроль и испытания
Технические требования, правила приемки и мето ды контроля винтовых цилиндрических пружин сжатия и растяжения из стали круглого сечения установлены ГОСТ 16118—70.
Последовательность контрольных операций можно рас смотреть на примере наиболее распространенных нажимных пружин.
В н е ш н и й о с м о т р . На поверхности пружин не допускаются риски, царапины, следы ржавчины, отслаива ние покрытий. Д л я выявления пористости покрытий поль зуются специальными реагентами.
Внешний осмотр производят также после термообработ ки. Д л я лучшего выявления закалочных трещин, рисок, волосовин в наиболее ответственных случаях производят магнитную дефектоскопию пружин.
П р о в е р к а р а з м е р о в . Стандарт устанавливает три группы точности пружин: первая группа — пружины с допускаемыми отклонениями на контролируемые силы или
деформации + 5 % ; |
вторая. — |
± 1 0 % ; третья — ± 2 |
0 % . |
|
В соответствии с группами точности установлены допу |
||||
скаемые отклонения |
на геометрические параметры: |
наруж |
||
ный D (или внутренний D,) диаметр, полное число витков |
ііг, |
|||
высоту пружины в |
свободном |
H о и предельно сжатом |
Я 3 |
112
состояниях, перпендикулярность торцевых плоскостей к образующей пружины и неравномерность шага в свободном состоянии.
Контроль наружного диаметра пружины можно произ водить универсальными средствами измерения. В этом слу чае наружный диаметр замеряется не менее чем в трех
4 — |
Рис. 42. Приспособления для контроля геометрии пружин:
а — внутреннего диаметра и высоты в свободном состоянии; б — перпенди кулярности опорного торца к оси.
местах пружины во взаимно перпендикулярных направле ниях. При контроле калибрами длина рабочей части ка либра должна быть не менее утроенного шага пружины.
Наружный диаметр пружины в предельно сжатом состо янии проверяют с помощью контрольной гильзы. Помещен ная внутрь гильзы пружина сжимается до соприкосновения витков, при этом гильза должна свободно перемещать ся вдоль пружины. При контроле внутреннего диаметра контрольный стержень должен свободно проходить через по лость ненагружелной пружины (рис. 42, а). По контрольным
113
рискам, нанесенным на стержне, производится выбраковка пружин по высоте Н0 в свободном состоянии.
Размеры калибров, контрольных гильз и контрольных стержней должны иметь точность не ниже 5-го класса по ОСТ 1219.
Определение числа витков производится путем отсчета целых витков и добавления к ним избыточной доли витка, составляющего часть окружности.
Контроль высоты пружины, сжатой до соприкосновения витков, производится как самостоятельная операция или одновременно с измерением силовых характеристик. За вы соту H3 принимается расстояние между опорными плоскос тями устройства, сжимающего пружину.
Значения предельных отклонений наружного и внутрен него диаметров, числа витков, высоты пружины и других геометрических параметров приведены в ГОСТ 16118—70.
Проверка перпендикулярности опорной плоскости пру жины к ее геометрической оси производится «на просвет» с помощью угольника или вспомогательного цилиндра, ось
которого |
перпендикулярна |
опорной |
плоскости (рис. 42, б). |
И с п ы т а н и я в с т а т и к е . |
Д л я проверки соот |
||
ветствия |
характеристики |
пружины |
требованиям чертежа |
к ней прикладывают эталонные нагрузки, измеряя при этом ее длину или деформацию. Такие испытания производят путем постепенного нагружения или разгружения пружины (в зависимости от предъявляемых к ней требований).
Статические испытания производят на универсальных машинах, оборудованных гидравлическим или пневмати ческим приводом нагружения, а также силоизмерительными узлами и устройствами для измерения деформаций.
В условиях серийного производства мелких пружин це лесообразно применять специальные приборы, одна из кон струкций которых представлена на рис. 43. Испытуемая пру жина надевается на оправку 2, укрепленную на основании 1. На ту ж е оправку последовательно насаживаются два груза (3 и 4), причем в груз 4 запрессована направляющая втул-
114
ка 5. К грузу 4 прикреплен указатель 6, с помощью которо го можно отсчитывать показания по шкале (или отдельным рискам) на стойке 7.
Внастоящее время созданы испытательные машины
МИП10-1 и М И Ш 00-2, позволяющие определять приложен ное к пружине усилие и соответствующую деформа цию. Эти машины работают как вручную, так и на авто матическом режиме нагружения. Их пределы измерения соответственно 0,1—10 и 10—
100кГ.
Вусловиях массового про изводства применяются конт рольно-сортировочные авто маты.
Кчислу статических мето дов испытания можно отнести и заневоливание. Большая ве личина остаточной деформа ции после заневоливания недопустима, какими бы при
чинами она ни объяснялась: плохой термооораооткои, трещинами или другими.
Эффекта, аналогичного заневоливанию, можно добиться так называемой отбивкой — многократным ударным нагружением на специальных стендах, при котором в пружине возникают напряжения, превосходящие предел упругости. Осадка пружин при этом стабилизируется приблизительно после первых 2000 циклов, а продолжительность операции сокращается до 2—3 мин.
Д и н а м и ч е с к и е и с п ы т а н и я . Целью дина мических испытаний является определение соответствия ка чества пружин условиям их эксплуатации при переменных нагрузках.
115
Если пружины предназначены для работы в условиях ударного нагружения, их испытания производят на копре под ударами свободно падающей бабы. Перед испытанием пружина в специальном приспособлении деформируется на заданную величину предварительного поджима. Вследст вие неравномерности распределения напряжений по длине пружины при ударной нагрузке ее следует подвергать се риям ударов с обеих сторон.
Пружины, предназначенные для восприятия цикличе ских и многократно переменных нагрузок, подвергаются ди намическим испытаниям на специальных стендах (например, эксцентриковых). При этом желательно, чтобы форма им пульса приближалась к эксплуатационной, а максимальные напряжения превышали предел усталости, не достигая, однако, предела упругости данного материала.
Д л я сокращения общей продолжительности цикла из готовления пружин метод динамических испытаний так же, как и отбивка, может быть рекомендован взамен заневоливания. В этом случае максимальное напряжение должно несколько превышать предел упругости.
Ли т е р а т у р а
1.А н д р е е в а Л. Е. Упругие элементы приборов. М., Машгиз, 1962.
2. |
Б а т а н о в |
М. В., |
П е т р о в |
Н. В. |
Пружины. М., «Машино |
|||
|
строение», |
1968. |
|
|
|
|
|
|
3. |
Детали машин. Расчет и конструирование. Справочник. Т. 2. М., |
|||||||
|
«Машиностроение», |
1968. |
|
|
|
|||
4. |
Ж у р а в л е в |
В. Н., |
Н и к о л а е в а |
О. И. |
Машиностроитель |
|||
|
ные стали. Справочник. М., «Машиностроение», |
1968. |
||||||
5. |
К у р е н д а ш |
Р. С. |
Конструирование пружин. М., Машгиз, 1958. |
|||||
6. |
О с т р о у м о в |
В. П. |
Производство |
винтовых цилиндрических |
||||
|
пружин. М., «Машиностроение», |
1970. |
|
|
||||
7. |
П о н о м а р е в |
С. Д. |
и др. Расчеты на прочность в машинострое |
|||||
|
нии. T. I I . М., |
Машгиз, |
1958. |
|
|
|
8.П о т у р а е в В. Н. Резиновые и резино-металлические детали ма шин. М., «Машиностроение», 1966.
9.Ф р о л о в Т. Н. Точность изготовления упругих элементов при боров. М., «Машиностроение», 1966.