Файл: Малиновский А.Н. Редукторы и коробки передач учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
Двухступенчатые редукторы
4
Рис.%
- И -
зубьев возникают осевые силы, действующие на опоры. На колесах промежуточного вала для уменьшения осевой составляющей наклон зубьев должен быть одного направления.
Схема 2 имеет раздвоенную быстроходную ступень и симме тричное расположение колес относительно опор. Она удобна для
косозубого зацепления быстроходной ступени, т .к . осевые усилия полностью уравновешиваются, а окружные равномерно распределяют ся по двум параллельным потокам благодаря возможным осевым пе ремещениям ведущего вала, который сам устанавливается в поло жение, при котором осевые и окружные силы в параллельных зацеп лениях равны. Тихоходная ступень может иметь прямые или шеврон ные зубья. При шевронном зацеплении один из валов должен иметь небольшие осевые перемещения. Раздвоенные передачи применяются при тяжелых режимах работы редуктора. Угол наклона косых зубь
ев может быть 2 5 -3 0 °. |
Недостаток |
симметричной схемы - |
несколько |
большие габариты и вес. |
|
|
|
Схема 3 подобна |
схеме 2, но |
раздвоена тихоходная |
ступень. |
Уравновешивание осевых сил шевронного и косозубых зацеплений и равные потоки мощности обеспечиваются некоторым осевым переме щением ведущего и ведомого валов.
Схема 4 является соосной, что уменьшает длину редуктора, но несколько увеличивает его ширину. Все же редуктор получается более компактный, а соосное расположение выходных валов облег чает установку редуктора при компоновке всего привода. Возмож но одинаковое погружение в масляную ванну ведомых колес обеих ступеней. В таких схемах, в отличие от предыдущих, ведомый вал может выводиться только в одну сторону, противоположную сторо не ведущего вала. Производство таких редукторов несколько слож нее, чем редукторов по развернутой схеме I .
Схема 5 (.рис.з; является соосной вертикальной. Тихоходная ступень с внутренним зацеплением. Такая схема может обеспечить большее передаточное число чем предыдущая.
Схема 6 соосная двухпоточная, что делает редуктор более компактным чем по схеме 4 и 5 . Двухпоточная схема 6 должна вы полняться с более высокой степенью точности, так как при значи тельных допусках на шаг зубьев невозможно обеспечить равномер ное распределение потоков мощности, редукторы общего применения обычно выполняются по 7 ст.точности .
Двухступенчатые редунторы
\
I
Р и с .З
А # у х с т у п е н ч а т ырие д у и т о р
со
I
9
РиоА
Лйухступенчатые редуиторы
I
I
15 -
Схема 7 является соосной, двухпоточной, с равномерным распределением потоков мощности благодаря возможности осевого перемещения ведущего вала с раздвоенной шестерней, имеющей ко сые зубья разного направления, что уравновешивает осевые и вы равнивает окружные усилия.
Схема 8 соосная, двух- и многопоточная, с выравниванием потоков мощности благодаря упругой связи с помощью торсионов
между колесами промежуточных валов. Торсионы работают только на кручение. Введение упругой связи в силовую цепь каждого по тока снижает динамические нагрузки и обеспечивает плавную ра боту редуктора. Конструкция и производство такого редуктора сложнее.
Схема 9 (р и с.4) вертикальная, соосная, трехпоточная, но может быть и с другим числом потоков. Картер редуктора выпол няется без разъема туннельного тина. Сборка выполняется с ле вой стороны, закрываемой крышкой или фланцем электродвигателя.
Двухступенчатый редуктор по охеме 10 на ри с.5 имеет при вод от двух двигателей. Один поток мощности идет от шестерни.?
к колесу |
, |
а далее от шестерни |
ifj |
к |
ведомому колесу Z+ . |
||||
Второй поток мощности идет от шестерни ? / |
к |
колесу |
2^' и от |
||||||
шестерни |
|
к общему ведомому колесу ?^ |
. |
такие |
редукторы |
||||
выполняются шевронными для больших мощностей. |
|
|
|
||||||
Специальный двухпоточный редуктор по схеме Ц |
может обес |
||||||||
печить большое |
передаточное |
число |
(до 10 0 ). |
Поток мощности от |
|||||
шестерни |
?> |
раздваивается |
по колесам |
^ |
|
и через |
шестерни |
||
i i складывается на колесе |
. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Трехступенчатые |
редукторы |
|
|
Выполняются обычно с передаточными числами до 315. При больших числах целесообразно переходить к четырехступенчатым, которые наиболее часто выполняются с Ц = 250 + 1500. Четырехступенчатые. редукторы не стандартизированы.
Трехступенчатые редукторы общего назначения выполняются при специализированном производстве на базе двухступенчатых
путем добавления одной ступени (чаще |
быстроходной). Это видно |
и по приведенным типичным схемам I - |
4 на рис.6. |
Все особенности схем отмечены при рассмотрении двухступен чатых редукторов. В схемах I и 2 имеющих последовательное и
-16 -
Трехступенчатые редукт оры
Р и с . 6
- 17 -
шахматное расположение пар момент .лучше подводить со стороны более удаленной опоры, т .к . уменьшается концентрация нагрузки по длине зуба и создается некоторое торсионное действие вала. Схема 3 обеспечивает хорошее заполнение корпуса. Зазор между колесами и валами зависит от распределения передаточного числа между ступенями редуктора. Первая и третья ступень раздвоенные;
Схема 4 подобна схеме 3, но имеет раздвоенную вторую сту-
П0НЬ •
Схема 5 смешанная, 2 и 4 валы соосны, а I и 3 не соосны.
Безлюфтовые редукторы
На рис.7 показана схема безлюфтового редуктора, который применяется в станках с цифровым программным управлением, в приборах и других механизмах, работа которых требует большой точности. Схема редуктора построена на принципе создания пред варительного натяга, обеспечивающего взаимодействие зубьев только одной стороной профиля и без нарушения контакта. Предва рительный натяг создается в замкнутом контуре, который состоит из двух оимметрично расположенных полуконтуров. В замкнутом контуре появляется циркулирующая мощность, что увеличивает по тери на трение на 3 - 10%, но величина к .п .д . уменьшается не значительно. Принцип создания натяга и направление циркулирую щей мощности при прямом и обратном вращении ясны из чертежа.
Редукторы с встроенными фрикционными муфтами
На схемах I и 2 (р и с.8) показаны примеры применения встро енных фрикционных муфт.
На схеме I показана дисковая муфта, которая может ограни чивать передаваемый момент или отключать редуктор. Регулировка силы, ожимающей муфту, производится гайкой I , которая располо
жена снаружи редуктора.
На схеме 2 показана конусная муфта, ограничивающая пере даваемый момент. Затяжка муфты регулируется гайкой I , располо
женной внутри картера.
Встроенные фрикционные муфты различных конструкций могут применяться во всех типах редукторов.
Далее показаны некоторые встроенные муфты на примерах ре
дукторов и коробок передач. __ __
Гос. nwj^s; : ■:
научно-тси-ц.-/;..- ■>
биб/'ПС!- . > ч V. ^
|
|
18 |
|
J |
|
|
|
—1 |
7 Торсион |
|
|
|
|
||
* |
|
+ |
|
+1 |
|
ST |
- © |
________ |
1 |
1 |
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
\ |
© - |
• |
+ |
|
1 - |
• - © |
|
|
|
Н а г р у ж т е л ь |
|
|
|
К |
1 |
1 |
|
|
||
|
|
\ 1 |
|
Рис. 7
?
Р u с. 8
- 19 -
§ 2 . КОНИЧЕШОЧЩЩЦГИЧЕСКИЕ РЕДУКТОРЫ
Конические передачи применяются в виде отдельных редук торов, но чаще входят в состав других смешанных коническо-ци линдрических редукторов.
Конические редукторы дороже цилиндрических, сложнее в изготовлении и монтаже. Несущая способность их меньше, а вес и габариты больше. Конические пары в коническо-цилиндрических редукторах, передающих значительные мощности, лучше использо
вать для первой ступени редуктора, т .к . изготовление конических колес большого размера затруднено. Но следует помнить, что в тихоходной ступени редукторов небольшой мощности конические пары менее чувствительны к точности изготовления и монтажа.
Зубья конических передач могут быть прямыми, косыми и круговыми. Передачи с круговыми зубьями вытесняют другие. Спе циализированное производство редукторов предусматривает только передачи с круговым зубом. Такие редуктор! могут передавать большие нагрузки, имеют меньший шум, а нарезание зубьев может быть более производительным (непрерывный процесс резания).
При проектировании предусматривать регулировку конического зацепления перемещением обоих конических колес вдоль их осей .
При использовании прямозубых конических колес передаточ ное число не должно быть более трех, а окружная скорость не более 2 -3 м /сек .
Гипоидные передачи обладают высокой долговечностью, плав ностью работы и позволяют более удачно расположить опоры ва лов. Но они обладают большим скольжением и,следовательно, боль шим выделением тепла. Скольжение и выделяемое тепло требуют применения противозадирной смазки с прочной масляной пленкой (гипоидные смазки).
На конические передачи с углом пересечения 90° для редук торов и ускорителей, в том числе и комбинированных (коническоцилиндрических и д р .), выполняемых в виде самостоятельных аг
регатов, установлен ГОСТ 12286-66. Стандарт не распространяется
на редуктор! специального |
назначения (автомобильные и д р .) . |
||||||||||
|
Номинальные диаметры основания делительного конуса больше |
||||||||||
го колеса |
d s |
должны соответствовать |
следующим: |
50; |
(5 6 ); 63; |
||||||
(7 1 ); |
80; |
(9 0 ); |
100; |
(1 1 2 ); 125; (140); |
160; |
(180); 200; (225); |
|||||
250; |
280; |
315; |
355; |
400; |
450; |
500; |
560; |
630; |
710; |
800; |
900; |