Файл: Малиновский А.Н. Редукторы и коробки передач учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двухступенчатые редукторы

4

Рис.%

- И -

зубьев возникают осевые силы, действующие на опоры. На колесах промежуточного вала для уменьшения осевой составляющей наклон зубьев должен быть одного направления.

Схема 2 имеет раздвоенную быстроходную ступень и симме­ тричное расположение колес относительно опор. Она удобна для

косозубого зацепления быстроходной ступени, т .к . осевые усилия полностью уравновешиваются, а окружные равномерно распределяют­ ся по двум параллельным потокам благодаря возможным осевым пе­ ремещениям ведущего вала, который сам устанавливается в поло­ жение, при котором осевые и окружные силы в параллельных зацеп­ лениях равны. Тихоходная ступень может иметь прямые или шеврон­ ные зубья. При шевронном зацеплении один из валов должен иметь небольшие осевые перемещения. Раздвоенные передачи применяются при тяжелых режимах работы редуктора. Угол наклона косых зубь­

ев может быть 2 5 -3 0 °.

Недостаток

симметричной схемы -

несколько

большие габариты и вес.

 

 

Схема 3 подобна

схеме 2, но

раздвоена тихоходная

ступень.

Уравновешивание осевых сил шевронного и косозубых зацеплений и равные потоки мощности обеспечиваются некоторым осевым переме­ щением ведущего и ведомого валов.

Схема 4 является соосной, что уменьшает длину редуктора, но несколько увеличивает его ширину. Все же редуктор получается более компактный, а соосное расположение выходных валов облег­ чает установку редуктора при компоновке всего привода. Возмож­ но одинаковое погружение в масляную ванну ведомых колес обеих ступеней. В таких схемах, в отличие от предыдущих, ведомый вал может выводиться только в одну сторону, противоположную сторо­ не ведущего вала. Производство таких редукторов несколько слож­ нее, чем редукторов по развернутой схеме I .

Схема 5 (.рис.з; является соосной вертикальной. Тихоходная ступень с внутренним зацеплением. Такая схема может обеспечить большее передаточное число чем предыдущая.

Схема 6 соосная двухпоточная, что делает редуктор более компактным чем по схеме 4 и 5 . Двухпоточная схема 6 должна вы­ полняться с более высокой степенью точности, так как при значи­ тельных допусках на шаг зубьев невозможно обеспечить равномер­ ное распределение потоков мощности, редукторы общего применения обычно выполняются по 7 ст.точности .


Двухступенчатые редунторы

\

I

Р и с .З

А # у х с т у п е н ч а т ырие д у и т о р

со

I

9

РиоА

Лйухступенчатые редуиторы

I

I

15 -

Схема 7 является соосной, двухпоточной, с равномерным распределением потоков мощности благодаря возможности осевого перемещения ведущего вала с раздвоенной шестерней, имеющей ко­ сые зубья разного направления, что уравновешивает осевые и вы­ равнивает окружные усилия.

Схема 8 соосная, двух- и многопоточная, с выравниванием потоков мощности благодаря упругой связи с помощью торсионов

между колесами промежуточных валов. Торсионы работают только на кручение. Введение упругой связи в силовую цепь каждого по­ тока снижает динамические нагрузки и обеспечивает плавную ра­ боту редуктора. Конструкция и производство такого редуктора сложнее.

Схема 9 (р и с.4) вертикальная, соосная, трехпоточная, но может быть и с другим числом потоков. Картер редуктора выпол­ няется без разъема туннельного тина. Сборка выполняется с ле­ вой стороны, закрываемой крышкой или фланцем электродвигателя.

Двухступенчатый редуктор по охеме 10 на ри с.5 имеет при­ вод от двух двигателей. Один поток мощности идет от шестерни.?

к колесу

,

а далее от шестерни

ifj

к

ведомому колесу Z+ .

Второй поток мощности идет от шестерни ? /

к

колесу

2^' и от

шестерни

 

к общему ведомому колесу ?^

.

такие

редукторы

выполняются шевронными для больших мощностей.

 

 

 

Специальный двухпоточный редуктор по схеме Ц

может обес­

печить большое

передаточное

число

(до 10 0 ).

Поток мощности от

шестерни

?>

раздваивается

по колесам

^

 

и через

шестерни

i i складывается на колесе

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Трехступенчатые

редукторы

 

 

Выполняются обычно с передаточными числами до 315. При больших числах целесообразно переходить к четырехступенчатым, которые наиболее часто выполняются с Ц = 250 + 1500. Четырехступенчатые. редукторы не стандартизированы.

Трехступенчатые редукторы общего назначения выполняются при специализированном производстве на базе двухступенчатых

путем добавления одной ступени (чаще

быстроходной). Это видно

и по приведенным типичным схемам I -

4 на рис.6.

Все особенности схем отмечены при рассмотрении двухступен­ чатых редукторов. В схемах I и 2 имеющих последовательное и


-16 -

Трехступенчатые редукт оры

Р и с . 6

- 17 -

шахматное расположение пар момент .лучше подводить со стороны более удаленной опоры, т .к . уменьшается концентрация нагрузки по длине зуба и создается некоторое торсионное действие вала. Схема 3 обеспечивает хорошее заполнение корпуса. Зазор между колесами и валами зависит от распределения передаточного числа между ступенями редуктора. Первая и третья ступень раздвоенные;

Схема 4 подобна схеме 3, но имеет раздвоенную вторую сту-

П0НЬ •

Схема 5 смешанная, 2 и 4 валы соосны, а I и 3 не соосны.

Безлюфтовые редукторы

На рис.7 показана схема безлюфтового редуктора, который применяется в станках с цифровым программным управлением, в приборах и других механизмах, работа которых требует большой точности. Схема редуктора построена на принципе создания пред­ варительного натяга, обеспечивающего взаимодействие зубьев только одной стороной профиля и без нарушения контакта. Предва­ рительный натяг создается в замкнутом контуре, который состоит из двух оимметрично расположенных полуконтуров. В замкнутом контуре появляется циркулирующая мощность, что увеличивает по­ тери на трение на 3 - 10%, но величина к .п .д . уменьшается не­ значительно. Принцип создания натяга и направление циркулирую­ щей мощности при прямом и обратном вращении ясны из чертежа.

Редукторы с встроенными фрикционными муфтами

На схемах I и 2 (р и с.8) показаны примеры применения встро­ енных фрикционных муфт.

На схеме I показана дисковая муфта, которая может ограни­ чивать передаваемый момент или отключать редуктор. Регулировка силы, ожимающей муфту, производится гайкой I , которая располо­

жена снаружи редуктора.

На схеме 2 показана конусная муфта, ограничивающая пере­ даваемый момент. Затяжка муфты регулируется гайкой I , располо­

женной внутри картера.

Встроенные фрикционные муфты различных конструкций могут применяться во всех типах редукторов.

Далее показаны некоторые встроенные муфты на примерах ре­

дукторов и коробок передач. __ __

Гос. nwj^s; : ■:

научно-тси-ц.-/;..- ■>

биб/'ПС!- . > ч V. ^

 

 

18

 

J

 

 

 

—1

7 Торсион

 

 

 

*

 

+

 

+1

 

ST

- ©

________

1

1

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

\

© -

+

 

1 -

- ©

 

 

Н а г р у ж т е л ь

 

 

К

1

1

 

 

 

 

\ 1

 

Рис. 7

?

Р u с. 8


- 19 -

§ 2 . КОНИЧЕШОЧЩЩЦГИЧЕСКИЕ РЕДУКТОРЫ

Конические передачи применяются в виде отдельных редук­ торов, но чаще входят в состав других смешанных коническо-ци­ линдрических редукторов.

Конические редукторы дороже цилиндрических, сложнее в изготовлении и монтаже. Несущая способность их меньше, а вес и габариты больше. Конические пары в коническо-цилиндрических редукторах, передающих значительные мощности, лучше использо­

вать для первой ступени редуктора, т .к . изготовление конических колес большого размера затруднено. Но следует помнить, что в тихоходной ступени редукторов небольшой мощности конические пары менее чувствительны к точности изготовления и монтажа.

Зубья конических передач могут быть прямыми, косыми и круговыми. Передачи с круговыми зубьями вытесняют другие. Спе­ циализированное производство редукторов предусматривает только передачи с круговым зубом. Такие редуктор! могут передавать большие нагрузки, имеют меньший шум, а нарезание зубьев может быть более производительным (непрерывный процесс резания).

При проектировании предусматривать регулировку конического зацепления перемещением обоих конических колес вдоль их осей .

При использовании прямозубых конических колес передаточ­ ное число не должно быть более трех, а окружная скорость не более 2 -3 м /сек .

Гипоидные передачи обладают высокой долговечностью, плав­ ностью работы и позволяют более удачно расположить опоры ва­ лов. Но они обладают большим скольжением и,следовательно, боль­ шим выделением тепла. Скольжение и выделяемое тепло требуют применения противозадирной смазки с прочной масляной пленкой (гипоидные смазки).

На конические передачи с углом пересечения 90° для редук­ торов и ускорителей, в том числе и комбинированных (коническоцилиндрических и д р .), выполняемых в виде самостоятельных аг­

регатов, установлен ГОСТ 12286-66. Стандарт не распространяется

на редуктор! специального

назначения (автомобильные и д р .) .

 

Номинальные диаметры основания делительного конуса больше­

го колеса

d s

должны соответствовать

следующим:

50;

(5 6 ); 63;

(7 1 );

80;

(9 0 );

100;

(1 1 2 ); 125; (140);

160;

(180); 200; (225);

250;

280;

315;

355;

400;

450;

500;

560;

630;

710;

800;

900;