Файл: Малиновский А.Н. Редукторы и коробки передач учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84

Р н с . 57

- 85 -

Рис 58

 

-

86 -

 

При включении фрикциона

 

и поочередном включении тор­

мозов 7^ и Тъ получим передачи:

с

двумя

внутренними зацепле­

ниями и передаточным числом

 

=

/ - / г

и пере­

дачу 15с/Н с Lfsfy - 1+К = А

 

 

 

При одновременном включении фрикционов Ср, и <9%, первый

ряд будет блокирован, а второй

свободен,

получим передачу

C U = I .

 

 

 

 

Возможен отвод мощности от

колес о '

и 8 ‘ , кроме того,

от каждого из этих колес можно снимать всю мощность. Если оставить водило свободным, то кроме вариантов предыдущего случая

передаточные

числа будут „ Г

_ / - ё £ &

 

 

 

« Л /

“ ...

& & Г

 

 

 

 

/.+

м :

 

. л !

 

1

So.'

 

 

 

 

 

U sS'

- — & Ж -

 

 

 

 

/V

S.O.'

 

 

 

 

 

JCS'

 

 

Если водило остановить, то передаточные числа будут:

и 6

— —

г?2с.

/

 

/ Л _ _

 

 

 

 

А й .'

аИ

 

 

 

 

 

 

 

 

схема обладает свойствами шести

Таким образом, рассматриваемая

одноступенчатых передач аналогично

предыдущей схеме и допол­

нительно свойствами двух передач со

свободным водилом S'S А

и 8Ы & 1 и четырех обычных передач

при остановленном водиле.

Схемы, представленные на рис.

56,57 и 5 8 ,показывают воз­

можности одного и двух определенным образом связанных планетар­

ных рядов типа а <57/ для получения различных передаточных чи­ сел . Можно рассматривать другие сочетания рядов различных ти­ пов аналогично рассмотренным. Но очень часто величины получае­ мых передаточных чисел при таком построении коробок передач не совпадают с погребными, т .е . не создают нужную гамму передач по закону, соответствующему изменению внешних сопротивлений. Поэ­ тому в существующих коробках используются не все возможности отдельных передач, входящих в их состав, и не все возможности общей схемы коробки, а только те, которые соответствуют потреб ной гамме передач.


- 87 -

Кроив того , стремление использовать большое число возможностей отдельных планетарных передач приводит к очень большому числу фрикционных элементов, делает планетарную коробку передач гро­ моздкой и лишает ее преимущества перед обычной коробкой пере­ дач.

Оптимальное соотношение между числом фрикционных элемен­ тов, числом планетарных рядов и числом передач достигается с помощью теории синтеза планетарных передач или большого опыта конструктора.

Планетарные коробки передач могут быть с двумя, тремя и четырьмя степенями свободы в нерабоча» состоянии. Для получе­ ния определенного передаточного числа надо оставить одну сте­ пень овободы в рабочем положении коробки путем исключения од­ ной, двух или трех степеней наложением связей. Связи обычно накладываются путем включения фрикционных или электромагнитных муфт и тормозов.

На рис. 59 представлена схема планетарной коробки передач с двумя степенями свободы автомобиля ЗИЛ-111, двумя передачами

переднего хода и одной заднего.

При анализе схемы коробки передач надо мысленно включать все фрикционные элементы поочередно.

При включении фрикдиона оба планетарных ряда вращают­ ся как одно целое, потому что в первом ряду блокируются солнеч­ ное и эпициклическое колеса, а во втором - солнечное колесо и водило. Значит, это прямая передача с передаточным числом, равным единице. При этом мощность с ведущего вала передается на общее водило как через фрикцион и солнечное колеоо, так и черев эпициклическое колесо первого ряда, далее мощность идет

на эпициклическое колесо второго ряда и на ведомый вал, а части мощности через солнечное колесо второго ряда возвращается на

ведущий вал. Эта часть мощности является

циркулирующей или

замкнутой.

 

 

Дри включении тормоза

7? окорость

ведомого вала будет

меньше, так как общее водило будет вращаться с меныпей ско­

ростью, а солнечное колесо

второго ряда с той же скорость, что

и в предыдущем случае

 

 

Пгк

K K r i


- ti8 -

Put. 59

-

89 -

 

В коробке передач ЗИЛ- I I I

числа

зубьев колес одного ряда

равны числам зубьев одноименных колес

другого ряда, тогда

У - К ' (

к ~

^

В этом случае мощность с ведущего вала передается на общее водило через эпициклическое колесо первого ряда, далее один поток мощности идет на эпициклическое колесо второго ряда и на ведомый вал, а второй поток на солнечное колесо второго ряда и возвращается на ведущий вал, где складывается с мощ­ ностью, идущей от двигателя на эпициклическое колесо первого ряда. Этот второй поток является замкнутой мощностью.

Дри включении тормоза 77.x солнечное колесо первого ря­ да будет свободным и весь этот ряд не будет иметь силовых свя­ зей, а второй ряд будет работать как простая реверсивная пе­ редача с ~ ~ Л-

На рис.60 изображена схема распространенной коробки пере­ дач Вильсона с двумя степенями свободы, четыршя передачами прямого хода и одной заднего.

Схема коробки передач построена по такой закономерности: включение первой передачи осуществляется затяжкой тормоза 77 , включение же следующих тормозов по порядку номеров уменьшает передаточное число. В самом деле, при включении тормоза Т, работает только один этот ряд, а остальные ряды не имеют сило­

вых связей и

в работе

не участвуют,

так как в каждом из них

имеетоя свободный основной элемент.

При включении тормоза 7^

работают I и 2 ряды, но в этом случае эпициклическое колесо

первого ряда

вращается

в ту же сторону, что и солнечное ко­

лесо, что увеличивает угловую скорость ведомого водила и умень­

шает передаточное число, следовательно,

эта передача

выше пре­

дыдущей. Это видно по схеме, а еще яснее по планам линейных

скоростей или по уравнениям кинематики.

 

 

Дри затяжке тормозу 73

в работе

участвуют I ,

2 и 3 ряды,

но эпицикл второго ряда начал вращаться

в ту же сторону, что

и солнечное колесо, и угловая

скорость водила второго

ряда и

эпицикла первого ряда возросла, а угловая скорость ведомого элемента еще увеличилась и еще меньше стало передаточное число, следовательно, эта передача также выше предыдущей.



- 90 -

Дри включении блокирово’шого_ф£Икщода все ряды будут вращаться как одно целое. Действительно, солнечные колеса вто­ рого и третьего рядов вращаются с одинаковой угловой скоростью, а водила и эпициклы имеют перекрестное соединение и могут вра­ щаться только как одно целое. Значит, первый ряд получает оди­ наковые угловые скорости солнечного и эпициклического колес и будет вращаться как одно целое. Ряд заднего хода получает оди­ наковые угловые скорости на солнечном колесе и водиле и также будет вращаться как одно целое, но ряд заднего хода не будет передавать крутящего момента,так как его эпициклическое колесо свободно и имеет момент, равный нулю.

Таким образом, ряд первой передачи является основным. Он связывает ведущий и ведомый валы и принимает участие в работе на любой передаче. Роль других рядов заключается в изменении угловой скорости эпицикла основного ряда. В рассматриваемой схеме скорооть эпицикла от нуля на первой передаче увеличивает­ ся с увеличением номера передачи, а передаточное число умень­ шается. Но можно и уменьшать скорость водила основного ряда путем обратного вращения эпицикла и увеличивать передаточное число. Этот способ используется в следующей схеме.

На рис.61 изображена схема такой же коробки передач, при­ меняемой на более тяжелых машинах и имеющей замедленную пере­ дачу.

Цри включении тормоза Тзам в работе будут принимать участие первый ряд и ряд замедленной передачи. В этом случае эпицикл первого ряда будет вращаться в обратную сторону по от­ ношению к солнечному колесу, т .к . водило ряда замедленной пере­ дачи остановлено, а эпицикл этого ряда вращается в ту же сто­ рону, что и солнечное колесо первого ряда. Значит, скорость водила первого ряда будет меньше, чем на первой передаче, а передаточное число больше. Увеличивая обратную скорость враще­ ния эпицикла первого ряда, можно сделать еще более замедленные передачи переднего хода.

При затяжке тормоза 75 х в работе участвуют первый ряд и ряд заднего хода, ведомый вал будет вращаться в сторону, проти­ воположную ведущему. Это видно из схемы-, а еще более наглядно из плана скоростей этой передачи.

 

 

91

 

Л з

л

л

i l »

Рис. 61