Файл: Малиновский А.Н. Редукторы и коробки передач учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
84
Р н с . 57
- 85 -
Рис 58
|
- |
86 - |
|
|
При включении фрикциона |
|
и поочередном включении тор |
||
мозов 7^ и Тъ получим передачи: |
с |
двумя |
внутренними зацепле |
|
ниями и передаточным числом |
|
= |
/ - / г |
и пере |
дачу 15с/Н с Lfsfy - 1+К = А |
|
■ |
|
|
При одновременном включении фрикционов Ср, и <9%, первый |
||||
ряд будет блокирован, а второй |
свободен, |
получим передачу |
||
C U = I . |
|
|
|
|
Возможен отвод мощности от |
колес о ' |
и 8 ‘ , кроме того, |
от каждого из этих колес можно снимать всю мощность. Если оставить водило свободным, то кроме вариантов предыдущего случая
передаточные |
числа будут „ Г |
_ / - ё £ & |
|||
|
|
|
« Л / |
“ ... |
& & Г |
|
|
|
|
/.+ |
м : |
|
. л ! |
/У |
|
1 |
So.' |
|
|
|
|
||
|
U sS' |
— - — & Ж - |
|
|
|
|
|
/V |
S.O.' |
|
|
|
|
|
JCS' |
|
|
Если водило остановить, то передаточные числа будут: |
|||||
и 6 |
— — |
г?2с. |
/ |
|
/ Л _ _ |
|
|
|
|
А й .' |
|
аИ |
|
|
|
|
|
|
|
■ |
|
схема обладает свойствами шести |
|
Таким образом, рассматриваемая |
одноступенчатых передач аналогично |
предыдущей схеме и допол |
нительно свойствами двух передач со |
свободным водилом S'S А |
и 8Ы & 1 и четырех обычных передач |
при остановленном водиле. |
Схемы, представленные на рис. |
56,57 и 5 8 ,показывают воз |
можности одного и двух определенным образом связанных планетар
ных рядов типа а <57/ для получения различных передаточных чи сел . Можно рассматривать другие сочетания рядов различных ти пов аналогично рассмотренным. Но очень часто величины получае мых передаточных чисел при таком построении коробок передач не совпадают с погребными, т .е . не создают нужную гамму передач по закону, соответствующему изменению внешних сопротивлений. Поэ тому в существующих коробках используются не все возможности отдельных передач, входящих в их состав, и не все возможности общей схемы коробки, а только те, которые соответствуют потреб ной гамме передач.
- 87 -
Кроив того , стремление использовать большое число возможностей отдельных планетарных передач приводит к очень большому числу фрикционных элементов, делает планетарную коробку передач гро моздкой и лишает ее преимущества перед обычной коробкой пере дач.
Оптимальное соотношение между числом фрикционных элемен тов, числом планетарных рядов и числом передач достигается с помощью теории синтеза планетарных передач или большого опыта конструктора.
Планетарные коробки передач могут быть с двумя, тремя и четырьмя степенями свободы в нерабоча» состоянии. Для получе ния определенного передаточного числа надо оставить одну сте пень овободы в рабочем положении коробки путем исключения од ной, двух или трех степеней наложением связей. Связи обычно накладываются путем включения фрикционных или электромагнитных муфт и тормозов.
На рис. 59 представлена схема планетарной коробки передач с двумя степенями свободы автомобиля ЗИЛ-111, двумя передачами
переднего хода и одной заднего.
При анализе схемы коробки передач надо мысленно включать все фрикционные элементы поочередно.
При включении фрикдиона оба планетарных ряда вращают ся как одно целое, потому что в первом ряду блокируются солнеч ное и эпициклическое колеса, а во втором - солнечное колесо и водило. Значит, это прямая передача с передаточным числом, равным единице. При этом мощность с ведущего вала передается на общее водило как через фрикцион и солнечное колеоо, так и черев эпициклическое колесо первого ряда, далее мощность идет
на эпициклическое колесо второго ряда и на ведомый вал, а части мощности через солнечное колесо второго ряда возвращается на
ведущий вал. Эта часть мощности является |
циркулирующей или |
|
замкнутой. |
|
|
Дри включении тормоза |
7? окорость |
ведомого вала будет |
меньше, так как общее водило будет вращаться с меныпей ско |
||
ростью, а солнечное колесо |
второго ряда с той же скорость, что |
|
и в предыдущем случае |
|
|
Пгк |
K K r i |
- ti8 -
Put. 59
- |
89 - |
|
В коробке передач ЗИЛ- I I I |
числа |
зубьев колес одного ряда |
равны числам зубьев одноименных колес |
другого ряда, тогда |
|
У - К ' ( |
к ~ |
^ |
В этом случае мощность с ведущего вала передается на общее водило через эпициклическое колесо первого ряда, далее один поток мощности идет на эпициклическое колесо второго ряда и на ведомый вал, а второй поток на солнечное колесо второго ряда и возвращается на ведущий вал, где складывается с мощ ностью, идущей от двигателя на эпициклическое колесо первого ряда. Этот второй поток является замкнутой мощностью.
Дри включении тормоза 77.x солнечное колесо первого ря да будет свободным и весь этот ряд не будет иметь силовых свя зей, а второй ряд будет работать как простая реверсивная пе редача с ~ ~ Л-
На рис.60 изображена схема распространенной коробки пере дач Вильсона с двумя степенями свободы, четыршя передачами прямого хода и одной заднего.
Схема коробки передач построена по такой закономерности: включение первой передачи осуществляется затяжкой тормоза 77 , включение же следующих тормозов по порядку номеров уменьшает передаточное число. В самом деле, при включении тормоза Т, работает только один этот ряд, а остальные ряды не имеют сило
вых связей и |
в работе |
не участвуют, |
так как в каждом из них |
имеетоя свободный основной элемент. |
При включении тормоза 7^ |
||
работают I и 2 ряды, но в этом случае эпициклическое колесо |
|||
первого ряда |
вращается |
в ту же сторону, что и солнечное ко |
лесо, что увеличивает угловую скорость ведомого водила и умень
шает передаточное число, следовательно, |
эта передача |
выше пре |
|
дыдущей. Это видно по схеме, а еще яснее по планам линейных |
|||
скоростей или по уравнениям кинематики. |
|
|
|
Дри затяжке тормозу 73 |
в работе |
участвуют I , |
2 и 3 ряды, |
но эпицикл второго ряда начал вращаться |
в ту же сторону, что |
||
и солнечное колесо, и угловая |
скорость водила второго |
ряда и |
эпицикла первого ряда возросла, а угловая скорость ведомого элемента еще увеличилась и еще меньше стало передаточное число, следовательно, эта передача также выше предыдущей.
- 90 -
Дри включении блокирово’шого_ф£Икщода все ряды будут вращаться как одно целое. Действительно, солнечные колеса вто рого и третьего рядов вращаются с одинаковой угловой скоростью, а водила и эпициклы имеют перекрестное соединение и могут вра щаться только как одно целое. Значит, первый ряд получает оди наковые угловые скорости солнечного и эпициклического колес и будет вращаться как одно целое. Ряд заднего хода получает оди наковые угловые скорости на солнечном колесе и водиле и также будет вращаться как одно целое, но ряд заднего хода не будет передавать крутящего момента,так как его эпициклическое колесо свободно и имеет момент, равный нулю.
Таким образом, ряд первой передачи является основным. Он связывает ведущий и ведомый валы и принимает участие в работе на любой передаче. Роль других рядов заключается в изменении угловой скорости эпицикла основного ряда. В рассматриваемой схеме скорооть эпицикла от нуля на первой передаче увеличивает ся с увеличением номера передачи, а передаточное число умень шается. Но можно и уменьшать скорость водила основного ряда путем обратного вращения эпицикла и увеличивать передаточное число. Этот способ используется в следующей схеме.
На рис.61 изображена схема такой же коробки передач, при меняемой на более тяжелых машинах и имеющей замедленную пере дачу.
Цри включении тормоза Тзам в работе будут принимать участие первый ряд и ряд замедленной передачи. В этом случае эпицикл первого ряда будет вращаться в обратную сторону по от ношению к солнечному колесу, т .к . водило ряда замедленной пере дачи остановлено, а эпицикл этого ряда вращается в ту же сто рону, что и солнечное колесо первого ряда. Значит, скорость водила первого ряда будет меньше, чем на первой передаче, а передаточное число больше. Увеличивая обратную скорость враще ния эпицикла первого ряда, можно сделать еще более замедленные передачи переднего хода.
При затяжке тормоза 75 х в работе участвуют первый ряд и ряд заднего хода, ведомый вал будет вращаться в сторону, проти воположную ведущему. Это видно из схемы-, а еще более наглядно из плана скоростей этой передачи.
|
|
91 |
|
Л з |
л |
л |
i l » |
Рис. 61