Файл: Крылов В.И. Теория автоматического управления сб. задач.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<7

гд

1

Го У/7,

сг

Г "

Упр а Жл9М)щио

привод

( 4 .

 

-Ктгл

"у,

 

 

' V -

 

 

 

 

_ L

1/>

Э/>е#гпро-

поибод

 

 

юипкгрсгтьр-

 

 

 

п

3 — *

Оператор

• - 4

Жран

со

 

 

 

Г Л А В А

2

 

 

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

 

В основе математического описания процесса

передачи

сигнала звеном

автоматической

системы лежит д и ф ф е р е н ­

ц и а л ь н о е

у р а в н е н и е

с в я з и ,

устанавливаю­

щее функциональную зависимость выходного сигнала

звена

у(6)

от входного

сигнала

Х(£).

 

 

 

 

Получение дифференциального уравнения связи является

п е р в о й

з а д а ч е й ,

возникающей при изучении

любого

элемента системы. Для решения этой задачи привлекаются матема­ тические законы и уравнения, отражающие сущность происходящих в элементе процессов. Чем точнее и глубже эти законы описывают поведение элемента, тем более сложным получается дифференциаль­ ное уравнение связи. Практически оно всегда будет нелинейным, поэтому в т о р о й з а д а ч е й исследования является до­

пустимое упрощение дифференциального уравнения связи, цель кото­ рого состоит в приведении его к линейному уравнению с постоянны­ ми параметрами, т . е . в его л и н е а р и з а ц и и .

Проведение линеаризации требует, во-первых, правильного определения причин, приводящих к появлению нелинейных зависи­ мостей, и, во-вторых, к исследованию качественно и количест­ венно возможности замены их линейными зависимостями. Возмож­ ность линеаризации опирается на способность замкнутой авто­ матической системы удерживать все проходящие в ней сигналы вбливи их установившихся значений. Это позволяет рассматривать малые отклонения сигналов, на которых нелинейные свяви сказы­ ваются слабо.

14


Получив после линеаризации дифференциальное уравнение

связи в вице:

.

 

можно приступить

к решению

т р е т ь е й

8 а д а ч н ис-

слецования эвена - к получению его динамических характеристик.

Сущность динамических характеристик

заключается в том,

что они позволяют без решения дифференциального уравнения свяэн

получить полное представление о свойствах

звена при передаче

им сигналов во времени.

 

Определение динамических характеристик звена производит­ ся в соответствии с известной методикой и распадается на сле­

дующие этапы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение передаточной

функции звена. Она находится

по уравнению

(2.1) путем перехода в нем к изображениям по

Лапласу при

н у л е в ы х

н а ч а л ь н ы х

у с л о в н-

я х

и выделения отношения вида

У(Р) .

 

 

 

-5-7- >.

 

 

 

 

 

 

 

Л (.PJ

 

.

(2.2)

\Л//

УСР)=

Sf»P'nhSrr>-,Pm+...-+£,0

+ £°

VV(p)-XcP)

Qnp\a^Pn4r

 

....а,р

+ а0

 

 

 

Передаточная функция

XV(р) обязательно должна быть при­

ведена к стандартной форме путем выделения коэффициента пере­ дачи звена и представления ее в виде произведения передаточ­ ных функций типовых динамических ввеньев.

Несмотря на то, что передаточная функция определяется как отношение ^ (pj » о н а э а в и с и т только от формы дифферен­ циального уравнения, отражает свойства эвена и справедлива для любых входных сигналов.

15


2 0 Определение частотных характеристик ввена0 Амплитудно-фазовая характеристика (АК) получается непо­

средственно по \/\/(р) подстановкой в перепаточной функции p=jco. Это комплексная фикция вещественной переменной - частоты Ш . Повтоиу графически ЛФХ изображается (годографом) на_кшплщlcкой

ПЛОСКОСТИо

Выражение для АФХ мовдо записать в алгебраической форыег

Слагаемые в правой части отражают частотные свойства звена и,в соответствии со способом их получения,называются вещественной

частотной

характеристикой

{34X)~R(cj)

и мнимой

частотной

характеристикой

(^/JQX)

~~J(a>)

-

 

 

 

Физическая сущность

АЬХ заключается

в том, что

она

пока­

зывает, кж звено преобразует комплексную амплитуду синусо­

идального

сигнала

частоты

СО

,

Если АБХ представить

в пока­

зательной

форме:

 

 

 

 

 

 

 

ыото ввести еще

две частотные

характеристики, имеющие

наиболее

ясный фивический

смысл:

 

 

 

 

 

 

VVfw)- амплитудно-частотную характеристику

(АЧХ), по­

 

казывающую, во сколько раз ирменнется амплитуда

 

синусоидального сигнала частоты при прохождении

 

черев звено:

 

 

 

 

 

 

 

 

J*

fx

 

 

 

 

 

Фаэо-частотную характеристику (ФЧХ),

показываю­

 

щую, на сколько

изменяется

'{«за синусоидального

16


сигнала частоты и)

при прохождении

черев

звено:

Все перечисленные частотные

характеристики:

ВЧХ, МЧХ, АЧХ,

ФЧХ -

изображаются

графически как функции частоты U)' •

 

•3. Определение

временных

характеристик

звена.

 

Передаточная функция звена W(p)

> п 0

определению,

есть

изображение по Лапласу

функции веса звена

Uf (ir) . По­

этом}' функция веса

находится

с

помощью обратного преобразова­

ния Лапласа функции W (р)

,

Обычной

операцией

при этом яв­

ляется разложение передаточной функции на элементарные дроби.

Переходную функцию звена fl (£)

можно найти либо

по

функции веса;

^

 

 

 

&U)=*flir(t)dt

,

(2.5)

 

о

 

 

либо по передаточной функции:

Временные характеристики звена н 7$ (£) изображают­ ся графически как функции времени £ .

4. Определение статической характеристики эвена.

В соответствии с определением статическая характеристика

получается ив уравнения

( 2 .

1 ) , либо

ив передаточной функции

( 2 . 2 ) , если

положить все

производные равными нулю:

или

 

 

0

( 2 . 7 )

По уравнению

(2,7) строится

график

статической характеристики

2 Зак. 178р.

 

 

 

17


fy-j(X) . Важно обязательно учитывать размерности сигналов. Рассмотрим составление дифференциального уравнения связи

на примере исполнительного двигателя постоянного тока, покаванного на рис. 2 . 1 . Для этого прежде всего нужно определить, что понимается под входным н выходным сигналами звена в кон­

кретной

автоматической системе. Входной величиной

в

данном

р.

 

 

 

 

 

случае

является напряжение на

 

 

 

 

 

щетках

якоря

( £ )

.

Выход-

 

 

 

О

 

Uu(t)

 

 

0.

ной величиной

примем

скорость

 

 

~ ( з ) вращения

вала

Q. (i)

.

Чтобы

 

 

 

 

определить уравнение

Q

(£)^

 

 

 

 

 

 

3~~[Цу,

ft)]*

составим

уравне­

 

 

 

 

 

 

ния электрического

и механичес­

Рис. 2 . 1 .

 

 

 

 

кого равновесия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.8)

где

 

индуктивность обмотки

якоря, ВИ,

 

 

 

 

 

активное сопротивление

цепи

якоря, ОМ^

 

 

противо -ЭДС цепи якоря,

&

,

 

 

 

Мёр

вращающий момент двигателя,

 

№.

М,

 

 

приведенный к валу момент инерции вращающихся

7

 

 

масс,

 

Нг-М2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

статический момент нагрузки „ приведенный к

 

 

валу,

/ / - Л / .

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения уравнения двигателя исключим промежуточ­

ные переменный

 

 

£^ г Mfo

. Зависимости М§р

от

тока

 

 

£

от

скорости

вращения

 

Д

являются пели-

1ft