Файл: Корытов Н.В. Расчеты по динамике корабля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Площадь, ограниченная кривой S.,(6) и осью абсцисс, определяет дисперсию процесса волнения:

D ^ j \ @ ) d L 6 .

(3.31)

Для получения одномерного спектра используются записи реализаций процесса морского волнения. Многочисленные за­ меры волнения позволили многим авторам получить различные по математической форме одномерные спектры волнения. В практических расчетах качки в отечественной практике широ­ кое применение получил спектр волнения, предложенный Г.А.Фирсовым и Н.Н.Рахманиным. Используя этот спектр, А.И.Вознесенский и Г.А.Фирсов получили для расчета спек­ тральной плотности волновых ординат следующее выражение:

где

- дисперсия волновых ординат;

а

и Jb - эмпирические параметры спектральной плот­

 

ности, имеющие физический смысл.

Параметр о. характеризует степень нерегулярности волне­ ния (ширину спектра). Регулярному волнению соответствует

сх = 0. Параметр j*> является частотой, которая с точно­ стью до малых высшего порядна равняется частоте, соответ­ ствующей максимуму спектра §^Цэ) . Между параметрами спектра, как показал Н.Н.Рахманин, имеет место связь:

где б - средняя частота волнения.

Для определения параметра ft можно использовать гра­ фик зависимости ft от высоты волны 3%-ой обеспеченности (см. рис. П.9). Этот график построен Н.Н.Рахманиным по результатам обработки большого числа записей натурного волнения.На этом графике сплошная линия соответствует среднеуу значениюj3 , пунктирные линии отмечают возможные пределы отклонения.Напомним,что обеспеченность волнения представляет собой суммарную повторяемость, т. е. вероят­ ность превышения заданной интенсивности волнения.

114

Для оценки степени морского волнения в СССР применяет­ ся 9-балльная шкала ГУГМС, которая предусматривает эту оценку по одному параметру, в качестве которого принята высота волны с 3%-о& обеспеченностью Ьъу.

Обеспеченность, равная 3%, означает, что только у трех из ста следующих друг за другом волн высота равна или больше высоты, соответствующей определенному баллу шкалы. Высота волны в зависимости от интенсивности волнения может быть определена из табл. 18.

Т а б л и ц а 18

Шкала степени волнения ГУ Ш С

Степень

Высота волн

Характеристика

волнения,

 

м

волнения

баллы

 

 

I

0 - 0,25

Слабое

2

0,25

- 0,75

Умеренное

3

Ч

- 1,25

0,75

Значительное

5

1,25

- 2,0

Значительное

2,0 - 3,5

Сильное

6

3,5 - 6,0

Сильное

7

6,0 - 8,5

Очень сильное

8

8,5 - 11,0

Очень сильное

9

более 11,0

Исключительное

Для вычисления дисперсии волновых ординат, входящей в формулу (3.32), может быть использована известная зависи­ мость:

D 4 = 0,143-($г)

(3.33)

Значение h,<ye в этой формуле выбирается по шкале степени волнения (табл. 18) в соответствии с условиями задания.

115


§ 18. Расчет вероятностных характеристик бортовой качки корабля на волнении

Для расчета вероятностных характеристик качки корабля при движении на нерегулярном волнении принимают следующие допущения:

а) волнение представляет собой стационарный случай­ ный процесс, вероятностные характеристики которого не меняются с течением времени;

б) Нерегулярное волнение является двухмерным, при этом все элементарные волны, распространяются в одном на­ правлении;

в) корабль расположен лагом к волне и не имеет хода;

 

г) процесс качки корабля описывается линейным диф­

ференциальным уравнением вида

где

e + 2ve -8+n\8=ne<*(t) ,

- произвольная функция угла волнового склона

 

во времени, зависящая от длины волны.

При этом корабль рассматривается как линейная динами­ ческая система, для которой волнение служит "входным" случайным процессом, а качка, вызываемая волнением - "вы­ ходным" процессом.

Расчет вероятностных характеристик качки по заданным вероятностным характеристикам волнения выполняется на основании формулы А.Я.Хинчина:

 

 

W«H*l*Ss*(0,

(3.3

где

S f t ^ S ^

- спектральная плотность "входного"процесса

 

56 b l ) = Se

(волнения);

 

 

- спектральная плотность "выходного" про­

 

 

\ф\

цесса (качки);

 

 

- модуль передаточной функции линейной

 

 

 

колебательной системы.

 

Поскольку рассматривается случай качки корабля без хо­

да,

выражаемая с помощью формулы (3.34) спектральная плот­

ность So(6) является функцией той же частоты, для которой 116


определена ордината спектра волн Ъ^(6) . Формула (3.34) позволяет определить спектральную плотность качки путем умножения спектральной плотности волнения на квадрат моду­ ля передаточной функции.

В теории случайных процессов показано, что модуль пере­ даточной функции линейной динамической системы представ­ ляет собой амплитудно-частотную характеристику, которая равна отношению амплитуды выходного процесса к амплитуде поступающего на вход регулярного гармонического колебания.

Структура формулы (3.34) показывает, что форма спек­ тральной плотности качки корабля определяется характером энергетического спектра волнения, реакцией корабля на гармоническое возмущение различной частоты и взаимным рас­ положением функций |Ф(6)| и на шкале частот.

Для корабля, испытывающего бортовую качку и расположен­ ного лагом к волне, передаточная функция будет представ­ лять произведение из коэффициента динамичности качки

6 W

— — на редукционный коэффициент к углу волнового склона

К,е и на волновое число К=-д- . Для случая, когда бортовая качка описывается укороченным уравнением в абсо­ лютных координатах, квадрат модуля передаточной функции определяется соотношением

Тогда спектральная плотность качки будет

Для иллюстрации преобразования спектра морского волне­ ния с помощью соотношения (3.36) на рис. 19 приведены спектральная плотность волнения 5^(6) , модуль передаточ­ ной функции|Фв(б)| при расположении корабля лагом к волне

117

и спектральная плотность бортовой качки SQ (6) .

В формуле (3.36) ре­

дукционный коэффициент

V i e необходимо рассматри­ вать как функцию , так какVie является функцией

В

Т

,

соотношений -д- и

 

которые могут быть написаны следующим обра­ зом:

В _ В<5&

T g 2

71 2otg -

29rg

с

ад

05 1,0

Рис. 19. Зависимость спектральной плотности волнения, модуля передаточной функции и спектральной плотности бортовой качки о>т частоты

tte=i-l/c<(x)

Суммарный редукционный коэффициент тл.в опреде­ ляется как произведение частных коэффициентов

Для вычисления коэф­ фициентов Vv.gb И "К-вт могут быть использованы

/^приближенные формулы:

ч (3.3*38)

т .vxj (3.39)

Входящие в формулу (3.39) коэффициенты имеют следующие значения:

ос - коэффициент полноты площади ватерлинии;

X- коэффициент вертикальной полноты кораб­ ля;

*=*,Чх-о,ц ;

х

Г- 1+Х

118


Коэффициенты vi . ^ >1Ц H V I x можно определить по графику (рис. П.10), исходя из значений Т/\,х ,У VI ф .

Дисперсия качки определяется по формуле

De=\£"se . (ЗЛО)

Эксперименты показывают, что распределение углов борто­ вой качки приближенно можно считать подчиняющимся нормаль­ ному закону, а распределение амплитуд Q0 (или размахов)- принимать по закону Редея. В этом случае остальные стати­ стические характеристики бортовой качки могут быть опре­ делены по следующим формулам:

-среднее значение абсолютной величины угла крена

-дисперсия абсолютной величины угла крена

B , e l = D e ( l - f - V ,

(ЗЛ2)

- средняя амплитуда

 

В 0 =

 

(ЗЛЗ)

- дисперсия средней амплитуды

 

Для определения средней частоты качки корабля на не­

регулярном волнении,

i^-i

 

 

 

(ЗЛ5)

необходимо дополнительно рассчитать и построить кривую

спектральной плотности угловых скоростей

 

$3(6) = 6 U S S ( 6 )

(ЗЛб)

и соответствующую ей дисперсию

 

Условно принимают, что резонанс при качке корабля на нере­ гулярном волнении имеет место в том случае, когда макси­ мум спектральной плотности волновых ординат и максимум

119


передаточной функции соответствуют одному и тому же значе­ нию частоты.

Практический расчет характеристик бортовой качки на нерегулярном волнении производится в такой последователь­ ности.

1. По формуле (3.32) для принятой интенсивности волне­ ния и для ряда значений частот вычисляются значения спек­ тральной плотности волнения Ъ^(6) . Расчет выполняется

втабличной форме.

2.Для тех же значений частот вычисляется редукционный

коэффициент 'K.g="lWv»-e^ (Формулы 3.38 и 3.39), исходя из значений и -д- и коэффициентов полноты корпуса кораб­

ля.

3. Для тех же частот по формуле (3.35) вычисляется квадрат модуля передаточной функции \Ф\ .

4. По формуле (3.36) вычисляются значения и строится кривая спектральной плотности углов качки 5в(б) .

5. Определяется дисперсия качки D e путем вычисления площади, ограниченной кривой Se(6) и осью 6 .

6. По формулам (3.41) - (3.44) рассчитываются характе­ ристики угла и амплитуды бортовой качки корабля.

7. Рассчитывается и строится кривая спектральной плотности угловых скоростей

8. Определяется дисперсия угловых скоростей качки Dg и по формуле (3.45) рассчитывается средняя частота качки корабля.

120

П Р И Л О Ж Е Н И Я

I М I I П I I I I I I г — I —

*

2

3

«<

5

0

7

8

9

 

Рис. ПЛ.

Зависимость

коэффициента

сопротиблония

трения

 

глабких пластин от числа Re по Пранбтлю-Шлиотшнеу.

J23

Рис. П.2. Зависимость кинематического коэффициента вязкости от температуры воды