Файл: Еремин А.Н. Автоматизация сборочных процессов. Теоретические основы автоматической сборки учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
|
|
|
- |
10 |
- |
|
0ТИЯЫИ |
djjj |
. |
|
|
с/0/}по |
|
Сымеииѳ |
центра отверстия |
аналогии с вариантой |
||||
Іа (фигЛа)) опрьделяется |
по |
(3) |
|
|
||
|
I |
П |
_ °ОІ , А |
|
||
Диаметр штифта |
|
|
|
|
ѵ"' |
|
По варианту базирования 5а (фиг.7а) возмоины колебания |
||||||
детали |
относительно штифта |
о[л |
по стрелке К. Для уменьшения |
|||
этого колебания рекокеадуегеяштифт сі^ |
Выполнять ромбичес |
|||||
кой формы (фиг.76)» |
|
|
|
|
||
Способ 6."Базирование |
по |
одной внутренней и одной наруж |
ной цилиндрической поверхности с пересекающимися перпендикуляр но осями".
Типовая конфигурация детали, вариант ее базирования и расчетная схема смѳщовия С от отверстия диаметром ot0 пред ставлены на фиг,7в. Подобное.сочетание поверхностей базіт^вания ватпечаетая во многих деталях машин, например, я сопряже
ниях: палец - |
поршень или вал - штифт и т . д . |
|
|
|
|||||||
|
Деталь базируется наружной поворхноотью на призму, а от |
||||||||||
верстием на пружинный штифт (фиг.Ѵв). Зная |
зазор |
Д т |
а х |
иА/п, |
|||||||
между |
штифтом |
ОІш |
и отверстием |
ОІ0 , можно определить |
вели |
||||||
чину |
смещения |
оси |
отверстия |
в |
результате |
поворота |
по |
аналогии |
|||
с вариантом Ів |
по (3) . |
|
|
|
|
. |
|
|
|
||
|
Способ 7. "Базирование |
пластины по |
плоскоотян". |
|
|
||||||
|
Деталь - пластина и варианты ее базирования на трех и |
||||||||||
двух опорах показаны на фиг.7г,д. Смешение |
облетали |
зависит |
|||||||||
от гопусков на |
размеры плиты |
fl |
и В |
|
|
|
|
|
|||
|
По ваоианту |
7г |
|
Jt |
. п |
- |
а |
|
|
|
|
|
|
|
Г |
- |
_ |
ö & |
|
|
|
||
|
По варианту |
7д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с = |
о |
• |
с |
= |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
- I I |
- |
• |
.• |
|
|
Сппооб В. "Базирование по одной плоскости и оді |
Й яаруа- |
|||||||||
ной пилиндричѳокой повврхяоотнп . |
|
|
|
|
||||||
Деталь - плита о пилиндпичѳснЫІ стойкой в вярпанты бази |
||||||||||
рования |
изображены |
на |
фиг.8а,б. Базирование детали І ^зыожно |
|||||||
на плоокую п ппизматичеокую опор? о ориѳнтапией платы. |
|
|||||||||
При базировании детали ка плоокув onopj (фпг.8а). Ооь |
||||||||||
цилиндра |
d |
смещается в |
двух |
направлениях. В направлении |
||||||
прижимающего уоиііия Р |
|
смещение |
оси |
зависит |
от |
до- |
||||
пуока на |
диаметр |
оі |
no |
( I ) , Са= |
<%> |
. Сыеш чие |
той |
се оси |
||
в перпендикулярном направлении яависит от допуска аа размер |
||||||||||
плиты К. |
Ск |
= 8"к . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пон базировании детали на при8матичеовув опору плоокям |
||||||||||
прижимом |
(фиг.86) |
омещение оси |
d |
впзиояно в одном направ |
||||||
лении действия |
ѵсилия |
Р |
и эввнсит от |
допуока на |
диаметр |
&по ( I ) .
Споооб 9. "Базирование по одной алоавости s одной внут ренней цилиндрической поверхности".
Деталь - плита о эксцентрично раополо*енныы отверстием. с£0 .(фиг.Яв), базируется.на итпфт о прижимом к точечному
упору.
Смещение оси отверстия определяется допуском |
на о н е р - . |
||||
стяе do |
и гарантированным |
запором штифта в отверствии |
Л-тіп |
||
по ( 3 ) , |
|
|
|
|
|
Смещение плиты возможно В двух координатах под влиянием |
|||||
допусков |
па огіеротиѳ с£ |
и размеры плнтв Ор |
, |
6^. |
|
Базирование деталей иногда осуществляется |
за |
два |
поиемй? |
предварительная установка и окончательное фиксирование на ба ковых поверхностях. Примером может олуишть базирование по ото"-
ообу |
5 |
(фнг.8г? |
Деталь |
- плаотипа с двумя отверотиями |
она в - |
||||
ла устанавливается еа упоры 1,2 |
центрирующей |
призмой |
3 |
(Лиг. |
|||||
8 г ) , |
ватам фиксируется ятифтом |
4 и призмой 5, |
после |
чего |
окон |
||||
чательно зажимается призмой 3. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
При автоматической сборке всегда базируются все детали, |
|||||||
входящие-л данный увел, |
т . е . баволая I и собираемая |
о ней |
д е |
||||||
тали |
2 |
(фнг . Іа) . |
|
|
• • . |
|
|
|
|
|
|
Рассмотренные вняв |
различные способы базирования дета-.- |
||||||
лей |
на |
оборонной |
позиции |
неохватывают всего раьлообраэня |
в п - |
- 12 - ыокшх вариантов способов базирования, зависящих от конструк тивных іэры собираемых деталей»
Например, простое сопряжение: полый вал - втулка моает быть осуществлено при следующих вариантах базирования дета лей, вхолящих в узел (фиг.9). Здесь взято два.способа бази рования: по наружной и внутренней поверхностям, с вариантами
базирования деталей на призму, |
кольцо, конус и L-ифт. |
^ |
Из фиг.9 видно, что пять |
вариантов базирования |
вала ( I - |
§) а оочѳтании с пятью вариантами базирования втулки ( і ' - У^
дают 25 комбинаций базирования оопрягаѳмых |
деталей, таких |
как: |
||
І - і', І-П{ I-Ш'или n-i', |
й-а' п-ш' |
и т . д . |
|
|
8цаниѳ различных |
способов |
базирования |
позволяет для |
каа- |
дой конкретной конфигурации деталей выбрать наиболее правиль ные варианты базирования, обеспечивающие наименьшее смещение С (и перекос) соей собираемых деталей. Последнее, в овов оче редь, позволяет более точно осуществить их взаимную ориента ции, а следовательно, гарантировать и автоматическую сбооку деталей в узел.
Наивыгоднейший вариант базирования деталей ойеонѳчиваѳт надеаную, безотказную работу сборочного агрегата.
§ 3.Ориентация цилиндрических деталей гладких ооадинѳний.
Для автоматической сборка обязательным уоловиѳм являет ся точная взаимная ориентация собираемых деталей, зависящая от опоообоі базирования, величины погрешностей изготовлении деталей а базовых упоров, точнооти настройки последних и т . д .
Точнооть взаимной ориентации деталей при автоматичес
кой оборке воегда вырахаѳтоя С^. |
- оуммой величия параллель |
|||
ного смещение и перекоса (поворота) ооѳй сопрягаемых деталей |
||||
(фяг . Іа) . |
|
|
|
|
Для анализа "ообираецроти" деталей берем простое соп- |
||||
ряаение: вал - втулка и |
охѳмы |
их |
оборки о различными вари |
|
антами базирования (фиг . Иа): па |
DOTpq4Hbix (1-2) |
и односто |
||
ронних (1-3) упорах, по |
наруйкыи |
(1-2-3) и внутренним (<0 по |
||
верхностям и т . д . |
|
|
|
|
На охѳыо указаны |
погрешности |
изготовления |
размеров |
втулки: |
' |
|
|
|
|
|
- 1 3 |
|
- |
|
|
|
|
|
• |
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
~è 6 |
|
- вкопевтрионтѳт |
оси |
отверстия |
d0 |
|
относительно |
|
||||||||||
* |
|
^ / m p ï = H o r o |
диаметра |
втулки ' Z) |
Д |
|
|
|
|
|
||||||||
°с - « |
о |
~ |
Сір |
|
- допуск |
|
на отверстие |
ас |
|
; |
|
|
||||||
dx>~jDmax~Dmin |
|
- допуск |
па |
наружный диаметр J 9 |
. |
|||||||||||||
|
Для простоты |
аналива |
|
принято начальпоѳ уоловио - диа |
|
|||||||||||||
метр |
оолрягаемого |
вала |
|
oL= CcnJ'é. |
Это вполне |
допустимо* |
||||||||||||
так |
как |
допуск |
на |
вал |
0 я |
|
(фиг.ІОа) моаѳт влиять на условия |
|
||||||||||
автоматической сборки только при свободном бази.овании дета |
|
|||||||||||||||||
лей |
по |
способу |
І в |
(фиг.За), |
т . е . |
без |
прижима их |
к |
базовым |
|
||||||||
упорам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I.Анализ |
влияния |
параллельного оиещения осей деталей |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
во условия автоматической |
сборки. |
|
|
|
|
|||||||||
|
Из схемы (фиг.ІОа) видно, что под влиянием погрешностей |
|
||||||||||||||||
изготовления втулки (&0, |
|
c Ç , ± Q) |
может уменьшаться |
или |
|
|||||||||||||
увеличиваться |
пространство |
|
между |
точками |
Of |
и |
& |
и тем оа- |
|
|||||||||
I m изменяться условия автоматической сборки деталей.Следова |
|
|||||||||||||||||
тельно, |
пространство |
CL& |
следует |
рассматривать |
как функция |
|
||||||||||||
указанных |
погрешностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим варианты взаимной ориентации деталей при ба зировании их по способу Іа (фиг.4а) по наружным поверхностям е прижимом на вотрѳчных плоских упорах 1-2 (фяг.ІОа).
|
|
|
а) |
Положение точек |
|
(с/е)а/п |
|
|||
|
Прост раиотво |
между |
точками ( (X é |
)тг„ |
возможно при |
|||||
двух |
яаонаптах |
сочетаниях |
предельных |
размеров |
втулки |
(фжг.ІОб, |
||||
J). |
Вариант |
I |
(Фиг.ІОб). Точка. |
(X |
раополагаетоя |
в крайнее' |
||||
|
||||||||||
левое |
положение |
при |
D^in, |
d™'" |
- |
Ç |
• П Р И |
Э І ° М |
расстояние |
|
Нияду опорами 1-2 |
^m>n 7 |
} |
|
ç |
. |
|
|
|||
|
h, г |
dl'" |
. |
. |
|
(г) |
-и -
ыграфачеона выражено равиеряой папью па ф а г . Н а . •
Japcaui 2 (фиг.ІОв). |
Точка ê |
вмещается в крайнее |
|
правое ішдожыие |
при - D m ( |
t y , et™"\ |
-t- €. . |
Раоовоааие іаекду |
опорами 1-2 |
|
g графаческа выраіено размерной цепью na фиг. ІІб. Пространство между точками (фпг.ІОб.в)
= V (K'oLT) |
* h] - h2 + c C * |
|||
•Заменяя аначешія |
н / ) 2 |
из (5) а (6) и производя неко |
||
торые преобразования |
шеей- |
|
|
|
|
|
( 4 |
* е е ) |
|
Автоматическая |
оборка |
может быт* гараннроввна, «оли |
||
праішть расчетный (гарантированный) размер |
вала о учетом до |
|||
пуска Of, на ТОЧЕООТЬ уотановкн |
упоров 1-2 |
на расстоянии h. |
0»ВД№
представіявт собой гараітіровашшя sesop в собираемом узле A/TJ/Л
Используя выражение (9) можно преобразовать »ыраж#- иия (?)
,/пах |
.win |
.min |
|
б) Положение |
точек |
(pt'è'Jmax |
|
Пространство между |
точками |
(o'b ) ріах |
( Ф И Г - І О а ) |