Файл: Еремин А.Н. Автоматизация сборочных процессов. Теоретические основы автоматической сборки учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

-

10

-

 

0ТИЯЫИ

djjj

.

 

 

с/0/}по

 

Сымеииѳ

центра отверстия

аналогии с вариантой

Іа (фигЛа)) опрьделяется

по

(3)

 

 

 

I

П

_ °ОІ , А

 

Диаметр штифта

 

 

 

 

ѵ"'

По варианту базирования 5а (фиг.7а) возмоины колебания

детали

относительно штифта

о[л

по стрелке К. Для уменьшения

этого колебания рекокеадуегеяштифт сі^

Выполнять ромбичес­

кой формы (фиг.76)»

 

 

 

 

Способ 6."Базирование

по

одной внутренней и одной наруж­

ной цилиндрической поверхности с пересекающимися перпендикуляр но осями".

Типовая конфигурация детали, вариант ее базирования и расчетная схема смѳщовия С от отверстия диаметром ot0 пред ставлены на фиг,7в. Подобное.сочетание поверхностей базіт^вания ватпечаетая во многих деталях машин, например, я сопряже­

ниях: палец -

поршень или вал - штифт и т . д .

 

 

 

 

Деталь базируется наружной поворхноотью на призму, а от­

верстием на пружинный штифт (фиг.Ѵв). Зная

зазор

Д т

а х

иА/п,

между

штифтом

ОІш

и отверстием

ОІ0 , можно определить

вели­

чину

смещения

оси

отверстия

в

результате

поворота

по

аналогии

с вариантом Ів

по (3) .

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Способ 7. "Базирование

пластины по

плоскоотян".

 

 

 

Деталь - пластина и варианты ее базирования на трех и

двух опорах показаны на фиг.7г,д. Смешение

облетали

зависит

от гопусков на

размеры плиты

fl

и В

 

 

 

 

 

 

По ваоианту

 

Jt

. п

-

а

 

 

 

 

 

 

Г

-

_

ö &

 

 

 

 

По варианту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с =

о

с

=

 

 

 


 

 

 

 

 

- I I

-

.•

 

 

Сппооб В. "Базирование по одной плоскости и оді

Й яаруа-

ной пилиндричѳокой повврхяоотнп .

 

 

 

 

Деталь - плита о пилиндпичѳснЫІ стойкой в вярпанты бази­

рования

изображены

на

фиг.8а,б. Базирование детали І ^зыожно

на плоокую п ппизматичеокую опор? о ориѳнтапией платы.

 

При базировании детали ка плоокув onopj (фпг.8а). Ооь

цилиндра

d

смещается в

двух

направлениях. В направлении

прижимающего уоиііия Р

 

смещение

оси

зависит

от

до-

пуока на

диаметр

оі

no

( I ) , Са=

<%>

. Сыеш чие

той

се оси

в перпендикулярном направлении яависит от допуска аа размер

плиты К.

Ск

= 8"к .

 

 

 

 

 

 

 

Пон базировании детали на при8матичеовув опору плоокям

прижимом

(фиг.86)

омещение оси

d

впзиояно в одном направ­

лении действия

ѵсилия

Р

и эввнсит от

допуока на

диаметр

&по ( I ) .

Споооб 9. "Базирование по одной алоавости s одной внут­ ренней цилиндрической поверхности".

Деталь - плита о эксцентрично раополо*енныы отверстием. с£0 .(фиг.Яв), базируется.на итпфт о прижимом к точечному

упору.

Смещение оси отверстия определяется допуском

на о н е р - .

стяе do

и гарантированным

запором штифта в отверствии

Л-тіп

по ( 3 ) ,

 

 

 

 

 

Смещение плиты возможно В двух координатах под влиянием

допусков

па огіеротиѳ с£

и размеры плнтв Ор

,

6^.

 

Базирование деталей иногда осуществляется

за

два

поиемй?

предварительная установка и окончательное фиксирование на ба­ ковых поверхностях. Примером может олуишть базирование по ото"-

ообу

5

(фнг.8г?

Деталь

- плаотипа с двумя отверотиями

она в -

ла устанавливается еа упоры 1,2

центрирующей

призмой

3

(Лиг.

8 г ) ,

ватам фиксируется ятифтом

4 и призмой 5,

после

чего

окон­

чательно зажимается призмой 3.

 

 

 

 

 

 

 

При автоматической сборке всегда базируются все детали,

входящие-л данный увел,

т . е . баволая I и собираемая

о ней

д е ­

тали

2

(фнг . Іа) .

 

 

• • .

 

 

 

 

 

 

Рассмотренные вняв

различные способы базирования дета-.-

лей

на

оборонной

позиции

неохватывают всего раьлообраэня

в п -


- 12 - ыокшх вариантов способов базирования, зависящих от конструк­ тивных іэры собираемых деталей»

Например, простое сопряжение: полый вал - втулка моает быть осуществлено при следующих вариантах базирования дета­ лей, вхолящих в узел (фиг.9). Здесь взято два.способа бази­ рования: по наружной и внутренней поверхностям, с вариантами

базирования деталей на призму,

кольцо, конус и L-ифт.

^

Из фиг.9 видно, что пять

вариантов базирования

вала ( I -

§) а оочѳтании с пятью вариантами базирования втулки ( і ' - У^

дают 25 комбинаций базирования оопрягаѳмых

деталей, таких

как:

І - і', І-П{ I-Ш'или n-i',

й-а' п-ш'

и т . д .

 

 

8цаниѳ различных

способов

базирования

позволяет для

каа-

дой конкретной конфигурации деталей выбрать наиболее правиль­ ные варианты базирования, обеспечивающие наименьшее смещение С (и перекос) соей собираемых деталей. Последнее, в овов оче­ редь, позволяет более точно осуществить их взаимную ориента­ ции, а следовательно, гарантировать и автоматическую сбооку деталей в узел.

Наивыгоднейший вариант базирования деталей ойеонѳчиваѳт надеаную, безотказную работу сборочного агрегата.

§ 3.Ориентация цилиндрических деталей гладких ооадинѳний.

Для автоматической сборка обязательным уоловиѳм являет­ ся точная взаимная ориентация собираемых деталей, зависящая от опоообоі базирования, величины погрешностей изготовлении деталей а базовых упоров, точнооти настройки последних и т . д .

Точнооть взаимной ориентации деталей при автоматичес­

кой оборке воегда вырахаѳтоя С^.

- оуммой величия параллель­

ного смещение и перекоса (поворота) ооѳй сопрягаемых деталей

(фяг . Іа) .

 

 

 

 

Для анализа "ообираецроти" деталей берем простое соп-

ряаение: вал - втулка и

охѳмы

их

оборки о различными вари­

антами базирования (фиг . Иа): па

DOTpq4Hbix (1-2)

и односто­

ронних (1-3) упорах, по

наруйкыи

(1-2-3) и внутренним (<0 по­

верхностям и т . д .

 

 

 

 

На охѳыо указаны

погрешности

изготовления

размеров


втулки:

'

 

 

 

 

 

- 1 3

 

-

 

 

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

- вкопевтрионтѳт

оси

отверстия

d0

 

относительно

 

*

 

^ / m p ï = H o r o

диаметра

втулки ' Z)

Д

 

 

 

 

 

°с - «

о

~

Сір

 

- допуск

 

на отверстие

ас

 

;

 

 

dx>~jDmax~Dmin

 

- допуск

па

наружный диаметр J 9

.

 

Для простоты

аналива

 

принято начальпоѳ уоловио - диа­

 

метр

оолрягаемого

вала

 

oL= CcnJ'é.

Это вполне

допустимо*

так

как

допуск

на

вал

0 я

 

(фиг.ІОа) моаѳт влиять на условия

 

автоматической сборки только при свободном бази.овании дета­

 

лей

по

способу

І в

(фиг.За),

т . е .

без

прижима их

к

базовым

 

упорам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Анализ

влияния

параллельного оиещения осей деталей

 

 

 

 

 

во условия автоматической

сборки.

 

 

 

 

 

Из схемы (фиг.ІОа) видно, что под влиянием погрешностей

 

изготовления втулки (&0,

 

c Ç , ± Q)

может уменьшаться

или

 

увеличиваться

пространство

 

между

точками

Of

и

&

и тем оа-

 

I m изменяться условия автоматической сборки деталей.Следова­

 

тельно,

пространство

CL&

следует

рассматривать

как функция

 

указанных

погрешностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим варианты взаимной ориентации деталей при ба­ зировании их по способу Іа (фиг.4а) по наружным поверхностям е прижимом на вотрѳчных плоских упорах 1-2 (фяг.ІОа).

 

 

 

а)

Положение точек

 

(с/е)а/п

 

 

Прост раиотво

между

точками ( (X é

)тг

возможно при

двух

яаонаптах

сочетаниях

предельных

размеров

втулки

(фжг.ІОб,

J).

Вариант

I

(Фиг.ІОб). Точка.

(X

раополагаетоя

в крайнее'

 

левое

положение

при

D^in,

d™'"

-

Ç

П Р И

Э І ° М

расстояние

Нияду опорами 1-2

^m>n 7

}

 

ç

.

 

 

 

h, г

dl'"

.

.

 

(г)


-и -

ыграфачеона выражено равиеряой папью па ф а г . Н а . •

Japcaui 2 (фиг.ІОв).

Точка ê

вмещается в крайнее

правое ішдожыие

при - D m (

t y , et™"\

-t- €. .

Раоовоааие іаекду

опорами 1-2

 

g графаческа выраіено размерной цепью na фиг. ІІб. Пространство между точками (фпг.ІОб.в)

= V (K'oLT)

* h] - h2 + c C *

•Заменяя аначешія

н / ) 2

из (5) а (6) и производя неко­

торые преобразования

шеей-

 

 

 

 

 

( 4

* е е )

 

Автоматическая

оборка

может быт* гараннроввна, «оли

праішть расчетный (гарантированный) размер

вала о учетом до ­

пуска Of, на ТОЧЕООТЬ уотановкн

упоров 1-2

на расстоянии h.

0»ВД№

представіявт собой гараітіровашшя sesop в собираемом узле A/TJ/Л

Используя выражение (9) можно преобразовать »ыраж#- иия (?)

,/пах

.win

.min

 

б) Положение

точек

(pt'è'Jmax

 

Пространство между

точками

(o'b ) ріах

( Ф И Г - І О а )