Файл: Дмитриев Ю.Я. Гидравлические импульсные струи на лесосплаве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
эксперименты проводились при отсутствии скоростей течения жид кости. Пульсирующий поток создавался импульсным гидравличе ским ускорителем с механическим отсекателем. Ускоритель уста навливался в головном устройстве криволинейного коридора, представлявшем (в плане) водное пространство, ограниченное на правляющими бонами под углом 45° к оси потока и плоским поддо ном. Расстояние ускорителя от входного отверстия крнволиней-
Рис. 37. Схема экспериментальной установки для исследования пульсирую щих потоков в криволинейном коридоре
ного коридора I менялось в ходе проведения экспериментов. Кри волинейный коридор представлял собой призматическое русло с прямоугольным поперечным сечением, ограниченное криволиней ными твердыми стенками и плоским поддоном. Кривизна боковых стенок была выполнена по форме ‘Д дуги эллипса. Такая форма криволинейных коридоров была признана наиболее рациональ ной в результате экспериментальных исследований со стационар ными струями, приведенными в лаборатории гидравлики МПИ им. М. Горького в 1970 г.
В исследованиях рассматривались три формы криволинейных коридоров с геометрическими размерами, указанными в табл. 23.
Прямолинейный коридор был выполнен из твердых деревянных стенок длиной 3 м и шириной 0,4 м. В зоне выхода пульсирующего потока был установлен поддон.
88
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
23 |
|
Д лина |
внут |
Д лина осевой |
Д лина внеш ней |
Ш ирина входного |
Ш ирина выходного |
||
рен н ей |
стенки , |
линии , с м |
стенки , с м |
отверсти я, с м |
отверсти я, |
с м |
|
с м |
|||||||
|
|
|
|
|
94 |
118 |
142 |
53 |
20 |
86 |
118 |
150 |
53 |
36 |
77 |
118 |
159 |
53 |
• 53 |
>
Глубина подтопления поддона. головного устройства, криволи нейного и прямолинейного коридоров была установлена одина ковой, равной 6 см (в натуре 1,2 м). Такая глубина подтопления поддона обеспечивала продвижение лесоматериалов по коридору как молевым способом, так. и отдельными сплоточными едини цами.
Стационарный поток в прямолинейном коридоре создавался батарейным ускорителем, обеспечивающим равномерный по ши
рине коридора установившийся поток |
жидкости |
со скоростью |
0,16 м/сек (в' натуре 0,72 м/сек) . |
импульсным |
ускорителем |
Пульсирующий поток создавался |
при истечении импульсных струй из конически сходящихся насад ков с выходным отверстием диаметром 5, 10 и 20 мм.
Начальные условия пульсирующих потоков:
Д и ам етр насадка , с м |
• П одтопление н а |
|
са д к а , с м |
||
|
0,5 |
2 с І й |
1,0 |
й. |
ю о |
|
2,0 |
d o |
Н апор в н асад ке , с м 1 я„, м / с е к
50; |
75; |
100; |
130 |
4,69; |
5,06; |
|
|
|
|
5,45; |
6,02 |
50; |
75; |
100; |
130 |
2,50; |
3,02; |
|
20; |
50 |
|
3,24; |
3,40 |
|
|
1,33; |
1,80 |
В процессе экспериментов определялось оптимальное расстоя ние ускорителя от входного створа криволинейного коридора, при котором в коридоре устанавливался пульсирующий поток, равно мерный по ширине и длине его, без водоворотов. Для этого были , выбраны следующие длины отстояния ускорителя' от входного
створа: 20, 40, 60-и 80 см.
Измерение поверхностных скоростей потока производилось специально сконструированной по методике А. А. Труфанова труб кой Пито—Прандтля. С ее помощью измерялись максимальные скорости потока, для чего трубка была протарирована в пульси рующем потоке с известными максимальными скоростями тече ния жидкости. Для исследования скоростного режима потока кри волинейный и прямолинейный коридоры были разбиты на девять створов, в каждом из них скорости измерялись в пяти точках по ширине створа (см. рис. 37).
89
Впроводимых экспериментах предусматривалось:
1.Определение оптимальных начальных параметров, при которых достигается пульсирующий поток в криволинейном коридоре, равномерный по его ширине и длине, без водоворотов.
2. Изучение скоростного поля потока в криволинейном коридоре
и на выходе из него.
3.Установление транзитной части потока и исследование зако номерности изменения его скоростного режима.
ПЛОСКАЯ КАРТИНА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ПОТОКА
Пульсирующий поток в криволинейном коридоре встречает со противление боковых стенок и поддона. Вследствие этого энергия потока расходуется на преодоление гидравлического сопротивле ния от взаимодействия с ограничивающими поверхностями кори дора, изменение конфигурации потока и возникновение продоль ной и поперечной турбулентности, образование водоворотных зон. Кроме того, энергия потока расходуется на сообщение массам жидкости потока скорости поступательного движения и ряд дру гих явлений, сопровождающих пульсирующий поток.
Плановая картина потока (см. рис. 37) характеризуется на личием двух водоворотных зон: водоворотная зона у внутренней выпуклой ограничивающей стенки коридора (левый борт) и водо воротная зона у внешней вогнутой ограничивающей стенки кори дора (правый борт).
Расположение водоворотных зон в коридоре и их геометриче ские размеры зависят от величины диаметра струеобразующего насадка {do), начальной скорости истечения импульсной струи (поср), отстояния ускорителя от криволинейного коридора (/), формы и геометрических размеров коридора {Во и В) (табл. 24).
В криволинейном коридоре с шириной выходного створа 20 см водоворотные зоны у левого борта лежат между первым и чет вертым створами, в коридоре с шириной выходного створа 35 см — между первым и шестым створами и в коридоре с шириной выход ного створа 53 см — между первым и седьмым створами.
В коридоре В = 20 см зоны водоворотов наиболее вытянутые и имеют небольшую ширину. С увеличением ширины выходного створа водоворотные зоны увеличиваются по длине с постепенным увеличением ширины и достигают 2/з ширины выходного створа коридора.
У правого борта водоворотные зоны для всех рассматриваемых случаев лежат между первым и третьим створами. С увеличением ширины выходного створа их длина почти не изменяется, а ши рина водоворотных зон уменьшается.
При всех прочих равных условиях геометрические размеры во доворотных зон уменьшаются с увеличением отстояния ускорителя от входного створа криволинейного коридора и начальной скоро сти импульсной струи, увеличиваются с увеличением диаметра струеобразующего насадка.
90
Т а б л и ц а 24
ы та |
da, ММ |
оп |
|
№ |
|
1 |
. 5 |
2 |
5 |
4 |
5 |
410
510
610
720
820
95
105
И5
1220
13 10
|
|
К оридор |
|
|
иО е р 1 |
|
|
|
1, см |
м/сек |
|
см |
В, |
см |
|
В„, |
|||
4,59 |
53 |
|
2 0 |
2 0 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
5,06 |
53 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
5,46 |
54 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
2,50 |
53 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
3,02 |
53 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
3,24 |
53 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
1,33 |
53 |
|
20 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
В одоворотны е зоны |
|
левы й борт |
.правый б орт |
(створы ) |
(створы ) |
Г— IV |
I— II |
|
11 |
— IV. |
l —i I |
І І І - І Ѵ |
I— 11 |
|
I —IV |
I— 11 |
|
I—IV |
I— и |
|
II — IV |
I— и |
|
I— IV |
I—i n |
|
І - І 1 1 |
- I— 11 |
|
II — IV |
i - i i |
|
I—IV |
I— II- |
|
I— III |
I— II |
|
II—III |
I— II |
|
I— IV |
I— 11 |
|
I— 111 |
I—II |
|
II— 111 |
I— II |
|
I— IV |
I—I и |
|
II —III |
I— и |
|
Нет |
водовс ротных зон |
|
I - I V |
I— III |
|
II — IV |
I— 11 |
|
II — III |
I - I I |
1,80 |
53 |
20 |
20 |
1 — IV |
I— |
111 |
|
|
|
40 |
II— III |
I - I I |
|
|
|
|
60 |
Нет водовс ротных зон |
||
4,59 |
53 |
35 |
20 |
I - V |
I— 111 |
|
|
|
|
40 |
I - V |
І - Ш |
|
|
|
|
60 |
I I - V |
I - I I |
|
5,06 |
53 |
35 |
20 |
I - V |
I— III |
|
|
|
|
40 |
I I - V |
I— III |
|
|
|
|
60 |
II—V |
1— 11 |
|
5,46 |
- 53 |
35 |
20 |
I - V |
I—III |
|
|
|
|
40 |
I I - V |
I - I I |
|
|
|
|
60 |
II —IV |
II |
|
2,50 |
53 |
35 |
20 |
I - V I |
I—III |
|
|
|
|
40 |
I - V I |
I - I I |
|
|
|
|
60 |
I - V |
I - I I |
|
' 3,02 |
53 |
35 |
20 |
I - V |
I - I I |
|
|
|
|
40 |
I I - V |
I - I I |
|
|
|
|
60 |
III—V |
I |
|
91
№опыта |
d„, м м |
|
1410
1520
1620
175
185
195
2010
2110
2210
2310
чѵ
24 20
25 20
|
|
|
|
|
П р о д о л ж е н и е |
|
|
Коридор |
|
|
Водоворотпые зоны |
||
ѵ О ср> |
|
|
|
1, СМ |
|
|
м / с е к |
Во, СМ |
|
|
|
левый борт |
правый борт |
|
В , |
с м |
|
|||
|
|
(створы) |
(створы) |
|||
3,24 |
53 |
|
35 |
20 |
І - Ѵ І |
I—11 |
|
|
|
|
40 |
1 — IV |
I |
|
|
|
|
60 |
Нет водовсфОТНЫХ ЗОН |
|
1,33 |
53 |
|
35 |
20 |
І - Ѵ І |
I - I I I |
|
- |
|
|
40 |
І - Ѵ І |
I— 111 |
|
|
|
|
60 |
II—V |
I— II |
1,80 |
53 ' |
|
35 |
20 |
І - Ѵ І |
I— II |
|
|
|
|
40 |
11—V |
I |
|
|
|
|
60 |
Нет водовсфОТНЫХ ЗОН |
4,59 |
53 |
|
53 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
5,06 |
53 |
|
53 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
5,46 |
53 |
|
53 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
2,50 |
53 |
|
53 |
' 20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
3,02 |
53 |
' |
53 |
20 |
|
|
' |
|
40 |
|
|
|
|
60 |
3,24 |
53 |
|
53 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
4,40 |
53 |
|
53 |
20 |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
60 |
I - V |
I - I I I |
I - V |
I - I I I |
I— IV |
I— II |
I - V I |
I - I I I |
I - V |
I - I I I |
I - V |
I— II |
I - V I |
I - I I I |
I - V |
I— II |
I— IV |
I— II |
I - V I |
I - I I I |
I - V I |
I - I I I |
I - V |
I— II |
I - V I |
I - I I I |
I - V |
I— II |
I—IV |
I— 11 , |
I - V I |
I - I I I |
I - V |
I— II |
I I - V |
I— II |
1 - V I |
I - I I I |
II—IV |
II |
Нет водовс ротных зон
1,33 |
53 |
53 |
20 |
I—VII |
I— II |
|
|
|
40 |
I - V |
I— II |
|
|
|
60 |
II —IV |
II |
1,80 |
53 |
53 |
20 |
I—VII |
I— 11 |
|
|
|
40. |
I - V |
I— 11 |
|
|
|
60 |
III—V |
II |
.92