Файл: Банин А.П. Экспертная оценка эффективности новой техники в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Примеры расчетов экономической эффективности внедрения нового землеройного механизма, модернизи­ рованного грузоподъемного механизма и организацион­ но-технического мероприятия по внедрению централи­ зованной системы инструментального хозяйства на мон­ таже компрессорных станций свидетельствуют о необ­ ходимости проведения экспертной оценки расчетов эко­ номической эффективности на основе логического ана­ лиза. Экспертная оценка этих расчетов показала, что большая часть допущенных в расчетах ошибок не выз­ вана нарушением методических требований, а объясня­ ется отклонениями от логики проведения расчетов. Это говорит о необходимости разработки логических крите­ риев проведения расчетов экономической эффективно­ сти новой техники. Отсутствие таких критериев приво­ дит к тому, что фактически экономически не эффектив­ ная техника в результате расчета воспринимается как эффективная.

Примеры доказывают также необходимость прове­ дения экспертизы расчетов эффективности еще на ста­ дии рассмотрения технического задания на проектиро­ вание, во избежание создания неэффективных разрабо­ ток. Об этом свидетельствует экспертиза расчета эко­ номической эффективности модернизации трубоуклад­ чиков. Экспертиза расчетов на заключительной стадии может лишь предотвратить необоснованное премирова­ ние за создание новой техники.

Приложение I

Утверждаю»

Заместитель руководителя ведомства

€ . > февраля 1968 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Экскаватор траншейный роторный

(наименование изделия)

Московский

экспериментальный механический завод

 

(завод-нзготовнтель)

 

 

 

 

СКВ

 

 

 

 

(проектная организация)

 

 

 

ЭТР-231

 

 

 

 

(индекс изделия)

 

 

 

Овнование для разработки задания:

тематический

план СКВ

 

 

на

1965 г.,

утвержден­

 

 

ный министерством

Дата разработки:

«

»

сентября

1967 г.

Техническое задание на проектирование роторного траншейного экскаватора ЭТР-231

1. Основное назначение машины

Экскаватор ЭТР-231 предназначается для рытья траншей под магистральные трубопроводы в устойчивых грунтах от I до V групп включительно, а также в мерзлых грунтах с плотностью на поверхности до 200 ударов по плотномеру конструкции ДорНИИ.

Размеры траншей, разрабатываемых экскаватором, позволяют укладывать стальные трубопроводы диаметром до 1220 мм.

2. Какой существующий тип машины заменяет данная конструкция или для какого процесса проектируется

В настоящее время нет роторных траншейных экскаваторов для рытья траншей под трубопроводы диаметром 1220 мм. Экскаватор

ЭТР-231 заменит одноковшовые экскаваторы, используемые на рытье траншей больших сечений.3

3. На базе какой научно-исследовательской работы или рационализаторского предложения ведется разработка конструкции

Конструкция экскаватора разрабатывается на основе накоплен­ ного опыта проектирования и эксплуатации дизель-электрических роторных траншейных экскаваторов ЭТР-301 и ЭТР-301А.

85


При разработке проекта используются достижения в области роторного экскаваторостроения, изучаемые путем ознакомления с публикациями в журналах и патентными материалами.

Краткая техническая характеристика экскаватора ЭТР-231

Профиль отрываемой траншеи . . .

Глубина траншеи,

максимальная . .

Ширина траншеи

............................... .

Б а з а ...............................................

т г

Привод экскаватора...............................

Двигатель . ..............................................

Мощность . ....................................

Число оборотов в 1 мин

Генератор...................................................

Мощность...................................................

Число оборотов генератора в 1 мин

Наибольшая теоретическая произво­

дительность в плотном теле . . .

Среднее удельное давление на грунт

Рабочие скорости передвижения . .

Транспортные скорости ......................

Масса экскаватора ...........................

га) прямоугольный б) прямоугольный с

откосами крутизной \ 1 : 0,3 (начало от­ косов 1,1 м от

дна траншеи) 2,3 м

1,7 »i

тягач экскаватора ЭТР-301А дизель-электрический дизель У1Д6-250 ОТК

250 л. с.

1500

переменного тока ГС-104-4 200 кет

1500

800 м3/ч

не более 0,8 кГ/ см2

от 24 до 220 м/ч

до 4 км

не более 36 т

4. Технико-экономическое обоснование нового изделия, его эффективность и ориентировочная потребность

на ближайшие годы

Роторный траншейный экскаватор для отрывки траншеи сече­ нием 2,3X1,7 м создается впервые и по сравнению с эталоном

(одноковшовым экскаватором) будет иметь следующие преиму­ щества:

а) значительно более высокую производительность благодаря непрерывности процесса разработки и эвакуации грунта; как видно

из расчета экономической эффективности (см. ниже),

экономический

эффект от

внедрения новой машины составляет 43 761

руб. на один

экскаватор

в год;

 

б)

 

' более высокую способность разрабатывать мерзлые и тяж

лые грунты;

 

в)

простоту и легкость управления;

 

г)

меньший уровень динамических нагрузок на трансмиссию;

д)

отсутствие быстроизнашиваемых канатных и

цепных пере­

дач;

 

 

 

е) хорошую транспортабельность.

Ориентировочная потребность в новом экскаваторе на ближай­ шие годы — 15—20 шт.

86


5. Какие авторские свидетельства или лицензии используются при разработке конструкции

а) Авторское свидетельство СССР № 104662 от 23/X 1954 г. Днзель-электрический роторный траншейный экскаватор.

б) Авторское.свидетельство СССР № 105749 от 24/VI 1954 г. Рабочий орган многоковшового экскаватора продольного копа­

ния — ступенчато-шахматная расстановка зубьев.

в) Авторское свидетельство № 172243 от 11 /V 1964 г.

Рабочий орган траншейного экскаватора — несимметричная расстановка зубьев.

г) Патент США № 2834127 от 13/V 1958 г. Самоочищающиеся ковши ротора (цепные днища ковшей).

6. Краткое описание конструкции проектируемой машины

Роторный траншейный экскаватор создается на базе тягача экскаватора ЭТР-301А. Рабочий орган полупрнцепного типа соеди­ няется с тягачом шарнирно в вертикальной н горизонтальной плос­ костях.

Силовая установка экскаватора включает дизель У1Д6-250ТК и генератор ГС-104-4. Привод экскаватора — многомоторный элект­ рический.

Ротор с однорядным расположением ковшей. Ковши гнутые с подвижными и цепными днищами и быстросъемными износостойкими зубьями. Ротор рейками опирается на четыре пары поддерживаю­ щих и направляющих роликов.

Привод ротора осуществляется от электродвигателя через ре­ дуктор и реечные зацепления. Редуктор создается с использовани­ ем редуктора заднего моста автомобиля МАЗ-205. Дифференциал редуктора обеспечивает равномерную загрузку правого и левого реечных зацеплений.

Транспортер ленточный складывающийся. Консольная часть транспортера удерживается стрелой, имеющей механизм подъема. Транспортер получает движение от двух электродвигателей, соеди­ ненных через редукторы с двумя ведущими барабанами. Покрытые резиной ведущие барабаны размещены на концах горизонтальной и консольной частей транспортера.

7. Сравнительные технико-экономические показатели новой машины

Технико-экономические

показатели

И

%

1 Глубина траншем, мак-

симальная ........................

2Ширина траншеи, максимальная ..........................

3Сечение траншеи, максимальное (без откосов)

Единица измерения

Проектируемая машина 231-ЭТР

Экскаваторы,

Экскаваторы,

10-ЭР

301-ЭТРА

Барбер«

777>-Грин

-Пар« 520>-сонс

 

 

выпускаемые

выпускаемые

 

 

в СССР

 

 

в США

 

 

 

'

 

 

 

М

2,3

25

3

 

2,5

2,5

»

1,7

1,5

1,2

 

1,37

1,2

ж 2

3,91

3,75

3,6

 

3,42

3

8 7


П родолжение

Технико-экономические

С показатели

с

%

Единица измерения

к

Экскаваторы,

 

выпускаемые

со

 

2

 

в СССР

О

-

 

 

>1

 

 

а

207)--------------

10-ЭР

А301-ЭТР

Е

? со —

£ д СМ

с во.

с-гсН

Экскаваторы, выпускаемые в США

Барбер« -Грин777»

* о

 

А

 

О

 

СМ

 

' ю

 

| ё

 

С о

4

Производительность,

 

 

 

 

 

 

5

максимальная

.

. . .

м3/ч

800

600

800

Нет данных

Мощность

двигателя

Л. с.

250

140

250

144

150

6

М асса...............................

т

36

33

33

26

34

7

Удельная

 

металлоем­

 

 

 

 

 

 

 

кость (масса экскавато­

 

 

 

 

 

 

 

ра в расчете на произво­

 

 

 

 

 

 

S

дительность)

 

..................... т/м3

0,045

0,055

0,042

 

 

Удельная

 

металлоем­

 

 

 

 

 

 

 

кость (масса экскавато-'

 

 

 

 

 

 

 

ра в

расчете

на

мощ­

 

 

 

 

 

 

9

ность

двигателя)

. .

т1л.С.

0,144

0,235

0,132

0,181

0,226

Удельная

 

мощность

 

 

 

 

 

 

 

(мощность

 

двигателя,

 

 

 

 

 

 

 

поделенная

на

сечение

 

 

 

 

 

 

 

траншеи) . .

.

. . . л. С.1м2

64

37,5

69

42

50

8.Специальные требования, предъявляемые к машине

1.Экскаватор должен вписываться в железнодорожный габарит

I-В без разборки трансмиссии, а также размещаться на трайлере для перевозки по дорогам с твердым покрытием.

2.Режущий инструмент экскаватора должен быть легкосъемпым

иунифицированным с режущим инструментом экскаватора ЭТР-301А

9.Заданный гарантийный срок службы 12 месяцев

10.Рекомендации по применению унифицированных агрегатов и узлов других серийных изделий

На экскаваторе применен двигатель У1Д6-250ТК. Внешняя система охлаждения и подогрева, двигателя, а также внешняя систе­ ма смазки двигателя унифицированы с соответствующими систе­ мами двигателя экскаватора ЭТР-301А.

Корпус заднего моста, главная передача, бортфрикционы, тор­ моза заимствованы от тракторов, выпускаемых серийно Челябин­ ским тракторным заводом.

В качестве составной части редуктора привода ротора исполь­ зован редуктор заднего моста автомобиля МАЗ-205.

88


11.Стадии проектирования

Техническое задание, технический проект, рабочий проект.

12. Приложения

Кинематическая схема, эскизный общий вид экскаватора, прин­ ципиальная электрическая схема и расчет ориентировочной экономи­ ческой эффективности.

Техническое задание разработано СКБ

Начальник СКБ

 

(подпись)

Главный конструктор

СКБ

(подпись)

Начальник отдела землеройных

(подпись)

машин

 

Главный конструктор

проекта

(подпись)

• Согласовано:

с Управлением механизации

 

 

строительства

Согласовано:

с Московским экспериментальным

 

 

механическим заводом

Замечания по техническому заданию на проектирование экскаватора траншейного роторного ЭТР-231

1 По п. 1 дать редакционную правку, поскольку грунты в зави симости от трудности их разработки распределяются не по катего­ риям, а, согласно СНиП, по группам.

2. Сравнительные технико-экономические показатели новой ма­ шины (п. 7) дополнить данными по роторному экскаватору

«Баккей-300» (США):

глубина тр ан ш еи ..........................................

 

3,4

л

ширина

» .....................

- .

1,6

»

мощность двигателя...............................

 

220

л. с.

м а с с а

.........................................................

 

50

т

3. В «Сводные показатели расчета ориентировочного экономи­ ческого эффекта от внедрения в строительство магистральных тру­ бопроводов экскаватора траншейного роторного ЭТР-231» внести коррективы из расчета, что продолжительность работы в году эк­ скаватора Э-652, принятая в размере 275 смен, должна быть ис­ правлена на 300 смен.

4. В разделе «Специальные требования, предъявляемые к маши­ не» (п. 8) добавить: «1) проработать вариант конструкции откосни­ ков, позволяющих менять в процессе производства работ крутизну откосов в зависимости от характера разрабатываемого грунта; 2)

8 9