Файл: Боровков И.И. Система управления, специализация и концентрация в строительстве Узбекистана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
И.И. БОРОВКОВ, В. И. СААКОВ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
УЗБЕКИСТАНА
ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЗБЕКИСТАН»
ТАШКЕНТ—1973
і |
ГОС^ ПУБЛИЧНАЯ |
t |
Н А У Ч Ь О - Т Е Х и И Ч Е С Ш Ш J Б И Б Л И О Т Е К А &&QP
6С
вяз
В настоящей книге анализируются результаты |
развития систе |
мы управления и специализации в строительстве |
Узбекистана, ос |
вещается опыт передовых строительных организаций и на основе вы явления тенденций технического прогресса даются пути совершен ствования форм и методов управления строительством в республике. В книге даются также методические принципы определения рацио нальных загрузок строительно-монтажных организаций с помощью ЭВМ Минск-22.
Она рассчитана на руководящих и инженерно-технических ра ботников строительных организации, студентов строительных н эко номических факультетов вузов, слушателей школ и курсов органи заторов строительного производства.
6С(С52)
01-8-5 |
090 1 2 —73 |
Б—M 351 (Об) |
73~ |
Q Издательство «Узбекистан», 1973 Г,
ВВЕДЕНИЕ
Д л я решения .поставленной Коммунистической парти ей задачи по значительному подъему материального и культурного уровня жизни народа необходимо повысить темпы развития социалистического производства.
Одним из важнейших условий роста и интенсифи кации общественного производства является расширение объемов капитального строительства и повышение его эффективности.
Н а современном |
этапе |
развития экономики |
страны |
решающим условием |
повышения эффективности |
капи |
|
тальных вложений является |
совершенствование |
плани |
рования капитального строительства и управления
строительным |
производством. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
«Совершенствование системы |
и методов управления |
|||||||||
и планирования,— говорится в Директивах |
X X I V съезда |
||||||||||
К П С С , — должно |
быть |
направлено |
прежде |
|
всего на |
||||||
обеспечение всесторонней |
интенсификации |
общественно |
|||||||||
го |
производства |
и повышение |
его эффективности, явля |
||||||||
ющейся основной |
линией |
экономического |
- |
развития |
|||||||
страны как на б л и ж а й ш и е годы, так и на |
длительную |
||||||||||
перспективу, |
важнейшим |
условием |
создания |
матери |
|||||||
ально-технической базы коммунизма» 1 . |
|
|
|
||||||||
|
Р а з в и в а ю щ и й с я |
технический |
прогресс |
и |
новые ме |
||||||
тоды управления |
|
строительством |
требуют |
|
коренных |
||||||
качественных |
изменений |
в совершенствовании |
системы |
||||||||
и |
организационных |
формах |
управления |
строительным |
|||||||
т—ъгт—— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему |
плану разви |
|||||||||
тия народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг., М., |
Госполитиз- |
||||||||||
Дат, 1971, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
производством, в расширении и углублении специализа ции строительно-монтажных организации. Такое совер шенствование может быть достигнуто лишь на базе успешного использования положений марксистско-ле нинской теории управления социалистическим произ водством, развитой и обогащенной Коммунистической партией в ходе построения социализма и создания материально-технической базы коммунизма.
СТРОИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ
РОЛЬ И МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОЗДАНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Руководство строительством Совет Министров |
С С С Р |
||||||
осуществляет |
через |
Советы Министров союзных |
рес |
||||
публик, |
отраслевые |
союзные, |
союзно-республиканские |
||||
и республиканские министерства |
и |
ведомства, |
которым |
||||
подчинены |
территориальные |
и |
специализированные |
||||
главные |
управления |
и тресты, |
объединяющие |
группы |
первичных строительных и монтажных организаций. Важную функциональную роль в руководстве строи
тельством осуществляют общесоюзные и республикан ские комитеты и финансовые органы, находящиеся в ведении Совета Министров С С С Р и Советов Министров союзных республик: плановые комиссии, комитеты по делам строительства, по материально-техническому снаб жению, по труду и заработной плате, министерства фи нансов, Стройбанк и др.
Государственный комитет Совета Министров С С С Р по делам строительства (Госстрой С С С Р ) и соответст вующие республиканские комитеты вырабатывают еди ную техническую политику и осуществляют руководство научно-техническим прогрессом в строительстве, сос тавляют руководящие документы и нормативы для проектирования и строительного производства. Этим ко митетам подчинены основные научно-исследовательские и проектные организации.
Таким образом, централизованное руководство строительством осуществляется Советом Министров
СССР через систему общегосударственных и республи канских производственных и функциональных органов.
Демократический централизм означает полное под чинение нижестоящего производственного звена соот ветствующему вышестоящему звену и обязанность
5
выполнения решений функциональных органов в преде лам осуществления ими своих функций.
Коммунистическая партия Советского Союза неиз менно проводит курс па укрепление централизованного руководства народным хозяйством н его отраслями, на расширение прав и хозяйственной деятельности, само
стоятельности предприятии и организации, |
на вовлече |
ние в управление производством широких |
масс трудя |
щихся. |
|
Территориальная закрепленность, разнообразие и отсутствие полной повторяемости строительной продук ции, постоянная подвижность строительного производ ства требуют большой самостоятельности строительных организации и широкой инициативы их работников.
Проводимая в строительстве экономическая реформа обеспечивает дальнейшее расширение демократических принципов управления п создает условия для более широкого участия масс в управлении производством,
улучшения организации |
социалистического |
соревнова |
||
ния и внедрения передового опыта. |
|
|||
Повышается |
роль |
всех |
форм общественной работы, |
|
осуществляемой |
иод |
руководством и при |
активном |
участии партийных, профсоюзных и комсомольских ор ганизаций.
Самым массовым выражением участия широких масс в управлении производством является социалистическое соревнование и движение за • коммунистический труд.
Наиболее ярко проявляется творческая активность трудящихся в борьбе за развитие рационализации и изобретательства. В 1970 г. в строительных организа циях министерств строительства, сельского -строитель ства, монтажных специальных строительных работ и в Главташкентстрое внедрено более 5 тыс. рационализа
торских |
предложений и изобретений с общим |
годовым |
||||
экономическим эффектом в 13 млн. руб., что |
на |
30% |
||||
больше, чем в 1967 г. |
|
|
|
|
|
|
И з |
демократического централизма |
в |
построении |
|||
органов |
управления хозяйством |
и его |
отраслей |
вытека |
||
ет другой ленинскийпринцип управления |
социалисти |
|||||
ческим |
производством — сочетание единоначалия |
и |
||||
коллегиальности. |
|
|
|
|
|
|
Руководители предприятий, |
организаций, |
главков, |
||||
министерств являются единоначальниками |
на |
возглав- |
5
л я е м ых ими участках народного хозяйства. Единонача лие предполагает беспрекословное подчинение воле руководителя всех управляемых ими звеньев производ ства.
Оно исключает обезличку и означает персональную ответственность руководителей перед государством за порученные им участки производства.
Д л я регламентации прав и ответственности большое значение приобретает четкое разграничение функций органов хозяйственного управления. Н а р я д у с действу ющими положениями о предприятиях, трестах, минис терствах и ведомствах необходимы разработка и постоянное совершенствование положений об отдельных производственных и функциональных структурных под разделениях самых различных органов управления звеньями народного хозяйства.
Укрепление единоначалия и повышение ответствен ности кадров за порученные участки производства тре буют сокращения многоступенчатости в руководстве и управлении отраслями народного хозяйства и, отдель ными предприятиями.
« Д л я устранения |
многоступенчатости |
в управле |
нии,— указывает Л . |
И. Брежнев, — надо |
добиваться, |
чтобы решения по большинству вопросов принимались один раз и окончательно, а не перебрасывались из одной
инстанции в другую. К а ж д о е |
звено управленческой сис |
|||
темы |
должно |
заниматься |
своим делом с тем, чтобы бо |
|
лее |
высокие |
инстанции |
не |
загромождались массой |
текущих дел, отвлекающих их от крупных проблем, а
низкие |
могли |
оперативно |
решать |
вопросы, |
входящие |
||
в их компетенцию»1 . |
|
|
|
||||
Эффективность единоначалия в управлении произ |
|||||||
водством |
всецело |
зависит |
от опыта |
и знаний |
руководи |
||
телей, |
их |
умения |
анализировать проходящие |
события, |
|||
и исходя |
из |
этого |
анализа |
и передового опыта прини |
|||
мать необходимые |
решения. |
|
|
Поэтому в а ж н ы м условием умелого руководства производством является неуклонное повышение науч ного образования руководящих кадров.
1 Л. И. Брежнев. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза, М., Политиздат, 1971, стр. 84.
1
В настоящее время в связи с бурным развитием научно-технического прогресса во всех отраслях народ
ного |
хозяйства и переходом па |
новые |
методы |
хозяйство |
|||||
вания актуальность |
|
ленинского |
наказа |
неизмеримо |
|||||
возрастает. «Переход |
к |
новой |
системе |
социалистическо |
|||||
го хозяйствования,— |
говорится |
в |
резолюции |
X X I I I |
съез |
||||
да |
Коммунистической |
партии,— обязывает |
руководя |
||||||
щ и е ' к а д р ы овладевать |
методами |
экономического |
руко |
||||||
водства»1 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Единоначалие |
в |
|
управлении |
социалистическим |
производством органически сочетается с коллегиаль ностью и широким участием, трудящихся в управлении народным хозяйством.
Принцип |
коллегиальности в управлении |
производ |
|||
ством был заложен сразу ж е |
при создании первых орга |
||||
нов |
управления |
социалистической экономикой. |
|||
В |
настоящее |
время |
коллегиальными |
формами |
|
управления |
строительным |
производством |
являются |
производственные совещания, технические и техникоэкономические советы строительных организаций, засе дания коллегий" главных управлений министерств, на которых обсуждаются и решаются важнейшие вопросы
производственно-хозяйственной .деятельности |
строитель |
|||||||
ных организаций, |
разрабатываются |
мероприятия по |
||||||
повышению |
эффективности |
строительного |
производства. |
|||||
Р е а л и з а ц и я |
решений |
коллегиальных |
органов |
осуществ |
||||
ляется |
руководителями |
строительных |
организаций, |
|||||
министерств и ведомств. Коллегиальность, |
как |
указывал |
||||||
В. И. Ленин, находит |
свое |
наиболее |
полное выражение |
|||||
в процессе обсуждения и решения, а |
единоначалие — в |
|||||||
процессе |
исполнения2 . |
|
|
|
|
|
||
Непременным |
принципом управления |
социалисти |
ческим производством является материальное стимули рование предприятий, хозяйственных организаций и их
работников в целях |
достижения |
наивысших |
результа |
||||
тов в развитии |
производства. |
|
|
|
|
||
В соответствии с |
новыми |
условиями |
хозяйствования |
||||
в строительных |
организациях |
образуются |
три фонда |
||||
экономического |
стимулирования: |
фонд |
материального |
||||
1 |
Материалы |
X X I I I |
съезда |
КПСС, М., |
Политиздат. 1966, |
||
стр. |
197. |
|
|
|
|
|
|
2 |
В. И. Ленин. |
Поли. собр. соч., |
т. 44, стр. 151. |
|
|||
|
|
|
"8 |
|
|
|
|