Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многих педагоги и психологи, изучая проблемы познавательного интереса, стремились познать, что-то новое и узнать, какими способами можно развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Познавательный интерес, начинает свое развитие с любопытства ребенка, то есть стремление узнать много интересного и нового для себя.
Н. Д. Левитов говорит о том, что любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности.
Годовикова Дина Борисовна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научного исследовательского института общей и педагогической психологии выделила три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного [1].
Вскоре у ребенка дошкольного возраста и проявляется познавательный интерес. Данную проблему рассматривали многие педагоги и психологи, каждый имел, свою точку зрения.
Щукина Г.И рассматривая проблему познавательного интереса в педагогики и считала, что он может влиять разными способами на процессы обучения и воспитания [24].
Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса: познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- Интеллектуальные – логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- Эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- Регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- Творческие – воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов
По мнению Г.И. Щукиной «Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собою внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны» [24].
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях [2].
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:
а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения.
в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов [22].
По ее мнению сильнейшими побудителями познавательного интереса являлись, следующие элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям [24].
Ценность познавательного интереса заключается в том, что:
Сама природа интереса, как деятельности, имеет объективно-субъективные основы:
1.Интерес возбуждает мысли, эмоции, волю.
2.Проявляет закономерности перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.
3.От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности.
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, особенности проявления познавательной потребности у детей изучали Д.Б. Богоявленская, B.C.Юркевич [4].
В дальнейшем ребенок начинает активно познавать мир вокруг него с помощью познавательной активности.
Щукина Г. И. рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе [14].
Проблеме изучения познавательной активности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой [14].
Д.Б. Годовикова отмечает следующие четыре показателя:
1.Внимание и особый интерес к предмету;
2.Эмоциональное отношение к предмету (разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом)
3.Действия, направленные на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения;
4.Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.
В свою очередь В.Б. Голицын и Е.И. Щербакова выделяют следующие наиболее значимые на их взгляд показатели познавательной активности:
1. Увлеченность изучением материала;
2. Стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания;
3. Желание продолжить занятия;
4.проявление самостоятельности в выборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля;
5.Обращение к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательные интересы и другие [5].
Несмотря на различие выдвинутых авторами показателей познавательной активности, можно с уверенностью использовать все показатели для определения уровня сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Обобщив все показатели познавательной активности, Д. Б. Годовикова выделила и охарактеризовала три уровня познавательной активности у дошкольников:
I уровень: дети стремятся к предметам, «случающимися перцептивными свойствами» а также к тем» что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам не ясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом). Дети 3-4 лет, может быть в возрасте 4-5 лет.
II уровень: суть – содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами имеющими определенные функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. (Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция определяется с помощью взрослого). Дети 4-5 лет.
III уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется недолго. (Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, понятиям и опосредованности поиска – это самоорганизация детей старшего дошкольного возраста) [5].
Можно сделать вывод, что все перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка дошкольного возраста. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка. Таким образом, многие педагоги и психологи изучал проблемы развития познавательного интереса детей 6-7 лет и каждый нашел свое решение этой проблемы.
-
. Возрастные особенности развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет известный детский психолог Джеймс Селли, — предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире» [13].
Развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей- «теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения.
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению. Характерная особенность этого возраста ‒ познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Ребенок в 6 лет познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Шестилетний возраст ребенка является сензетивным периодом развития познавательного интереса ребенка дошкольного возраста.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.