Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитатель собирает вместе с детьми и родителями, такие коллекции как коллекция игрушки киндер-сюрпризов, пони, машинок и коллекции картинок с животными, с помощью коллекции развивает познавательно-исследовательскую деятельность у детей дошкольного возраста.

В журнале Дошкольное воспитание №10 -2011г, в статье «Коллекционирование. Форма организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» педагоги Лепетюх В.В. и Китаева В.А представляют информацию о том, что такое коллекционирование, какие коллекции можно собирать: матрешки, спортивные значки, картинки с видами транспорта, обертки из шоколада, фантики от конфет. Рассказывают детям о музее, в котором имеется большое количество разных коллекций и сведения знаменитых коллекционерах, таких как Павел Михайлович Третьяков, Алексей Александрович Бахрушин. Воспитатели в процессе коллекционирования использовали методы и приемы – «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Спроси меня об этом». Воспитатель, а затем и дети показывают на определенный предмет коллекции, систематизируют имеющиеся знания, обосновывают свою точку зрения, что способствует развитие у детей анализа своего ответа.

Еще один прием, который помогает детям воспринимать новую информацию – «Я не знаю», в ходе работы с коллекцией, воспитатель спрашивает у детей, что из предметов коллекции им не знакомо и совместно организовывают поиск данной информации.

Воспитатели показывали видеофильм и слайды, на которых представлены истории первых владельцев, созданной коллекции, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.

Воспитатели предлагают проект, название проекта «Как делаются конфеты». Проект заключается в том, что участники проекта коллекционировали фантики от конфет, узнали о необходимости данного продукта, обогащали представление о труде людей, использовали коллекционирование для развития способности обобщению и классификации. Проект осуществлялся в несколько этапов и длился два месяца. Участники проекта были дети, родители, педагоги.

Так же воспитатели провели беседу «Какие бывают коллекции» и рассмотрели коллекции матрешек, ракушек, открыток с собаками, оберток с видами шоколада.

Воспитатели показывали детям фильм «История создания конфет» и сыграли в игру «Домашние коллекционирование», чем вовлекли детей в игровую деятельность. В процессе проекта создавали разнообразные коллекции.


Технология «Коллекционирование» в работе с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

1. Погружение в идею коллекционирования детей и родителей;

2. Организация детской продуктивной деятельности, как совместно с воспитателем, так и совместно с родителями;

3. Осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье;

4. Презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставок в учреждении.

Еще одним опытом, который был изучен, является опыт работы Падериной Ольги Анатольевны, воспитателя детского сада №29 города Серова. В своей педагогической деятельности в процессе развития познавательного интереса к предметам окружающего мира, она заинтересовалась собиранием коллекции ракушек. Когда ребёнок принес в группу бусы, сделанные вместе с родителями, педагог начал спрашивать, как сделаны бусы. Ребёнок рассказал, когда нашли ракушки и на них уже были отверстия. Она решила провести вмести с детьми экспериментальную деятельность на тему «Почему отверстия были в ракушке». Во время исследования Ольга Анатольевна, искала информацию по данной теме и вовлекла родителей и детей для поиска информации, а когда информация была найдена, воспитатель провела беседу. И каждый ребенок рассказал, почему появляются отверстия в ракушках. Дети задавали вопросы воспитателю по данной теме и вступали в диалог. Педагог советует обратить внимание на занятие по формированию элементарных математических представлений, воспитатель вместе с детьми измеряла раковины. Делали подсчет годовых колец на раковинах. Детей заинтересовало собирание ракушек, они вместе с родителями привозили разнообразные ракушки с разных морей. Ольга Анатольевна проводила занятие, использование карты с местами обитания ракушек. Были использованы коллекции для продуктивных видов деятельности, изготовлены поделки из ракушек. Проводилась игровая деятельность с лото на тему «Ракушки», дети активно принимали участие, работали в парах, задавали вопросы воспитателю. Была использована речевая игра «Секрет». Совместно с детьми сочинялись сказки, например сказка о жемчужине, которая родилась в раковине. С помощью этих разнообразных приемов, занятий и игр, Ольга Анатольевна расширяла знания и познавательный интерес детей. Сделаем вывод о том, что технология «Коллекционирование» применяется в различных видах деятельности детей для развития познавательного интереса к предметам окружающего мира, а не просто используется в качестве выставке коллекции.



Еще одним опытом, который был изучен, является опыт педагога Елены Заяц.

В своей статье «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования» педагог отмечает, когда воспитатель начала заниматься проблемой познавательного развития старших детей дошкольного возраста, она изучила статью академика И. П. Павлова «Рефлекс цели». Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познавательное развитие». Проводила наблюдения за детьми и диагностику с помощью своей методики, пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в систематизации и обобщении предметов и явлений, в анализирование и умении логически обосновывать свои мысли. Многие дети не имеют стремления, заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение, видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов. Для того чтобы достигнуть результатов своей работы, воспитатель создала условия: предметно-развивающую среду, (были собраны коллекции по темам: «Камни», «Солдатики, военная техника», «Киндер-игрушки», «Открытки», «Календарики», «Домашние животные», «Дикие животные», «Природный материал», «Бросовый материал». Положено начало коллекций «Куклы», «Пуговицы», «Картинки с животными», «Картинки с птицами», «Картинки с насекомыми». Используются экспонаты коллекций в дидактических, сюжетно-ролевых играх. Коллекции находятся в свободном доступе для детей. Оформила в группе уголок хранения коллекций, разработала перспективный план тематических выставок.

Она считает, что целесообразно привлекать к коллекционированию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, так как старший возраст является наиболее продуктивным периодом в развитии детей. Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций, разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование. Совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД, художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельный деятельности детей. В целях профилактики мышечного и эмоционального напряжения во время деятельности использует здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику. Используемые средства: книги, коллекции, иллюстрации, дидактические игры, презентации.


Проанализировав опыт работы педагогов, из этого следует, что развитие познавательного интереса через коллекционирование, действительно является доступным, интересным, результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.


2.2. Первичная диагностика развития познавательного интереса к предмета окружающего мира детей 6-7 лет
Для проведения первичной диагностики развития познавательного интереса были привлечены дети 6-7 лет детского сада МДОУ № 2 «Ласточка»: 6 мальчиков и 4 девочки.

В основе диагностического материала была заложена диагностика кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника научно исследовательского института общей и педагогической психологии Э.А. Барановой, комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению в соответствии с концепцией общеобразовательной программы «От рождения до школы». Данная методика была адаптирована к конкретному мониторингу. Входная диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.

Для проведения первичной диагностики развития познавательного интереса использовались критерии предложенные Э.А.Барановой Критерии развития познавательного интереса дополнили словесными характеристиками из мониторинга индивидуального развития детей .по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

В процессе выбранных заданий результаты фиксируются и оцениваются баллами. Ответы детей на вопросы с позиции проявления познавательного интересе в соответствии с общими критериями, обозначенными ниже. Присвоение баллов осуществляется следующим образом: а) 2 балла, б) 1 балл, в) 0 баллов. Общие критерии оценки.

В оринтировочно-мотивационном компоненте: эмоциональное отношение к принятию задачи: а) с желанием, б)нейтрально, в) неохотно; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности: а) увлеченность содержанием занятия, б) заинтересованность одновременно в содержательной и формальной стороне работы, в) внимание к ситуации эксперимента; динамика эмоционального состояния: а) позитивное эмоциональное состояние на всех этапах деятельности, б) нейтральное эмоциональное состояние, в) нарастание отрицательных эмоций в связи с интеллектуальной деятельностью, снижение степени увлечённости.

В операционно-техническом компоненте: степень эмоциональной насыщаемости: а) желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени, б) желание продолжать деятельность в пределах отведенного времени, в отсутствие желания выполнять деятельность и прекращение работы по собственной инициативе; характер стремления к поиску решения задачи: а) стремление к целенаправленным действиям, б) приверженность к сочетанию конструктивного подхода с методом перебора вариантов, практическим пробам, ив) склонность к практическим пробам; готовность к умственному напряжению: а) устойчивая устремленность на умственную деятельность, б) эпизодическое проявление стремления, в) нежелание заниматься умственной деятельностью; стремление к самостоятельности: а)