Файл: Крыльцов, Е. И. Современные железобетонные мосты [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выступающих полок и не выходя за наружные поверхности пролет­ ных строений. Такое конструктивное решение обеспечило хороший внешний вид опор и сооружения в целом, соответствующий распо­

ложенным рядом двум автодорожным путепроводам (см.

рис.

III.12). Стойки конической формы имеют диаметр понизу 0,7

м, а

поверху .1,3 м. Сечение ригеля трапецеидальное, высота с подферменниками для опирания пролетных строений — 0,93 м, ширина по­ низу— 1,3 м, поверху— 1,38 м. Фундаменты опор стаканного типа заложены на естественном основании в слое плотных моренных суглинков.

Несколько другое решение конструкции промежуточных опор принято для построенного в 1969 г. железнодорожного балочно­ разрезного путепровода на пересечении малого кольца Московской ж. д. с автомобильной магистралью в районе Свиблова. Опора (см. рис. II.3) решена в виде раздельных под каждый путь призмстоек со скошенными книзу углами. Каждая из стоек заделана в стаканный фундамент, опирающийся на плиту, покоящуюся на естественном основании.

В 1972 г. открыто движение по городскому путепроводу у пас­ сажирской платформы (см. рис. III. 12). Опоры этого путепровода, на которые установлены балочно-неразрезные пролетные строения, выполнены в виде стоек диаметром 1,2 м, заделанных в стаканные фундаменты, опирающиеся на раздельные под каждую стойку пли­ ты свайных ростверков. Для этих опор применены комбинированные шарнирно подвижные опорные части (рис. VII.3), через которые на каждую стойку передается усилие около 1000 тс при возможности горизонтальной подвижки до 12 см. Опорные части состоят из ме­ таллических балансиров, опирающихся на плоские элементы, вза­ имное горизонтальное смещение которых обеспечивается за счет фторопластовых прокладок с коэффициентом трения 0,05—0,06.

Взамен ранее распространенных массивных конструкций фунда­ ментов в настоящее время широкое применение получили ф у н д а ­ м е н т ы из с в а й - о б о л о ч е к 1, имеющих значительные эконо­ мические преимущества по сравнению с фундаментами из массив­ ных опускных колодцев и кессонов.

Освоение конструкций из свай-оболочек в отечественном мос­ тостроении шло одновременно с расширением внедрения фундамен­ тов из обычных и буровых свай при резком сокращении применения массивных фундаментов глубокого заложения, в особенности кес­ сонных. По сравнению с массивными конструкции свайных фунда­ ментов позволяют в 1,5—3 раза снизить расход бетона, а при хо­ рошо освоенной технологии сократить на 10—30% сроки и

1 В соответствии со СНиПом оболочками или точнее сваями-оболочками на­ зывают полые конструкции круглого сечения, диаметром более 80 см, погружае­ мые с открытым нижним концом и с выемкой грунта из полости, а сваями-—кон­ струкции сплошного или полого сечения диаметром до 80 см, погружаемые за­ бивкой с закрытым или открытым нижним концом, но без выемки грунта из полости.

394


стоимость строительства фундаментов, создавая возможности мак­ симальной механизации строительных процессов.

Конструкция фундаментов из опускных колодцев в последние годы совершенствуется в направлении уменьшения их объема за счет искусственных мер преодоления или снижения сил трения ко­ лодца о грунт в процессе его погружения (например, применение тикстропных рубашек), а также за счет применения в некоторых случаях облегченных сборных конструкций колодцев. К кессонным фундаментам прибегают лишь в особо сложных гидрогеологиче­ ских условиях, исключающих возможность использования других способов фундирования, и в некоторых случаях на заключительной части погружения опускных колодцев.

За рубежом тоже достаточно четко наметилась тенденция к вы­ теснению массивных фундаментов глубокого заложения свайными из свай и свай-оболочек, изготовляемых в заводских (полигонных) условиях индустриальными методами и погружаемых в грунт, а также из свай, изготовляемых непосредственно на месте их погру­ жения. Так, анализ патентных материалов в странах Европы, Се­ верной Америки и в Японии подтверждает, что ведущим типом, наиболее полно отвечающим возросшим требованиям к фундамен­ там глубокого заложения под значительные сосредоточенные на­ грузки, являются фундаменты опор с использованием забивных

Рис. VII.3. Конструкция комбинированных шар­ нирно подвижных опор­ ных частей:

1 — полированный

лист;

2 —

поддон; 3 — верхний и

ниж­

ний балансиры;

4 — ригель;

5 — крышка; 6 — фтороплас­ товые прокладки; 7 — опор­

ная плита; 8 — стойка;

9 —

эграничители; 10 — зуб;

11 —

скользящий уплотнитель

395


свай и свай-оболочек, изготовляемых индустриальными методами,,

а также буровых свай, сооружаемых на месте.

способ погружения

Широкое

применение

за рубежом нашел

о п у с к н ы х

к о л о д ц е в

в т и к с о т р о п н о й

р у б а ш к е . Для

ряда крупных зарубежных мостов, сооруженных в последние годы,, применены кессонные фундаменты, а также кессонный метод погру­ жения опускных колодцев по завершающей стадии.

Современные фундаменты мелкого заложения на естественном основании обычно применяют при наличии достаточно надежных грунтов — скальных пород, гравийно-галечных отложений, твер­ дых глин и т. п. Глубина заложения таких фундаментов от 2 до 6 м. Сооружают их обычно из монолитного бетона, а сборные нашли применение для фундаментов опор путепроводов и пешеходных мостов.

На сроки и стоимость строительства фундаментов на естествен­ ном основании большое влияние оказывают работы, связанные с устройством ограждений котлованов обычно из деревянного или металлического шпунта. В отдельных случаях применяют огражде­ ния котлованов из опускных колодцев.

При строительстве фундаментов промышленных и гражданских зданий и сооружений успешно применяют осушение котлованов водопонижением грунтовых вод. Этот метод может быть использо­ ван и на строительстве опор мостов главным образом вне предела русла рек.

§ 33. ФУНДАМЕНТЫ НА СВАЯХ И СВАЯХ-ОБОЛОЧКАХ

Наиболее распространенный современный вид фундаментов глубокого заложения железобетонных мостов — фундаменты на сваях сплошного сечения или полых. Железобетонные сплошные сваи обычно имеют сечение от 25x25 до 45X45 см. По условиям армирования сваи сечением 25x25 см рациональны только длиной до 8 м, 30x30 см — до 12 м, 35X35 см — до 15 м, 40X40 см — до

22 м и 45x45 см — до 24 м. Сваи больших сечений и длин, кроме того, имеют значительную массу и сложны для транспортирования. Использование длинных свай связано с необходимостью примене­ ния тяжелых кранов, высоких копров и весьма мощных молотов.

По условиям восприятия усилий от производственных нагрузок увеличение длины свай сопровождается необходимостью увеличе­ ния поперечных сечений и, следовательно, массы. Поэтому в по­ следние годы начали стыковать сваи (рис. VI11.4) из секции длиной от 5 до 9 м, позволяющих обходиться невысокими копрами для за­ бивки, уменьшить расходы на транспортные работы, сократить рас­ ход арматуры и более свободно варьировать длиной свай с учетом условий заглубления. Так, при использовании составных свай эко­ номия металла достигается при длине свай в 12 ж, а при длине 16—18 м экономия металла превышает 50%.

В последние годы на строительстве железобетонных мостов не­ обоснованно редко используются деревянные сваи и совсем редко

396


пакетные (из нескольких бревен), что объясняется большой трудо­ емкостью их изготовления.

Вкачестве забивных свай довольно часто используют железо­ бетонные центрифугированные трубы диаметром 0,4—0,8 м, изго­ товляемые в виде секции длиной по 8—12 м с фланцевыми стыками или цилиндрическими металлическими обечайками при сварных стыках.

Впесчаных грунтах, где образование уширения сопровождает­ ся уплотнением грунта, в результате чего можно получить эффект увеличения несущей способности сваи по грунту, применяют сваи

скамуфлетным уширением пяты. Такое уширение дает положи­ тельные результаты при опирании свай на плотные и твердые гли­ нистые грунты. Эффект здесь достигается не за счет уплотнения грунта, а за счет уширения площади основания. В водонасыщенных слабых глинистых грунтах камуфлетное уширение эффекта не дает.

Фундаменты опор на сваях-оболочках нашли широкое примене­ ние в различных гидрогеологических условиях, исключающих или затрудняющих применение свайных фундаментов.

П р и м е р о м р а ц и о н а л ь н о г о п р и м е н е н и я свай мо­ жет служить фундамент промежуточной опоры под железобетонное пролетное строение расчетным пролетом 22,9 м и металлическое—■ 176 м совмещенного моста. Здесь на большую глубину залегают слабые супесь и суглинок, далее идут пески, подстилаемые плотной глиной. Фундамент опоры, работающий как высокий свайный рост­ верк, возведен из железобетонных центрифугированных свай диа­ метром 0,6 м, погруженных шеститонным молотом на глубину 30 м, в том числе в плотные глины на 5—8 м.

397

 

В связи с относительно не­

 

большим

размывом все

сваи

 

приняты вертикальными,

что

 

упростило

их

погружение

и

 

сократило

размеры котлована,

 

ограждаемого

металлическим

 

шпунтом.

 

 

 

 

 

 

 

Удачно использованы желе­

 

зобетонные центрифугирован­

 

ные сваи диаметром 0,6 м на

 

построенных

за

три

месяца

 

72-х опорах пойменной эстака­

 

ды автодорожного моста через

 

р. Урал под 22-метровые про­

 

летные строения. Сваи, ском­

Рис. VII.5. Инвентарный кондуктор

плектованные

(в процессе по­

для погружения свай:

гружения)

из

двух

секций

и

/ — направляющие; 2 — погружаемые сваи

наконечника,

погружали

виб­

жесткий инвентарный кондуктор

ропогружателем

ВП-3

через

(рис. VII.5),

собранный из инвен­

тарных элементов и обеспечивающий высокую точность расположе­ ния свай. Применение такого кондуктора позволило погрузить оболочки при помощи обычного крана без копра и направляющих стрел.

На строительстве новых железнодорожных линий в условиях за­ соленных грунтов, агрессивных грунтовых и поверхностных вод на­ меченные проектом фундаменты опор под железобетонные пролет­ ные строения длиной 12—18 м в виде деревянных свай требовали довольно сложных мероприятий по защите от агрессивной среды. По предложению строителей здесь были успешно применены опоры эстакадного типа из свай диаметром 0,6 м длиной 12 ж с защитой бетона свай двухслойным покрытием их поверхности изоляцией, составленной на основе эпоксидной смолы. Проведенные опыты по­ казали, что такая изоляция обладает достаточной прочностью и после погружения свай сохраняет изоляционные качества. Приме­ нение таких опор позволило уменьшить вдвое объем работ и трудо­ вые затраты при сокращении сроков их строительства в 4 раза.

Камуфлектные уширения осуществлены при сооружении фунда­ ментов опор железнодорожного моста через р. Чумыш. Здесь сваи диаметром 0,6 м погружали на глубину 13—15 м в разнозернистые пески, подстилаемые супесями и суглинками. С учетом камуфлетного уширения на сваю допущена расчетная нагрузка в 250 тс, т. е. примерно в 2 раза больше, чем на сваю без уширения.

Фундаменты русловых опор городского моста через р. Венту сооружены из 12 свай-оболочек диаметром 1,6 м для каждой из опор разводного пролетного строения и по 5 для других. Дно русла реки сложено слабыми суглинками типа илов мощностью 18 ж, подстилаемыми слоем пластичных глин 3—4 м и далее глинами с редким включением гравия и валунов. Сваи-оболочки комплекто-

398


План

Рис. VII.6. Плавучая перемычка из шести инвентарных понтонов КС:

/ — понтон КС; 2 — конструкция ростверка; 3 — свая-оболочка; 4 — тяги, поддерживающие поддон

вали из двух предварительно состыкованных секций длиной по 6 м и погружали на глубину 24—29 м вибропогружателем с удалени­ ем грунта из полости, которую потом заполняли бетоном. Здесь вместо шпунтового ограждения при сооружении двух опор направ­ ляющим каркасом, ограждением и опалубкой служил железобетон­ ный ящик, являющийся составной частью плиты ростверка. Изго­ товленный на берегу ящик с закрытыми отверстиями в днище для свай буксировали в пролет, а после его установки в проектное поло­ жение заполняли водой, опуская на нужную глубину.

При сооружении фундаментов речных опор автодорожного мо­ ста через р. Мильгравис с железобетонными пролетными строения­ ми длиной 22 м применены плавучие перемычки-кондукторы из шести инвентарных понтонов КС, поставленных набок (рис. VII.6). С помощью этой перемычки-кондуктора, имеющего днище с отвер­ стиями и использованного в качестве каркаса, для каждого из фун­ даментов, заглубленных на 24 ж в толщу грунтов, было погружено

пять оболочек диаметром

1,6 м. После погружения оболочек, за­

делки

зазоров в днище,

укладки тампонажного

слоя толщиной

40 см

и его выстойки в течение четырех дней был

сооружен рост­

верк. Затем прикрепляющие днище к понтонам тяжи обрезали, освобождали понтоны от водного балласта для обстройки новым днищем и использования на следующей опоре. Такой способ по­ зволил отказаться от обычно применяемых металлоемких карка­ сов и специальных копров для погружения оболочек.

Фундаменты опор железнодорожного моста через реку выпол­ нены из свай-оболочек диаметром 1,6 м с забуриванием в скалу. Русло реки в месте перехода образовано в толще разнозернистых песков мощностью 6—10 м, включающей гравелистые прослойки толщиной 1—1,5 м и подстилаемой скварцованными глинистыми сланцами и песчаниками. Глубина воды в реке 6—9 м, скорость течения 1,7 м/сек. Сваи-оболочки опускали вибропогружателями ВП-3 до поверхности скальных грунтов. Дальнейшее заглубление свай для надежной заделки в скальные грунты выполняли бурени­

399