Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
архитектуру. Эти случаи также, к сожалению, нередки. Но гораздо интереснее (и сложнее) создать новое решение в законах данного ансамбля, тактично ввести новое в старую композицию, чтобы она получила более выразительное звучание.
Кинотеатры «Спутник» и «Выборгский» расположены на свободных парковых участках, более пригодных для размещения отдельно стоящих зданий. Но здесь к ним предъявляются еще дополнительные требования, продиктованные своеобра зием зеленого окружения. Объемы кинотеатров получили лучшие условия восприя тия, но жесткая изолированность и замкнутость их вступает в . некоторое противо речие с характером паркового окружения. Даже «шашечная» расцветка стен кино театра «Выборгский», найденная в общем не слишком удачно, здесь выгодно отли чает этот кинотеатр от «Спутника», потому что вносит нужное оживление в харак тер архитектуры здания, придает ему элемент нарядности.
Меньше чувствуется необходимость такого цветового решения в кинотеатре «Зенит», где бросающаяся в глаза «шашечность» диссонирует с характером окружающей застройки. К тому же подобному зданию кинотеатра трудно организовать простран ство, так как, имея ярко выраженный главный фасад и гораздо менее интересные остальные, он не является объемом, со всех сторон представляющим равно гармо ничную пространственную композицию.
На примере двух одинаковых кинотеатров — «Юность» и «Спутник» — можно отме тить огромное значение правильного учета градостроительных факторов для успеш ной «работы» здания среди окружения. Так, выделенное из застройки обширным пространством сквера, далеко отнесенное от магистрали и отделенное от нее боль шой озелененной площадью с деревьями, газоном и клумбами, здание первого кино театра достаточно полно использует свои градоформирующие возможности. Четкий его объем уверенно доминирует среди прилегающей к нему застройки улицы Савушкина и ряда идущих магистралей.
То же здание во втором случае расположено гораздо менее удачно: и ближе к окру жающим жилым домам, и почти вынесено на магистраль. Кинотеатр теряется среди
превосходящей |
ехю по массам и высоте |
застройки, |
не |
организует прилегающий |
к нему участок, не создает интересной, запоминающейся композиции. |
||||
Новые здания |
кинотеатров 1960—1963 гг., |
хотя еще |
не |
везде нашли свое место |
в системе застройки города, все же являются известными композиционными акцен тами и определенным этапом развития архитектуры современного кинотеатра.
Типовые широкоформатные кинотеатры на 1250 мест. Переход к широкоформатной системе кинематографа вызвал необходимость строительства нового, специфиче
ского типа здания кинотеатра. В 1963 году был разработан проект широкоформат ного кинотеатра на 1250 мест. За период с 1965 по 1973 год в Ленинграде построен ряд таких кинотеатров: «Прибой» (Гавань), «Нарвский» (Дачное), «Ладога» и «Охта» (Большая Охта), «Слава» (Купчино), «Максим» и «Современник» (Выборг ский район), «Невский» (Правый берег Невы), «Планета» и «Меридиан» (Москов ский район), «Комсомольский» (Ульянка) и другие. Авторы — архитекторы В. Ф. Бе лов, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубов, В. М. Фромзель, Л. И. Шимановский (Ленпроект).
Кинотеатр запроектирован отдельно стоящим зданием, объемно-планировочное ре шение которого читается довольно четко: повышенный объем зала окружен менее высокими помещениями фойе, кулуаров и административно-хозяйственного блока, расположенными поэтажно. В композиции кинотеатра применен торцевой прием
с расположением фойе со стороны экрана. Основное достоинство данного компози ционного приема — удобная и экономичная система заполнения и эвакуации зри тельного зала.
Поднявшись по ступеням стилобата, облицованного естественным камнем, зрители подходят к сверкающему, сплошь стеклянному витражу главного фасада. Они про ходят через стеклянные двери главного входа и попадают в фойе первого этажа. Отсюда можно либо пройти в амфитеатр зрительного зала, либо по двум открытым лестницам подняться в фойе-кулуары второго этажа. Фойе первого и второго этажа сознательно решены авторами по-разному — они несут разную функциональную нагрузку. Фойе первого этажа — это фойе-вестибюль, распределительное простран ство, пропускающее потоки зрителей, идущих и в зал, и на балкон. У этого поме щения скорее рабочее, чем парадное назначение. Соответственно и высота помеще ния небольшая, и боковых остекленных кулуаров, как во втором этаже, здесь нет, и сама организация интерьера не предполагает здесь длительного пребывания зри теля.
По-другому решено фойе второго этажа: это парадное помещение, широко раскрытое наружу сплошным остеклением, с высокими потолками, с озелененными уголками. Здесь можно послушать музыку, почитать журнал или просто посидеть, отдохнуть перед сеансом, любуясь открывающейся через стекло панорамой города. Предусмо трено здесь место и для буфетной стойки. Боковые кулуары ведут посетителей на балкон зала.
Может показаться неправильным и распределение по этажам площадей фойе: фойе
первого этажа — 238 |
м2, а фойе второго этажа, предназначенное всего для 310 зри |
телей балкона, — 481 |
м2. Но надо принять во внимание уже рассмотренную разницу |
в их функциональном назначении. И лишь для большей убедительности и обосно ванности сравнительно сложной двухэтажной структуры здания можно было бы увеличить емкость балкона.
Разрабатывая планировочное решение зрительного зала (как и всего сооружения), авторы стремились обеспечить максимальный комфорт для посетителей. В плане первого и второго этажей зал имеет разную форму: первый этаж — трапеция, вклю чающая боковые кулуары, второй этаж — прямоугольник. Такое решение естествен но и очень удачно для эвакуации: расширяющиеся боковые кулуары зала свободно принимают и направляют к выходу двойной поток зрителей из зала и с балкона. Загрузка зала происходит с использованием предэкранного пространства, что наибо лее экономично, так как нет потери зрительских мест при организации входов. Кроме того, входя в зал со стороны экрана и двигаясь от него, зритель получает иную точку зрения на зал — в сторону балкона и тем обогащает свое представление об интерьере зала. Расположение мест и уклон амфитеатра зрительного зала обеспе чивает высокие показатели видимости.
Стремление создать обстановку наибольшего комфорта для зрителей заставило авто ров проекта дублировать лучшие места, введя в композицию зала балкон. Это значительно сократило длину зала и улучшило всю композицию кинотеатра, распре делив фойе на два этажа. И пропорции самого зала намного улучшились, когда появился балкон. Там размещается 310 зрительских мест, в амфитеатре — 940. Спе циальные устройства и материалы обеспечили высококачественную акустику.
Зона экрана решена более современно, чем в уже рассмотренных широкоэкранных кинотеатрах: театральный портал исчез, экран (10 X 20 м) увеличился и занял всю
торцевую степу зала. В целом эстетические и функционально-технические качества зрительного зала значительно улучшились. Кинопроекционный комплекс может осуществлять различные системы кинопоказа — широкоформатную (ширина пленки 70 мм), широкоэкранную и обычную.
В отделке кинотеатра применены распространенные материалы — дерево и древесно стружечные плиты, облицовочный кирпич, акустические плиты, перфорированный алюминий, пластики.
Композиция всего комплекса кинотеатра логична и оправданна. Спорным является лишь размещение кассовых вестибюлей, которые вынесены на оба боковых фасада, отнесены почти к заднему фасаду и оторваны от основной вестибюльной группы. Но этот прием имеет и положительные стороны — удобную связь обслуживающего персонала касс с подсобными и административными помещениями кинотеатра, а также то, что исключается смешение потоков покупающих билеты и тех, кто ку пил билет заранее и направляется непосредственно в фойе. Функционально кассы разделены: одна из них продает билеты предварительно на вечерние сеансы, дру гая — на текущий дневной сеанс.
Поскольку здание кинотеатра предназначено для постановки на открытых площа дях в центре новых микрорайонов, все его фасады должны быть в достаточной сте пени архитектурно выразительными. Особенно трудно было решать задний фасад, куда вызедены мелкие подсобные помещения. Главный и боковые фасады решены остекленными витринами.
Слияние интерьера с окружением в данном случае резко контрастирует с изоли рованностью помещений рассмотренных выше широкоэкранных кинотеатров. Здесь прозрачное стекло сверху донизу как бы разрушает преграду между вестибюлем, фойе и площадью, вводит шумную жизнь улицы в интерьер кинотеатра. И если сплошное остекление в целом ряде зданий учреждений бытового обслуживания (парикмахерские, дома быта и др.) вызывает недоумение, то здесь это решение очень удачно. В вечерние часы огни и краски ярко освещенного двухэтажного зда ния фойе перекликаются с огнями улицы, привлекая внимание прохожих. Эта иллюзия разрушения границ внутреннего и внешнего пространства здания как бы подчеркивает его общественный, зрелищный характер. А плавная вогнутая кривая витража главного фасада легко ассоциируется с экраном, конкретизируя назначение этого общественного здания. В целом композиционное решение кинотеатра вполне отвечает представлению о современном облике общественного здания такого назна чения.
О градообразующей роли всех одиннадцати новых кинотеатров с полной определен ностью говорить еще трудно. Все они входят в новые ансамбли, многие здания которых еще не построены, нет ни организации зеленых массивов, ни полного благоустройства прилегающей территории. Практически сейчас все эти ансамбли еще только осуществляются в натуре, и строительство кинотеатров сплошь да рядом является первым шагом в этом направлении. Поэтому наиболее часто встречающееся окружение новых кинотеатров — более или менее обширные открытые участки с едва намеченной планировкой территории, с подступающей к ним новой жилой за стройкой.
Например, кинотеатр «Максим» выходит на проспект им. II. И. Смирнова. Между
зданием кинотеатра |
и проспектом — небольшой газон, перед которым, за проспек |
том, — незастроенный |
участок, пустырь, а дальше — маловыразительная застройка. |
С двух сторон кинотеатр фланкируют шесть симметрично расположенных девяти этажных домов, сзади — неорганизованная открытая территория.
Наиболее законченным кажется создающийся комплекс со стороны проспекта им. Н. И. Смирнова: небольшой объем кинотеатра с разбитым перед ним газоном очень хорошо выглядит в окружении домов башенного типа и является композиционным ядром окружающей жилой застройки.
Замысел организации генерального плана этого участка показывает, что существую щий комплекс — лишь часть большой композиции. Предполагается, что по одной оси с «Максимом», за проспектом им. Н. И. Смирнова, поднимется обращенное к кино театру новое здание Театра им. Ленсовета с расположенной рядом многоместной гостиницей и автостоянками. Тогда площадь перед театром объединится с простран ством перед кинотеатром; возникнет новая пластическая композиция, в которой полностью и по-новому раскроются градоформирующие возможности этого значи тельного общественного комплекса.
Другой пример — кинотеатр «Планета» (ул. Типанова). Вокруг здания кинотеатра — огромное незастроенное пространство и лишь слева от него — четыре двенадцати этажных точечных дома. В перспективе же здесь будет сооружен общественный центр, в состав которого и войдет уже построенный кинотеатр. Рядом с ним подни мется 30-этажная гостиница, недалеко — районный Дворец культуры и ряд других общественных зданий. Все это объединится зеленью и раскроется на ул. Типанова парадной эспланадой. И здесь кинотеатр станет необходимым элементом как в функ циональном, так и в градообразующем отношении.
Кинотеатр «Невский» (Народная ул.) расположен близ Володарского моста. Сейчас, когда участок от Невы до кинотеатра не застроен, положение кинотеатра при сим метричной постановке двух больших девятиэтажных домов кажется случайным. Генеральный план новой площади у Володарского моста показывает иную картину. Въезд на Народную улицу образуют два уже построенных девятиэтажных жилых дома с магазинами в первых этажах. Углы площади со стороны набережной акцен тируются высотными домами-пластинами. Интересно задумано чередование от крытых парадных пространств и затененных зеленью двориков. Перпендикулярно оси моста проходит ось кинотеатра и плавательного бассейна. Оба этих общественных сооружения расположены симметрично относительно моста и являются необходи мыми ударными акцентами композиционного решения симметрично спланирован ного пространства площади. Оказывается, постановка здания кинотеатра оправданна и логична.
Если рассмотреть примеры строительства других аналогичных кинотеатров — кар тина окажется той же самой. Комплексы, в композицию которых входят эти здания, будут окончательно завершены лишь через несколько лет, поэтому художественно эстетические их качества полностью выявятся лишь в будущем. Кстати, как раз в дальнейшем может возникнуть опасность уничтожения соразмерности уже сейчас функционирующего кинотеатра и зданий, которые еще будут построены. Грандиоз ность задуманных ансамблей может вступить в противоречие с небольшим и скром ным объемом здания кинотеатра. А может случиться и обратное: интересна будет композиция, основанная на контрасте (такие примеры известны в застройке Ленин града: скажем, павильоны Аничковского дворца, несмотря на их небольшую высоту, но благодаря удачно найденным пропорциям очень уместны в ансамбле Невского проспекта).