Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

архитектуру. Эти случаи также, к сожалению, нередки. Но гораздо интереснее (и сложнее) создать новое решение в законах данного ансамбля, тактично ввести новое в старую композицию, чтобы она получила более выразительное звучание.

Кинотеатры «Спутник» и «Выборгский» расположены на свободных парковых участках, более пригодных для размещения отдельно стоящих зданий. Но здесь к ним предъявляются еще дополнительные требования, продиктованные своеобра­ зием зеленого окружения. Объемы кинотеатров получили лучшие условия восприя­ тия, но жесткая изолированность и замкнутость их вступает в . некоторое противо­ речие с характером паркового окружения. Даже «шашечная» расцветка стен кино­ театра «Выборгский», найденная в общем не слишком удачно, здесь выгодно отли­ чает этот кинотеатр от «Спутника», потому что вносит нужное оживление в харак­ тер архитектуры здания, придает ему элемент нарядности.

Меньше чувствуется необходимость такого цветового решения в кинотеатре «Зенит», где бросающаяся в глаза «шашечность» диссонирует с характером окружающей застройки. К тому же подобному зданию кинотеатра трудно организовать простран­ ство, так как, имея ярко выраженный главный фасад и гораздо менее интересные остальные, он не является объемом, со всех сторон представляющим равно гармо­ ничную пространственную композицию.

На примере двух одинаковых кинотеатров — «Юность» и «Спутник» — можно отме­ тить огромное значение правильного учета градостроительных факторов для успеш­ ной «работы» здания среди окружения. Так, выделенное из застройки обширным пространством сквера, далеко отнесенное от магистрали и отделенное от нее боль­ шой озелененной площадью с деревьями, газоном и клумбами, здание первого кино­ театра достаточно полно использует свои градоформирующие возможности. Четкий его объем уверенно доминирует среди прилегающей к нему застройки улицы Савушкина и ряда идущих магистралей.

То же здание во втором случае расположено гораздо менее удачно: и ближе к окру­ жающим жилым домам, и почти вынесено на магистраль. Кинотеатр теряется среди

превосходящей

ехю по массам и высоте

застройки,

не

организует прилегающий

к нему участок, не создает интересной, запоминающейся композиции.

Новые здания

кинотеатров 1960—1963 гг.,

хотя еще

не

везде нашли свое место

в системе застройки города, все же являются известными композиционными акцен­ тами и определенным этапом развития архитектуры современного кинотеатра.

Типовые широкоформатные кинотеатры на 1250 мест. Переход к широкоформатной системе кинематографа вызвал необходимость строительства нового, специфиче­

ского типа здания кинотеатра. В 1963 году был разработан проект широкоформат­ ного кинотеатра на 1250 мест. За период с 1965 по 1973 год в Ленинграде построен ряд таких кинотеатров: «Прибой» (Гавань), «Нарвский» (Дачное), «Ладога» и «Охта» (Большая Охта), «Слава» (Купчино), «Максим» и «Современник» (Выборг­ ский район), «Невский» (Правый берег Невы), «Планета» и «Меридиан» (Москов­ ский район), «Комсомольский» (Ульянка) и другие. Авторы — архитекторы В. Ф. Бе­ лов, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубов, В. М. Фромзель, Л. И. Шимановский (Ленпроект).

Кинотеатр запроектирован отдельно стоящим зданием, объемно-планировочное ре­ шение которого читается довольно четко: повышенный объем зала окружен менее высокими помещениями фойе, кулуаров и административно-хозяйственного блока, расположенными поэтажно. В композиции кинотеатра применен торцевой прием


с расположением фойе со стороны экрана. Основное достоинство данного компози­ ционного приема — удобная и экономичная система заполнения и эвакуации зри­ тельного зала.

Поднявшись по ступеням стилобата, облицованного естественным камнем, зрители подходят к сверкающему, сплошь стеклянному витражу главного фасада. Они про­ ходят через стеклянные двери главного входа и попадают в фойе первого этажа. Отсюда можно либо пройти в амфитеатр зрительного зала, либо по двум открытым лестницам подняться в фойе-кулуары второго этажа. Фойе первого и второго этажа сознательно решены авторами по-разному — они несут разную функциональную нагрузку. Фойе первого этажа — это фойе-вестибюль, распределительное простран­ ство, пропускающее потоки зрителей, идущих и в зал, и на балкон. У этого поме­ щения скорее рабочее, чем парадное назначение. Соответственно и высота помеще­ ния небольшая, и боковых остекленных кулуаров, как во втором этаже, здесь нет, и сама организация интерьера не предполагает здесь длительного пребывания зри­ теля.

По-другому решено фойе второго этажа: это парадное помещение, широко раскрытое наружу сплошным остеклением, с высокими потолками, с озелененными уголками. Здесь можно послушать музыку, почитать журнал или просто посидеть, отдохнуть перед сеансом, любуясь открывающейся через стекло панорамой города. Предусмо­ трено здесь место и для буфетной стойки. Боковые кулуары ведут посетителей на балкон зала.

Может показаться неправильным и распределение по этажам площадей фойе: фойе

первого этажа — 238

м2, а фойе второго этажа, предназначенное всего для 310 зри­

телей балкона, — 481

м2. Но надо принять во внимание уже рассмотренную разницу

в их функциональном назначении. И лишь для большей убедительности и обосно­ ванности сравнительно сложной двухэтажной структуры здания можно было бы увеличить емкость балкона.

Разрабатывая планировочное решение зрительного зала (как и всего сооружения), авторы стремились обеспечить максимальный комфорт для посетителей. В плане первого и второго этажей зал имеет разную форму: первый этаж — трапеция, вклю­ чающая боковые кулуары, второй этаж — прямоугольник. Такое решение естествен­ но и очень удачно для эвакуации: расширяющиеся боковые кулуары зала свободно принимают и направляют к выходу двойной поток зрителей из зала и с балкона. Загрузка зала происходит с использованием предэкранного пространства, что наибо­ лее экономично, так как нет потери зрительских мест при организации входов. Кроме того, входя в зал со стороны экрана и двигаясь от него, зритель получает иную точку зрения на зал — в сторону балкона и тем обогащает свое представление об интерьере зала. Расположение мест и уклон амфитеатра зрительного зала обеспе­ чивает высокие показатели видимости.

Стремление создать обстановку наибольшего комфорта для зрителей заставило авто­ ров проекта дублировать лучшие места, введя в композицию зала балкон. Это значительно сократило длину зала и улучшило всю композицию кинотеатра, распре­ делив фойе на два этажа. И пропорции самого зала намного улучшились, когда появился балкон. Там размещается 310 зрительских мест, в амфитеатре — 940. Спе­ циальные устройства и материалы обеспечили высококачественную акустику.

Зона экрана решена более современно, чем в уже рассмотренных широкоэкранных кинотеатрах: театральный портал исчез, экран (10 X 20 м) увеличился и занял всю


торцевую степу зала. В целом эстетические и функционально-технические качества зрительного зала значительно улучшились. Кинопроекционный комплекс может осуществлять различные системы кинопоказа — широкоформатную (ширина пленки 70 мм), широкоэкранную и обычную.

В отделке кинотеатра применены распространенные материалы — дерево и древесно­ стружечные плиты, облицовочный кирпич, акустические плиты, перфорированный алюминий, пластики.

Композиция всего комплекса кинотеатра логична и оправданна. Спорным является лишь размещение кассовых вестибюлей, которые вынесены на оба боковых фасада, отнесены почти к заднему фасаду и оторваны от основной вестибюльной группы. Но этот прием имеет и положительные стороны — удобную связь обслуживающего персонала касс с подсобными и административными помещениями кинотеатра, а также то, что исключается смешение потоков покупающих билеты и тех, кто ку­ пил билет заранее и направляется непосредственно в фойе. Функционально кассы разделены: одна из них продает билеты предварительно на вечерние сеансы, дру­ гая — на текущий дневной сеанс.

Поскольку здание кинотеатра предназначено для постановки на открытых площа­ дях в центре новых микрорайонов, все его фасады должны быть в достаточной сте­ пени архитектурно выразительными. Особенно трудно было решать задний фасад, куда вызедены мелкие подсобные помещения. Главный и боковые фасады решены остекленными витринами.

Слияние интерьера с окружением в данном случае резко контрастирует с изоли­ рованностью помещений рассмотренных выше широкоэкранных кинотеатров. Здесь прозрачное стекло сверху донизу как бы разрушает преграду между вестибюлем, фойе и площадью, вводит шумную жизнь улицы в интерьер кинотеатра. И если сплошное остекление в целом ряде зданий учреждений бытового обслуживания (парикмахерские, дома быта и др.) вызывает недоумение, то здесь это решение очень удачно. В вечерние часы огни и краски ярко освещенного двухэтажного зда­ ния фойе перекликаются с огнями улицы, привлекая внимание прохожих. Эта иллюзия разрушения границ внутреннего и внешнего пространства здания как бы подчеркивает его общественный, зрелищный характер. А плавная вогнутая кривая витража главного фасада легко ассоциируется с экраном, конкретизируя назначение этого общественного здания. В целом композиционное решение кинотеатра вполне отвечает представлению о современном облике общественного здания такого назна­ чения.

О градообразующей роли всех одиннадцати новых кинотеатров с полной определен­ ностью говорить еще трудно. Все они входят в новые ансамбли, многие здания которых еще не построены, нет ни организации зеленых массивов, ни полного благоустройства прилегающей территории. Практически сейчас все эти ансамбли еще только осуществляются в натуре, и строительство кинотеатров сплошь да рядом является первым шагом в этом направлении. Поэтому наиболее часто встречающееся окружение новых кинотеатров — более или менее обширные открытые участки с едва намеченной планировкой территории, с подступающей к ним новой жилой за­ стройкой.

Например, кинотеатр «Максим» выходит на проспект им. II. И. Смирнова. Между

зданием кинотеатра

и проспектом — небольшой газон, перед которым, за проспек­

том, — незастроенный

участок, пустырь, а дальше — маловыразительная застройка.



С двух сторон кинотеатр фланкируют шесть симметрично расположенных девяти­ этажных домов, сзади — неорганизованная открытая территория.

Наиболее законченным кажется создающийся комплекс со стороны проспекта им. Н. И. Смирнова: небольшой объем кинотеатра с разбитым перед ним газоном очень хорошо выглядит в окружении домов башенного типа и является композиционным ядром окружающей жилой застройки.

Замысел организации генерального плана этого участка показывает, что существую­ щий комплекс — лишь часть большой композиции. Предполагается, что по одной оси с «Максимом», за проспектом им. Н. И. Смирнова, поднимется обращенное к кино­ театру новое здание Театра им. Ленсовета с расположенной рядом многоместной гостиницей и автостоянками. Тогда площадь перед театром объединится с простран­ ством перед кинотеатром; возникнет новая пластическая композиция, в которой полностью и по-новому раскроются градоформирующие возможности этого значи­ тельного общественного комплекса.

Другой пример — кинотеатр «Планета» (ул. Типанова). Вокруг здания кинотеатра — огромное незастроенное пространство и лишь слева от него — четыре двенадцати­ этажных точечных дома. В перспективе же здесь будет сооружен общественный центр, в состав которого и войдет уже построенный кинотеатр. Рядом с ним подни­ мется 30-этажная гостиница, недалеко — районный Дворец культуры и ряд других общественных зданий. Все это объединится зеленью и раскроется на ул. Типанова парадной эспланадой. И здесь кинотеатр станет необходимым элементом как в функ­ циональном, так и в градообразующем отношении.

Кинотеатр «Невский» (Народная ул.) расположен близ Володарского моста. Сейчас, когда участок от Невы до кинотеатра не застроен, положение кинотеатра при сим­ метричной постановке двух больших девятиэтажных домов кажется случайным. Генеральный план новой площади у Володарского моста показывает иную картину. Въезд на Народную улицу образуют два уже построенных девятиэтажных жилых дома с магазинами в первых этажах. Углы площади со стороны набережной акцен­ тируются высотными домами-пластинами. Интересно задумано чередование от­ крытых парадных пространств и затененных зеленью двориков. Перпендикулярно оси моста проходит ось кинотеатра и плавательного бассейна. Оба этих общественных сооружения расположены симметрично относительно моста и являются необходи­ мыми ударными акцентами композиционного решения симметрично спланирован­ ного пространства площади. Оказывается, постановка здания кинотеатра оправданна и логична.

Если рассмотреть примеры строительства других аналогичных кинотеатров — кар­ тина окажется той же самой. Комплексы, в композицию которых входят эти здания, будут окончательно завершены лишь через несколько лет, поэтому художественно­ эстетические их качества полностью выявятся лишь в будущем. Кстати, как раз в дальнейшем может возникнуть опасность уничтожения соразмерности уже сейчас функционирующего кинотеатра и зданий, которые еще будут построены. Грандиоз­ ность задуманных ансамблей может вступить в противоречие с небольшим и скром­ ным объемом здания кинотеатра. А может случиться и обратное: интересна будет композиция, основанная на контрасте (такие примеры известны в застройке Ленин­ града: скажем, павильоны Аничковского дворца, несмотря на их небольшую высоту, но благодаря удачно найденным пропорциям очень уместны в ансамбле Невского проспекта).