Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первом этаже находятся артистические уборные. В состав артистических поме­ щений включено несколько различных репетиционных залов. Непосредственно с ве­ стибюлем связаны комнаты для занятий и музей театра. В торце театра находятся служебные помещения. Подковообразный одноэтажный служебный корпус замы­ кает хозяйственный двор со складами объемных декораций и реквизита. Такова структура и взаимосвязь помещений театра.

Обращает на себя внимание любовное и продуманное решение интерьеров. Инте­ ресна и благородна их цветовая гамма, окраска одного помещения гармонично со­ четается с цветом другого.

Охристый цвет карабчеевского известняка, которым облицовано здание, тонко со­ гласуется с теплой, светло-желтой окраской вестибюля. И эта светлая окраска, в свою очередь, подчеркивает насыщенность красных, черных, серых и зеленых тонов ниж­ него фойе. Золотисто-охристый тон пластика пола и теплая окраска стен верхнего фойе интересно контрастирует с холодным живописным тоном росписей на стенах. Цветовая гамма зрительного зала строится на сочетании светло-зеленых стен, зеле­ но-голубых сидений и золотистой текстуры дерева, что опять же взаимосвязано с цветовой гаммой других помещений.

Для отделки широко применены самые современные материалы — пластики, крупно­ размерное зеркальное стекло в герметических переплетах из металла, деревоплита и рейка с выявленной текстурой и др. Активность и чистота цветового решения, включение в композицию интерьеров монументальной живописи и зелени, обилие света — все это особенно необходимо в театре для детей.

Специфику детского театра отражают структура и качество помещений зрелищной части: предусмотрены помещения для педагогов, развит фронт гардеробов и выде­ лены специальные места для одевания детей, увеличены площадь фойе и кулуаров для возможности проведения подвижных игр.

Удачно найден облик театрального здания. Главный фасад театра представляет за­ конченную гармоничную композицию, в которой хорошо сочетаются входной шести­ колонный портик, развитый стилобат и монументальная скульптура. Две скульптур­ ные группы на тему «Юность» (скульпторы А. М. Игнатьев и Л. М. Холина) выруб лены из камня, которым облицовано здание ТЮЗа, — карабчеевского известняка. Сво­ бодная фактура и пластичность декоративной скульптуры, яркие краски майоликовых панно шестиколонного портика главного входа (художник А. Мыльников) смягчают некоторую суровость решения, помогают раскрыть назначение сооружения. И хотя скульптура и декоративные панно не слились органически с архитектурой, введение их в комплекс театра выражает стремление их авторов обогатить эмоционально-худо­ жественный образ здания, по-своему решить проблему взаимодействия архитектуры с монументально-декоративным искусством. (Интересно, что ряд конкурсных про­ ектов здания театра был выполнен в классическом ордерном стиле. Но несоответст­ вие старых средств архитектурно-художественной выразительности новым конструк­ тивным решениям и идейно-эстетическим концепциям заставило отказаться от это­ го нежизненного приема).

Обильное остекление здания нового ТЮЗа, продуманное решение его наружных террас, активность цветового решения, синтез декоративной скульптуры и монумен­ тальной живописи — все это придает сооружению сильную эмоциональную насыщен­ ность, включает его в парковое окружение, создает гармоничный новый ансамбль, удачно вписавшийся в исторически сложившуюся застройку Ленинграда.



Реконструкция Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1970 г. закончилась длившаяся почти полтора года реконструкция крупнейшего театра города — Ака­

демического Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинского). Проект рекон­ струкции разработан в институте Гипротеатр архитектором С. М. Тельфером. Произведенная реконструкция значительно улучшила функциональную организа­ цию и технологическое оборудование театра. Пристроен большой корпус к боковому крылу. Новый репетиционный зал создал условия для работы над спектаклями такие же, как и на главной сценической площадке, — здесь продублирована игровая часть основной сцены с оркестровой ямой. Два больших зала предоставлены для репетиций артистам балета. В пристройке со стороны Крюкова канала сосредоточено все управ­ ление механизацией сцены и световым оформлением спектакля.

Обновилось и основное здание театра, в котором проведены интересные реконструк­ тивные работы. Полностью переоборудована сцена. Подъемный пол оркестровой ямы может устанавливаться в трех положениях — в обычном, на уровне зрительного за­ ла и на отметке сценической площадки. Большие работы проведены по обновлению интерьеров фойе и зрительного зала.

Реконструкция изменила в лучшую сторону и внешний облик театра. В результате проведенных работ всей Театральной площади придан более цельный характер. Тща­ тельно сохранены и удачно развиты архитектурно-художественные мотивы старого здания. Бережно выявлен и творчески интерпретирован пластический характер трактовки фасадов. Везде новое органически слилось с уже существовавшим.

В отличие от перестроек прошлых лет, последняя реконструкция театра выполнена очень тактично и умело. В ходе ее разрешен целый ряд сложных проблем модер­ низации и расширения театрального комплекса.

Театр кукол. В 1971 г. реконструирован Ленинградский театр кукол на Невском проспекте. Авторы — архитекторы Г. Л. Ашрапян и Р. С. Плетнева.

Для интерьеров театра характерно умелое размещение эмоционально-выразительных акцентов, активно включен цвет, оригинальны светильники, со вкусом выполнены изделия декоративно-прикладного искусства. Создан своеобразный пространственно­ развитый ансамбль помещений, организация и убранство которых рождают атмо­ сферу праздничности, подлинной театральности.

Театр эстрады. Разработан проект реконструкции, предусматривающий переезд в помещение кинотеатра «Колизей» Театра эстрады, которому стало и тесно, и

неудобно в своем прежнем помещении на улице Желябова.

Старое здание кинотеатра «Колизей», расположенное на Невском проспекте, было сооружено еще в прошлом веке. Проект, разработанный в институте Гипротеатр архитекторами М. В. Будневичем, Д. Е. Катениным, инженером В. И. Ивановым, предполагает его коренную реконструкцию. Очень сложны здесь градостроительные условия: здание кинотеатра находится на сильно затесненном участке внутри двора. Тем не менее авторы сумели найти компактное решение и придать архитектуре здания своеобразный, оригинальный характер.

В новых пристройках будут оборудованы гардеробы, удобно соединенные с фойе. Помещение фойе значительно расширится и расположится в двух уровнях вокруг

зала.

 

Зрительный

зал будет вмещать 900 человек. Он спроектирован амфитеатром, не­

обходимый

уклон которого обеспечит хорошие условия видимости с любого места.

В нижнюю,

примыкающую к сцене зону амфитеатра войти можно из фойе первого


 

этажа, в верхнюю — из фойе второго этажа. Оборудование

 

сцены решено на

самом

 

современном уровне — предусмотрены необходимые системы механизации и сигна­

 

лизации, устройства для быстрой смены декораций. Спроектированы установки для

 

кинопроекции, световых и шумовых эффектов и аппаратура для перевода выступ­

 

лений на несколько языков. Удобны и просторны помещения сценического комплекса

 

для артистов, а также для хозяйственных и зрительных нужд.

 

 

 

 

А кадемический Театр комедии и Театр им. Ленсовета. Намечается

строительство

 

^ *-в Ленинграде новых зданий для двух

пользующихся

широкой

популярностью

 

ленинградских

театров — Академического

Театра комедии

и Театра

им. Ленсовета.

 

По проектам

предполагается

переезд этих театров: первого — на Московский

про­

 

спект, второго — в комплекс,

создаваемый на проспекте им.

Н. И. Смирнова.

Новый

 

Театр комедии расположится в непосредственной близости

от Московского

парка

 

Победы и получит все возможности для создания театрально-паркового ансамбля,

 

который придаст окружающему району неповторимый колорит. Театр им. Ленсовета

 

встанет на одной оси с уже

построенным кинотеатром «Максим» и образует

вместе

 

с ним новый культурный центр на проспекте им. Н. И. Смирнова.

 

 

 

 

Ансамбли новых театров сыграют большую градообразующую роль, станут организа­

 

ционными центрами новых комплексов, выразительными архитектурно-художествен­

 

ными акцентами вновь возникающей жилой застройки. Кроме того, отнесенные от

 

исторически сложившегося центра города к его периферии, эти крупные обществен­

 

ные здания будут способствовать созданию необходимого равновесия в культурной

 

жизни города, более равномерному распределению культурных центров по всей го­

 

родской территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

По своему общественному и функциональному назначению к театрам близко примы­

 

кают комплексы дворцов и домов культуры. Они имеют большие возможности для

 

идейного и художественного воспитания масс, так как, помимо зрелищного комплек­

 

са, обладают развитыми спортивно-клубными секторами, помещениями для занятий

 

художественной самодеятельности и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку сам тип такого здания был новым, рожденным послереволюционным вре­

 

менем и особенностями социалистического строя, то и архитектурное и функцио­

 

нальное решения его отличались новаторством и демократизмом. Например, для

 

архитектуры зрительных залов характерен отход от традиционной ярусной компо­

 

зиции — взамен создавались

амфитеатры с одинаково хорошей видимостью со всех

 

зрительских мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогрессивные тенденции архитектуры этих зданий — универсальность использова­

 

ния помещений, кооперирование учреждений, родственных по назначению, стремле­

 

ние создать максимальный комфорт для посетителей — все это получило дальнейшее

 

отражение и развитие в проектах подобных комплексов более позднего времени.

 

 

Здания крупнейших дворцов культуры — им. А. М. Горького,

им. С. М. Кирова,

Пром­

 

кооперации и др.— строятся в Ленинграде уже в 20-е—30-е годы. Гибкость и жизнен­

 

ность объемно-планировочного решения этих зданий позволяет в большинстве

 

случаев эксплуатировать их по назначению и в наши дни. Однако менее крупные из

 

этих сооружений уже не отвечают современным масштабам культурно-просветитель­

 

ной работы. Поэтому такие здания приходится надстраивать и перестраивать.

 

 

 

За последние годы в Ленинграде создается целый ряд проектов комплексной рекон­

87

струкции существующих домов и дворцов

культуры — им.

 

И. В. Бабушкина,

им.

И. И. Газа, им.

Капранова и др.

 

 

 

 

 

 


еконструкция

Дома культуры им. Капранова. Интересен и нужен проект рекон­

 

Рструкции

Дома культуры им.

Капранова.

Авторы — архитекторы Вл. В. Попов,

 

Л. И. Мерещакова, Л. С. Косвен, инженер Н.

И. Дюбов (институт Ленпроект). Этот

 

Дом культуры для рабочих кожевенных и обувных предприятий Ленинграда был

 

построен у бывшей Московской заставы в 1928 — 1930 гг. По тем временам перво­

 

классное сооружение, ныне он, безусловно, во многом не отвечает современным тре­

 

бованиям. Огромный размах жилищного строительства вокруг, рост населения — все

 

это превзошло масштабы сооружения. Да и объемно-пространственная композиция

 

Дома культуры не соответствует современной градостроительной характеристике

 

Московского проспекта. Реконструкция и должна будет главным образом увеличить

 

размеры и набор помещений Дома культуры.

 

 

 

Проект реконструкции предусматривает надстройку протяженного трехэтажного

 

корпуса, выходящего главным фасадом на Московский проспект. Запланирована

 

надстройка и

остальных частей здания, предусмотрен внутренний полуоткрытый

 

в сторону проспекта дворик. Создался ритмично протяженный и пластически выра­

 

зительный объем, чем преодолевается раздробленность существующего в настоящее

 

время комплекса Дома культуры.

 

 

 

 

В составе помещений предусмотрены театральная часть, кинозал с обслуживающими

 

помещениями, спортивный сектор, детский сектор, библиотека, клубная часть.

 

Ядро театральной части — зрительный зал на

1000 человек. Зал трапецеидальный,

 

с балконом на 500 человек. Две открытые лестницы ведут из вестибюля в двусветное

 

фойе, расположенное на втором этаже и выходящее на главный фасад. Из фойе зри­

 

тели попадают на балкон, а также в зимний сад. Здесь же, на втором этаже, распо­

 

ложен и репетиционный зал.

 

 

 

 

Непосредственно к театральной части примыкает клубный комплекс, все помещения

 

которого особо четко взаимосвязаны. Он занимает почти все помещения третьего

 

этажа и часть комнат второго.

 

 

 

 

Тесно связан

с

клубным сектором и кинокомплекс. Объединяет их светлый холл,

 

раскрытый во внутренний дворик. Кинозал рассчитан на 412 мест, имеет собственное

 

фойе, кассовый зал и другие обслуживающие помещения. Размещен кинокомплекс

 

частично в новом корпусе, частично в реконструируемом здании.

 

 

Спортивный сектор включает в себя двусветный гимнастический зал, зал для заня­

 

тий художественной гимнастикой, комнату врача, кладовые спортинвентаря и т. д.

 

Большое внимание уделено прорисовке и отделке интерьеров. Предусмотрено исполь­

 

зование металла, дерева, пластмасс, естественного камня. В отделке фасадов будет

 

применена терразитовая штукатурка с вкраплением известняка, а главный фасад по

 

Московскому проспекту будет отделан естественным камнем.

 

 

Облик здания станет более созвучен современности, хотя применение в новой части

 

его больших плоскостей остекления создаст слишком сильный контраст со старым

 

объемом.

 

 

 

 

 

 

По осуществлении проекта реконструкции расширенное и обновленное здание Дома

 

культуры им. Капранова органично впишется в окружение. С вводом его в эксплуа­

 

тацию значительно улучшится культурное обслуживание жителей всего прилегаю­

 

щего крупного района.

 

 

 

 

ворец культуры завода им. В. И. Ленина.

В 1973 г. закончено строительство но­

 

Двого здания

Дворца культуры

завода им. В. И. Ленина (авторы

архитекторы

90

Е. А. Левинсон, Б. А. Григорьев, Ю. И. Земцов,

И. В. Райлян, инженер А.

С. Питлюк).