Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
В первом этаже находятся артистические уборные. В состав артистических поме щений включено несколько различных репетиционных залов. Непосредственно с ве стибюлем связаны комнаты для занятий и музей театра. В торце театра находятся служебные помещения. Подковообразный одноэтажный служебный корпус замы кает хозяйственный двор со складами объемных декораций и реквизита. Такова структура и взаимосвязь помещений театра.
Обращает на себя внимание любовное и продуманное решение интерьеров. Инте ресна и благородна их цветовая гамма, окраска одного помещения гармонично со четается с цветом другого.
Охристый цвет карабчеевского известняка, которым облицовано здание, тонко со гласуется с теплой, светло-желтой окраской вестибюля. И эта светлая окраска, в свою очередь, подчеркивает насыщенность красных, черных, серых и зеленых тонов ниж него фойе. Золотисто-охристый тон пластика пола и теплая окраска стен верхнего фойе интересно контрастирует с холодным живописным тоном росписей на стенах. Цветовая гамма зрительного зала строится на сочетании светло-зеленых стен, зеле но-голубых сидений и золотистой текстуры дерева, что опять же взаимосвязано с цветовой гаммой других помещений.
Для отделки широко применены самые современные материалы — пластики, крупно размерное зеркальное стекло в герметических переплетах из металла, деревоплита и рейка с выявленной текстурой и др. Активность и чистота цветового решения, включение в композицию интерьеров монументальной живописи и зелени, обилие света — все это особенно необходимо в театре для детей.
Специфику детского театра отражают структура и качество помещений зрелищной части: предусмотрены помещения для педагогов, развит фронт гардеробов и выде лены специальные места для одевания детей, увеличены площадь фойе и кулуаров для возможности проведения подвижных игр.
Удачно найден облик театрального здания. Главный фасад театра представляет за конченную гармоничную композицию, в которой хорошо сочетаются входной шести колонный портик, развитый стилобат и монументальная скульптура. Две скульптур ные группы на тему «Юность» (скульпторы А. М. Игнатьев и Л. М. Холина) выруб лены из камня, которым облицовано здание ТЮЗа, — карабчеевского известняка. Сво бодная фактура и пластичность декоративной скульптуры, яркие краски майоликовых панно шестиколонного портика главного входа (художник А. Мыльников) смягчают некоторую суровость решения, помогают раскрыть назначение сооружения. И хотя скульптура и декоративные панно не слились органически с архитектурой, введение их в комплекс театра выражает стремление их авторов обогатить эмоционально-худо жественный образ здания, по-своему решить проблему взаимодействия архитектуры с монументально-декоративным искусством. (Интересно, что ряд конкурсных про ектов здания театра был выполнен в классическом ордерном стиле. Но несоответст вие старых средств архитектурно-художественной выразительности новым конструк тивным решениям и идейно-эстетическим концепциям заставило отказаться от это го нежизненного приема).
Обильное остекление здания нового ТЮЗа, продуманное решение его наружных террас, активность цветового решения, синтез декоративной скульптуры и монумен тальной живописи — все это придает сооружению сильную эмоциональную насыщен ность, включает его в парковое окружение, создает гармоничный новый ансамбль, удачно вписавшийся в исторически сложившуюся застройку Ленинграда.
Реконструкция Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1970 г. закончилась длившаяся почти полтора года реконструкция крупнейшего театра города — Ака
демического Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинского). Проект рекон струкции разработан в институте Гипротеатр архитектором С. М. Тельфером. Произведенная реконструкция значительно улучшила функциональную организа цию и технологическое оборудование театра. Пристроен большой корпус к боковому крылу. Новый репетиционный зал создал условия для работы над спектаклями такие же, как и на главной сценической площадке, — здесь продублирована игровая часть основной сцены с оркестровой ямой. Два больших зала предоставлены для репетиций артистам балета. В пристройке со стороны Крюкова канала сосредоточено все управ ление механизацией сцены и световым оформлением спектакля.
Обновилось и основное здание театра, в котором проведены интересные реконструк тивные работы. Полностью переоборудована сцена. Подъемный пол оркестровой ямы может устанавливаться в трех положениях — в обычном, на уровне зрительного за ла и на отметке сценической площадки. Большие работы проведены по обновлению интерьеров фойе и зрительного зала.
Реконструкция изменила в лучшую сторону и внешний облик театра. В результате проведенных работ всей Театральной площади придан более цельный характер. Тща тельно сохранены и удачно развиты архитектурно-художественные мотивы старого здания. Бережно выявлен и творчески интерпретирован пластический характер трактовки фасадов. Везде новое органически слилось с уже существовавшим.
В отличие от перестроек прошлых лет, последняя реконструкция театра выполнена очень тактично и умело. В ходе ее разрешен целый ряд сложных проблем модер низации и расширения театрального комплекса.
Театр кукол. В 1971 г. реконструирован Ленинградский театр кукол на Невском проспекте. Авторы — архитекторы Г. Л. Ашрапян и Р. С. Плетнева.
Для интерьеров театра характерно умелое размещение эмоционально-выразительных акцентов, активно включен цвет, оригинальны светильники, со вкусом выполнены изделия декоративно-прикладного искусства. Создан своеобразный пространственно развитый ансамбль помещений, организация и убранство которых рождают атмо сферу праздничности, подлинной театральности.
Театр эстрады. Разработан проект реконструкции, предусматривающий переезд в помещение кинотеатра «Колизей» Театра эстрады, которому стало и тесно, и
неудобно в своем прежнем помещении на улице Желябова.
Старое здание кинотеатра «Колизей», расположенное на Невском проспекте, было сооружено еще в прошлом веке. Проект, разработанный в институте Гипротеатр архитекторами М. В. Будневичем, Д. Е. Катениным, инженером В. И. Ивановым, предполагает его коренную реконструкцию. Очень сложны здесь градостроительные условия: здание кинотеатра находится на сильно затесненном участке внутри двора. Тем не менее авторы сумели найти компактное решение и придать архитектуре здания своеобразный, оригинальный характер.
В новых пристройках будут оборудованы гардеробы, удобно соединенные с фойе. Помещение фойе значительно расширится и расположится в двух уровнях вокруг
зала. |
|
Зрительный |
зал будет вмещать 900 человек. Он спроектирован амфитеатром, не |
обходимый |
уклон которого обеспечит хорошие условия видимости с любого места. |
В нижнюю, |
примыкающую к сцене зону амфитеатра войти можно из фойе первого |
|
этажа, в верхнюю — из фойе второго этажа. Оборудование |
|
сцены решено на |
самом |
|||||
|
современном уровне — предусмотрены необходимые системы механизации и сигна |
||||||||
|
лизации, устройства для быстрой смены декораций. Спроектированы установки для |
||||||||
|
кинопроекции, световых и шумовых эффектов и аппаратура для перевода выступ |
||||||||
|
лений на несколько языков. Удобны и просторны помещения сценического комплекса |
||||||||
|
для артистов, а также для хозяйственных и зрительных нужд. |
|
|
|
|||||
|
А кадемический Театр комедии и Театр им. Ленсовета. Намечается |
строительство |
|||||||
|
^ *-в Ленинграде новых зданий для двух |
пользующихся |
широкой |
популярностью |
|||||
|
ленинградских |
театров — Академического |
Театра комедии |
и Театра |
им. Ленсовета. |
||||
|
По проектам |
предполагается |
переезд этих театров: первого — на Московский |
про |
|||||
|
спект, второго — в комплекс, |
создаваемый на проспекте им. |
Н. И. Смирнова. |
Новый |
|||||
|
Театр комедии расположится в непосредственной близости |
от Московского |
парка |
||||||
|
Победы и получит все возможности для создания театрально-паркового ансамбля, |
||||||||
|
который придаст окружающему району неповторимый колорит. Театр им. Ленсовета |
||||||||
|
встанет на одной оси с уже |
построенным кинотеатром «Максим» и образует |
вместе |
||||||
|
с ним новый культурный центр на проспекте им. Н. И. Смирнова. |
|
|
|
|||||
|
Ансамбли новых театров сыграют большую градообразующую роль, станут организа |
||||||||
|
ционными центрами новых комплексов, выразительными архитектурно-художествен |
||||||||
|
ными акцентами вновь возникающей жилой застройки. Кроме того, отнесенные от |
||||||||
|
исторически сложившегося центра города к его периферии, эти крупные обществен |
||||||||
|
ные здания будут способствовать созданию необходимого равновесия в культурной |
||||||||
|
жизни города, более равномерному распределению культурных центров по всей го |
||||||||
|
родской территории. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По своему общественному и функциональному назначению к театрам близко примы |
||||||||
|
кают комплексы дворцов и домов культуры. Они имеют большие возможности для |
||||||||
|
идейного и художественного воспитания масс, так как, помимо зрелищного комплек |
||||||||
|
са, обладают развитыми спортивно-клубными секторами, помещениями для занятий |
||||||||
|
художественной самодеятельности и т. п. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Поскольку сам тип такого здания был новым, рожденным послереволюционным вре |
||||||||
|
менем и особенностями социалистического строя, то и архитектурное и функцио |
||||||||
|
нальное решения его отличались новаторством и демократизмом. Например, для |
||||||||
|
архитектуры зрительных залов характерен отход от традиционной ярусной компо |
||||||||
|
зиции — взамен создавались |
амфитеатры с одинаково хорошей видимостью со всех |
|||||||
|
зрительских мест. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогрессивные тенденции архитектуры этих зданий — универсальность использова |
||||||||
|
ния помещений, кооперирование учреждений, родственных по назначению, стремле |
||||||||
|
ние создать максимальный комфорт для посетителей — все это получило дальнейшее |
||||||||
|
отражение и развитие в проектах подобных комплексов более позднего времени. |
|
|||||||
|
Здания крупнейших дворцов культуры — им. А. М. Горького, |
им. С. М. Кирова, |
Пром |
||||||
|
кооперации и др.— строятся в Ленинграде уже в 20-е—30-е годы. Гибкость и жизнен |
||||||||
|
ность объемно-планировочного решения этих зданий позволяет в большинстве |
||||||||
|
случаев эксплуатировать их по назначению и в наши дни. Однако менее крупные из |
||||||||
|
этих сооружений уже не отвечают современным масштабам культурно-просветитель |
||||||||
|
ной работы. Поэтому такие здания приходится надстраивать и перестраивать. |
|
|
||||||
|
За последние годы в Ленинграде создается целый ряд проектов комплексной рекон |
||||||||
87 |
струкции существующих домов и дворцов |
культуры — им. |
|
И. В. Бабушкина, |
им. |
||||
И. И. Газа, им. |
Капранова и др. |
|
|
|
|
|
|
еконструкция |
Дома культуры им. Капранова. Интересен и нужен проект рекон |
|
||||
Рструкции |
Дома культуры им. |
Капранова. |
Авторы — архитекторы Вл. В. Попов, |
|
||
Л. И. Мерещакова, Л. С. Косвен, инженер Н. |
И. Дюбов (институт Ленпроект). Этот |
|
||||
Дом культуры для рабочих кожевенных и обувных предприятий Ленинграда был |
|
|||||
построен у бывшей Московской заставы в 1928 — 1930 гг. По тем временам перво |
|
|||||
классное сооружение, ныне он, безусловно, во многом не отвечает современным тре |
|
|||||
бованиям. Огромный размах жилищного строительства вокруг, рост населения — все |
|
|||||
это превзошло масштабы сооружения. Да и объемно-пространственная композиция |
|
|||||
Дома культуры не соответствует современной градостроительной характеристике |
|
|||||
Московского проспекта. Реконструкция и должна будет главным образом увеличить |
|
|||||
размеры и набор помещений Дома культуры. |
|
|
|
|||
Проект реконструкции предусматривает надстройку протяженного трехэтажного |
|
|||||
корпуса, выходящего главным фасадом на Московский проспект. Запланирована |
|
|||||
надстройка и |
остальных частей здания, предусмотрен внутренний полуоткрытый |
|
||||
в сторону проспекта дворик. Создался ритмично протяженный и пластически выра |
|
|||||
зительный объем, чем преодолевается раздробленность существующего в настоящее |
|
|||||
время комплекса Дома культуры. |
|
|
|
|
||
В составе помещений предусмотрены театральная часть, кинозал с обслуживающими |
|
|||||
помещениями, спортивный сектор, детский сектор, библиотека, клубная часть. |
|
|||||
Ядро театральной части — зрительный зал на |
1000 человек. Зал трапецеидальный, |
|
||||
с балконом на 500 человек. Две открытые лестницы ведут из вестибюля в двусветное |
|
|||||
фойе, расположенное на втором этаже и выходящее на главный фасад. Из фойе зри |
|
|||||
тели попадают на балкон, а также в зимний сад. Здесь же, на втором этаже, распо |
|
|||||
ложен и репетиционный зал. |
|
|
|
|
||
Непосредственно к театральной части примыкает клубный комплекс, все помещения |
|
|||||
которого особо четко взаимосвязаны. Он занимает почти все помещения третьего |
|
|||||
этажа и часть комнат второго. |
|
|
|
|
||
Тесно связан |
с |
клубным сектором и кинокомплекс. Объединяет их светлый холл, |
|
|||
раскрытый во внутренний дворик. Кинозал рассчитан на 412 мест, имеет собственное |
|
|||||
фойе, кассовый зал и другие обслуживающие помещения. Размещен кинокомплекс |
|
|||||
частично в новом корпусе, частично в реконструируемом здании. |
|
|
||||
Спортивный сектор включает в себя двусветный гимнастический зал, зал для заня |
|
|||||
тий художественной гимнастикой, комнату врача, кладовые спортинвентаря и т. д. |
|
|||||
Большое внимание уделено прорисовке и отделке интерьеров. Предусмотрено исполь |
|
|||||
зование металла, дерева, пластмасс, естественного камня. В отделке фасадов будет |
|
|||||
применена терразитовая штукатурка с вкраплением известняка, а главный фасад по |
|
|||||
Московскому проспекту будет отделан естественным камнем. |
|
|
||||
Облик здания станет более созвучен современности, хотя применение в новой части |
|
|||||
его больших плоскостей остекления создаст слишком сильный контраст со старым |
|
|||||
объемом. |
|
|
|
|
|
|
По осуществлении проекта реконструкции расширенное и обновленное здание Дома |
|
|||||
культуры им. Капранова органично впишется в окружение. С вводом его в эксплуа |
|
|||||
тацию значительно улучшится культурное обслуживание жителей всего прилегаю |
|
|||||
щего крупного района. |
|
|
|
|
||
ворец культуры завода им. В. И. Ленина. |
В 1973 г. закончено строительство но |
|
||||
Двого здания |
Дворца культуры |
завода им. В. И. Ленина (авторы |
архитекторы |
90 |
||
Е. А. Левинсон, Б. А. Григорьев, Ю. И. Земцов, |
И. В. Райлян, инженер А. |
С. Питлюк). |