Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Дом молодежи. Планы цокольного и 1-го этажей:
1 вестибюль с гардеробом; 2 — клубный комплекс; 3 — зимний сад; 4 — кафе; 5 — плава тельный бассейн
57 .0 0
Лом молодежи. План 2-го этажа:
1 — фойе; 2 — зрелищно-спортивный зал; 3 — танцевальный зал; 4 — ресторан.
Разрезы
5 7 . 0 0
5 4 .0 0
Для машин и такси предусмотрена удобная и достаточная по площади стоянка, расположенная со стороны улицы профессора Попова.
Как уже упоминалось, комплекс Дома молодежи состоит из отдельных групп по мещений. Для проектирования наиболее сложной была группа зрелищно-спортивных помещений. Сложность эта во многом объяснялась стремлением авторов решить эти помещения ново и оригинально, на самом современном уровне. Широко используется здесь принцип трансформации одних и тех же залов и комнат в соот ветствии с тем или иным режимом их использования.
Из двух подъездов, ведущих к зданию со стороны улицы профессора Попова, наи более акцентирован, наиболее параден подъезд к зрелищной части. Пройдя через тамбуры, посетитель попадает в вестибюль, соединенный с зимним садом, клубной частью и с помещениями для отдыха. Через выставочное помещение он может попасть в плавательный бассейн с трибунами для зрителей, над которым располо жена эстрада большого универсального зала. Этот зал — ядро спортивно-зрелищной группы — находится на втором этаже. С трех сторон окружает его обширное светлое фойе, непосредственно связанное и с танцевальным залом, и с клубными помеще ниями. Работающий в режиме помещения для показа зрелищ, он вмещает до 1500 зри телей. Здесь можно проводить конференции и лекции, устраивать спектакли и кон церты. Для более эффективного использования зала следовало бы в нем предусмот реть место, необходимое для оркестра.
На третьем этаже за задней стеной зала размещен комплекс помещений кинопроек ционной, что позволяет демонстрировать кинофильмы. Система трансформации дает возможность превращать зал в большой гимнастический с трибунами на 600 зрите лей, пригодный для проведения товарищеских спортивных встреч по волейболу, баскетболу, настольному теннису, гимнастике, тяжелой атлетике, боксу, фехтованию и т. д. Как малый гимнастический зал может использоваться сцена-эстрада. (Жела тельно только, чтобы этот малый спортивный зал мог быть полностью изолирован и приспособлен для работы даже тогда, когда проводятся конференции или киносеан сы в большом зрительном зале).
Такое оригинальное, новаторское решение помещений зрелищно-спортивной группы ценно, поскольку еще не встречалось в ленинградской практике строительства. Весь комплекс Дома молодежи очень интересно задуман как функционально, так и объемно-планировочно. Выполненное на столь же высоком уровне и архитектурно художественное решение позволит отнести новое общественное сооружение к числу интересных современных новостроек города.
Анализ построенных и проектируемых новых театров и дворцов культуры позволяет проследить некоторые тенденции развития их архитектуры, близкие к тенденциям развития архитектуры спортивных сооружений. Так же, как и в последних, здесь явно стремление к применению прогрессивных строительных конструкций, про странственных систем перекрытий для получения больших, просторных, логически ясно решенных пространств, к универсальности использования. Но в архитектуре театральных зданий есть и своя специфика. Облик здания, его архитектурный образ решаются и современно и в то же время с учетом сложившихся традиций, с большим художественным вкусом и выразительностью, с ярко выраженной эмоциональной нагрузкой. Этому в значительной мере способствует широкое использование синтеза искусств и новых отделочных материалов.
КИНОТЕАТРЫ И КИНОКОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ
CINEMA AND CINEMA-CONCERT HALLS
Возникшая на рубеже XIX—XX вв. и вначале просто копировавшая архитектуру театра, архитектура кинотеатра сравнительно за короткий срок выработала специ фические приемы, выделившие кинотеатры в особый род массовых зрелищных соору жений.
Архитектура кино, призванная учитывать быстрое развитие кинотехники, также не прерывно видоизменяется, совершенствуется. Создаются проекты для различных систем кинопоказа, варианты однозальных и многозальных кинотеатров, а также кинотеатров, кооперирующихся с различными общественными учреждениями, соору жений с трансформирующимися кинозалами универсального использования.
Объемы первых кинотеатров обычно встраивались в жилые дома или пристраива лись к ним. Это ограничивало возможности их планировочных решений. В то же время архитекторы кино уже отходили от традиционных приемов композиции теат ральных помещений, пытались полнее раскрыть новую функциональную организа цию кинотеатра.
Перед советской кинематографией всегда стояли большие идейно-воспитательные и художественные задачи. Они стимулировали развитие киноискусства. Кинотеатры выделяются в отдельно стоящие здания, часто становятся центрами вновь органи зуемых архитектурных композиций. Их строительство ведется на все более широ кой градостроительной основе (как, например, возведенный в Ленинграде в довоен ные годы кинотеатр «Гигант»), они берут на себя определенную градоформирующую нагрузку. Параллельно с этим более тщательно удовлетворяются технологические, функциональные и комфортные требования.
Типовые широкоэкранные кинотеатры на 1060 мест. С конца 50-х — начала 60-х го дов в Ленинграде начинается строительство отдельно стоящих зданий кинотеатров по типовым проектам. Так, два типовых широкоэкранных кинотеатра вместимостью
1060 зрителей каждый — «Спутник» |
(Невский район) и «Юность» |
(Новая Деревня) |
||||
вступили в эксплуатацию |
в 1960 |
году. |
Авторы — архитекторы |
О. И. |
Гурьев, |
|
В. М. Фромзель, А. П. Чиж |
(Ленпроект). |
Проект сооружения |
разработан |
на базе |
||
проекта кинотеатра «Прогресс», построенного на Ломоносовском |
проспекте, |
в юго- |
западном районе Москвы (авторы — архитекторы Е. Гельман, Ф. А. Новиков, И. А. По кровский) .
Здание кинотеатра — отдельно стоящее, |
двухэтажное, |
с |
полуподвалом. Вертикаль |
|
ный прием |
композиции — расположение |
зала на втором |
этаже, а обслуживающих |
|
помещений |
под залом — один из распространенных |
и оправдавших себя приемов |
в условиях плотной городской застройки. В данном случае не только уменьшается площадь застройки, что очень важно для города, но и сам объем кинотеатра при обретает более внушительный вид, не теряется среди многоэтажных зданий и благо даря этому может быть достаточно выразительным композиционным акцентом.
В композиции кинотеатра применена торцевая схема расположения зрительного зала — его продольная ось перпендикулярна плоскости главного фасада. Подсобные помещения для зрителей и обслуживающего персонала расположены поэтажно под залом и с одной стороны зала. Это обеспечивает их хорошую взаимосвязь, хотя и
создает некоторые трудности в |
выполнении |
требования — избежать |
пересечения |
|
путей движения зрителей и обслуживающего |
персонала. |
Поэтажное расположение |
||
вспомогательных помещений позволило скомпоновать здание в едином объеме. |
||||
Вход в здание кинотеатра, как |
обычно для |
принятой |
композиции, |
расположен |
с торца зрительного зала, со стороны экрана. Через кассовый и входной вестибюль зритель проходит в фойе, где организованы места для буфетной стойки, для чтения газет и журналов, а также выделен небольшой зал для концертно-эстрадных вы
ступлений. |
Пройдя |
через фойе, |
зритель попадает |
на лестницы, |
приводящие |
его |
в боковые |
проходы |
амфитеатра |
зрительного зала. |
Следовательно, |
загрузка |
зала |
ведется от задней его стены к экрану. Прием достаточно экономичен, но не дает зрителю возможности обзора всего амфитеатра (что возможно при использовании для загрузки зала предэкранного пространства).
Перед экраном — эстрада; обрамление задернутого занавесом экрана двумя пило нами создает иллюзию театрального портала — дань еще сохранившимся традициям архитектуры театрального зала. В плане зал прямоугольный, по форме разреза — амфитеатр (решение, наиболее приемлемое для зала вместимостью 500—1500 зрите лей). Предназначен зал для показа широкоэкранных и обычных кинофильмов. Кинотехнические и акустические данные зала хорошие, крутой подъем зрительных мест амфитеатра обеспечивает удовлетворительную видимость с каждой точки.
В общем решение зала и большого фойе первого этажа удачно. Несколько хуже решен вопрос функциональной организации внутреннего пространства кинотеатра и архитектурной трактовки его образа. Так, совмещение кассового и входного вести бюлей создает известное неудобство, так как образуются сталкивающиеся и перекре щивающиеся потоки идущих в кинотеатр и покупающих билеты. Очевидно, это не удачное расположение вестибюлей получилось как результат тяготения к жестким симметричным схемам архитектурно-планировочных решений.
Испытывают неудобства зрители и после окончаниц, сеанса. Расположение зритель ного зала на втором этаже требует исключительно хороших условий эвакуации. В данном случае ойа происходит по двум лестницам, находящимся с обеих сторон экрана. Но есть возможность использовать и те две лестницы, по которым происхо дит загрузка зала, то есть выводить зрителей по четырем лестницам. Это позволило бы избежать скопления публики и довести время эвакуации до нормального, тогда как сейчас это время увеличено вдвое — 7—10 минут. Такая длительность эвакуации ведет даже к сокращению числа сеансов, что отражается на рентабельности работы кинотеатра. Мало продумано использование помещений полуподвального этажа — приспособлена лишь половина его площади, в то время как не хватает некоторых хозяйственных помещений.
Не совсем удачно и архитектурное решение здания. Ограниченный со всех четырех сторон глухими стенами, объем кинотеатра жестко изолирован от окружения, без различен к нему. Архитектура стен маловыразительна — карниз и слабая тяга не масштабны, не согласованы с тяжелой массой стен. Небольшой козырек, зажатый между пилонами на первом этаже, не вяжется с гранитным обрамлением входов. Не учтены и не использованы такие присущие кинотеатрам средства выразительно сти, как реклама, цвет, освещение, хотя хорошо продуманная светореклама была бы очень уместна на фасаде и оживила бы глухие стены здания.
Справедливо отметить, что это были первые шаги в поисках правильного решения типового кинотеатра. Несмотря на незавершенность этих поисков, новые здания
в ряде случаев хорошо вписались в современные кварталы. Так, здание кинотеатра «Юность» в сочетании с озелененной площадью перед ним создает определенный архитектурный акцент среди жилой застройки.
В 1964 году по этому же проекту с небольшой переработкой архитектурной трактовки были построены еще три широкоэкранных кинотеатра — «Космонавт» (Ленинский район), «Выборгский» (Выборгский район) и «Зенит» (Московский район). Все ска занное выше относительно функциональной организации, решения интерьеров и фасадов целиком относится и к этим кинотеатрам.
Несколько изменился их внешний облик: исчез немасштабный карниз (заменен цветной полоской), козырек значительно «вырос», распространившись на весь глав ный фасад и даже частично на боковые. Первый этаж со стороны главного фасада превратился в остекленную витрину — явный шаг вперед по сравнению с кино театрами 1960 г. Глухие стены фасадов, находящихся выше козырька, облицованы плиткой белого и красного цвета, выложенной рисунком «в шашечку», что доста точно оживляет фасад, хотя в какой-то степени нарушает масштаб сооружения (кинотеатры «Зенит» и «Выборгский»), Плоскости стен кинотеатра «Космонавт» — серые, однотонные. Однако глухая пло
скость стены главного фасада обогащается большим цветным панно на тему поко рения космоса. Здание приобрело индивидуальность, получило свой собственный запоминающийся образ, выделившись из других типовых кинотеатров, построенных по этому же проекту. Панно этого кинотеатра (авторы — художники А. Ларионов и В. Мошков) можно рассматривать как одну из интересных монументальных компо зиций. Выполнено оно в технике сграффито.
В 1963 г. в Автово был построен широкоэкранный кинотеатр «Весна» (авторы — архитекторы А. В. Жук и Н. Н. Федорова). В объемно-планировочном решении он совершенно идентичен уже рассмотренным кинотеатрам, хотя внесены некоторые незначительные изменения в решение интерьеров отдельных помещений (входной вестибюль, фойе первого этажа и др.). Та же архитектурная трактовка здания, та же облицовка плиткой. Но плитка здесь применена одного светлого тона, что сняло некоторый налет плакатности, присущий броской, «шашечной», расцвеченной по верхности уже названных кинотеатров. Остекленный первый этаж (по главному и боковому фасадам) более смело отделен чуть изогнутым навесным козырьком.
Мы проследили некоторую определенную эволюцию облика здания, стремление луч ше отразить специфику кинотеатра, найти его архитектурный образ. Однако жаль, что попытки изменить внешний облик здания за счет его отделки в каждом кон кретном случае применения типового проекта были очень робкими, кинотеатры имеют мало индивидуальных черт, очень мало отличаются друг от друга.
Интересно рассмотреть, каким образом эти сооружения выполняют свою градофор мирующую функцию, рационально ли использованы их градостроительные возмож
ности. |
|
Кинотеатр «Космонавт» — единственный из типовых кинотеатров расположен в |
тес |
ной застройке улицы-коридора. Так как участок, отведенный под строительство, |
был |
очень небольшой, то компактная композиция здания (и прием размещения зритель ного зала на втором этаже) в данном случае вполне оправданна и приемлема. Встроить здание в уже сложившийся комплекс можно по-разному. Проще всего игнорировать и грубо нарушить прежний ансамбль. Можно, подчинившись всецело уже существующему решению, целиком слиться с ним, «подделаться» под прежнюю