Файл: Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дом молодежи. Планы цокольного и 1-го этажей:

1 вестибюль с гардеробом; 2 клубный комплекс; 3 зимний сад; 4 кафе; 5 плава­ тельный бассейн

57 .0 0

Лом молодежи. План 2-го этажа:

1 фойе; 2 зрелищно-спортивный зал; 3 танцевальный зал; 4 ресторан.

Разрезы

5 7 . 0 0

5 4 .0 0

Для машин и такси предусмотрена удобная и достаточная по площади стоянка, расположенная со стороны улицы профессора Попова.

Как уже упоминалось, комплекс Дома молодежи состоит из отдельных групп по­ мещений. Для проектирования наиболее сложной была группа зрелищно-спортивных помещений. Сложность эта во многом объяснялась стремлением авторов решить эти помещения ново и оригинально, на самом современном уровне. Широко используется здесь принцип трансформации одних и тех же залов и комнат в соот­ ветствии с тем или иным режимом их использования.

Из двух подъездов, ведущих к зданию со стороны улицы профессора Попова, наи­ более акцентирован, наиболее параден подъезд к зрелищной части. Пройдя через тамбуры, посетитель попадает в вестибюль, соединенный с зимним садом, клубной частью и с помещениями для отдыха. Через выставочное помещение он может попасть в плавательный бассейн с трибунами для зрителей, над которым располо­ жена эстрада большого универсального зала. Этот зал — ядро спортивно-зрелищной группы — находится на втором этаже. С трех сторон окружает его обширное светлое фойе, непосредственно связанное и с танцевальным залом, и с клубными помеще­ ниями. Работающий в режиме помещения для показа зрелищ, он вмещает до 1500 зри­ телей. Здесь можно проводить конференции и лекции, устраивать спектакли и кон­ церты. Для более эффективного использования зала следовало бы в нем предусмот­ реть место, необходимое для оркестра.

На третьем этаже за задней стеной зала размещен комплекс помещений кинопроек­ ционной, что позволяет демонстрировать кинофильмы. Система трансформации дает возможность превращать зал в большой гимнастический с трибунами на 600 зрите­ лей, пригодный для проведения товарищеских спортивных встреч по волейболу, баскетболу, настольному теннису, гимнастике, тяжелой атлетике, боксу, фехтованию и т. д. Как малый гимнастический зал может использоваться сцена-эстрада. (Жела­ тельно только, чтобы этот малый спортивный зал мог быть полностью изолирован и приспособлен для работы даже тогда, когда проводятся конференции или киносеан­ сы в большом зрительном зале).

Такое оригинальное, новаторское решение помещений зрелищно-спортивной группы ценно, поскольку еще не встречалось в ленинградской практике строительства. Весь комплекс Дома молодежи очень интересно задуман как функционально, так и объемно-планировочно. Выполненное на столь же высоком уровне и архитектурно­ художественное решение позволит отнести новое общественное сооружение к числу интересных современных новостроек города.

Анализ построенных и проектируемых новых театров и дворцов культуры позволяет проследить некоторые тенденции развития их архитектуры, близкие к тенденциям развития архитектуры спортивных сооружений. Так же, как и в последних, здесь явно стремление к применению прогрессивных строительных конструкций, про­ странственных систем перекрытий для получения больших, просторных, логически ясно решенных пространств, к универсальности использования. Но в архитектуре театральных зданий есть и своя специфика. Облик здания, его архитектурный образ решаются и современно и в то же время с учетом сложившихся традиций, с большим художественным вкусом и выразительностью, с ярко выраженной эмоциональной нагрузкой. Этому в значительной мере способствует широкое использование синтеза искусств и новых отделочных материалов.


КИНОТЕАТРЫ И КИНОКОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ

CINEMA AND CINEMA-CONCERT HALLS

Возникшая на рубеже XIX—XX вв. и вначале просто копировавшая архитектуру театра, архитектура кинотеатра сравнительно за короткий срок выработала специ­ фические приемы, выделившие кинотеатры в особый род массовых зрелищных соору­ жений.

Архитектура кино, призванная учитывать быстрое развитие кинотехники, также не­ прерывно видоизменяется, совершенствуется. Создаются проекты для различных систем кинопоказа, варианты однозальных и многозальных кинотеатров, а также кинотеатров, кооперирующихся с различными общественными учреждениями, соору­ жений с трансформирующимися кинозалами универсального использования.

Объемы первых кинотеатров обычно встраивались в жилые дома или пристраива­ лись к ним. Это ограничивало возможности их планировочных решений. В то же время архитекторы кино уже отходили от традиционных приемов композиции теат­ ральных помещений, пытались полнее раскрыть новую функциональную организа­ цию кинотеатра.

Перед советской кинематографией всегда стояли большие идейно-воспитательные и художественные задачи. Они стимулировали развитие киноискусства. Кинотеатры выделяются в отдельно стоящие здания, часто становятся центрами вновь органи­ зуемых архитектурных композиций. Их строительство ведется на все более широ­ кой градостроительной основе (как, например, возведенный в Ленинграде в довоен­ ные годы кинотеатр «Гигант»), они берут на себя определенную градоформирующую нагрузку. Параллельно с этим более тщательно удовлетворяются технологические, функциональные и комфортные требования.

Типовые широкоэкранные кинотеатры на 1060 мест. С конца 50-х — начала 60-х го­ дов в Ленинграде начинается строительство отдельно стоящих зданий кинотеатров по типовым проектам. Так, два типовых широкоэкранных кинотеатра вместимостью

1060 зрителей каждый — «Спутник»

(Невский район) и «Юность»

(Новая Деревня)

вступили в эксплуатацию

в 1960

году.

Авторы — архитекторы

О. И.

Гурьев,

В. М. Фромзель, А. П. Чиж

(Ленпроект).

Проект сооружения

разработан

на базе

проекта кинотеатра «Прогресс», построенного на Ломоносовском

проспекте,

в юго-

западном районе Москвы (авторы — архитекторы Е. Гельман, Ф. А. Новиков, И. А. По­ кровский) .

Здание кинотеатра — отдельно стоящее,

двухэтажное,

с

полуподвалом. Вертикаль­

ный прием

композиции — расположение

зала на втором

этаже, а обслуживающих

помещений

под залом — один из распространенных

и оправдавших себя приемов

в условиях плотной городской застройки. В данном случае не только уменьшается площадь застройки, что очень важно для города, но и сам объем кинотеатра при­ обретает более внушительный вид, не теряется среди многоэтажных зданий и благо­ даря этому может быть достаточно выразительным композиционным акцентом.

В композиции кинотеатра применена торцевая схема расположения зрительного зала — его продольная ось перпендикулярна плоскости главного фасада. Подсобные помещения для зрителей и обслуживающего персонала расположены поэтажно под залом и с одной стороны зала. Это обеспечивает их хорошую взаимосвязь, хотя и



создает некоторые трудности в

выполнении

требования — избежать

пересечения

путей движения зрителей и обслуживающего

персонала.

Поэтажное расположение

вспомогательных помещений позволило скомпоновать здание в едином объеме.

Вход в здание кинотеатра, как

обычно для

принятой

композиции,

расположен

с торца зрительного зала, со стороны экрана. Через кассовый и входной вестибюль зритель проходит в фойе, где организованы места для буфетной стойки, для чтения газет и журналов, а также выделен небольшой зал для концертно-эстрадных вы­

ступлений.

Пройдя

через фойе,

зритель попадает

на лестницы,

приводящие

его

в боковые

проходы

амфитеатра

зрительного зала.

Следовательно,

загрузка

зала

ведется от задней его стены к экрану. Прием достаточно экономичен, но не дает зрителю возможности обзора всего амфитеатра (что возможно при использовании для загрузки зала предэкранного пространства).

Перед экраном — эстрада; обрамление задернутого занавесом экрана двумя пило­ нами создает иллюзию театрального портала — дань еще сохранившимся традициям архитектуры театрального зала. В плане зал прямоугольный, по форме разреза — амфитеатр (решение, наиболее приемлемое для зала вместимостью 500—1500 зрите­ лей). Предназначен зал для показа широкоэкранных и обычных кинофильмов. Кинотехнические и акустические данные зала хорошие, крутой подъем зрительных мест амфитеатра обеспечивает удовлетворительную видимость с каждой точки.

В общем решение зала и большого фойе первого этажа удачно. Несколько хуже решен вопрос функциональной организации внутреннего пространства кинотеатра и архитектурной трактовки его образа. Так, совмещение кассового и входного вести­ бюлей создает известное неудобство, так как образуются сталкивающиеся и перекре­ щивающиеся потоки идущих в кинотеатр и покупающих билеты. Очевидно, это не­ удачное расположение вестибюлей получилось как результат тяготения к жестким симметричным схемам архитектурно-планировочных решений.

Испытывают неудобства зрители и после окончаниц, сеанса. Расположение зритель­ ного зала на втором этаже требует исключительно хороших условий эвакуации. В данном случае ойа происходит по двум лестницам, находящимся с обеих сторон экрана. Но есть возможность использовать и те две лестницы, по которым происхо­ дит загрузка зала, то есть выводить зрителей по четырем лестницам. Это позволило бы избежать скопления публики и довести время эвакуации до нормального, тогда как сейчас это время увеличено вдвое — 7—10 минут. Такая длительность эвакуации ведет даже к сокращению числа сеансов, что отражается на рентабельности работы кинотеатра. Мало продумано использование помещений полуподвального этажа — приспособлена лишь половина его площади, в то время как не хватает некоторых хозяйственных помещений.

Не совсем удачно и архитектурное решение здания. Ограниченный со всех четырех сторон глухими стенами, объем кинотеатра жестко изолирован от окружения, без­ различен к нему. Архитектура стен маловыразительна — карниз и слабая тяга не­ масштабны, не согласованы с тяжелой массой стен. Небольшой козырек, зажатый между пилонами на первом этаже, не вяжется с гранитным обрамлением входов. Не учтены и не использованы такие присущие кинотеатрам средства выразительно­ сти, как реклама, цвет, освещение, хотя хорошо продуманная светореклама была бы очень уместна на фасаде и оживила бы глухие стены здания.

Справедливо отметить, что это были первые шаги в поисках правильного решения типового кинотеатра. Несмотря на незавершенность этих поисков, новые здания


в ряде случаев хорошо вписались в современные кварталы. Так, здание кинотеатра «Юность» в сочетании с озелененной площадью перед ним создает определенный архитектурный акцент среди жилой застройки.

В 1964 году по этому же проекту с небольшой переработкой архитектурной трактовки были построены еще три широкоэкранных кинотеатра — «Космонавт» (Ленинский район), «Выборгский» (Выборгский район) и «Зенит» (Московский район). Все ска­ занное выше относительно функциональной организации, решения интерьеров и фасадов целиком относится и к этим кинотеатрам.

Несколько изменился их внешний облик: исчез немасштабный карниз (заменен цветной полоской), козырек значительно «вырос», распространившись на весь глав­ ный фасад и даже частично на боковые. Первый этаж со стороны главного фасада превратился в остекленную витрину — явный шаг вперед по сравнению с кино­ театрами 1960 г. Глухие стены фасадов, находящихся выше козырька, облицованы плиткой белого и красного цвета, выложенной рисунком «в шашечку», что доста­ точно оживляет фасад, хотя в какой-то степени нарушает масштаб сооружения (кинотеатры «Зенит» и «Выборгский»), Плоскости стен кинотеатра «Космонавт» — серые, однотонные. Однако глухая пло­

скость стены главного фасада обогащается большим цветным панно на тему поко­ рения космоса. Здание приобрело индивидуальность, получило свой собственный запоминающийся образ, выделившись из других типовых кинотеатров, построенных по этому же проекту. Панно этого кинотеатра (авторы — художники А. Ларионов и В. Мошков) можно рассматривать как одну из интересных монументальных компо­ зиций. Выполнено оно в технике сграффито.

В 1963 г. в Автово был построен широкоэкранный кинотеатр «Весна» (авторы — архитекторы А. В. Жук и Н. Н. Федорова). В объемно-планировочном решении он совершенно идентичен уже рассмотренным кинотеатрам, хотя внесены некоторые незначительные изменения в решение интерьеров отдельных помещений (входной вестибюль, фойе первого этажа и др.). Та же архитектурная трактовка здания, та же облицовка плиткой. Но плитка здесь применена одного светлого тона, что сняло некоторый налет плакатности, присущий броской, «шашечной», расцвеченной по­ верхности уже названных кинотеатров. Остекленный первый этаж (по главному и боковому фасадам) более смело отделен чуть изогнутым навесным козырьком.

Мы проследили некоторую определенную эволюцию облика здания, стремление луч­ ше отразить специфику кинотеатра, найти его архитектурный образ. Однако жаль, что попытки изменить внешний облик здания за счет его отделки в каждом кон­ кретном случае применения типового проекта были очень робкими, кинотеатры имеют мало индивидуальных черт, очень мало отличаются друг от друга.

Интересно рассмотреть, каким образом эти сооружения выполняют свою градофор­ мирующую функцию, рационально ли использованы их градостроительные возмож­

ности.

 

Кинотеатр «Космонавт» — единственный из типовых кинотеатров расположен в

тес­

ной застройке улицы-коридора. Так как участок, отведенный под строительство,

был

очень небольшой, то компактная композиция здания (и прием размещения зритель­ ного зала на втором этаже) в данном случае вполне оправданна и приемлема. Встроить здание в уже сложившийся комплекс можно по-разному. Проще всего игнорировать и грубо нарушить прежний ансамбль. Можно, подчинившись всецело уже существующему решению, целиком слиться с ним, «подделаться» под прежнюю