Файл: Геодаков, А. И. Изготовление форм офсетной печати.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вание печатающих и пробельных элементов происходит как за счет электростатического поля, созданного на поверхности материала формы, так и в результате действия энергии света на слой. Здесь печатающие и пробельные элементы расположены на поверхности материала формы, краска ложится на смоляной слой, находящийся на участках печатающих элементов (рис. 3, е ) .

Наборно-печатный способ. Применяют при изготовлении тексто­

вых форм для малоформатных машин типа «Ротапринт».

Изобра­

жение получают при помощи наборно-печатных машин.

 

Ручной способ. Жиросодержащие

вещества

(жирную

перевод­

ную краску,

литографскую

тушь и др.) наносят

непосредственно

на материал

формы. Эти

вещества

адсорбируются поверхностью

материала формы, вступают с ней в физико-химическое взаимодей­ ствие и образуют печатающие элементы.

Переводный способ. Применяют для получения дубликата с уже имеющейся формы или для переноса изображения, изготовленного на специальных бумагах (переводная, зерненная и т. д.).

При наборно-печатном, ручном и переводном способах изготов­ ления форм печатающие элементы расположены практически на одном уровне с пробельными.

Формы для офсетной печати изготовляют в основном фотоме­ ханическими способами. Вручную делают лишь корректуру. Ручные и переводные 'способы используют художники-автоли­ тографы при изготовлении оригиналов с помощью литографских камней.

§ 5. ВЫБОР СПОСОБА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ФОРМ

Способ изготовления форм зависит от мощности предприятия, характера выпускаемой продукции, оборудования и других фак­ торов. Одни предприятия выпускают продукцию миллионными ти­ ражами, другие—-десятками тысяч экземпляров. В первом случае для печати используют ролевые ротационные машины, во втором — листовые двухкрасочные и даже однокрасочные машины.

Характер печатной продукции также разнообразен — от рек­ ламных плакатов до репродукций высокохудожественных картин. Неодинаковы и сроки, в течение которых должны быть изготовле­ ны тиражи изданий.

При выборе технологии репродуцирования издания в первую очередь нужно думать о том, чтобы выпускаемая продукция при всех прочих равных условиях была высокого качества и обходи­ лась предприятию как можно дешевле, т. е. ее себестоимость была бы наименьшей.

Таким образом, выбор способа изготовления печатных форм зависит от конкретной продукции и конкретных условий производ­ ства. Ясно, что если на предприятии имеются ролевые ротацион­ ные машины, то формы должны изготовляться на тонколистовой

14.


Общая схема изготовления офсетных печатных форм фотомеханическим путем

Пластина

Оригинал

4

4

Электрохимическая, химиче­ ская или механическая обра­ ботка пластины

i I

Нанесение гальваноотложений для получения биметалличе­ ской пластины

Нанесение светочувствитель­ ного слоя на поверхность пластины

Подготовка оригиналов к репроду­ цированию

4

Фотографирование оригинала

4

Ретушь негативов (диапозитивов)

4

Монтаж диапозитивов (негативов)

4

Копирование монтажа на подготов­ ленную пластину

4

Проявление копии 1

4

Обработка копии для получения устойчивых печатающих элементов

1

Обработка копии для получения устойчивых пробельных элементов

Печать пробных оттисков

 

4

Контроль

и сдача готовой формы

в

печатный цех

1 При негативном способе копирования форм перед проявлением на поверхность пласти­ ны наносят копировальную краску.

15

стали. Кроме того, тонна стали в семь раз дешевле тонны алюми­ ния. Следовательно, целесообразность использования стали оче­ видна.

На предприятиях, где имеются формные цехи глубокой печати, обычно применяют биметаллическую фольгу.

Биметаллические формы на основе покрытий медь — хром об­ ладают большей разрешающей способностью, а также требуют меньшего увлажнения в процессе печати, чем формы на основе покрытий медь — никель. Ими пользуются на таких крупных пред­ приятиях, как комбинат «Правда», 1-я Образцовая типография им. А. А. Жданова и др.

Применение гладкого алюминия для изготовления форм медь — никель « медь — никель — кобальт значительно повышает разреша­ ющую способность поверхности формы.

Для небольших тиражей (несколько десятков тысяч оттисков) пока выгоднее пользоваться формами обычного глубокого офсета. Монометаллические формы, полученные на основе копировального слоя с диазосмолой, значительно дешевле форм с электрохимиче­ ским покрытием.

Формы с применением негативного копирования имеют преиму­ щество по сравнению со способом позитивного копирования: они требуют меньших затрат материалов, труда и времени.

§ 6. ОРИГИНАЛЫ

Офсетным способом воспроизводят как однокрасочные, так и многокрасочные штриховые, полутоновые и комбинированные ори­ гиналы.

Штриховые оригиналы

Особенность штриховых оригиналов заключается в том, что любой графический элемент изображения независимо от его раз­ мера имеет одинаковую с другими элементами силу тона. К таким оригиналам относятся чертежи, диаграммы, рисунки, оттиски с на­ бора текста, клише или гравюр, текст, написанный художником, заставки и т. д.

Как правило, одноцветные оригиналы изготовляют черной тушью или черной краской на гладкой белой бумаге или голубой кальке. Расстояния между отдельными элементами изображения должны быть такими, чтобы при требующемся уменьшении эти элементы на оттиске не слились о сплошные пятна.

Многоцветные штриховые оригиналы чаще всего выполняют сплошными заливками или линиями и пунктирами.

Оригиналы, представляющие собой черный рисунок по красно­ му или интенсивно желтому фону, красный рисунок по голубому фону и т. п., можно сфотографировать на соответствующий фото­ материал при помощи светофильтров. Если же оригинал — гравю-

16


Полутоновые оригиналы

 

В отличие от штриховых на полутоновых

оригиналах

изображе­

ние

передается постепенными переходами

от насыщенно глубо­

ких

тонов к светлым с промежуточными

полутонами

различной

силы. Если это одноцветный черно-белый оригинал, то наиболее тем­

ные участки его будут иметь насыщенный черный цвет.

 

Одноцветные полутоновые оригиналы — это черно-белые

фото­

графии (пейзажи, портреты, групповые снимки, фотоснимки

машин,

станков и т. п.), а также рисунки, выполненные в один цвет

тушью,

акварелью, гуашью или другой краской, карандашом, углем и т. д. Бумага для полутонового черно-белого оригинала должна быть белой и гладкой. Оригиналы — фотомонтажи составлены из фото­ отпечатков, имеющих одинаковую степень контрастности.

В многоцветных полутоновых оригиналах, помимо насыщенных черных и промежуточных серых полутонов, могут быть и насыщен­ ные глубокие тона всех основных красок: пурпурной, желтой и го­ лубой, а также промежуточные полутона этих красок от наиболее насыщенного до самого светлого. Многоцветное изображение на таких оригиналах составлено путем смешения двух или трех кра­ сок в разной пропорции.

Оригиналы могут быть изготовлены на непрозрачной подложке (бумага, картон, холст, фанера и т. д.) и на прозрачной подлож­ ке, например диапозитивы на обращаемой многослойной цветофотографической пленке.

Непрозрачную подложку применяют для картин художников, исполненных маслом или акварелью, наглядных .пособий по раз­ личным отраслям знаний, политических, технических и рекламных плакатов, цветных или, в исключительных случаях, раскрашенных фотографий.

При изготовлении многоцветных полутоновых оригиналов для печати художник должен учитывать возможности воспроизведения их офсетными красками. Небезразлично и количество красок, при помощи которых может быть воспроизведен оригинал. Увеличение числа красок не только увеличивает число прогонов и удорожает стоимость продукции, но нередко и ухудшает ее качество.

Художник должен ориентироваться на возможно меньшее ко­ личество красок (4—6) и учитывать производственные возможно­ сти предприятия. Естественно, что для предприятия, располагаю­ щего двухкрасочными печатными машинами, печатание репродук­

ции должно

быть

рассчитано

на

четное количество

красок.

Нечетное количество

потребует для печатания

продукции

однокра­

сочные

машины или

отключения

секции двухкрасочной

машины.

Цветные

диапозитивы («слайды»)

должны

иметь достаточно

чистые

и яркие тона

без вуали и быть в деталях изображения рез­

кими, с четкими градационными переходами. По размерам они могут быть различными, начиная с формата кадра 24X36 мм и до 130X180 мм, а иногда и более 180X240 мм. Для книжно-журналь­ ных иллюстраций можно использовать кадры размером до

18


60X90 мм, а для изготовления репродукции форматом, равным полному печатному листу (84X 108 см), следует представлять в про­ изводство цветные диапозитивы форматом не менее чем 180x240 мм.

Поверхности диапозитивов не должны иметь каких-либо

меха­

нических повреждений

(царапин, вмятин). Поэтому

их

хранят

в

специальных полиэтиленовых пакетах, на краях

которых

помечают

номер заказа, наименование сюжета, фамилию автора

и

т.

д.

К. пленочным оригиналам следует также прикладывать

контроль­

ные черно-белые фотоотпечатки. На обороте

необходимо

делать

указания по репродуцированию, например усилить

или

ослабить

цветовые тона на тех

или иных участках. Эти

отпечатки

должны

быть выкадрированы по границам изображения

оригинала.

 

 

При приеме оригиналов необходимо проверить, указан ли мас­ штаб, т. е. заданная величина репродукции, который чаще всего по­ мечается в процентах или в виде простой дроби (например, '/ь 7г; 2 /з, 3 А и т. д.), представляющей собой отношение линейного размера будущей репродукции к линейному размеру оригинала. Заданную величину репродукции указывают также и в абсолютных числах — единицах метрической системы (см и мм), а также в единицах ти­ пографской системы (в квадратах и долях квадрата).

На оборотной стороне полутоновых оригиналов указывают линиатуру растра, через который необходимо фотографировать ори­ гинал. Там же следует ставить штамп организации, которая делает заказ. Это дает возможность легко делить оригиналы по заказам. Удобнее, когда штампы издательств различаются по цвету.

Все оригиналы нумеруют, на оборсте проставляют номер зака­ за и указывают отдельно число штриховых, полутоновых и цветных оригиналов. Пометки нужно делать так, чтобы не продавливалась бумага и на лицевой стороне оригинала не образовывался рельеф. Если оригиналы наклеены на паспорту, то они должны иметь для одного и того же заказа одинаковую толщину. Все прямоугольные оригиналы нужно проверять по угольнику. Обнаруженную косину устраняют. Нельзя перегибать оригиналы.

В цех оригиналы должны поступать в отдельных для каждого заказа конвертах или папках вместе с паспортом прохождения данного заказа. Для хранения негативов и диапозитивов, получен­ ных от заказчика, в цехе нужно иметь специальные несгораемые шкафы. В таких же шкафах следует держать и оригиналы.

Комбинированные оригиналы

На комбинированных оригиналах изображение состоит из полу­ тоновых и штриховых элементов. К таким оригиналам относятся плакаты, наглядные пособия, на которых имеются надписи, подпи­ си, чертежи, схемы, диаграммы, поясняющие стрелки. В одних слу­ чаях штриховые элементы помещаются непосредственно на полуто­ новом изображении, в другом — за пределами его. Штриховые эле­ менты изображения комбинированного оригинала могут быть самостоятельными или дополнять полутоновые.