Файл: Геодаков, А. И. Изготовление форм офсетной печати.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже говорилось, что комплект красок для воспроизведения ори­ гинала выбирают заранее, перед сдачей его в производство. Поэто­ му печатник-пробист должен получить соответствующие краски из

колористической лаборатории, а если таковой нет на

предприятии

и цветовые тона не входят в ассортимент заводских

красок, то он

сам составляет их смешением цельных красок.

 

При помощи отдельных добавок приходится «исправлять» свой­ ства применяемых красок: придавать требуемую липкость, вязкость, высыхаемость и др.

В связи со спецификой печати к офсетным краскам предъявляют особые требования. Они не должны растворяться в воде, подвер­ гаться эмульгированию (вода в краске) не более чем на 10—15%, не должны разрушать слой резины на офсетной покрышке, должны обладать достаточной интенсивностью. Если эмульгирование будет происходить более интенсивно, то оттиски окажутся тусклыми, вя­ лыми.

При выборе красок нужно обращать внимание и на их светопрочность. Естественно, что репродукции, предназначенные для длительного использования, должны печататься светопрочными красками, а такая продукция, как афиши, рекламные плакаты (рас­ считанные на короткий срок использования), может быть напечата­

на и менее светопрочными

красками. Для печатания упаковочных

этикеток нужно применять

крааки, которые не вступят

в реакцию

с содержимым упаковки.

 

 

Подобрав краску, печатник-пробист начинает составлять по ори­

гиналу нужныйцветовой тон (если для воспроизведения

оригинала

нельзя использовать цельные краски), ориентируясь

на цельные

краски трех основных цветов: желтую, пурпурную и голубую. При этом нужно знать, что смешением их в разных пропорциях можно получить разнообразные цветовые тона.

Пурпурная + желтая = оранжевая Пурпурная + голубая = фиолетовая Желтая + голубая = зелен а я Больше пурпурной + голубая = малиновая

Меньше пурпурной + голубая = темно-фиолетовая Больше пурпурной+желтая = красная Меньше пурпурной + желтая = желто-оранжевая

Больше желтой + голубая = светло-зеленая (теплый тон) Меньше желтой + голубая = светло-зеленая в голубизну

Глубокого черного цвета добиться тремя основными красками невозможно, поэтому в практике пользуются еще и четвертой крас­ кой— черной (2513-01 или 2513-02 для листовых ротационных ма­ шин, 2413-01 или 2413-02 для ролевых ротационных машин).

Чтобы получить фоновые подкладочные серые краски, идущие чаще всего в дуплексах, смешивают в разных пропорциях .все три цвета. При этом пользуются также и специальными прозрачными белилами. При подборе краски, как уже говорилось, пробисту при­ ходится также добиваться и ее определенных печатных свойств. Краска должна легко раскатываться на красочной плите, давать

311



равномерный накат валиком на форме, легко переходить с формы на бумагу.

Чтобы уменьшить липкостыкраски, в нее добавляют пасту (10-8, 10-9) или слабую олифу, а также разбавитель; для повышения лип­ кости-— высоковязкий алкид (олифа 6005, синрезат Д-1600 или Д-4100). Ускоряет высыхание краски сиккатив. Однако при боль­ шом количестве сиккатива слой краски на оттиске становится глян­ цевым и следующая краска ложится на него с трудом. Желтые крас­ ки хорошо сохнут и без сиккатива.

Во избежание перетаскивания необходимо, чтобы первые краски до печатания последующих подсохли. При пользовании слабо про­ клеенной бумагой и липкой краской последняя будет отщипывать волокна от бумаги. Для мелованных и слабо проклеенных бумаг лучше применять краску мягкой консистенции. Мягкую краску при

надобности можно

сгустить, добавив

в нее новую порцию краски

или введя крепкую олифу. Чтобы

интенсивность краски при

этом не изменилась, вместе с олифой

добавляют и новую порцию

краски.

 

 

Для снижения

вязкости краски (пленкообразующей) пользуют­

ся льняной слабо-слабой олифой. Если же краску готовят для печа­ ти фонов, то ее вязкость снижают введением вареного масла. Следует также учитывать и порядок наложения отдельных красок

по их кроющей способности. Первыми

наносят кроющие краски и

на них уже прозрачные.

 

При изготовлении репродукций с

применением триад красок,

как правило, печатание начинают не с желтой, а чаще всего с го­ лубой краски. Это объясняется тем, что, во-первых, современные желтые краски изготовляются достаточно прозрачными; во-вторых, частичное желтое изображение площади печатающих элементов бывает больше остальных, а поэтому, если начать печатать желтой краской, то последующие краски будут хуже закрепляться на по­ верхности оттиска; в-третьих, количество желтой краски регулиро­ вать труднее и ошибки могут сказаться на качестве совмещенного оттиска. В связи с этим желтую краску печатают либо сразу после голубой, либо последней.

При наложении красок необходимо учитывать и их последова­ тельность при печатании тиража. Так, если печатать будут на двух­ красочной машине, то всегда нужно печатать пробу попарно: од­ ну светлую, другую темную краску. Если печатать пурпурную и желтую, а затем голубую и черную (темная пара красок), то это затруднит смывку красочных секций машины. Но это в том случае, если при печатании тиража не спаривают машины, т. е. не выделя­ ют машину специально для печатания оттиска первой парой кра­ сок (при первом прогоне) и машину для печатания второй парой красок (при втором прогоне), а оба прогона производят на одной и той же двухкрасочной машине.

Печатая пробу, пробист оставляет, кроме цветных шкал с ука­ занием номера краски, еще и парные шкалы: первая шкала в две краски: вторая в четыре краски; третья в шесть красок и т. д. Это

312


необходимо для контроля печатания парных оттисков на двухкра­ сочных машинах.

При печати на однокрасочной машине оставляют оттиски из совмещенных непарных красок, т. е. в три и в пять красок. Когда печатают не цельными, а составными красками, то нужно указы­ вать не только номера красок, из которых составлен данный цве­ товой тон, но и их соотношение. На шкалах должны быть и сведе­ ния о добавках, которыми пользовался печатник при составлении красок. Помимо цветных шкал, с каждой формы должны быть сде­ ланы по два оттиска черной краской. Один оттиск хранят вместе с цветными оттисками, а другой передают на участок изготовления машинных форм для контроля.

Число пробных оттисков, предназначенных для утверждения в издательстве, указывает производственный отдел в технологичес­ кой карте. Обычно их печатают не менее чем в шести экземплярах. По пробным оттискам (шкалам и плашкам на них) составляют цветовой тон красок для печатания тиража, ориентируются в по­ следовательности наложения красок и контролируют качество по­ лучаемых тиражных оттисков.

Требования к бумаге

Бумага, применяемая для многокрасочной печати, должна быть хорошо акклиматизирована. Пробу, как правило, печатают только на тиражной бумаге. Она должна быть ровно нарезана, без косины, с направлением волокон по ходу вращения передаточного цилинд­ ра станка.

Существенный показатель качества бумаги—степень ее про­ клейки. Сильно проклеенная бумага слабо впитывает краску и отмарывается. Слабо проклеенная, наоборот, сильно впитывает крас­ ку, и оттиски на ней получаются вялыми.

Передача краски на бумагу через эластичную передаточную ре­ зину позволяет употреблять не только глазированную, но и мато­ вую бумагу, а в некоторых случаях даже шероховатую.

Характер поверхности бумаги должен соответствовать характе­ ру печатаемого изображения.

При рассматривании бумаги на просвет она должна иметь рав­ номерную плотность, иначе она будет впитывать влагу и краску не­ равномерно и на оттиске получится неспокойный характер изобра­ жения.

При воспроизведении высокохудожественных оригиналов типа музейных картин, особенно выполненных маслом, нужна особо гладкая бумага.

В связи с тем что офсетным способом нельзя печатать на обыч­ ной мелованной бумаге (используемой в высокой печати) из-за не­ достаточной прочности поверхностного слоя, а также повышенного эмульгирования воды в краске, наша промышленность вырабатыва­

ет

специальную

мелованную

бумагу

в

соответствии

с

ГОСТ 9363—60. Для

печатания

на ней заводы

полиграфических

313


точек и их графическую точность проверяют при помощи лупы, сравнивая их с такими же точками на оригинальной форме.

На пробных оттисках отдельные составные краски должны точ­ но совпадать друг с другом по меткам-крестам и по контурам ри­ сунка в пределах допуска. Контроль ведут при помощи линейки и лупы по меткам-крестам и изображению.

Черные, цветные и совмещенные оттиски комплектуют и сшива­ ют в тетрадь в том же порядке, как проводилось их печатание. Тет­ радь подписывает печатник-пробист с указанием даты изготовле­ ния пробных оттисков, а также мастер или технолог цеха, приняв­ шие работу.

§ 61. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАШИННЫХ ФОРМ «ПЕРЕБРОСКОЙ»

Офсетный станок можно использовать и для изготовления ма­ шинных форм на металлических пластинах (на цинке или алюми­ нии) «переброской». Оттиск с оригинальной формы делают не на бумаге, а на поверхности металлической пластины.

Порядок изготовления машинной формы путем «переброски» та­ ков: обратную сторону оригинальной формы и поверхность первого талера тщательно протирают для удаления влаги и грязи. После этого оригинальную форму устанавливают и закрепляют на первом

талере и по

ней под давлением

прокатывают передаточный ци­

линдр.

 

 

 

Затем оригинальную форму перекатывают

переводной краской,

а на второй

талер под клапаны

кладут лист

бумаги (макулатуру)

и печатают на него с оригинальной формы приладочный оттиск. По оттиску проводят линии, соответствующие приладочным меткам; продолжение этих линий переносят на талер. Кроме того, отмеча­ ют середину.

На чистой пластине также отмечают середину и расстояние на «клапан» и устанавливают ее на втором талере по приладочному листу. После этого снова накатывают переводной краской ориги­ нальную форму и перетискивают («перебрасывают») изображение на чистую пластину. Пластины с «переброшенным» изображением покрывают тонким слоем защитного полимера и перекатывают. За­ тем перекатанную форму просматривают, исправляют и обрабатыват гидрофилизующим раствором, промывают, покрывают тонким слоем раствора полимера (декстрин, крахмал, КМЦ) и высушива­ ют, т. е. обрабатывают так же, как это делается при обычном изго­ товлении офсетных форм.

Машинные формы «переброской» можно изготовлять не только на металлических пластинах, но и на бумаге с гидрофильным по­ крытием, металлизированных пластинах винипроза и других мате­ риалах. После нанесения изображения поверхность пластины обра­ батывают соответственно применяемому в качестве основы формы материалу.

315