Файл: Вьено, Ж. -Ш. Оптическая голография. Развитие и применение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
74 |
|
|
|
Глава 3 |
|
|
|
|
|
|
Определение |
соотношения |
амплитуд |
интерферирующих |
пучков |
||||||
с целью |
восстановления возможно лучшего изображения. Изо |
|||||||||
бражение |
будет тем более ярким, чем ближе к единице отношение |
|||||||||
амплитуд |
пучка-объекта и опорного пучка |
(q близко к единице, т. е. |
||||||||
к своему |
максимальному значению). Так |
как шум гх |
растет |
с |
уве |
|||||
личением |
q, мы вынуждены искать компромисс между |
яркостью |
||||||||
изображения и его точным соответствием объекту. Таким |
образом, ~ |
|||||||||
необходимость сделать отношение сигнал/шум большим |
некоторой |
|||||||||
величины г) налагает |
на q следующее |
ограничение: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
< 7 2 < 8 7 j - £ - . |
|
|
|
(11.55) |
|||
Так как q связано с отношением амплитуд пучков m = |
а/а0 |
фор |
||||||||
мулой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
можно получить |
из |
условия |
(П.55) |
максимальное |
значение |
т. |
Глава 4
Цветная голография
Как восстановить цветное изображение многоцветного объекта?
Первые голограммы были зарегистрированы в монохроматичес ком (красном) свете лазера. В те времена проблема суперпозиции цветов не была актуальной. Сегодняшний уровень эксперименталь ного искусства позволяет конструировать лазеры, которые гене рируют красные, желтые, зеленые, голубые и т. д. пучки. Есте ственно было бы попытаться дополнить информацию о рельефе объекта информацией о его цвете. Впрочем, цветная фотография и цветное кино приучили нас использовать (чаще всего бессозна тельно) трехцветную технику: плоское изображение получается ок рашенным в результате сложения очень небольшого числа первич ных или основных цветов.
Можно ли использовать этот прием в голографии, применяя суперпозицию трех изображений: красного, желтого, зеленого?
Вместо того чтобы использовать эмульсии, чувствительные к нескольким цветам, достаточно зарегистрировать три голограммы с помощью трех соответствующих длин волн Хх , %2 и Х3 на одной и
той ж е |
черно-белой эмульсии. |
Д л я |
восстановления нужно взять те ж е длины волн Кх, Х2 и |
Х3 . Вспомним о возможности, которую мы обсуждали в конце гл. 2: каждой из длин волн восстановления, например Хх , соответствуют
три разных изображения д л я |
трех |
интерференционных картин, |
|
зарегистрированных на эмульсии. То |
ж е самое |
можно сказать о |
|
длинах волн %2 и %3. Отсюда |
получаем (трижды |
три) девять изо |
бражений, совмещенных друг с другом или разделенных в про странстве.
Трудность состоит теперь в том, чтобы выделить три состав ляющих изображения, совмещенные нужным образом. В 1962 г. советский физик Ю. Н . Денисюк преодолел эту трудность, приме нив принцип Габриеля Липпмана, который в конце прошлого века
демонстрировал |
своим студентам в Сорбонне первые |
цветные фото |
|||
графии, |
снятые |
с |
помощью толстослойной |
черно-белой эмульсии. |
|
Д л я их |
получения |
он использовал системы |
стоячих |
волн, образо |
|
ванных в желатине волнами разной длины. |
|
|
|||
Попытаемся изложить по порядку эксперименты и идеи, которые |
|||||
позволяют перейти |
от цветной фотографии |
к цветной |
голографии. |
76 |
Глава 4 |
Регистрация интерференционной картины |
|
|
в трехмерной среде |
Образование страт |
в толще эмульсии, (фиг. 35). До настоя- ~ |
щего времени мы рассматривали фотоэмульсию как плоский при емник (т. е. как чувствительную поверхность, не имеющую тол-
Ф и г. 35. Образование страт в толстослойной эмульсии.
щины). В действительности все обстоит сложнее: обычно толщина эмульсии составляет порядка сотой миллиметра, а это довольно много по сравнению с используемой длиной волны (~0,5 мкм). Сле довательно, нужно рассматривать чувствительную голографическую среду не только как некую поверхность, но и как объем. Внут ри этого объема геометрические места максимумов интерференции образуют страты — своеобразные слои, пересечение которых с поверхностью голограммы дает систему интерференционных полос, о которых мы у ж е говорили. В частном случае двух плоских па дающих волн страты ориентированы вдоль плоскостей, параллель
ных биссектрисе внутреннего угла между |
двумя световыми пуч |
ками. Расстояние между этими плоскостями |
а можно получить из |
Цветная голография |
77 |
соотношения для разности хода % между двумя соседними стратами:
do — d, = 2па sin — = À,
где п •— показатель преломления эмульсии.
Угловая избирательность. Если в классическом экспери менте восстановления поворачивать голограмму вокруг оси, лежа щей в ее плоскости, то освещенность изображения будет проходить
через максимум. При |
этом относительное |
положение пластинки |
и освещающего пучка |
будут такими же, как |
во время регистрации. |
Опыт показывает, что интенсивность убывает тем быстрее (т. е. оптимальная ориентация тем более четко определена), чем больше
угловое разделение опорного пучка и пучка-объекта. |
|
|||
Закон Брэгга и хроматическая |
избирательность |
|
||
Более или менее близко расположенные частички серебра |
после |
|||
проявления также |
образуют страты, |
которые |
располагаются |
|
на месте страт-максимумов интерференционной |
картины. |
Если |
||
осветить голограмму |
(длина волны восстановления |
А), то отражен |
ный от частичек серебра свет находится в фазе в той области про странства, где при регистрации выполняются следующие условия: 1) пластинка должна быть так ориентирована относительно осве щающего пучка, чтобы изображение получалось максимально ин тенсивным; 2) отраженный или прошедший дифрагированный пу
чок, участвующий в образовании |
изображения, должен составлять |
|||
с освещающим пучком |
угол Ѳ, |
определенный из соотношения, о |
||
котором |
мы только что |
говорили. |
||
|
Это условия Брэгга. Фазы дифрагированных волн не совпада |
|||
ют, |
если |
условия Брэгга |
не выполняются. Изображение становит |
|
ся |
менее |
ярким, затем исчезает совсем. Это может произойти к а к |
в результате вращения голограммы, так и при изменении длины
волны. Хроматическая |
избирательность, как и угловая, наклады |
||
вает свои |
ограничения |
на процесс |
реконструкции изображения.1 |
Таким |
образом, толстослойная |
голограмма — трехмерная р е |
шетка, играет роль цветного фильтра. Неокрашенная сама по себе, подобно матовому горлышку колибри или шелковистому крылу Papilio Dardanus, такая голограмма, освещенная белым светом, отражает один-единственный цвет.
Возвращаясь к аналогии между двумя типами избирательности, можно ожидать, что монохроматичность окраски изображения бу дет тем более выражена, чем больше будет угол Ѳ при регистрации. Эти рассуждения приводят к схеме Ю. Н . Денисюка (фиг. 36).
78 |
Глава 4 |
Ф и г. 36. Схема Ю. Н. Денисюка.
Угол 0 между двумя пучками близок к 180°: волны, дифрагированные объектом В, л опорная волна (выделенная полупрозрачной пластинкой G и отраженная зеркалом М) падают на фото пластинку H с противоположных сторон. Расстояние между черными пли белыми стратами по рядка >>/2. В эмульсии толщиной от 15 до 20 мкм образуется около 40 страт, что обеспечивает высокую хроматическую избирательность голограммы.
Голограмма Липпмана — Брэгга и воспроизведение цветов
Голограммы с плоской регистрирующей средой дают объемные изображения объектов, другими словами, информацию о коорди натах X, у, z. Цветная информация, т. е. параметр %, вводится с помощью толстослойной чувствительной среды, так как ничто не заставляет нас ограничиваться геометрически плоскими чувстви тельными поверхностями. Почему бы не ввести еще одно измере ние — время t — с помощью ряда последовательных голограмм? Мы получили бы возможность накопления довольно полной инфор мации о рельефе, цвете и движении объекта. Пусть голографичес-
кая пленка (черно-белая с толстослойной эмульсией) |
расположена |
|||||
так, что на нее падает, с одной стороны, опорный пучок, |
с другой — |
|||||
пучок, дифрагированный |
объектом, |
освещенным |
белым |
светом. |
||
Под освещением белым светом мы подразумеваем на самом деле |
||||||
когерентное освещение с использованием источника, который |
может |
|||||
излучать одновременно или друг |
за |
другом несколько |
длин волн. |
|||
В массе желатина образуется |
столько систем страт, сколько длин |
|||||
волн мы используем. Мы имеем в результате настоящее |
нагромож |
|||||
дение страт Хъ %2, А.3, |
переплетение которых |
соответствует ло |
кальным изменениям фаз «волн-объектов». Это голограмма Липпма на — Брэгга.
|
Независимость взаимодействия элементов страт со светом в ка |
|||
честве как выделяющих, так |
и складывающих |
фильтров приводит |
||
к |
тому, что при |
освещении |
голограммы светом |
длин волн %l t А2 , |
Х3, |
... возникают |
налагающиеся друг на друга |
монохроматические |
изображения. Получаем цветное и рельефное изображение объекта. Практика несколько умеряет оптимизм экспериментатора: в про-
Цветная голография |
79 |
цессе фотообработки (проявления, закрепления," промывки и про сушки) происходит сжатие желатина, которое приводит к сближе нию страт. В результате появляется хроматическое смещение в сторону коротких волн, т. е. к голубому цвету.
Тональность изображения зависит и от спектрального состава источника, т. е. от соотношения различных составляющих, опре деляющих тональность освещения. В результате всех этих эффек тов при наблюдении голографических цветных изображений, к а к правило, бросается в глаза какой-нибудь один доминирующий цвет.
Глава 5
Голографический эксперимент
Хотя исходная концепция голографии — фотографирование без оптики — очень проста, однако, для того чтобы получить голо грамму, нужно все-таки кое-какое оборудование: стол или оптичес кая скамья, на которой монтируют детали установки, источник когерентного света (лазер), полупрозрачное стекло или зеркало, позволяющее разделить лазерный пучок на опорный и пучок, ос вещающий объект, наконец, фотопластинка и, конечно, сам объект. Дополнительные детали (линзы, отражающие зеркала) могут вно сить изменения в геометрию схемы.
Манипулировать физическими |
объектами часто |
гораздо труд |
|
нее, чем |
математическими рассуждениями, и теоретические воз |
||
можности |
голографии, рассмотренные в предыдущих главах, на |
||
деле оказываются ограниченными условиями эксперимента. |
|||
Мы попытаемся здесь рассмотреть те условия |
эксперимента, |
||
которые |
приводят к наилучшим практическим результатам. |
||
|
Влияние условий |
регистрации |
|
|
Источник света |
1 |
Явление интерференции представляет собой результат простой суперпозиции двух когерентных волн. Следовательно, для полу чения голограммы нужно, чтобы световые лучи, идущие от объекта
(дифрагированные, |
рассеянные или прошедшие сквозь него), и |
лучи когерентного |
пучка испускались одним и тем ж е источником. |
Осуществить условия когерентности практически значит получить источник квазиточечный, т. е. обладающий достаточно малыми угловыми размерами (пространственная когерентность) и квази монохроматический, т. е. источник малой спектральной протяжен ности (временная или хроматическая когерентность).
Обычные источники (лампы накаливания, люминесцентные лам пы, солнце и т. д.) некогерентны. Можно сделать их более или ме нее когерентными с помощью строгой фильтрации излучения (ин терференционный фильтр, расположенный перед лампой) и умень шения их видимых размеров до размеров «светящейся точки» (кон центрация светового потока с помощью объектива, например микро-