Файл: Вьено, Ж. -Ш. Оптическая голография. Развитие и применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74

 

 

 

Глава 3

 

 

 

 

 

 

Определение

соотношения

амплитуд

интерферирующих

пучков

с целью

восстановления возможно лучшего изображения. Изо­

бражение

будет тем более ярким, чем ближе к единице отношение

амплитуд

пучка-объекта и опорного пучка

(q близко к единице, т. е.

к своему

максимальному значению). Так

как шум гх

растет

с

уве­

личением

q, мы вынуждены искать компромисс между

яркостью

изображения и его точным соответствием объекту. Таким

образом, ~

необходимость сделать отношение сигнал/шум большим

некоторой

величины г) налагает

на q следующее

ограничение:

 

 

 

 

 

 

 

< 7 2 < 8 7 j - £ - .

 

 

 

(11.55)

Так как q связано с отношением амплитуд пучков m =

а/а0

фор­

мулой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можно получить

из

условия

(П.55)

максимальное

значение

т.


Глава 4

Цветная голография

Как восстановить цветное изображение многоцветного объекта?

Первые голограммы были зарегистрированы в монохроматичес­ ком (красном) свете лазера. В те времена проблема суперпозиции цветов не была актуальной. Сегодняшний уровень эксперименталь­ ного искусства позволяет конструировать лазеры, которые гене­ рируют красные, желтые, зеленые, голубые и т. д. пучки. Есте­ ственно было бы попытаться дополнить информацию о рельефе объекта информацией о его цвете. Впрочем, цветная фотография и цветное кино приучили нас использовать (чаще всего бессозна­ тельно) трехцветную технику: плоское изображение получается ок­ рашенным в результате сложения очень небольшого числа первич­ ных или основных цветов.

Можно ли использовать этот прием в голографии, применяя суперпозицию трех изображений: красного, желтого, зеленого?

Вместо того чтобы использовать эмульсии, чувствительные к нескольким цветам, достаточно зарегистрировать три голограммы с помощью трех соответствующих длин волн Хх , %2 и Х3 на одной и

той ж е

черно-белой эмульсии.

Д л я

восстановления нужно взять те ж е длины волн Кх, Х2 и

Х3 . Вспомним о возможности, которую мы обсуждали в конце гл. 2: каждой из длин волн восстановления, например Хх , соответствуют

три разных изображения д л я

трех

интерференционных картин,

зарегистрированных на эмульсии. То

ж е самое

можно сказать о

длинах волн %2 и %3. Отсюда

получаем (трижды

три) девять изо­

бражений, совмещенных друг с другом или разделенных в про­ странстве.

Трудность состоит теперь в том, чтобы выделить три состав­ ляющих изображения, совмещенные нужным образом. В 1962 г. советский физик Ю. Н . Денисюк преодолел эту трудность, приме­ нив принцип Габриеля Липпмана, который в конце прошлого века

демонстрировал

своим студентам в Сорбонне первые

цветные фото­

графии,

снятые

с

помощью толстослойной

черно-белой эмульсии.

Д л я их

получения

он использовал системы

стоячих

волн, образо­

ванных в желатине волнами разной длины.

 

 

Попытаемся изложить по порядку эксперименты и идеи, которые

позволяют перейти

от цветной фотографии

к цветной

голографии.


76

Глава 4

Регистрация интерференционной картины

 

в трехмерной среде

Образование страт

в толще эмульсии, (фиг. 35). До настоя- ~

щего времени мы рассматривали фотоэмульсию как плоский при­ емник (т. е. как чувствительную поверхность, не имеющую тол-

Ф и г. 35. Образование страт в толстослойной эмульсии.

щины). В действительности все обстоит сложнее: обычно толщина эмульсии составляет порядка сотой миллиметра, а это довольно много по сравнению с используемой длиной волны (~0,5 мкм). Сле­ довательно, нужно рассматривать чувствительную голографическую среду не только как некую поверхность, но и как объем. Внут­ ри этого объема геометрические места максимумов интерференции образуют страты — своеобразные слои, пересечение которых с поверхностью голограммы дает систему интерференционных полос, о которых мы у ж е говорили. В частном случае двух плоских па­ дающих волн страты ориентированы вдоль плоскостей, параллель­

ных биссектрисе внутреннего угла между

двумя световыми пуч­

ками. Расстояние между этими плоскостями

а можно получить из

Цветная голография

77

соотношения для разности хода % между двумя соседними стратами:

do — d, = 2па sin — = À,

где п •— показатель преломления эмульсии.

Угловая избирательность. Если в классическом экспери­ менте восстановления поворачивать голограмму вокруг оси, лежа­ щей в ее плоскости, то освещенность изображения будет проходить

через максимум. При

этом относительное

положение пластинки

и освещающего пучка

будут такими же, как

во время регистрации.

Опыт показывает, что интенсивность убывает тем быстрее (т. е. оптимальная ориентация тем более четко определена), чем больше

угловое разделение опорного пучка и пучка-объекта.

 

Закон Брэгга и хроматическая

избирательность

 

Более или менее близко расположенные частички серебра

после

проявления также

образуют страты,

которые

располагаются

на месте страт-максимумов интерференционной

картины.

Если

осветить голограмму

(длина волны восстановления

А), то отражен­

ный от частичек серебра свет находится в фазе в той области про­ странства, где при регистрации выполняются следующие условия: 1) пластинка должна быть так ориентирована относительно осве­ щающего пучка, чтобы изображение получалось максимально ин­ тенсивным; 2) отраженный или прошедший дифрагированный пу­

чок, участвующий в образовании

изображения, должен составлять

с освещающим пучком

угол Ѳ,

определенный из соотношения, о

котором

мы только что

говорили.

 

Это условия Брэгга. Фазы дифрагированных волн не совпада­

ют,

если

условия Брэгга

не выполняются. Изображение становит­

ся

менее

ярким, затем исчезает совсем. Это может произойти к а к

в результате вращения голограммы, так и при изменении длины

волны. Хроматическая

избирательность, как и угловая, наклады­

вает свои

ограничения

на процесс

реконструкции изображения.1

Таким

образом, толстослойная

голограмма — трехмерная р е ­

шетка, играет роль цветного фильтра. Неокрашенная сама по себе, подобно матовому горлышку колибри или шелковистому крылу Papilio Dardanus, такая голограмма, освещенная белым светом, отражает один-единственный цвет.

Возвращаясь к аналогии между двумя типами избирательности, можно ожидать, что монохроматичность окраски изображения бу­ дет тем более выражена, чем больше будет угол Ѳ при регистрации. Эти рассуждения приводят к схеме Ю. Н . Денисюка (фиг. 36).


78

Глава 4

Ф и г. 36. Схема Ю. Н. Денисюка.

Угол 0 между двумя пучками близок к 180°: волны, дифрагированные объектом В, л опорная волна (выделенная полупрозрачной пластинкой G и отраженная зеркалом М) падают на фото­ пластинку H с противоположных сторон. Расстояние между черными пли белыми стратами по­ рядка >>/2. В эмульсии толщиной от 15 до 20 мкм образуется около 40 страт, что обеспечивает высокую хроматическую избирательность голограммы.

Голограмма Липпмана — Брэгга и воспроизведение цветов

Голограммы с плоской регистрирующей средой дают объемные изображения объектов, другими словами, информацию о коорди­ натах X, у, z. Цветная информация, т. е. параметр %, вводится с помощью толстослойной чувствительной среды, так как ничто не заставляет нас ограничиваться геометрически плоскими чувстви­ тельными поверхностями. Почему бы не ввести еще одно измере­ ние — время t — с помощью ряда последовательных голограмм? Мы получили бы возможность накопления довольно полной инфор­ мации о рельефе, цвете и движении объекта. Пусть голографичес-

кая пленка (черно-белая с толстослойной эмульсией)

расположена

так, что на нее падает, с одной стороны, опорный пучок,

с другой —

пучок, дифрагированный

объектом,

освещенным

белым

светом.

Под освещением белым светом мы подразумеваем на самом деле

когерентное освещение с использованием источника, который

может

излучать одновременно или друг

за

другом несколько

длин волн.

В массе желатина образуется

столько систем страт, сколько длин

волн мы используем. Мы имеем в результате настоящее

нагромож­

дение страт Хъ %2, А.3,

переплетение которых

соответствует ло­

кальным изменениям фаз «волн-объектов». Это голограмма Липпма­ на — Брэгга.

 

Независимость взаимодействия элементов страт со светом в ка­

честве как выделяющих, так

и складывающих

фильтров приводит

к

тому, что при

освещении

голограммы светом

длин волн %l t А2 ,

Х3,

... возникают

налагающиеся друг на друга

монохроматические

изображения. Получаем цветное и рельефное изображение объекта. Практика несколько умеряет оптимизм экспериментатора: в про-


Цветная голография

79

цессе фотообработки (проявления, закрепления," промывки и про­ сушки) происходит сжатие желатина, которое приводит к сближе­ нию страт. В результате появляется хроматическое смещение в сторону коротких волн, т. е. к голубому цвету.

Тональность изображения зависит и от спектрального состава источника, т. е. от соотношения различных составляющих, опре­ деляющих тональность освещения. В результате всех этих эффек­ тов при наблюдении голографических цветных изображений, к а к правило, бросается в глаза какой-нибудь один доминирующий цвет.

Глава 5

Голографический эксперимент

Хотя исходная концепция голографии — фотографирование без оптики — очень проста, однако, для того чтобы получить голо­ грамму, нужно все-таки кое-какое оборудование: стол или оптичес­ кая скамья, на которой монтируют детали установки, источник когерентного света (лазер), полупрозрачное стекло или зеркало, позволяющее разделить лазерный пучок на опорный и пучок, ос­ вещающий объект, наконец, фотопластинка и, конечно, сам объект. Дополнительные детали (линзы, отражающие зеркала) могут вно­ сить изменения в геометрию схемы.

Манипулировать физическими

объектами часто

гораздо труд­

нее, чем

математическими рассуждениями, и теоретические воз­

можности

голографии, рассмотренные в предыдущих главах, на

деле оказываются ограниченными условиями эксперимента.

Мы попытаемся здесь рассмотреть те условия

эксперимента,

которые

приводят к наилучшим практическим результатам.

 

Влияние условий

регистрации

 

 

Источник света

1

Явление интерференции представляет собой результат простой суперпозиции двух когерентных волн. Следовательно, для полу­ чения голограммы нужно, чтобы световые лучи, идущие от объекта

(дифрагированные,

рассеянные или прошедшие сквозь него), и

лучи когерентного

пучка испускались одним и тем ж е источником.

Осуществить условия когерентности практически значит получить источник квазиточечный, т. е. обладающий достаточно малыми угловыми размерами (пространственная когерентность) и квази­ монохроматический, т. е. источник малой спектральной протяжен­ ности (временная или хроматическая когерентность).

Обычные источники (лампы накаливания, люминесцентные лам­ пы, солнце и т. д.) некогерентны. Можно сделать их более или ме­ нее когерентными с помощью строгой фильтрации излучения (ин­ терференционный фильтр, расположенный перед лампой) и умень­ шения их видимых размеров до размеров «светящейся точки» (кон­ центрация светового потока с помощью объектива, например микро-