Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
я. х. ЭСТЕРОВ, Е. Ю. БРОДОВ, М. И. ИВАНАЕВ
БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ НА ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Утверждено
Управлением кадров и учебных заведений Минтрансстроя в качестве учебника для техникумов
транспортного строительства и учебного пособия для технических школ и курсов повышения квалификации
руководящих работников и специалистов транспортного строительства-
М о с к в а «ТРАНСПОРТ», 1974
УД К |
624.132.34/35:625 |
|
|
|
||
Буровзрывные работы на транспортном строитель |
||||||
стве. Э с т е р о в |
Я- |
X., Б р о д о в |
Е. |
Ю., И в а - |
||
н а е в |
М. И., |
Д з а с о х о в а |
Л. |
В. |
Изд. 2-е, |
|
перераб. и доп. М., |
«Транспорт», |
1974 г., |
376 с. |
В книге приведены сведения о свойствах горных пород, значение которых следует учитывать при буро взрывных работах; способы и средства бурения, при меняемые в транспортном строительстве; основы тео-
. рии взрывчатых веществ (ВВ); сведения о свойствах ВВ и средствах взрывания; освещены вопросы дей ствия взрыва в среде и основы расчета взрывов.
Основное внимание в книге уделено описанию различных видов взрывных работ при строительстве железных и автомобильных дорог, при возведении зем ляного полотна, сооружении тоннелей и метрополите нов, а также при разработке скальных пород в карь ерах щебеночных заводов; рассмотрены вопросы тех ники, технологии и организации буровых и взрывных работ на объектах транспортного строительства.
Книга является учебником для техникумов транс портного строительства и учебным пособием для инженерно-технического персонала проектно-изыска тельских и строительных организаций Министерства транспортного строительства. Рис. 224, табл. 43, список лит. 27 назв.
К н и г у н а п и с а л и :
инж. Д. X. Эстеров — главы VII—IX, X (кроме § 39 и 46), XII и XIII; канд. техн. наук Е. Ю. Бродов — главы I, II, III (кроме § 12), IV, VI, § 39 и 46 главы X;
канд. техн. наук М. И. Иванаев — § 12 главы III и главу XI; инж. Л. В. Дзасохова — главу V.
Общее редактирование выполнено инж. В. В. ГРУЗ ДЕВЫМ.
4
„ 31801-166 Э 049-(01)-74 166-74
© Издательство «Транспорт», 1974
ОТ АВТОРОВ
Задача ускорения роста производительности труда, поставленная XXIV съездом КПСС, решается в отечественном транспортном строи тельстве на основе максимальной индустриализации строительного производства, внедрения прогрессивной технологии и комплексной механизации работ, средств автоматизации отдельных процессов и видов работ.
Транспортное строительство ведется с применением высокопро изводительных землеройных, транспортных и путеукладочных машин
свнедрением сборных конструкций высокой заводской готовности. Важным звеном в индустриализации и механизации работ при воз
ведении земляного полотна в скальных и мерзлых грунтах, сооружении тоннелей и метрополитенов, а также при выполнении горных ра бот в каменных карьерах является применение буровзрывных работ.
Шестидесятые годы характерны для транспортного строительства полной сменой способов и средств производства буровзрывных работ. Широкое применение получили новые высокопроизводительные буро вые машины дорожно-строительного и карьерного типов и новые взрывчатые вещества (ВВ); повсеместное распространение получили ^средства и техйология короткозамедленного взрывания; создана буро вая техника для повышенного дробления породы, что дает существен ное увеличение производительности экскаваторов, а также позволяет применять менее энергоемкие и трудоемкие комплекты машин для разработки взорванной породы.
Создаются средства для механизации зарядных и погрузочноразгрузочных работ с ВВ.
Рост производительности труда при выполнении земляных работ в скальных грунтах сопровождается повышением качества (устойчиво сти) возводимого земляного полотна, а также сокращением объемов выемок в связи с уменьшением нарушений скальных массивов при взрывах.
Выработка рабочих, занятых на буровзрывных работах, выросла в физическом измерении за короткий период (последние 10. лет) в два раза.
Задача строителей-транспортников заключается в дальнейшем ус коренном повышении производительности труда на основе продол жающегося развития научно-технического прогресса. Одним из необ ходимых условий решения указанной задачи является дальнейшее совершенствование организации труда в бригадах, на участках и обектах в целом.
Во втором издании учебника авторы стремились отразить проис шедшие за последние годы изменения в средствах, организации, техни-
3
ке выполнения и технологии буровзрывных работ на транспортном строительстве.
Воснову содержания учебника положены программа предмета «Бу ровзрывные работы» для средних специальных учебных заведений транспортного строительства и действующие общесоюзные и ведомст венные нормативные документы.
Внастоящем издании в связи с полным обновлением средств и ме
тодов производства буровзрывных работ книга подверглась значитель ной переработке, а некоторые ее части написаны заново. При этом ши роко использованы передовой опыт проектирования и производства буровзрывных работ организациями Минтрансстроя, материалы иссле дований Всесоюзного научно-исследовательского института транс портного строительства, а также опыт союзных специализирован ных организаций.
При' подготовке второго издания учебника учтены рекомендации Киевского строительного техникума, специалистов Трансвзрывпрома и Горнотехнической инспекции Минтрансстроя, а также замечания по первому изданию, поступившие из средних специальных учебных заведений транспортного строительства.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И БУРОВЫЕ РАБОТЫ
Глава I
СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ
Поверхностная зона земной коры сложена грунтами или горными породами. Термины «грунт» и «горная порода» имеют одинаковый смысл.
По принятой в 1957 г. на Международном совещании по изучению инженерно-геологических свойств горных пород классификации все: грунты разделены на два класса — грунты с жесткой связью и грунты без жесткой связи. Первые характеризуются наличием прочных кри сталлизационных связей между зернами составляющих их минералов. Такие грунты в строительной практике называют скальными. Ко второму классу отнесены осадочные несцементированные грунты; они имеют мягкую, пластичную консистенцию или не обладают связью между зернами (сыпучие).
Ниже рассматриваются свойства скальных, а также сезонно- и вечномерзлых грунтов применительно к условиям производства буро взрывных работ на объектах транспортного строительства. Общегеоло гические сведения (происхождение пород, их состав, текстура, струк тура и пр.), подробно излагаемые в литературело инженерной геологии, не приводятся. Однако при производстве буровзрывных работ необхо димо всегда учитывать влияние некоторых общегеологических факто ров, указанных ниже.
Изверженные породы, излившиеся на поверхность и застывшие быстрее, чем глубинные, при взрывании дробятся на куски меньших размеров.
Значительное содержание кварца в породах повышает их твердость, хрупкость и абразивность. Такие породы легче дробятся при взрыва нии по сравнению с породами, основу которых составляют вязкие ми нералы, и легче разрушаются при термическом воздействии. Окварцованные и кремнистые породы труднее поддаются механическим способам бурения, особенно вращательному, по сравнению с неокварцованными и неокремненными.
Грунты, имеющие резко выраженный кливаж и сланцеватость, при взрывании дробятся на мелкие отдельности.
5
Весьма важной геологической характеристикой является сложение скальной породы или структура (строение) массива горной породы, определяемая размером, формой и положением пластов в массиве.
Совокупность трещин, развитых в массиве, характеризует трещи
новатость породы. Характер трещин |
(скрытые, |
визуально не обна |
|||
руживаемые, но проявляющиеся при |
ударах и взрывах; |
закрытые, |
|||
'сжатые, но хорошо различимые |
невооруженным |
глазом; |
открытые, |
||
имеющие то или иное раскрытие, |
зависящее от условий образования, |
||||
определяет |
условия прохождения ударной волны в массиве породы |
||||
и эффективность ее действия. |
Трещины, имеющие приблизительно |
||||
одинаковую |
ориентировку,- называют |
системой |
трещин. |
Скальный |
массив может быть разделен несколькими системами трещин, пере секающимися под разными углами и образующими отдельности (бло ки) разной величины.
Характеристика строения массива породы по слоистости и трещи новатости относится к наиболее важным для определения свойств дробимости пород при взрыве и их устойчивости в откосе. Большое влияние показатели строения массива породы оказывают также на свойства ее буримости.
В Технических указаниях по проектированию и производству буро взрывных работ при сооружении земляного полотна (ВСН 178-74) скальные породы разделены на весьма сильно-, средне- и слаботрещино ватые в зависимости от величины к о э ф ф и ц и е н т а т р е щ и н о
в а т о с т и |
Хт. характеризующегося |
количеством |
трещин, прихо |
дящихся на |
1 м линии, пересекающей |
наибольшее |
их число. |
В основу такого разделения положен производственный признак — делимость массива породы при взрыве скважинных зарядов среднего диаметра (150 мм) с соответствующим этому диаметру расположением скважин на куски размером не более 0,10 м (весьма сильнотрещинова тые), не более 0,5 м (сильнотрещиноватые породы) и более 0,5 м (сред не- и слаботрещиноватые породы; для первых — 3 ^ Хт ^ 2). В весьма сильнотрещиноватых и сильнотрещиноватых породах дробление достигается практически полное, без содержания негабаритов (для дорожностроительных экскаваторов и бульдозеров). Однако и в этом случае выработка упомянутых машин будет незначительно отличаться
Т а б л и ц а 1
Категория |
Степень трещиноватости |
Число трещин |
Средний |
на 1 м линии, |
диаметр |
||
трещинова |
(блочности) массива |
пересекающей |
отдельностей, |
тости |
наибольшее их |
м |
|
|
|
число |
|
I
п
ш
IV
V
Чрезвычайно трещиноватые (мелкоблоч |
Более 10 |
До 0,1 |
ные) . . ................................................. |
||
Сильнотрещиноватые (среднеблочные) . |
2—10 |
0,1—0,5 |
Среднетрещиноватые (крупноблочные) . |
1— 2 |
0,5—1,0 |
Малотрещиноватые (весьма крупноблоч- |
1—0,65 |
1,0—1,5 |
н ы е ) .................................................... .... |
||
Практически монолитные ...................... |
Менее 0,65 |
Свыше i ,5 |
6
от нормативной, если взорванная масса будет состоять из кусков раз мером 0,3—0,5 м и достигать максимума при размере кусков не более 0,1—0,15 м. Указанное разделение соответствует классификации пород по степени трещиноватости, принятой для горно-рудных карьеров (табл. 1), если учесть, что монолитные породы в верхних слоях практи чески не встречаются.
§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
Для характеристики буримости, взрываемости, дробимости скаль ных грунтов и других производственных показателей наибольшее зна чение из физических свойств имеют объемная масса и плотность, по ристость, естественная влажность.
О б ъ е м н у ю |
м а с с у грунта у0 (массу единицы объема) опре |
деляют на монолитах при естественной пористости и влажности. |
|
П л о т н о с т ь |
скального грунта уп (масса единицы объема твер |
дой фазыпри естественной пористости без массы поровой воды) изме
няется |
в поверхностных |
слоях |
от 1500 |
до 3 200 кг/м3. Значение уи |
||||
всегда |
больше |
величины у0 для |
одной |
и той же породы, |
однако |
|||
для |
скальных |
грунтов |
разница |
в |
большинстве случаев не |
превы |
||
шает |
1 — 2%. |
|
|
|
|
|
|
С увеличением плотности каждой породы увеличивается ее механи ческая прочность. Поэтому группу породы по классификации СНиП IV-13 часто устанавливают в зависимости от плотности уп.
Наибольшей плотностью обладают изверженные породы (граниты, диабазы, базальты), наименьшей — осадочные (песчаники и извест няки).
П о р и с т о с т ь грунта е (отношение объема пор ко всему объему грунта, выраженное в процентах) характеризует часто свойства пла стичности (вязкости) и дробимости взрывом, а также свойства грунта как строительного основания. Пористость оценивают еще коэффициен
том пористости КЕ = 10Qe_ .
Е с т е с т в е н н а я в л а ж н о с т ь we (отношение массы по ровой воды к массе минеральных частиц в данном объеме грунта, выра женное в %) скальных пород не превышает нескольких процентов. Степень влажности часто характеризуют коэффициентом влажности
Квл |
We |
(1) |
|
wn ’ |
|||
|
|
где wa — полная влагоемкость, соответствующая полному заполнению
всех пор грунта (w„ = —).
Yu
Величина Квл может меняться в пределах от нуля до 1. Чем больше величина Квл, тем лучше условия для передачи энергии взрыва в среде.
Знание в о д о п р о н и ц а е м о с т и пород позволяет оценивать возможную обводненность массива скальной породы в разное время года и устанавливать наиболее рациональное время и способ про-
7