Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

я. х. ЭСТЕРОВ, Е. Ю. БРОДОВ, М. И. ИВАНАЕВ

БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ НА ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Утверждено

Управлением кадров и учебных заведений Минтрансстроя в качестве учебника для техникумов

транспортного строительства и учебного пособия для технических школ и курсов повышения квалификации

руководящих работников и специалистов транспортного строительства-

М о с к в а «ТРАНСПОРТ», 1974

УД К

624.132.34/35:625

 

 

 

Буровзрывные работы на транспортном строитель­

стве. Э с т е р о в

Я-

X., Б р о д о в

Е.

Ю., И в а -

н а е в

М. И.,

Д з а с о х о в а

Л.

В.

Изд. 2-е,

перераб. и доп. М.,

«Транспорт»,

1974 г.,

376 с.

В книге приведены сведения о свойствах горных пород, значение которых следует учитывать при буро­ взрывных работах; способы и средства бурения, при­ меняемые в транспортном строительстве; основы тео-

. рии взрывчатых веществ (ВВ); сведения о свойствах ВВ и средствах взрывания; освещены вопросы дей­ ствия взрыва в среде и основы расчета взрывов.

Основное внимание в книге уделено описанию различных видов взрывных работ при строительстве железных и автомобильных дорог, при возведении зем­ ляного полотна, сооружении тоннелей и метрополите­ нов, а также при разработке скальных пород в карь­ ерах щебеночных заводов; рассмотрены вопросы тех­ ники, технологии и организации буровых и взрывных работ на объектах транспортного строительства.

Книга является учебником для техникумов транс­ портного строительства и учебным пособием для инженерно-технического персонала проектно-изыска­ тельских и строительных организаций Министерства транспортного строительства. Рис. 224, табл. 43, список лит. 27 назв.

К н и г у н а п и с а л и :

инж. Д. X. Эстеров — главы VII—IX, X (кроме § 39 и 46), XII и XIII; канд. техн. наук Е. Ю. Бродов — главы I, II, III (кроме § 12), IV, VI, § 39 и 46 главы X;

канд. техн. наук М. И. Иванаев — § 12 главы III и главу XI; инж. Л. В. Дзасохова — главу V.

Общее редактирование выполнено инж. В. В. ГРУЗ­ ДЕВЫМ.

4

„ 31801-166 Э 049-(01)-74 166-74

© Издательство «Транспорт», 1974


ОТ АВТОРОВ

Задача ускорения роста производительности труда, поставленная XXIV съездом КПСС, решается в отечественном транспортном строи­ тельстве на основе максимальной индустриализации строительного производства, внедрения прогрессивной технологии и комплексной механизации работ, средств автоматизации отдельных процессов и видов работ.

Транспортное строительство ведется с применением высокопро­ изводительных землеройных, транспортных и путеукладочных машин

свнедрением сборных конструкций высокой заводской готовности. Важным звеном в индустриализации и механизации работ при воз­

ведении земляного полотна в скальных и мерзлых грунтах, сооружении тоннелей и метрополитенов, а также при выполнении горных ра­ бот в каменных карьерах является применение буровзрывных работ.

Шестидесятые годы характерны для транспортного строительства полной сменой способов и средств производства буровзрывных работ. Широкое применение получили новые высокопроизводительные буро­ вые машины дорожно-строительного и карьерного типов и новые взрывчатые вещества (ВВ); повсеместное распространение получили ^средства и техйология короткозамедленного взрывания; создана буро­ вая техника для повышенного дробления породы, что дает существен­ ное увеличение производительности экскаваторов, а также позволяет применять менее энергоемкие и трудоемкие комплекты машин для разработки взорванной породы.

Создаются средства для механизации зарядных и погрузочноразгрузочных работ с ВВ.

Рост производительности труда при выполнении земляных работ в скальных грунтах сопровождается повышением качества (устойчиво­ сти) возводимого земляного полотна, а также сокращением объемов выемок в связи с уменьшением нарушений скальных массивов при взрывах.

Выработка рабочих, занятых на буровзрывных работах, выросла в физическом измерении за короткий период (последние 10. лет) в два раза.

Задача строителей-транспортников заключается в дальнейшем ус­ коренном повышении производительности труда на основе продол­ жающегося развития научно-технического прогресса. Одним из необ­ ходимых условий решения указанной задачи является дальнейшее совершенствование организации труда в бригадах, на участках и обектах в целом.

Во втором издании учебника авторы стремились отразить проис­ шедшие за последние годы изменения в средствах, организации, техни-

3


ке выполнения и технологии буровзрывных работ на транспортном строительстве.

Воснову содержания учебника положены программа предмета «Бу­ ровзрывные работы» для средних специальных учебных заведений транспортного строительства и действующие общесоюзные и ведомст­ венные нормативные документы.

Внастоящем издании в связи с полным обновлением средств и ме­

тодов производства буровзрывных работ книга подверглась значитель­ ной переработке, а некоторые ее части написаны заново. При этом ши­ роко использованы передовой опыт проектирования и производства буровзрывных работ организациями Минтрансстроя, материалы иссле­ дований Всесоюзного научно-исследовательского института транс­ портного строительства, а также опыт союзных специализирован­ ных организаций.

При' подготовке второго издания учебника учтены рекомендации Киевского строительного техникума, специалистов Трансвзрывпрома и Горнотехнической инспекции Минтрансстроя, а также замечания по первому изданию, поступившие из средних специальных учебных заведений транспортного строительства.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И БУРОВЫЕ РАБОТЫ

Глава I

СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ

Поверхностная зона земной коры сложена грунтами или горными породами. Термины «грунт» и «горная порода» имеют одинаковый смысл.

По принятой в 1957 г. на Международном совещании по изучению инженерно-геологических свойств горных пород классификации все: грунты разделены на два класса — грунты с жесткой связью и грунты без жесткой связи. Первые характеризуются наличием прочных кри­ сталлизационных связей между зернами составляющих их минералов. Такие грунты в строительной практике называют скальными. Ко второму классу отнесены осадочные несцементированные грунты; они имеют мягкую, пластичную консистенцию или не обладают связью между зернами (сыпучие).

Ниже рассматриваются свойства скальных, а также сезонно- и вечномерзлых грунтов применительно к условиям производства буро­ взрывных работ на объектах транспортного строительства. Общегеоло­ гические сведения (происхождение пород, их состав, текстура, струк­ тура и пр.), подробно излагаемые в литературело инженерной геологии, не приводятся. Однако при производстве буровзрывных работ необхо­ димо всегда учитывать влияние некоторых общегеологических факто­ ров, указанных ниже.

Изверженные породы, излившиеся на поверхность и застывшие быстрее, чем глубинные, при взрывании дробятся на куски меньших размеров.

Значительное содержание кварца в породах повышает их твердость, хрупкость и абразивность. Такие породы легче дробятся при взрыва­ нии по сравнению с породами, основу которых составляют вязкие ми­ нералы, и легче разрушаются при термическом воздействии. Окварцованные и кремнистые породы труднее поддаются механическим способам бурения, особенно вращательному, по сравнению с неокварцованными и неокремненными.

Грунты, имеющие резко выраженный кливаж и сланцеватость, при взрывании дробятся на мелкие отдельности.

5


Весьма важной геологической характеристикой является сложение скальной породы или структура (строение) массива горной породы, определяемая размером, формой и положением пластов в массиве.

Совокупность трещин, развитых в массиве, характеризует трещи­

новатость породы. Характер трещин

(скрытые,

визуально не обна­

руживаемые, но проявляющиеся при

ударах и взрывах;

закрытые,

'сжатые, но хорошо различимые

невооруженным

глазом;

открытые,

имеющие то или иное раскрытие,

зависящее от условий образования,

определяет

условия прохождения ударной волны в массиве породы

и эффективность ее действия.

Трещины, имеющие приблизительно

одинаковую

ориентировку,- называют

системой

трещин.

Скальный

массив может быть разделен несколькими системами трещин, пере­ секающимися под разными углами и образующими отдельности (бло­ ки) разной величины.

Характеристика строения массива породы по слоистости и трещи­ новатости относится к наиболее важным для определения свойств дробимости пород при взрыве и их устойчивости в откосе. Большое влияние показатели строения массива породы оказывают также на свойства ее буримости.

В Технических указаниях по проектированию и производству буро­ взрывных работ при сооружении земляного полотна (ВСН 178-74) скальные породы разделены на весьма сильно-, средне- и слаботрещино­ ватые в зависимости от величины к о э ф ф и ц и е н т а т р е щ и н о ­

в а т о с т и

Хт. характеризующегося

количеством

трещин, прихо­

дящихся на

1 м линии, пересекающей

наибольшее

их число.

В основу такого разделения положен производственный признак — делимость массива породы при взрыве скважинных зарядов среднего диаметра (150 мм) с соответствующим этому диаметру расположением скважин на куски размером не более 0,10 м (весьма сильнотрещинова­ тые), не более 0,5 м (сильнотрещиноватые породы) и более 0,5 м (сред­ не- и слаботрещиноватые породы; для первых — 3 ^ Хт ^ 2). В весьма сильнотрещиноватых и сильнотрещиноватых породах дробление достигается практически полное, без содержания негабаритов (для дорожностроительных экскаваторов и бульдозеров). Однако и в этом случае выработка упомянутых машин будет незначительно отличаться

Т а б л и ц а 1

Категория

Степень трещиноватости

Число трещин

Средний

на 1 м линии,

диаметр

трещинова­

(блочности) массива

пересекающей

отдельностей,

тости

наибольшее их

м

 

 

число

 

I

п

ш

IV

V

Чрезвычайно трещиноватые (мелкоблоч­

Более 10

До 0,1

ные) . . .................................................

Сильнотрещиноватые (среднеблочные) .

2—10

0,1—0,5

Среднетрещиноватые (крупноблочные) .

1— 2

0,5—1,0

Малотрещиноватые (весьма крупноблоч-

1—0,65

1,0—1,5

н ы е ) .................................................... ....

Практически монолитные ......................

Менее 0,65

Свыше i ,5

6


от нормативной, если взорванная масса будет состоять из кусков раз­ мером 0,3—0,5 м и достигать максимума при размере кусков не более 0,1—0,15 м. Указанное разделение соответствует классификации пород по степени трещиноватости, принятой для горно-рудных карьеров (табл. 1), если учесть, что монолитные породы в верхних слоях практи­ чески не встречаются.

§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД

Для характеристики буримости, взрываемости, дробимости скаль­ ных грунтов и других производственных показателей наибольшее зна­ чение из физических свойств имеют объемная масса и плотность, по­ ристость, естественная влажность.

О б ъ е м н у ю

м а с с у грунта у0 (массу единицы объема) опре­

деляют на монолитах при естественной пористости и влажности.

П л о т н о с т ь

скального грунта уп (масса единицы объема твер­

дой фазыпри естественной пористости без массы поровой воды) изме­

няется

в поверхностных

слоях

от 1500

до 3 200 кг/м3. Значение уи

всегда

больше

величины у0 для

одной

и той же породы,

однако

для

скальных

грунтов

разница

в

большинстве случаев не

превы­

шает

1 — 2%.

 

 

 

 

 

 

С увеличением плотности каждой породы увеличивается ее механи­ ческая прочность. Поэтому группу породы по классификации СНиП IV-13 часто устанавливают в зависимости от плотности уп.

Наибольшей плотностью обладают изверженные породы (граниты, диабазы, базальты), наименьшей — осадочные (песчаники и извест­ няки).

П о р и с т о с т ь грунта е (отношение объема пор ко всему объему грунта, выраженное в процентах) характеризует часто свойства пла­ стичности (вязкости) и дробимости взрывом, а также свойства грунта как строительного основания. Пористость оценивают еще коэффициен­

том пористости КЕ = 10Qe_ .

Е с т е с т в е н н а я в л а ж н о с т ь we (отношение массы по­ ровой воды к массе минеральных частиц в данном объеме грунта, выра­ женное в %) скальных пород не превышает нескольких процентов. Степень влажности часто характеризуют коэффициентом влажности

Квл

We

(1)

wn

 

 

где wa — полная влагоемкость, соответствующая полному заполнению

всех пор грунта (w„ = —).

Yu

Величина Квл может меняться в пределах от нуля до 1. Чем больше величина Квл, тем лучше условия для передачи энергии взрыва в среде.

Знание в о д о п р о н и ц а е м о с т и пород позволяет оценивать возможную обводненность массива скальной породы в разное время года и устанавливать наиболее рациональное время и способ про-

7