Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ПРЕДИСЛОВИЕ |
3 |
|
РЕЖ ИМ Ы Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О О Б С Л У Ж И В А Н И Я |
5 |
|
1. |
Д ВИ ГА ТЕ Л Ь |
9 |
2. |
С И С ТЕ М А О Х Л А Ж Д Е Н И Я |
17 |
3. |
С И С ТЕ М А С М АЗКИ |
29 |
4. |
С И С ТЕ М А П И Т А Н И Я |
39 |
5. |
Э Л Е КТ РО О Б О Р УД О ВА Н И Е |
57 |
6. ТР А Н С М И С С И Я |
77 |
|
7. |
Х О Д О В А Я Ч А С ТЬ |
91 |
8. РУЛЕВОЕ УП РАВЛ ЕНИ Е |
107 |
|
9. |
ТО РМ О ЗН А Я С И С ТЕ М А |
121 |
А . И . А З А Р Х , П . З . Б Е Л К И Н
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПОСОБИЕ
М О С К В А « Т Р А Н С П О Р Т » 1 9 7 4
УД К 629.113.004.5
Т ехническое обслуж ивание грузовы х авто
мобилей. И ллю стрированное пособие. А з а р х
А. И., Б е л к и н |
П. |
3. Изд-во «Транспорт», |
|
1974 г., стр. 1 — |
136. |
|
|
В книге содержатся рекомендации по |
проверке |
||
и зксплуатационным |
регулировкам |
агрегатов |
исистем грузовы х автомобилей ГАЗ-53А,
ЗИЛ -130 и М АЗ -500; описаны приборы и прави ла применения их при техническом обслуж и вании. Приведен перечень основны х работ по техническому обслуж иванию автомобилей.
Книга предназначена для водителей автомоби
лей и слесарей-авторемонтников. Рис. 247, табл. 6.
Т£ |
] |
бхвомо г*мл С<: GP |
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
31803-1432
А 31-73 049(01)-74
© И тдательство « Транспорт» . 1974 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е |
3 |
Во всех областях народного хозяйства нашей страны ш ироко используется авто мобильный транспорт, роль которого возрастает из года в год.
Девятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР предусмотрены увеличение выпуска автомобилей всех типов в 1975 г. до 2,0— 2,1 млн. ш т., рост
производства грузовы х |
автомобилей — примерно в 1,5 |
раза, выпуск больш егруз |
ны х автомобилей и на |
их базе автопоездов высокой |
грузоподъемности. Будет |
расширен выпуск специализированных грузовы х автомобилей и автом обильны х прицепов и организовано производство автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью до 120 т. Намечено увеличить грузооборот авто
мобильного транспорта общ его пользования в 1,6 раза, |
улучш ить техническое об |
|||
служивание тран сп о р тн ы х средств, сократить |
простои |
и порожние |
пробеги гру |
|
зовых автомобилей. |
|
' ” |
"z~"...." |
:•* |
Для успеш ного решения автомобильным тр а н < ^о р .Т |Е д е .'пзс£ зд ^д о £ ф ц ач |
необ- |
|||
-ходимо постоянно поддерживать автомобили |
в; хорошем те>учу,чеу$,ОЩ90ст<}янии |
|||
и создать та кую организацию технического обслуживания, Kcjxcjpaj, предусматри |
вала бы своевременное и высококачественное выполнение вс^< операций по 4ходу
за автомобилем. При этом |
необходимо использовать-правильны е при е |
м ^ в ь е пол |
нен ия каждой операции и |
ш ироко применять" средства механизации. |
Квалифи |
цированное выполнение работ технического обслуживания обеспечивает безот казную работу агрегатов, узлов и систем автомобилей, увеличивает их надежность и максимальные межремонтные пробеги, повы ш ает производительность, сокра щ ает расход топлива, снижает себестоимость перевозок, обеспечивает повыш е ние безопасности движения.
1 июля 1972 г. введено в действие новое «П оложение о техническом обслуживании и ремонте подвиж ного состава автом обильного транспорта», утвержденное Ми нистерством автом обильного транспорта РСФСР, определившее основы техни ческого обслуживания и установивш ее соответствую щ ие нормативы . Д анное иллю стрированное пособие разработано на основании этого нового положения.
Цель этого пособия — помочь водителям и ремонтным рабочим с наименьшими затратами времени по иллюстрациям и небольшим пояснениям к ним овладеть основными приемами технического обслуживания автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ -130 и М А З -500, которы е являются базовыми (основны ми) моделями больш ого семейст
ва автомобилей и |
составляю т |
б ольш ую часть |
автомобильного |
парка страны . |
О писанны е приемы |
могут бы ть |
рекомендованы |
для технического |
обслуживания |
и других грузовы х автомобилей.
Применение водителями передовых методов управления автомобилями, постоян ное наблюдение за техническим состоянием автомобилей на линии, проверка ка чества технического обслуживания и совместное умелое выполнение работ води телями и ремонтными рабочими позволяют добиваться высокопроизводительной работы автом обильного транспорта.
1*
Ежедневное техническое обслуживание - ЕО
Первое техническое обслуживание - ТО-1
Второе техническое обслуживание - ТО-2
5
Р Е Ж И М Ы Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О О Б С Л У Ж И В А Н И Я
В процессе эксплуатации автомобиля крепления его деталей, механизмов и агрегатов ослабе ваю т; зазоры между сопряженными деталями вследствие износа последних увеличиваю тся; масло в механизмах загрязняется продуктами износа и поэтому его свойства ухудш аю тся. Для предупреждения возникновения неисправ ностей, устранения причин, ускоряю щ их износ деталей, и обеспечения постоянной техниче ской готовности автомобилей их необходимо подвергать плановому техническому об служ иванию . Техническое обслуживание авто мобилей состоит из уб орочны х, моечных, конт рольно-диагностических, смазочных, крепежно регулировочны х, электротехнических и запра вочны х работ.
В автотран спортны х предприятиях нашей стра ны «Положением о техническом обслуживании
и ремонте подвиж ного состава автом обильного транспорта» установлена планово-предупреди тельная система технического обслуживания подвиж ного состава, сущ ность которой заклю чается в том, что после определенного пробега вы полняю т установленные «Положением» ра боты . В зависимости от объема, трудоемкости выполняемых работ и периодичности их про ведения предусмотрены следующ ие виды тех нического обслуживания (рис. 1); ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО -1); второе техническое обслуживание (ТО -2); сезонное техническое обслуживание (СО).
Е ж е д н е в н о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е вклю чает:
п е р е д в ы е з д о м н а л и н и ю — проверку чистоты всего автомобиля; наличия и отсут-
ствия подтекания воды, масла, топлива, а также контрольны й осмотр (рис. 2) тормозов, рулевого управления, колес, шин, сцепны х устройств автопоездов, приборов освещения и сигнали зации, стеклоочистителей; проверку правиль ности .установки зеркал заднего вида и исправ
ности |
бортовы х запоров; |
|
в п у т и — сиетематическое |
наблю дение за ра |
|
ботой механизмов; |
|
|
п о |
в о з в р а щ е н и и с |
л и н и и — уборку, |
мойку, осмотр и заправку автомобиля топливом , маслом и водой.
Наиболее распространенная в автотранспорт ны х предприятиях установка для мойки грузо
вы х |
автомобилей показана на |
рис. |
3. |
|
О на |
состоит |
из тр уб ч а ты х рамок с |
кач аю щ и |
|
мися |
соплами. |
К каждой рамке |
вода |
подается |
отдельными насосами под давлением 8 кГ/см2. Моечная установка снабжена автоматическим управлением от педалей, на которы е автомобиль наезжает колесами. В установке преду смотрен как преры вны й (при мойке единичны х автомобилей), так и непреры вны й режим ра
боты .
П ервое техническое обслуж ивание вклю чает все работы еж едневного обслуживания. Кроме того , при этом необходимо: тщ ательно ос матривать автомобиль для выявления неисправ ностей; подтягивать крепления всех механизмов и а гре га то в ; проверять ш плинтовку болтов и гаек; проверять и при необходимости регули ровать зазоры; устранять лю ф ты ; смазывать узлы и доливать масло в механизмы согласно карте смазки; доливать тормозную ж идкость
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ДВИГАТЕЛЯМ
Показатели |
ЗИ Л -130 |
ГАЗ-53 |
ЯМЗ-235 |
|||
Тип двигателя |
V -образный, четырех |
V-образный, |
||||
|
|
тактный, карбюратор |
четырехтакт |
|||
|
|
ный, |
верхнеклапан |
ный, |
дизель |
|
|
|
ный, |
восьмицилинд |
ный, |
шёсти- |
|
Диаметр цилинд |
|
ровый |
цилиндровый |
|||
100,0X95,0 |
92,0X80,0 |
130X140 |
||||
ров и ход поршня, |
|
|
|
|
|
|
мм |
объем |
|
6 |
4,25 |
|
11,15 |
Рабочий |
|
|
||||
цилиндров, |
л |
|
|
|
|
|
Степень |
сжатия |
|
6.5 |
6,7 |
|
15,5 |
Порядок |
работы |
1—5—4—2—3 - 3 —7—8 |
1—4—2—5—3 - 6 |
|||
цилиндров |
|
|
|
|
|
|
Максимальная |
150 |
115 |
|
180 |
||
мощность, |
л. с. |
|
|
|
|
|
Частота враще ния коленчатого вала двигателя при максимальной мощ ности, об! мин
Максимальный крутящий момент,
кГ м
Минимальный
удельный |
расход |
топлива, |
г /л . с. ч. |
Блок цилиндров
Головки цилинд ров
Поршни
Поршневые паль цы
3100 |
3200 |
2130 |
41 |
29 |
68 |
240 |
238 |
175 |
Чугун |
Из алю- |
Из легиро |
ный |
миниевого |
ванного чугу |
|
сплава |
на |
Из алюминиевого |
То же |
сплава Из алюминиевого сплава
Стальные, плавающего типа
Шатуны |
|
|
Стальные, двутавро »ого сечения |
||
Распределитель |
Стальной |
пятиопор- |
Стальной, |
||
ный вал |
|
|
ный |
|
четырехопор |
|
|
|
|
|
ный |
Зазоры |
между |
0,30 |
0,35 |
0,25—0,30 |
|
клапанами |
и коро |
|
|
|
|
мыслами (в холод |
|
|
|
||
ном состоянии), мм |
|
|
|
||
Фазы газораспре |
|
|
|
||
деления, |
граб; |
|
|
23° до в. м. т. |
|
открытие |
кла |
31° |
24° |
||
впускного |
ДО в .м .т. |
до в .м .т. |
|
||
пана |
|
|
|
|
|
закрытие |
кла |
83° |
64° |
56° |
|
впускного |
после н.м.т. |
после н.м.т. |
после н.м .т. |
||
пана |
|
|
|
|
|
открытие |
вы |
67° |
50° |
56° до н.м .т. |
|
пускного |
кла |
до н.м .т. |
ДО Н . М . Т . |
|
|
пана |
|
|
|
|
|
закрытие |
вы- |
47° |
22° |
20° |
|
пускного |
кла |
после в.м.т |
после в.м.т |
после в.м .т. |
пана
У" Л f \
и и
1 ДВИГАТЕЛЬ |
9 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Проверить работу двигателя.
П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Проверить крепление: двигателя к раме автомобиля; поддона картера; впускного трубопровода и вы пуск ны х трубопроводов к головке цилиндров.
В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить: затяжку гаек или болтов крепления голо вок цилиндров; компрессию в цилиндрах двигателя. Через одно ТО -2 проверить и при необходимости от регулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами. О дной из причин перегрева двигателя может б ы ть отлож ение нагара в камерах сгорания головки цилиндров. В этом случае необходимо удалить нагар при очередном ТО -2.