Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

3

РЕЖ ИМ Ы Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О О Б С Л У Ж И В А Н И Я

5

1.

Д ВИ ГА ТЕ Л Ь

9

2.

С И С ТЕ М А О Х Л А Ж Д Е Н И Я

17

3.

С И С ТЕ М А С М АЗКИ

29

4.

С И С ТЕ М А П И Т А Н И Я

39

5.

Э Л Е КТ РО О Б О Р УД О ВА Н И Е

57

6. ТР А Н С М И С С И Я

77

7.

Х О Д О В А Я Ч А С ТЬ

91

8. РУЛЕВОЕ УП РАВЛ ЕНИ Е

107

9.

ТО РМ О ЗН А Я С И С ТЕ М А

121

А . И . А З А Р Х , П . З . Б Е Л К И Н

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПОСОБИЕ

М О С К В А « Т Р А Н С П О Р Т » 1 9 7 4

УД К 629.113.004.5

Т ехническое обслуж ивание грузовы х авто ­

мобилей. И ллю стрированное пособие. А з а р х

А. И., Б е л к и н

П.

3. Изд-во «Транспорт»,

1974 г., стр. 1 —

136.

 

 

В книге содержатся рекомендации по

проверке

и зксплуатационным

регулировкам

агрегатов

исистем грузовы х автомобилей ГАЗ-53А,

ЗИЛ -130 и М АЗ -500; описаны приборы и прави­ ла применения их при техническом обслуж и­ вании. Приведен перечень основны х работ по техническому обслуж иванию автомобилей.

Книга предназначена для водителей автомоби­

лей и слесарей-авторемонтников. Рис. 247, табл. 6.

Т£

]

бхвомо г*мл С<: GP

 

ЭКЗЕМПЛЯР

 

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

31803-1432

А 31-73 049(01)-74

© И тдательство « Транспорт» . 1974 г.


П Р Е Д И С Л О В И Е

3

Во всех областях народного хозяйства нашей страны ш ироко используется авто­ мобильный транспорт, роль которого возрастает из года в год.

Девятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР предусмотрены увеличение выпуска автомобилей всех типов в 1975 г. до 2,0— 2,1 млн. ш т., рост

производства грузовы х

автомобилей — примерно в 1,5

раза, выпуск больш егруз­

ны х автомобилей и на

их базе автопоездов высокой

грузоподъемности. Будет

расширен выпуск специализированных грузовы х автомобилей и автом обильны х прицепов и организовано производство автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью до 120 т. Намечено увеличить грузооборот авто­

мобильного транспорта общ его пользования в 1,6 раза,

улучш ить техническое об­

служивание тран сп о р тн ы х средств, сократить

простои

и порожние

пробеги гру­

зовых автомобилей.

 

' ”

"z~"...."

:•*

Для успеш ного решения автомобильным тр а н < ^о р .Т |Е д е .'пзс£ зд ^д о £ ф ц ач

необ-

-ходимо постоянно поддерживать автомобили

в; хорошем те>учу,чеу$,ОЩ90ст<}янии

и создать та кую организацию технического обслуживания, Kcjxcjpaj, предусматри­

вала бы своевременное и высококачественное выполнение вс^< операций по 4ходу

за автомобилем. При этом

необходимо использовать-правильны е при е

м ^ в ь е пол­

нен ия каждой операции и

ш ироко применять" средства механизации.

Квалифи­

цированное выполнение работ технического обслуживания обеспечивает безот­ казную работу агрегатов, узлов и систем автомобилей, увеличивает их надежность и максимальные межремонтные пробеги, повы ш ает производительность, сокра­ щ ает расход топлива, снижает себестоимость перевозок, обеспечивает повыш е­ ние безопасности движения.

1 июля 1972 г. введено в действие новое «П оложение о техническом обслуживании и ремонте подвиж ного состава автом обильного транспорта», утвержденное Ми­ нистерством автом обильного транспорта РСФСР, определившее основы техни ­ ческого обслуживания и установивш ее соответствую щ ие нормативы . Д анное иллю стрированное пособие разработано на основании этого нового положения.

Цель этого пособия — помочь водителям и ремонтным рабочим с наименьшими затратами времени по иллюстрациям и небольшим пояснениям к ним овладеть основными приемами технического обслуживания автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ -130 и М А З -500, которы е являются базовыми (основны ми) моделями больш ого семейст­

ва автомобилей и

составляю т

б ольш ую часть

автомобильного

парка страны .

О писанны е приемы

могут бы ть

рекомендованы

для технического

обслуживания

и других грузовы х автомобилей.

Применение водителями передовых методов управления автомобилями, постоян­ ное наблюдение за техническим состоянием автомобилей на линии, проверка ка­ чества технического обслуживания и совместное умелое выполнение работ води­ телями и ремонтными рабочими позволяют добиваться высокопроизводительной работы автом обильного транспорта.

1*


Ежедневное техническое обслуживание - ЕО

Первое техническое обслуживание - ТО-1

Второе техническое обслуживание - ТО-2

5

Р Е Ж И М Ы Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О О Б С Л У Ж И В А Н И Я

В процессе эксплуатации автомобиля крепления его деталей, механизмов и агрегатов ослабе­ ваю т; зазоры между сопряженными деталями вследствие износа последних увеличиваю тся; масло в механизмах загрязняется продуктами износа и поэтому его свойства ухудш аю тся. Для предупреждения возникновения неисправ­ ностей, устранения причин, ускоряю щ их износ деталей, и обеспечения постоянной техниче ­ ской готовности автомобилей их необходимо подвергать плановому техническому об­ служ иванию . Техническое обслуживание авто ­ мобилей состоит из уб орочны х, моечных, конт­ рольно-диагностических, смазочных, крепежно­ регулировочны х, электротехнических и запра­ вочны х работ.

В автотран спортны х предприятиях нашей стра ­ ны «Положением о техническом обслуживании

и ремонте подвиж ного состава автом обильного транспорта» установлена планово-предупреди­ тельная система технического обслуживания подвиж ного состава, сущ ность которой заклю ­ чается в том, что после определенного пробега вы полняю т установленные «Положением» ра­ боты . В зависимости от объема, трудоемкости выполняемых работ и периодичности их про­ ведения предусмотрены следующ ие виды тех­ нического обслуживания (рис. 1); ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО -1); второе техническое обслуживание (ТО -2); сезонное техническое обслуживание (СО).

Е ж е д н е в н о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е вклю чает:

п е р е д в ы е з д о м н а л и н и ю — проверку чистоты всего автомобиля; наличия и отсут-

ствия подтекания воды, масла, топлива, а также контрольны й осмотр (рис. 2) тормозов, рулевого управления, колес, шин, сцепны х устройств автопоездов, приборов освещения и сигнали­ зации, стеклоочистителей; проверку правиль­ ности .установки зеркал заднего вида и исправ­

ности

бортовы х запоров;

 

в п у т и — сиетематическое

наблю дение за ра­

ботой механизмов;

 

п о

в о з в р а щ е н и и с

л и н и и — уборку,

мойку, осмотр и заправку автомобиля топливом , маслом и водой.

Наиболее распространенная в автотранспорт­ ны х предприятиях установка для мойки грузо­

вы х

автомобилей показана на

рис.

3.

О на

состоит

из тр уб ч а ты х рамок с

кач аю щ и ­

мися

соплами.

К каждой рамке

вода

подается

отдельными насосами под давлением 8 кГ/см2. Моечная установка снабжена автоматическим управлением от педалей, на которы е автомобиль наезжает колесами. В установке преду­ смотрен как преры вны й (при мойке единичны х автомобилей), так и непреры вны й режим ра­

боты .

П ервое техническое обслуж ивание вклю ­ чает все работы еж едневного обслуживания. Кроме того , при этом необходимо: тщ ательно ос­ матривать автомобиль для выявления неисправ­ ностей; подтягивать крепления всех механизмов и а гре га то в ; проверять ш плинтовку болтов и гаек; проверять и при необходимости регули­ ровать зазоры; устранять лю ф ты ; смазывать узлы и доливать масло в механизмы согласно карте смазки; доливать тормозную ж идкость


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ДВИГАТЕЛЯМ

Показатели

ЗИ Л -130

ГАЗ-53

ЯМЗ-235

Тип двигателя

V -образный, четырех­

V-образный,

 

 

тактный, карбюратор­

четырехтакт­

 

 

ный,

верхнеклапан­

ный,

дизель­

 

 

ный,

восьмицилинд­

ный,

шёсти-

Диаметр цилинд­

 

ровый

цилиндровый

100,0X95,0

92,0X80,0

130X140

ров и ход поршня,

 

 

 

 

 

мм

объем

 

6

4,25

 

11,15

Рабочий

 

 

цилиндров,

л

 

 

 

 

 

Степень

сжатия

 

6.5

6,7

 

15,5

Порядок

работы

1—5—4—2—3 - 3 —7—8

1—4—2—5—3 - 6

цилиндров

 

 

 

 

 

 

Максимальная

150

115

 

180

мощность,

л. с.

 

 

 

 

 

Частота враще­ ния коленчатого вала двигателя при максимальной мощ­ ности, об! мин

Максимальный крутящий момент,

кГ м

Минимальный

удельный

расход

топлива,

г /л . с. ч.

Блок цилиндров

Головки цилинд­ ров

Поршни

Поршневые паль­ цы

3100

3200

2130

41

29

68

240

238

175

Чугун­

Из алю-

Из легиро­

ный

миниевого

ванного чугу­

 

сплава

на

Из алюминиевого

То же

сплава Из алюминиевого сплава

Стальные, плавающего типа

Шатуны

 

 

Стальные, двутавро »ого сечения

Распределитель­

Стальной

пятиопор-

Стальной,

ный вал

 

 

ный

 

четырехопор­

 

 

 

 

 

ный

Зазоры

между

0,30

0,35

0,25—0,30

клапанами

и коро­

 

 

 

мыслами (в холод­

 

 

 

ном состоянии), мм

 

 

 

Фазы газораспре­

 

 

 

деления,

граб;

 

 

23° до в. м. т.

открытие

кла­

31°

24°

впускного

ДО в .м .т.

до в .м .т.

 

пана

 

 

 

 

 

закрытие

кла­

83°

64°

56°

впускного

после н.м.т.

после н.м.т.

после н.м .т.

пана

 

 

 

 

 

открытие

вы­

67°

50°

56° до н.м .т.

пускного

кла­

до н.м .т.

ДО Н . М . Т .

 

пана

 

 

 

 

 

закрытие

вы-

47°

22°

20°

пускного

кла­

после в.м.т

после в.м.т

после в.м .т.

пана

У" Л f \

и и


1 ДВИГАТЕЛЬ

9

 

ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Проверить работу двигателя.

П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Проверить крепление: двигателя к раме автомобиля; поддона картера; впускного трубопровода и вы пуск­ ны х трубопроводов к головке цилиндров.

В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить: затяжку гаек или болтов крепления голо­ вок цилиндров; компрессию в цилиндрах двигателя. Через одно ТО -2 проверить и при необходимости от­ регулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами. О дной из причин перегрева двигателя может б ы ть отлож ение нагара в камерах сгорания головки цилиндров. В этом случае необходимо удалить нагар при очередном ТО -2.