Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
гликоля. Поэтому для предотвращения потери и возврата диэтилепглнколя в бак необходимо устанавливать после десорбера кон денсатор для конденсации паров диэтиленгликоля.
Как отмечает В. Д. Полончук, важнейшее различие между рас творами солей, используемыми для осушения воздуха, и гликолями заключается в том, что давление пара активного компонента — соле вого раствора — равно практически нулю и, следовательно, допол нительный конденсатор не требуется [20].
Основные преимущества воздухоосушительных установок с жид ким поглотителем — непрерывность процесса осушения, а также лег
кость и простота автоматизации процесса регенерации |
раствора. |
На трубопроводе осушенного воздуха может быть |
установлен |
датчик влажности, который будет управлять работой |
десорбера |
и поддерживать заданную относительную влажность осушенного воздуха. В этом случае десорбер вводится в действие при повышении относительной влажности осушенного воздуха выше установленной (что свидетельствует о пониженной концентрации раствора, пода ваемого в абсорбер) и выводится из действия при снижении относи тельной влажности осушенного воздуха ниже заданной.
Регулирование концентрации раствора путем включения десор бирующей части установки датчиком влажности, установленным в трубопроводе воздуха после абсорбера, основано на выявленной расчетами закономерности: при определенной температуре осушае мого воздуха каждому значению относительной влажности воздуха после абсорбера соответствует вполне определенная концентрация раствора. При этом для обеспечения определенной относительной влажности воздуха после абсорбера при высоких.температурах осу шаемого воздуха требуется более высокая концентрация раствора. Концентрация раствора принимается такой, чтобы при изменяю щихся параметрах осушаемого воздуха исключался процесс кри сталлизации раствора (см. гл. V).
Настроенный на определенную относительную влажность дат чик влажности будет изменять концентрацию раствора включением и выключением десорбера таким образом, чтобы из абсорбера выхо дил воздух с влажностью, соответственно настроенной на датчике относительной влажности. С изменением температуры концентрация раствора будет изменяться автоматически до нужной величины.
Такое регулирование установки позволяет использовать водный раствор хлористого лития без разделения на летний и зимний режим по концентрации. Практическая возможность регулирования под твердилась при испытаниях установки ВАУ-800.
При испытаниях воздухоосушительной установки ВАУ-800 на блюдалась коррозия стальных деталей, особенно на линии горячего раствора. Это может быть объяснено применением разнородных материалов (стали и меди). Для уменьшения коррозионного воздей ствия должны добавляться ингибиторы — двухромовокислый калий или хромат лития, который особенно рекомендуется при
использовании раствора хлористого |
лития, так как в этом случае |
в систему не вводятся посторонние |
катионы. |
77
В системах т и п а Г используется так называемый механиче ский способ осушения воздуха. Этот способ осушения воздуха при меняется на судах пока относительно редко. Его сущность заклю чается в том, что влажный воздух охлаждается в поверхностных охладителях, в результате чего часть паров воды конденсируется на поверхности, и воздух осушается.
Наряду с такими достоинствами указанных установок, как мень шие масса и габариты, последние имеют и существенный недостаток. Конденсация паров воды в виде капель имеет место только при тем пературе поверхности охладителя воздуха выше 273 К. Если тем пература воздуха, подаваемого на осушение ниже 283—288 К, то его температура точки росы приближается к 273 К и необходимая температура поверхности воздухоохладителя должна быть ниже 273 К- В этом случае вода из воздуха оседает на поверхности в виде инея и препятствует процессу теплопередачи. Для удаления инея необходимо периодически осуществлять режим оттайки. Кроме того, начиная с температур осушаемого воздуха от 268 до 283 К, необхо димо резкое понижение температуры хладагента и хладоносителя для незначительного уменьшения влагосодержания осушаемого воздуха.
Наиболее употребляемой в зарубежном судостроении установкой с механическим способом осушения является воздухоосушительное устройство типа «Драйхолд» фирмы Термотанк (Англия) производи тельностью по осушенному воздуху 840 м3/ч. Этим устройством обо рудованы сухогрузные суда типа «Тикси» дедвейтом 12 050 т датской постройки. Устройство «Драйхолд» совместно с вентилятором и си стемой трубопроводов воздуха представляет собой местную систему технического кондиционирования воздуха, монтируемую для каж дого грузового района.
На рис. 36 показана схема устройства и его основные части.
На теплоходах типа «Тикси» воздухоосушительное устройство «Драйхолд» с вентилятором располагается на верхней палубе у пере борки грузового района. В другом конце района предусматривается естественная вентиляция. При помощи заслонок, установленных на трубопроводах воздуха и в самом устройстве, система обеспечивает вентиляцию трюмов и твиндеков наружным воздухом или рецир куляцию воздуха в грузовых помещениях с добавкой осушенного воздуха, для чего часть рециркулируемого воздуха проходит через охладитель воздуха, где температура точки росы воздуха пони жается до 273,6—273 К. Поскольку этот воздух непрерывно засасы вается из закрытых трюмов и твиндека и постоянно осушается, температура точки росы воздуха в помещениях сохраняется доста точно низкой для предотвращения конденсации на корпусе судна или грузе.
Хладоснабжение устройств осуществляется централизованно от холодильных машин фирмы «Саброе» (Дания).
В |
отличие от централизованного хладоснабжения в системах |
т и п а |
Д применяют автономные механические осушители воздуха |
со встроенными холодильными машинами. Эти осушители представ-
78
ляют собой небольшие автоматизированные агрегаты, в которых влажный воздух с помощью вентилятора последовательно проходит через охладитель, являющийся испарителем холодильной машины, и затем через конденсатор хладагента. В трубках испарителя кипит хладагент, отнимая тепло от воздуха. Пары хладагента отсасываются
компрессором, сжимаются и пода |
|
|
|||
ются в конденсатор, где они конден |
|
|
|||
сируются |
с выделением |
скрытой |
|
|
|
теплоты, передающейся воздуху. |
|
|
|||
Жидкий |
хладагент дросселируется |
|
|
||
от давления конденсации до давления |
|
|
|||
кипения в терморегулирующем кла |
|
|
|||
пане и поступает в испаритель (см. |
|
|
|||
гл. IV). |
|
|
|
|
|
В испарителе температура воз |
|
|
|||
духа и влагосодержание |
уменьша |
* |
|
||
ются. Это связано с тем, |
что темпе |
ft |
|||
t f |
|||||
ратура поверхности испарителя ниже |
Грузовое |
помещение |
Рис. 36. Вентиляционное и воздухоосушительное устройство типа «Драйхолд»: а — компоновка; б — работа в режиме вентиляции; в — работа в режиме осу шения.
1 — охладитель воздуха; 2 — воздухоосушительное отделение; 3 — заслонка подачи воз
духа на осушение; |
4 — заслонка рециркуляции; |
5 — нижняя заслонка; 6 —вентиля- |
|
-* — направление |
тор; 7 — электродвигатель; 8 — датчик влажности. |
||
движения воздуха в |
режиме |
вентиляции;-------- > — направление |
|
|
движения воздуха |
в режиме осушения. |
температуры точки росы воздуха и на ней выпадает вода из воздуха. В конденсаторе влагосодержание воздуха не изменяется, а темпе ратура его повышается. В результате воздух выходит из агрегата осушенным и немного подогретым.
Как указывалось выше, в некоторых случаях температура точки росы воздуха приближается к 273 К и температура поверхности должна быть ниже 273 К. При этом вода из воздуха оседает на по верхности в виде инея и работа осушителя приобретает циклический
79
характер с чередованием периодов удаления инея с поверхности охладителя. Удалять иней можно различными способами в зависи мости от температуры воздуха, схемы машины и других условий: продувкой воздуха при неработающем компрессоре, когда темпера тура поступающего воздуха выше 273 К; подачей горячих паров хладагента из компрессора в испаритель; электроподогревателями и т. и.
Автономные механические осушители воздуха для стационарных условий выпускаются фирмами Ремингтон (США), Претема (Швей цария), Линде (ФРГ), Марко (Англия) и др. В США, например, в начале 60-х годов ежегодно выпускалось 400 000 механических осу шителей [21].
В СССР основы теории и расчета автономных механических осу шителей разработаны А. А. Гоголиным [16—18]. Под его руко водством создан ряд механических осушителей.
Как показали исследования А. А. Гоголина, производительность механического осушителя и его экономичность увеличиваются с по вышением коэффициента влаговыпадения |, и холодопроизводительности Q0. При большой влажности воздуха значения £ и Q0 увеличиваются с повышением температуры охлаждающей поверх
ности |
Тп и связанной с нею температуры кипения хлада |
гента |
Т 0. |
Следовательно, при проектировании осушителя для этих условий необходимо уменьшить удельную тепловую нагрузку на 1 м2 поверх ности испарителя, чтобы при заданных температурах воздуха повы сить температуры поверхности и кипения хладагента.
Если относительная влажность воздуха невелика, понижение удельной тепловой нагрузки (повышение температур Т„ и Т0) при водит к резкому снижению коэффициента влаговыпадения, что, в свою очередь, уменьшает производительность и экономичность осушителя. Таким образом, при проектировании осушителя, пред назначенного для обеспечения возможно наименьшей влажности воздуха в помещении, удельная тепловая нагрузка в испарителе должна выбираться значительно более высокой. Это в первую оче редь относится к осушителям, работающим в области низких тем ператур воздуха с небольшими коэффициентами влаговыпа дения.
А. А. Гоголин показал, что для обеспечения наибольшей экономич ности и производительности автономных механических осушителей как при высокой, так и при низкой влажности воздуха желательно регулировать их работу, чтобы получить более низкую темпера туру поверхности в случае уменьшения температуры осушаемого воздуха.
Регулирование осуществляется тремя способами:
,1) выключением части поверхности испарителя при помощи ручных и электромагнитных клапанов;
2) уменьшением подачи фреона в испаритель путем соответствую щей установки терморегулирующего клапана (более простой метод); в этом случае жидкость будет кипеть лишь на части поверхности
80