Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
|
|
П родолж ение |
т а б л . 16 |
|
КТ 56/20 |
КТ 90/30 |
|
Характеристика |
Лето |
Зима |
Лето |
Зи ма |
|||
Электровентнлятор |
56ЦС-34 |
95ЦС-48 |
|
Двигатель |
АМТ-61-2 |
АМТ-72-2 |
|
Установочная мощность, |
11,0 |
25,0 |
|
кВт |
|
|
|
Габарит, мм: |
|
|
|
длина |
1540 |
1490 |
|
ширина |
1282 |
1632 |
|
высота |
1730 |
1990 |
|
Масса (сухого), кг |
812 |
906 |
|
Центральные кондиционеры типа КТ представляют собой моно блочную конструкцию с жестким неразъемным каркасом.
Внутри каркаса предусмотрена тепло- и звукоизоляция.
В центральном кондиционере КТ 56/20 по ходу воздуха распо ложены (рис. 40, а): первичный подогреватель воздуха 15, рассоль ный охладитель воздуха 17, паровое увлажнительное устройство 8, вторичный подогреватель воздуха 6. Нагнетательный патрубок электровентилятора 2 присоединен с помощью резинового манжета к распределительной камере, расположенной в верхней части кон диционера. Пройдя подогреватель и охладитель, воздух попадает в поддон, где поворачивает на 180° и направляется на вторичный подогрев, пройдя увлажнительное устройство. Затем воздух попа дает в выходную камеру, откуда через два прямоугольных патрубка, расположенных один — в боковой стенке, другой — в верхней части, направляется в обслуживаемые помещения.
Электровентилятор крепится к промежуточной плите, которая с помощью амортизаторов типа АКСС устанавливается па фунда мент.
Охладитель воздуха — поверхностного типа; змеевиковые бата реи с горизонтальным шахматным расположением оребренных труб диаметром 10x1. Трубы набраны в пакеты по 6—10 шт. с общим ребром. Концы труб соединены калачами, крайние ряды — коллек торами. Подогреватели по конструкции аналогичны, но без оребрения.
Первичный подогреватель вмонтирован в корпус охладителя, и его трубы расположены над трубами охладителя. Увлажнительное устройство представляет собой решетку из труб со сверлениями для выхода пара.
87
При использовании в системе хладоснабжения для циркуляции рассола стальных труб предусмотрена возможность установки фильтра на входе рассола в кондиционер.
Для удобства монтажа и ремонта агрегата предусмотрена воз можность монтажа и демонтажа охладителя только с одной стороны при снятых крышках кондиционера.
Центральный кондиционер КТ 90/30 по конструкции идентичен кондиционеру КТ 56/20, однако в нем отсутствуют вторичный подогре ватель воздуха и увлажнительное устройство, трубки первичного
подогревателя выполнены с оребрением, электровентилятор устанав ливается непосредственно на фундамент (рис. 40, б). Оба кондицио нера выполняются как правой, так и левой модели.
Система автоматического регулирования построена на инвариант ных регуляторах температуры прямого действия типа РТВ, испол нительные механизмы которых расположены непосредственно на трубопроводах подачи рассола и пара. Работа регуляторов типа РТВ основана на изменении объема жидкости, находящейся в термобал лонах. При изменении температуры воздуха в месте установки основного термобаллона — ОТБ (рис. 41) изменяется объем жидко сти в нем, что влечет за собой перемещение штока клапана РТ. Клапан изменяет расход теплоносителя — пара (в режиме подогрева воздуха) или хладоносителя — рассола (в режиме охлаждения и осушения), что позволяет поддерживать заданную температуру воздуха в месте основного термобаллона. Дополнительный термо баллон (ДТБ) предназначен для увеличения точности поддержания температуры воздуха в месте установки основного термобаллона. Увлажнение воздуха в кондиционере КТ 56/20 производится в зави симости от температуры воздуха, выходящего из первичного подо гревателя. Места установки основных и дополнительных термобал
89
лонов показаны на рис. 41. Номер при индексах РТ, ОТБ и ДТ'Б соответствует номеру регулятора.
Схемой автоматической регулировки предусматривается защита от замораживания, которая срабатывает при понижении темпера туры воздуха за первичным подогревателем до 275 К.
Температура настройки (К) регуляторов:
Регулятор |
КТ 56/20 |
КТ 90/30 |
РТ-1 ................................................................. |
283 |
293 |
РТ-2 ................................................................. |
284,5 |
284 |
РТ-3 ................................................................. |
284,5 |
— |
РТ-4 ................................................................. |
291 |
— |
В принципе возможна замена рассольного воздухоохладителя фреоновым и тогда кондиционер, укомплектованный холодильной машиной, станет автономным агрегатом для полного кондициониро вания воздуха в технических целях.
Технологическая схема обработки воздуха в центральных кон диционерах типа КТ не исключает возможность осушения воздуха при работе кондиционера в режиме «зима» (подогрев — охлаждение и осушение — подогрев). Однако в этом случае температура хладоносителя — рассола должна быть ниже температуры точки росы поступающего в кондиционер воздуха, что на рефрижераторных судах вполне осуществимо (см. гл. IV).
В некоторых случаях при этом понадобится проведение перио дической оттайки охладителя. Как видим, конструкции оборудования систем для полного кондиционирования воздуха в технических целях находятся на уровне современных высоконапорных систем комфорт ного кондиционирования воздуха.
ГЛАВА III
СОВРЕМЕННЫЕ СХЕМЫ И КОНСТРУКЦИИ
СИСТЕМ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ
§ 7. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И НАЗНАЧЕНИЕ
При классификации современных систем инертных газов следует иметь в виду, что единый подход к их проектированию пока отсут ствует. Однако определенная общность схем и конструктивных реше ний систем инертных газов позволяет классифицировать их следую щим образом (рис. 42):
— по методу получения (генерации) инертных газов (топочных от судовых котлов или выпускных и топочных от автономных гене раторов);1
1 Использование выпускных газов дизелей на современных судах распрО' странения не получило.
90
Системы инертных газов
I
Е
Рис. 42. Классификация систем инертных газов.
91
—по способу установки оборудования (стационарные и пере движные генераторы газов);
—по степени обработки инертных газов, что обусловливается заданной их кондицией (без дополнительной обработки, с дополни тельной очисткой от примесей, осушение газов);
—по способу дополнительной обработки газов (сорбция при
месей, осушение с помощью холодильных машин или сорбентами и др.). Собственно способ дополнительной обработки газов опреде ляет конструкцию и комплектацию оборудования.
Согласно такой классификации можно выделить системы шести основных типов, общее назначение которых — поддержание в гру зовых помещениях заданных параметров газовой среды на всех ста диях эксплуатации судна.
Т и п А — системы с отбором инертных газов от дымоходов главных или вспомогательных, а также утилизационных котлов и очисткой и охлаждением газов в контактных аппаратах (скруббе рах) при помощи забортной воды. Это наиболее простые так назы ваемые стандартные системы инертных газов, получившие наиболь шее распространение за рубежом. К системам этого типа относятся системы, впервые созданные в нашей стране, и зарубежные, впервые установленные на судах компаний Сан Ойл и Бритиш Петролеум. Системы выполнены с широким диапазоном производительности от 5000 до 30 000 м3/ч инертных газов и предназначены для установки на танкерах различного дедвейта, имеющих как паротурбинные, так и дизельные энергетические установки и используемых для перево зок сырой нефти. Наиболее целесообразно их применение на танкерах
дедвейтом свыше 150 000 т, |
перевозящих сырую нефть и совершаю |
щих 6—8 рейсов в году [84], |
[104]. |
Т и п Б — системы этого типа отличаются от стандартных систем |
типа А устройствами для дополнительной очистки газов от окислов серы, встраиваемыми обычно в скрубберы. Системы предназначены для судов различного тоннажа, перевозящих нефтепродукты тех сортов, которые склонны реагировать с S 0 2, и судов, в топках котлов которых сжигаются высокосернистые мазуты. Их можно применять и на танкерах относительно небольшого дедвейта, транспортирующих сырую нефть, когда влияние скорости коррозии корпусных кон струкций из-за небольших толщин материалов и частых балластиро вок становится весьма ощутимым [84], [104].
Следует иметь в виду, что с ростом требований к защите окружаю щей среды от загрязнения системы типа Б, обеспечивающие отлив от скрубберов за борт иеподкисленной воды, могут получить широ кое распространение.
Системы т и п а В характеризуются тем, что в них в дополнение к очистке и охлаждению в контактных аппаратах инертных газов, отбираемых от дымоходов котлов, производится осушение газов либо с помощью холодильных машин, либо с помыцью твердых или жидких сорбентов. Ряд компаний и фирм считает, что усложнение систем и повышение их стоимости не оправдывается дополнительным снижением скорости коррозии, в частности, при уменьшении конден-
92
сации паров воды на внутренних поверхностях ограждений грузо вых помещений.
Применение систем типа В целесообразно на судах, перевозящих гигроскопичные взрыво- и огнеопасные материалы (аммиак, азот ные соединения), а также органические вещества (муку, сахар
идр.).
Ти п Г — системы с получением инертных газов от автономных
газотурбинных установок, мощность которых используется для при вода электрогенераторов или нагнетателей газов. Это довольно слож ные и дорогие системы, требующие достаточно квалифицированного обслуживания. Применение систем типа Г целесообразно при значи тельных расходах инертных газов (не менее 30 000 м3/ч), что обуслов ливает их установку на супертанкерах дедвейтом 400 000—500 000 т.
Т и п ы Д и Е — системы с получением инертных газов при сжи гании топлива в специально предназначенных для этой цели камерах сгорания. В системах типа Д, так же как и в стандартных системах типа А, газы обрабатываются (очищаются и охлаждаются) только забортной водой в контактных аппаратах. В системах типа Е произ водится дполн.ительная обработка газов — осушение твердыми или жидкими сорбентами, холодильными машинами и сжатием газов. Иногда предусматривается адсорбция одного из компонентов смеси — углекислого газа в целях получения состава, близкого к технически чистому азоту. Оборудование систем типов Ди Е , производительность которых колеблется в пределах 50—4000 м3/ч инертных газов, компонуется обычно в единые агрегаты. Стационарные агрегаты, которые могут включать в себя оборудование для дополнительной обработки газов (работа по схеме систем типа Е), предназначаются в основном для установки на балккэриерах, газовозах и танкерах в целях создания нейтральных подушек над транспортируемыми хи микалиями и сжиженными газами. Передвижные агрегаты, работаю щие по схеме систем типа Д, используются при авариях судов.
В перспективе возможно применение и других способов получения инертных газов заданной кондиции: каталитический дожиг' выпуск ных газов дизелей с целью уменьшения концентрации кислорода при использовании в качестве катализаторов платины и палладия, элек тростатическая очистка газов и др. Однако эти способы находятся в стадии исследования и разработки и на современных судах, обо рудуемых системами инертных газов, пока не применяются.
В табл. 17 показаны схемы систем различных типов и их основ ное оборудование.
§ 8. СИСТЕМЫ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ГАЗОВ,
ОТБИРАЕМЫХ ОТ ДЫМОХОДОВ КОТЛОВ
К системам с отбором газов от дымоходов котлов без дополни тельной обработки газов относятся системы т и п а А. Изготовляе мые различными фирмами эти системы различаются конструктивным оформлением оборудования и местом его установки. Системы типа А
93