Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сторонней сварки колен после их сборки. На промежуточном прямом участке узла, состоящего из двух колен, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, рекомендуется запроектировать стык, сварка которого бу­ дет производиться после сборки и сварки колен.

Для труб, собираемых из нескольких частей, ориен­ тировочно отмечают рас­ положение стыков; длину участков определяют с уче­ том длины поставляемых труб-заготовок.

Рис. 118. Конусный переход.

R — радиус поворота колена; — наружный диаметр трубы; р — центральный угол сектора.

Детали труб (секторы, прямые участки, отростки) полагается нумеровать для комплектации сварных элементов после их резки. Если к трубе приваривается конусный переход (рис. 118), выпол-

1 и 3 — труба; 2 — клапан; 4 — компенсатор.

пенный из листа, то указывают его размеры, необходимые для из­ готовления. Угол наклона образующей конуса по отношению к оси трубы не должен превышать 30°, а длина цилиндрической вставки па конце трубы не должна быть более 200 мм.

16*

243

Трубы и путевую арматуру после группировки в узлы оформляют в виде схемы в одну линию, па которой указывают габаритные раз­ меры и номера труб и арматуры но монтажному чертежу (рис. 119). На каждый узел составляют спецификацию с указанием номера сборочно-монтажного чертежа трубопровода, технологического комп­ лекта, наименования и номера чертежа изделий, включая прокладки и детали крепежа.

На каждый сборочно-монтажный чертеж составляется ведомость труб 161 ].

§ 20. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И МОНТАЖ ТРУБОПРОВОДОВ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА

Разметку п резку труб целесообразно производить па газорезательпой машине типа «Буг-2», оборудованной приспособлениями для профильной резки секторов с одновременным снятием фаски под сварку. В качестве базовых линий для разметки элементов исполь­ зуют продольные швы трубных заготовок. Разметку сопряжений отростков выполняют с помощью шаблонов, базируемых относи­ тельно конца трубы. Трубную заготовку устанавливают так, чтобы элемент, имеющий наибольшую длину, отрезался последним.

При отсутствии газорезательной машины резку можно произво­ дить вручную на специальном устройстве, имеющем привод для вра­ щения трубы. В этом случае составляют альбом разверток элемен­ тов, отрезаемых от трубной заготовки. По этим разверткам изгото­ вляют шаблоны для разметки секторов и сопряжений отростков с трубами. Основные элементы каждой трубы (прямые участки и секторы) размечают последовательно от одной трубной заготовки в порядке, указанном на эскизе. После резки требуется проверить точность разметки элементов труб.

Кромки реза и поверхность трубы на расстоянии 20 мм от раз­ делки зачищают от окалины, гребешков и наплывов до металличе­ ского блеска; внутренняя поверхность трубы должна быть очищена от грата. При изготовлении трубы, длина которой больше трубной заготовки, стыкование с дополнительной заготовкой производят на прямом участке. Наружный диаметр стыкуемых труб диаметром 426—530 мм не должен различаться более чем на ±2 мм, а труб диа­ метром 630—930 мм — не более чем па 3 мм.

Сборку труб иод сварку из составляющих элементов выполняют на стенде 161 j. На сборку элементы труб должны подаваться с подго­ товленными под сварку кромками, а привариваемые детали (фланцы, патрубки, переходники) должны соответствовать требованиям чер­ тежей. При сборке труб обеспечивается правильное фиксирование взаимного расположения элементов согласно эскизу.

При сборке колен необходимо: скомплектовать и подать на стенд все элементы, входящие в состав трубы (секторы и прямые участки труб); установить элементы по оси собираемой трубы в последова­ тельности, указанной в эскизе; произвести пригонку стыкуемых

244


секторов с помощью внутреннего распорного домкрата, при этом допускается зазор под сварку, равный 2,5—4 мм, а смещение кромок в перпендикулярной плоскости — не более 2 мм; произвести при­ хватку в двух диаметрально противоположных точках; переставить домкрат и произвести прихватку кромок в перпендикулярной плос­ кости (длина прихваток 30—40 мм).

Сборку колен с фланцами или патрубками производят после сварки и зачистки стыков секторов, базируя торцы труб относительно

вертикальных плит сборочного стен­

 

да. При этом проверяют геометри­

 

ческие размеры собираемых труб.

 

Совмещение кромок и сборку труб

 

с патрубками выполняют с помощью

 

наружного звепного центратора (рис.

 

120). Допускается

зазор

между сты­

 

куемыми кромками 2,5—4 мм, а не­

 

совпадение внутренних кромок 3 мм.

 

Сборка

труб

с фланцами

или

 

наконечниками производится с по­

 

мощью внутренних домкратов. Бази­

 

рование уплотнительных

поверхно­

 

стей фланцев выполняют по торцу

 

трубы. Допустимый зазор между

 

фланцем и образующей трубы 3 мм.

 

После этого производится прихватка

 

и контрольная проверка перпенди­

 

кулярности

уплотнительных поверх­

 

ностей фланцев к осп трубы.

 

 

Сборку и прихватку промежуточ­

 

ных стыков прямых труб выполняют

 

на поворотном столе с использованием

 

наружного звепного центратора.

 

Рис. 120. Наружный зш'нмый цен­

Трубы с отростками собирают на

стенде после приварки фланца

или

тратор.

 

патрубков. Для этого отросток вместе с трубой подается па сбо­ рочный стенд, где производится его пригонка. На трубе согласно координате, указанной на эскизе, размечают отверстие, затем выре­ зают и обрабатывают его под сварку. После этого отросток устана­ вливают и прихватывают.

Сварку прямых труб производят в

цехе па поворотном столе,

а для сварки угловых швов патрубков

и отростков с фланцами ис­

пользуют манипуляторы. Сварку стыков секторов и приварку флан­ цев или патрубков осуществляют па сварочных столах, оборудован­ ных поворотными кранами грузоподъемностью до одной тонны. При сварке следует применять меры, исключающие, повреждение уплотнительных поверхностей фланцев. Качество сварки проверяют по действующей нормативной документации.

При изготовлении труб из листов поступивший листовой мате­ риал должен приниматься при наличии сертификата и соответ-

245


ствовать ГОСТ. Листы, поступающие в трубомедницкий цех (уча­ сток), перед запуском в производство очищают от консервации и протравливают. Их раскрой производят по картам раскроя. Обра­ ботку кромок под сварку рекомендуется выполнять на кромкострогательном станке.

Разметку и обработку секторов, сопряжений, отростков под сварку с трубами и конусов производят до их сворачивания в круг­ лую заготовку. При этом пользуются шаблонами разверток.

Сворачивание секторов и цилиндрических обечаек, заготовок от­ ростков и конусных переходов выполняют па гибочных вальцах, при этом должно обеспечиваться совмещение стыкуемых кромок. Про­ дольные швы деталей сваривают предварительно, до сборки труб. После сварки проверяют геометрические размеры труб по рабочим чертежам.

Отбортовку труб производят после установки фланцев на трубы и их фиксирования ограничительными пластинами. Пригонка забой­ ных труб осуществляется при помощи каркасных макетов, снимае­ мых по месту и изготовляемых после монтажа труб, механизмов и запорной арматуры.

При изготовлении макетов следует использовать штатные фланцы, а также можно использовать угольники и трубы диаметром 32—

45мм.

Конструкция макета должна обеспечивать сохранность его формы

при транспортировке и возможность заводки во фланцы трубы и отростков.

Пригонка забойных труб по макетам производится в следующем порядке:

заготовку трубы заводят в макет и размечают под обрезку;

трубу освобождают и отрезают припуск;

трубу заводят в макет, приваривают ограничительные пла­

стины и отбортовывают концы трубы;

— заводят в макет отросток, обработанный под сопряжение

струбой, и пригоняют по трубе, размечают отверстие в трубе;

освобождают отросток, обрабатывают отверстие в трубе и обра­ батывают фаску под сварку у сопряженного конца отростка;

заводят отросток в макет, пригоняют и прихватывают;

приваривают ограничительные пластины и отбортовывают

конец отростка на фланец;

освобождают трубу из каркасного макета, срубают ограни­ чительные пластины и зачищают места их приварки;

производят приварку отростка к трубе.

Изготовленные трубы подвергают испытанию па прочность водой. Сборка и подготовка к установке на судно монтажных узлов производится в цехе или на специально оборудованной площадке с необходимыми приспособлениями и грузоподъемными средствами. Входящую в состав узла арматуру (затворы, клапаны, компенса­ торы) при поступлении на сборку принимает ОТК; она должна соот­ ветствовать чертежам, ГОСТ, ТУ на поставку и заказной докумен­

тации.

246


Перед сборкой необходимо: произвести расконсервацию арма­ туры; проверить комплектность; очистить внутренние полости; про­ верить состояние уплотнительных поверхностей и работу запор­ ного органа.

Сборку узла начинают с одной из труб, имеющей наибольшие строительные размеры, устанавливая ее на параллельные опоры. Опоры должны иметь ограничители во избежание скатывания трубы. Количество опор и их размещение должны обеспечивать сохранение первоначального положения трубы после присоединения к ней ар-

Рис.

121.

Раскрепление сильфонного ком-

Рис. 122. Раскрепление сильфонного

пенсатора

с

фланцевыми соединениями.

компенсатора с бугельными соеднне-

1

шпилька;

2 — гайка; 3 — фланец ком-

НИЯМИ.

 

 

пенсатора, 4 — труба.

/ __ наконечник компенсатора; 2 — планка;

 

 

 

 

3 — защитный

кож ух; 4 — болт.

труб и арматуры располагалась

в горизонтальной

плоскости. При­

соединяемую арматуру поддерживают на весу до тех пор, пока не бу­ дет произведена затяжка гаек па шпильках разъемного соединения.

Прокладки устанавливают во фланцевые соединения ровно по уплотнительным поверхностям без смещения относительно внут­ ренней кромки.

При окончательной сборке фланцевых соединений обеспечивается равномерное обжатие прокладок. Гайки затягивают постепенно, поочередно па диаметрально противоположных болтах.

Во избежание деформаций труб при изгибах корпуса на волне и для компенсации тепловых расширений в системах инертных газов применяют компенсаторы.

При сборке узлов, имеющих сильфонные компенсаторы с бугель­ ными соединениями, регулируют положение смежных с компенса­ тором труб для обеспечения сохранения номинальных размеров компенсаторов (не допускаются сжатие или растяжение компенса­ тора, а также перекосы) до установки бугелей. После установки бу­ гелей и затяжки гаек на шпильках компенсаторы раскрепляют специальным приспособлением, разгружающим сильфон при по­ грузке и транспортировке узла.

247