Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
Насос 10 Гру-8Т имеет те же гидравлические характеристики, но конструктивно выполнен тяжелым — двухкорпусным.
В строительной гидромеханизации получают распространение грунтовые насосы 8Гру-12, заменившие насосы 6НЗ; 10Гру-8Л — за меняющие насосы 8НЗ, 8НЗМ и 10Гру-8Т, подготавливаемые для за мены насосов 8НЗУ.
Начался выпуск грунтовых насосов 16Гру-8Л и 16Гру-8Т для за мены насосов ЗГМ-1-350, ЗГМ-2М и 12НЗУ. Грунтовые насосы 20Гру-8 уже заменяют насосы 20Р-11 и 20Р-11М. Это позволит уни фицировать парк грунтовых насосов, применяемых различными ве домствами.
Воснову геометрии рабочего колеса и отвода насосов типа Гру положен принцип максимального приближения к форме, дающей высокие значения к. п.д., кавитационных характеристик и снижаю щей интенсивность износа.
Вцелях уменьшения износа канала отвода, а также выравнива
ния скоростей в нем отвод выполнен полуспиральным с конической формой напорного патрубка. Отводной канал корпуса сужен и по ширине соответствует расстоянию между дисками рабочего колеса.
Рис. 41. Грунтовый насос 8Гру-12Л:
/ — корпус, 2 — рабочее |
колесо, 3 — задний бронедиск, |
4 — задняя крышка, |
5 — вал, 7 и 12 — задний |
и передний подшипники, 6 — корпус шарикоподшипни |
|
ка, 8 — крышка подшипника, 9 — регулировочные болты, |
/0 — кольцевая гайка, |
|
|
11— проставочиая втулка |
|
Все грунтовые насосы Гру от 10 и выше снабжены регулируемы ми уплотнениями всасывающей части с подвижным кольцом также по типу, принятому для грунтовых насосоЕ ЗГМ и 20Р-11.
Г р у н т о в ы й н а с о с 8Гру-12Л (рис. 41) применяют на мало габаритных землесосных снарядах типа «Утенок».
76
Благодаря небольшим размерам стало возможным подвод и корпус 1 выполнить в виде одной отливки из специального износо устойчивого сплава — высокохромистого чугуна; трехлопастное ра бочее колесо 2 и задний бронедиск 3 отлиты из того же материала.
Корпус центрируется проточкой по буртику задней крышки 4, крепится к ней на четырех болтах, одновременно зажимая встав ленный в проточку задний бронедиск. Корпус не имеет лап для крепления к фундаментной раме, поэтому выбросной патрубок мо жет занимать любое из четырех возможных положений — верти кальное вверх, вниз и горизонтальное — вправо, влево в зависимо сти от удобства присоединения к напорной линии.
Рабочее колесо посажено на вал 5 и закреплено торцовой гай кой. Уплотнение всасывающей части щелевое, без лабиринта, ре гулируется подачей рабочего колеса с валом вперед путем переме щения стакана заднего подшипника 7 при помощи болтов 9.
Вал вращается в подшипниках качения. Осевое усилие воспри нимается торцовой стенкой стакана через наружную обойму ради ального шарикоподшипника, установленного в заднем стакане вме сте с другим таким же шарикоподшипником, который воспринимает радиальные усилия. Подшипники закреплены на валу кольцевой гайкой 10 и проставочной втулкой 11, а в стакане — задней крыш кой 8 с буртиком.
Передний подшипник 12 смонтирован в корпусе с двумя крышка ми, внутреннее его кольцо зажато гайкой и проставочной втулкой. Смазка подшипников — консистентная, через пресс-масленки.
Разборка грунтового насоса и замена деталей проточной ча сти удобны, а система крепления переднего подшипника гайкой, от вертываемой в сторону рабочего колеса, нерациональна, так как для смены подшипника надо разобрать весь насос.
Г р у н т о в |
ы й н а с о с 10Гру-8Т (рис. |
42, а) двухкорпусный с |
вертикальным |
расположением выбросного |
патрубка. Внутренний |
корпус (броневклацыш) 3 выполнен в одной отливке вместе с на порным бронедиском, имеющим на тыльной стороне специальный буртик для центровки по выточке в нижней 5 и верхней 4 частях корпуса, что обеспечивает строгую соосность рабочего колеса и от вода при их установке.
Передний бронедиск 1, в отличие от ранее рассмотренных моде лей, вставляется в специальную проточку внутреннего корпуса и зажимается в ней болтами 2 с контргайками, проходящими через резьбовые отверстия в передней крышке.
В переднем бронедиске и задней стенке внутреннего корпуса предусмотрены выточки, в которые входят передний и задний диски рабочего колеса. Пульпа выходит из рабочего колеса в отвод равно мерно, без внезапного расширения, как у грунтового насоса 10Гру-8Л (рис. 42,6), у которого при выходе пульпы из рабочего колеса 8 в бронедиск 7 образовывается завихрение, вызывающее интенсивный местный износ.
Уплотнение всасывающей части выполнено так же, как у насоса ЗГМ, однако установочное кольцо не входит внутрь рабочего коле-
77
5
Рис. 42. Грунтовые насосы 10Гру-8Т (а) и 10Гру-8Л (б):
I и 7 - передний и задний бронедиски, 2 — прижимной болт, |
3 — броневкладыш, 4 и 5 — верхний и нижний нолукорпуса, 6‘ — |
корпус, 8 — рабочее |
колесо, 9 — станина |
са. Сальниковое уплотнение, система посадки рабочего колеса и вся группа вала принципиально не отличаются от конструктивной схемы насосов ЗГМ.
Станина 9, рабочее колесо, передняя крышка, детали всасываю
щего и сальникового уплотнений, |
а также передний бронедиск яв |
||||||||||||||||||||||
ляются унифицированными (общими) |
деталями для обеих модифи |
||||||||||||||||||||||
каций грунтовых насосов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Характеристика |
|
Q—Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
грунтовых насосов 16Гру-8 и н,м.6од.ст. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
10Гру-8 |
приведена |
на |
■0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.................... |
: . ! |
|
||||||
рис. 43. |
|
|
|
|
|
- П Г |
|
|
|
|
M |
‘ r |
' ; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
н а с о с |
~ |
|
I j |
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
I . ^ |
|||||||
Г р у н т о в ы й |
|
------\- |
|
|
|
- r — |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
- U |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
16Гру-8Л (рис. 44), являясь |
|
|
|
|
T |
|
T |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—i--l |
|||||
|
■ jyi |
|
I j - j J |
_ L |
|
i |
- |
; |
|
;— : z |
' |
||||||||||||
увеличенным |
типоразмером |
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
_ |__i_ i |
|
! |
1 |
i - |
|
|
|
|
|
- f |
|||||||||
модели 10Гру-8Л, почти ни |
|
|
|
|
T |
T |
: |
I - |
|
|
|
------ —i__ |
|
||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
каких конструктивных отли |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
- |
н |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
чий не имеет, |
за |
исключе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
f |
i |
|
i |
r |
i |
|
. 1 |
: |
1 1 |
|
|
М |
л |
|
|
|
||||||
нием переднего 5 и заднего 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
Г~! |
|
— |
|||||
|
|
! |
|
! |
i |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 ; , |
, |
|
||||||||
бронедисков, |
имеющих вы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
I X . 7 L L V |
|
|
|
|
|
|
|
f |
: |
- t - |
— |
|||||||||||
точки для размещения рабо |
|
: T |
|
|
|
|
|
|
i |
i |
|||||||||||||
Z |
J _ i |
|
L |
П |
|
|
|
|
|
|
|
l |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
чего колеса 6. Несколько от |
1i _ L . i - |
r |
i - |
|
|
1Г |
r |
n |
|
t |
1 l |
T |
|
- |
- |
||||||||
личается и конструкция под |
. ! . , ! |
1 |
1' H |
H |
- |
i |
i 1 |
_n |
|
г |
Н |
+ |
Г |
' Ц |
- |
|
|||||||
вода 2: коническая горлови |
|
|
|
|
500 |
|
|
1000 |
|
|
1500 |
|
2000 |
2500 |
|||||||||
на выполнена отъемной, она |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,м 3/ч |
||||||
крепится |
к передней крыш |
Рис. |
43. |
Характеристика |
|
Q — Н |
грунтовых |
||||||||||||||||
ке 4 на фланце и может сни |
|
насосов 16Гру-8 |
(а) |
|
и 10Гру-8 |
(б) |
|||||||||||||||||
маться |
вместе с |
уплотни- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 44. Грунтовый насос 16Гру-8Л:
1 — установочное кольцо, |
2 — подвод, |
3 — уплотнительное |
кольцо, 4 и 8 — передняя |
|
и задняя крышки, 5 и 7 |
— передний и |
задний |
бронедиски, |
6 — рабочее колесо, У — |
сальниковое уплотнение, 10 — вал, |
11 — муфта, |
12 — станина |
79
Марка насоса
8Гру-12Л
10Гру-8Л
10Гру-8Т
12Гру-8Л
16Гру-8Л
16Гру-8Т
20Гру-8Л
20Гру-8Т
8 ПЗУ
12 НЗУ ЗГМ-1-350
ЗГМ-1М
ЗГМ-2М 20P-I1 20Р-11М
Подача. мЗ/ч |
Напор, м |
Допускаемая вакуумметрическая высота всасыва ния, м |
400 |
19,5 |
7,5 |
740 |
39 |
8,0 |
740 |
39 |
8,0 |
1330 |
55 |
7,2 |
2140 |
58 |
7,2 |
2140 |
58 |
7,2 |
4000 |
67 |
7,5 |
4000 |
68 |
6,5 |
850 |
28 |
6,8 |
2200 |
54 |
5,9 |
1600 |
43 |
5,5 |
1900 |
61 |
4,5 |
1500 |
37 |
6,0 |
1900 |
53 |
5,7 |
4500 |
60 |
5,0 |
3800 |
62 |
6,0 |
Характеристика грунтовых насосов
|
Мощность, |
|
|
|
Диаметр |
па |
Габариты, |
|
||
рабо |
|
|
|
М М |
||||||
кВт |
|
|
|
|
трубка, |
мм |
|
|
|
|
Скоростьвращения колесачего, об/мин |
электродвигателя |
|
|
рабочегоДиаметр1 мм,колеса |
|
|
|
|||
насоса |
|
1 |
всасывающего |
напорного |
длина |
шири |
высо |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
та |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
к* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V- |
|
|
|
|
|
|
|
985 |
43,3 |
55 |
67 |
|
400 |
200 |
150 |
1534 |
911 |
895 |
730 |
147 |
160 |
70 |
|
700 |
250 |
200 |
1778 |
1070 |
1152 |
730 |
147 |
160 |
70 |
|
700 |
250 |
200 |
1787 |
1342 |
1212 |
730 |
368 |
500 |
66 |
|
825 |
300 |
250 |
2012 |
1415 |
1510 |
590 |
618 |
630 |
68 |
|
1030 |
400 |
350 |
2630 |
1720 |
1700 |
590 |
618 |
630 |
68 |
|
1030 |
400 |
350 |
2630 |
1725 |
2055 |
500 |
1273 |
1600 |
65 |
|
1360 |
500 |
450 |
3744 |
2540 |
2200 |
500 |
1310 |
1600 |
73 |
|
1390 |
500 |
450 |
3705 |
2410 |
2025 |
735 |
125 |
130 |
60 |
|
620 |
250 |
240 |
1368 |
1330 |
1280 |
600 |
450 |
500 |
72 |
|
1000 |
350 |
350 |
2150 |
1800 |
1720 |
590 |
375 |
500 |
70 |
|
910 |
350 |
350 |
2100 |
1650 |
1590 |
740 |
520 |
630 |
69 |
|
865 |
300 |
|
2060 |
|
1210 |
740 |
270 |
320 |
66 |
|
700 |
300 |
1325 |
|||
740 |
250 |
630 |
65 |
|
850 |
350 |
300 |
2080 |
1600 |
1650 |
500 |
1090 |
1100 |
71 |
|
1250 |
500 |
500 |
3540 |
2250 |
2150 |
500 |
1200 |
1250 |
59 |
|
1250 |
500 |
500 |
3540 |
2450 |
2420 |
Т А Б Л И Ц А 7
проходное |
Масса, |
|
|
Минимальное сечение, мм |
кг |
|
|
п о |
983 |
150 |
1885 |
150 |
2340 |
180 |
4010 |
230 |
6650 |
230 |
7280 |
300 |
12400 |
235 |
15290 |
150 |
2790 |
220 |
5900 |
220 |
4010 |
200 |
3825 |
190 |
3560 |
220 |
9250 |
220 |
10532 |
тельным 3 и установочным 1 кольцами. Установочное кольцо, являясь продолжением подвода, входит внутрь рабочего колеса.
Г р у н т о в ы й н а с о с 16Гру-8Т, предназначенный для перекачизания наиболее абразивных пульп, имеет внутри разъемного, кор пуса броневкладыш (внутренний корпус). Наружный корпус, с го ризонтальным разъемом; нижняя и верхняя его половины соеди няются болтами. Внутренний корпус и рабочее колесо изготовлены из стали 55Л-1. Передняя крышка защищена бронедиском из высо кохромистого чугуна. Задняя крышка выполнена вместе с наруж ными полукорпусами. Напорная сторона наружного корпуса защи
щена от износа |
внутренним корпусом. |
колесом |
|
Г р у н т о в ы й |
н а с о с 20Гру-8Т |
с четырехлопастным |
|
имеет два корпуса: разъемный наружный и внутренний. |
Станина |
||
аналогична станине насоса 20Р-11, |
а проточная часть— проточной |
части насоса 16Гру-8.
Характеристика грунтовых насосов, применяемых в гидромеха низации, приведена в табл. 7.
Г Л А В А VII.
КОРПУСНЫЕ ПУЛЬПОПРОВОДЫ
ИВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ
§24. Корпусный пульпопровод
Корпусный пульпопровод земснаряда делится на всасывающий и напорный.
В с а с ы в а ю щ и й п у л ь п о п р о в о д соединяет зону грунгозаборного устройства с всасывающим патрубком грунтового насоса.
Всасывающий пульпопровод при работе грунтового насоса нахо дится под разрежением. Для обеспечения его герметичности число фланцевых соединений в нем должно быть минимальным. Для предотвращения деформации фланцевых соединений от осевых уси лий на всасывающем пульпопроводе устанавливают сальниковые компенсаторы.
Всасывающая линия должна иметь наименьшее гидравлическое сопротивление, что обеспечивает более полное использование всасы вающей способности грунтового насоса для всасывания пульпы вы сокой консистенции. Это достигается уменьшением числа поворо тов труб и увеличением диаметра труб и фасонных частей.
Для очистки каналов рабочего колеса грунтового насоса от не габаритных камней, травы и древесных остатков на всасывающем пульпопроводе устраивают одну или две ревизии с быстросъемными люками. Люки закрепляют откидной скобой с нажимным болтом в центре его крышки.
Всасывающая линия грунтового насоса ЗГЛ1-1-350 (рис. 45, а), расположенного на палубе земснаряда, состоит из двух патрубков 5 и 2 диаметром 400 мм каждый, соединенных сальниковым компен сатором 4 посредством фланцев. Компенсатор служит для компен
6 -391 |
81 |