Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(отдельными каплями) между валом и крышкой сальника. В слу­ чае отсутствия воды и чрезмерного нагреЕа коробки следует от­ пустить болты крышки сальника, дав выход воде, и удостовериться в нормальной работе сальника путем изменения величины подтяжки крышки. Если регулировка не помогла, заменяют набивку, предва­ рительно проверив состояние поверхности защитной втулки вала для вспомогательного насоса или ступицы рабочего колеса грунто­ вого насоса. При обнаружении на них следов неровности глубиной до 0,1—0,2 мм у вспомогательного насоса и 0,5—1 мм у грунтового насоса следует срочно заменить защитную втулку или рабочее коле­ со, иначе сальниковая набивка будет быстро изнашиваться, а час гая потребность в ее замене приведет к значительным простоям зем­ снаряда.

При систематическом износе ступиц рабочих колес грунтового насоса выявляют и устраняют возможную причину: проникновение пульпы в сальник из-за недостаточной подачи промывочной воды, что может быть следствием малого сечения подводящей трубки или ее засорения, из-за недостаточного давлеция, развиваемого вспомо­ гательным насосом, при котором давление, развиваемое грунтовым насосом на входе в сальник, превышает давление промывочной во­ ды. Для устранения этих причин ограничивают расход воды другим потребителям в сиаеме вспомогательного насоса, что позволяет под­ нять давление в системе и направить воду только на промывку.

Причинами снижения развиваемых вспомогательным насосом подачи и напора могут быть подсос воздуха во всасывающем трубо­

проводе, засорение приемного

клапана, засорение рабочих колес

и направляющих аппаратов травой и т. д.

вспомогательного на­

После восстановления режима работы

соса производят регулировку

распределения воды в системе для

обеспечения нужного давления на промывку.

Если принятые меры

не помогают, останавливают вспомогательный насос для немедлен­ ного ремонта.

Особенно тщательно следят за температурой подшипников, она не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 60°С. Подшипники перегреваются по следующим причинам: недостаточность смазки или ее загрязнение вследствие попадания в подшипник пульпы; остановка смазочных колец (для подшипни­ ков скольжения); перегрузка группы вала вследствие дебаланса ра­ бочего колеса или изгиба вала; наличие осевой перегрузки при рабо­ те на повышенной по сравнению с нормой подаче; перекос упорной шайбы пяты; неисправная система охлаждения подшипников водой.

Передний подшипник группы вала на подшипниках качения мо­ жет перегреваться из-за неправильной осевой регулировки. При на­ личии опасного перегрева подшипников немедленно останавливают грунтовый насос, устанавливают причину и принимают меры к ее устранению.

Часто при работе вспомогательных и грунтовых насосов нагре­ ваются отдельные детали (всасывающая или напорная крышка), а иногда и сам корпус. В последнем случае причиной является дли-

Ш



тельная работа насоса при закрытой задвижке или наглухо закупо­ ренный трубопровод, когда жидкость долго остается внутри насоса и нагревается от трения о нее рабочего колеса.

Напорная крышка секционного насоса типа МС нагревается из-за неправильной работы пяты осевой разгрузки. При засорении трубки в разгрузочной полости давление повышается и уравнивает­ ся с давлением последней ступени насоса, в связи с этим приток во­ ды через торцовый зазор прекращается. Пята осевым усилием при­ жимается к торцу втулки. При этом образуется пара трения, части которой нагреваются.

При значительном увеличении (от износа загрязненной водой) кольцевого зазора по нему под пяту поступает повышенное количе­ ство напорной воды, что вызывает увеличение торцового зазора и соответственное уменьшение зазора между рабочим колесом и стенкой напорной крышки. При этом также могут возникнуть па­ ра трения и нагрев крышки.

При работе вспомогательного насоса следят за поступлением во­ ды к разгрузочной пяте. При неисправности пяты наблюдается пе­ регрузка привода насоса (вплоть до перегрева электродвигателя).

Передняя крышка грунтового насоса перегревается при непра­ вильной регулировке группы вала и отсутствии зазора между рабо­ чим колесом и уплотнительным кольцом или передним бронедиском. После пуска грунтового насоса под влиянием осевого усилия рабочее колесо вместе с валом, имеющим продольный люфт, пере­ мещается в направлении передней крышки, торцовые поверхности его прижимаются к уплотнительному кольцу или бронедиску, в ре­ зультате чего создается пара трения и выделяющееся тепло нагре­ вает переднюю крышку. При этом амперметр электродвигателя по­ казывает повышенную нагрузку.

Характерно, что при проворачивании вала грунтового насоса вручную так же, как и при работе вхолостую, задевание рабочего колеса за бронь может не ощущаться, так как зазор между ними восстанавливается при остановке грунтового насоса — вал отходит в сторону электродвигателя. Для выявления этого недостатка на­ носят на валу риску, замеряют расстояние от нее до торцовой стен­ ки корпуса заднего подшипника. Затем при помощи ломика или деревянного клина, забиваемого в зазор между полумуфтами, по­ дают вал в сторону передней крышки грунтового насоса и вновь за­ меряют расстояние между риской на валу и торцом заднего стака­ на. Если это расстояние увеличилось, значит имеется продольный люфт. Затем, не вынимая клин, вручную проворачивают вал, одно­ временно прослушивая, не задевает ли рабочее колесо за бронедиск. При недостаточном зазоре выполняют осевую регулировку вала.

При обслуживании обратного клапана своевременно заменяют резиновое уплотнение затвора, а также следят за легкостью его за­ крытия, принимая меры против заклинивания оси падающей за­ слонки.

Регулярное наблюдение за работой насосного оборудования и арматуры предотвращает повышенный износ и поломки оборудо­

182


вания, повышает его

использование по времени с высокой

подачей. При этом

очень важно, чтобы контрольно-измери­

тельные приборы, показания которых характеризуют работу насос­ ного оборудования и особенно — грунтовых насосов, были ис­ правны.

Анализ показаний приборов и сопоставление их с другими приз­ наками, характеризующими работу насосов, позволят сделать пра­ вильные заключения об имеющихся неполадках и наметить методы их устранения.

§ 58. Техническое обслуживание механического оборудования

При ежедневном осмотре проверяют надежность закрепления тросов в коушах, наличие шплинтов в пальцах опор стрелы, растя­ жек и других силовых элементов систем, состояние несущих метал­ локонструкций в целом (отсутствие трещин швов и погнутости сжа­ тых элементов).

Грузоподъемные лебедки должны быть надежно закреплены на рамах металлоконструкций болтами с контргайками.

При техническом обслуживании лебедок следят за правильно­ стью центрирования электродвигателя и редуктора, надежностью их крепления к раме (вибрация не допускается). В случае появле­ ния стука или посторонних шумов в редукторе вскрывают корпус и проверяют состояние шестерен передачи всех подшипников, а также пальцев эластичной муфты. Если повреждены резиновые амортизаторы эластичной муфты (разрывы, деформация), их не­ медленно заменяют во избежание порчи отверстий полумуфт.

Тормозной шкив не должен иметь биения, а зазор между ним и тормозными колодками при работе лебедки должен быть равно­ мерным. После выключения двигателя тормоз должен останавли­ вать шкив без излишней пробуксовки. Если тормозные колодки при работе нагреваются, увеличивают зазор. В случае пробуксовки шки­ ва при остановке регулируют тормоз контргайками регулировочных шпилек.

При работе лебедок нельзя допускать спадания троса с бараба­ на, так как его заклинивание между ребордой барабана и кронштей­ ном выносного подшипника приводит к деформации рамы лебедки, поломке кронштейна, изгибу вала барабана.

Все узлы лебедок и блоки тщательно смазывают в соответствии с картой смазки.

Конечные выключатели обеспечивают безаварийную работу ле­ бедок: когда поднимаемые или опускаемые лебедками устройства достигают крайних положений, конечные выключатели отключают электродвигатели лебедок. Чтобы работа конечных выключателей была безотказной, следят за исправностью их приводов, своевре­ менной их смазкой, и регулировкой. При этом надо помнить, что большинство поломок является следствием плохой работы конечных

183


выключателей. При неисправности системы конечных выключателей работа земснаряда запрещается.

Механизм свайного хода. При техническом обслуживании меха­ низма свайного хода проверяют крепление башмаков направляю­ щих свай, состояние отверстий и пальцев шарниров, крепление их крышек. Изношенные пальцы немедленно заменяют.

При осмотре узла тележки сваи особенное внимание обращают на крепление к тележке кронштейнов кардана гайки и боковых ро­ ликов, движущихся в горизонтальной направляющей. При необхо­ димости гайки подтягивают.

При проверке надежности крепления кронштейнов подшипников винта передвижения тележки и параллельности осей винта и на­ правления движения тележки обращают внимание на то, чтобы приводная гайка на протяжении всего пути перемещения не упира­ лась в стенки карданного кольца.

Электродвигатель и редуктор привода винта также должны быть сцентрированы и закреплены на раме; вибрация их не допускается. Продольный люфт винта не должен превышать 1—2 мм, регулиру­ ют его проставочной втулкой.

Корпус упорного подшипника воспринимает значительные уси­ лия, поэтому следят за плотной затяжкой гаек, крепящих крышки подшипника, при необходимости их подтягивают.

Система подвески. При техническом обслуживании следят за правильным расположением ограничителей троса; трос не должен спадать с реборд роликов в момент его ослабления при опускании грунтозаборного устройства на дно водоема. Это же надо учесть и при обслуживании блоков для подъема свай.

Грунтозаборное устройство. При техническом обслуживании простейших грунтозаборных устройств особенное внимание обра­ щают на соосность оси вращения рамы с осью шарового шарнира, надежность крепления нижних болтов подвески к раме, герметич­ ность всасывающей трубы и крепление папильонажкых блоков.

Механические рыхлители имеют ряд дополнительных устройств, обеспечивающих вращение режущего органа, что усложняет техни­ ческое обслуживание грунтозаборных устройств этого вида. Если в систему привода фрезерного рыхлителя включена тексропная передача, ограничивающая передаваемое от электродвигателя уси­ лие, обращают особенное внимание на обеспечение правильности ее работы. Ремни при нормальной нагрузке не должны пробуксовы­ вать, для этого регулируют их натяжение.

Электродвигатель и редуктор РМ должны быть надежно закреп­ лены на раме, натяжные болты тексропной передачи должны иметь контргайки; канавки шкивов должны находиться в одной плоскости во избежание истирания боковой части ремней.

Полумуфты валовой линии должны быть хорошо сцентрирова­ ны. В случае появления биения концов валов и полумуфт проверя­ ют центрирование и подтягивают болты крепления подшипников.

Головной вал, на котором посажена фреза рыхлителя, подвер­ гается продольным (осевым) нагрузкам, поэтому периодически

184