В работе [26] также изучали влияние шлаковых включении на усталостную прочность сварных образцов из стали марки СтЗ. Отверстия в центре шва, залитые шлаком, 'имитировали шлаковые включения. Давление шлаковых включений на стенки шва составляло: максимальное 10— 12 кГ/мм2, среднее 4— 5 кГ/мм2 и пулевое. Испытания па усталость проводили на гпдропульсационной машине. Шлаки, оказывающие давление на стенки шва, повышали усталостную прочность образцов, а шла ки, не оказывающие давления, не вызывали изменения уста лостной прочности по сравнению с образцами, отверстия кото рых шлаком не заполнены.
Повышение усталостной прочности, вызываемое давлением шлаков, объясняется тем, что шлак, играя роль упругого тела, вставленного в отверстие, снижает концентрацию напряжений, обусловленную отверстием без шлака.
В работе [11] приводятся результаты исследования влияния пор и шлаковых включений на вибрационную прочность сварных соединений из стали марки СтЗ. Сварка производилась на ав томате под флюсом.
Пористость в стыковых соединениях с усилением не влияла на усталостную прочность. Пористость в виде цепочки пор резко снижала усталостную прочность стыкового соединения со снятым усилением. Отдельные поры на усталость не влияли. Точно так же не оказывали заметного влияния на усталость внутренние шлаковые включения, расположенные между отдельными слоя ми. Шлаковые включения, выходящие па поверхность, опасны, так как они создают высокую концентрацию напряжений.
Степень влияния шлаковых включений и пористости на виб рационную прочность определяется не только количеством от дельных дефектов, но главным образом их формой, размерами is взаимным расположением в шве.
Поры малых размеров снижают усталостную прочность свар ного шва (при толщине основного материала 6 и 10 мм) на 30%, а большие поры — на 50% [7].
Исследование влияния пористости на сопротивление сварного шва усталостным разрушениям при комнатной температуре по казало [17], что допустимой можно считать площадь пор (рав номерно распределенных по сечению шва), не превышающую 1,7% площади шва.
Испытание на усталость (при изгибе) образцов из основного металла и сварных соединений автоклава, находившегося в эксплуатации 10 лет, показало [27], что при отсутствии коррозии поры и небольшие шлаковые включения, как внутренние, так и поверхностные, незначительно влияют на усталостную прочность. Меньшее влияние оказывают внутренние дефекты.
Испытания на коррозионную усталость (при температуре ЮО^С) показали, что шлаковые включения и поры небольших размеров снижают усталостную прочность на 30%. С повыше-