Испытание сварных соединений из стали ЭИ659 с непрова ром (сварка электродами УОШ 1-13/85 па автомате под флюсом Ан-348) показало [35, 36], что статическая прочность их сни жается пропорционально уменьшению сечения сварного шва.
Влияние непроваров, трещин и искусственных надрезов па статическую прочность сварных соединений при низкой темпера туре (до —60° С) сравнивается в работе [37]. Снижение проч ности искусственными надрезами, непроварами и трещинами в сварных соединениях с поперечными стыковыми швами происхо дит только вследствие ослабления рабочего сечения шва. При низкой температуре наплавленный металл шва (автоматическая сварка под флюсом) менее чувствителен к надрезу, чем основ ной металл.
Исследование соединений с продольными швами, у которых не сняты остаточные напряжения, показало, что непровары и трещины резко снижают статическую прочность: для автомати ческой сварки при температуре —50° С, для ручной при —20° С. После снятия остаточных напряжений путем нагружения при комнатной температуре до напряжений, равных пределу теку
чести, |
сварные швы показали высокие |
механические |
свойства. |
В |
работе [37] есть указание па то, |
что резкое |
падение |
статической прочности сварного соединения при низкой темпе ратуре будет иметь место в случаях, если непровары и трещины расположены перпендикулярно к рабочим напряжениям и мак симальным остаточным напряжениям.
В работе [38] приведены результаты механических испытаний на растяжение сварных швов с непроваром из стали хромапенль толщиной 6 мм, выполненных односторонней автоматической сваркой под флюсом (термическая обработка до Н„ = 220). Уменьшение предела прочности происходило быстрее, чем уве личивалась глубина непровара. В среднем предел прочности сварных образцов с усилением снижался па 50% при глубине непровара 34%, а для образцов без усиления — па 50% при глу бине непровара 25%.
Исследованию разрушений магистральных трубопроводов и результатам механических испытаний сварных трубчатых образ цов посвящены работы [39—42]. Как правило, трубопроводы разрушались по стыкам труб и особенно часто при низкой тем пературе. В изломах в большинстве случаев обнаруживали не провары. Причиной разрушения были растягивающие усилия, которые вызывались охлаждением труб, действием внутреннего давления или изгибом труб при их укладке в траншею.
В рассматриваемых работах дается следующее объяснение процесса разрушения сварных стыков. При упругой работе всего соединения в участке сварного шва с крупным дефектом возникают местные пластические деформации, развитию кото рых препятствует упругая работа окружающего металла. С по явлением пластической деформации в окружающем металле