показало, что существующие дефекты не распространились и но вые не возникли.
Практика, как утверждает автор работы [49], подтвердила вывод, что более крупные дефекты в сварных швах влекут за собой появление трещин уже при испытаниях с перегрузкой; трубы, успешно прошедшие такое испытание, пригодны для эксплуатации.
Усталостную прочность стыковых соединений из сплавов А1—Mg—Mn (NP5/6-0) с непроваром в середине шва исследо вали [43] на плоских образцах сечением 6,4X32; 5,1X22 и 12,7Х Х25,4 мм с усилением и без усиления шва при частоте 1000 циклов в минуту. Для сравнения испытывали бездефект ные образцы сечением 6,4X25,4 мм с усилением шва. Предел усталости определяли на базе 5 - 106 циклов.
Все образцы |
без усиления шва |
разрушались по непровару, |
образцы с усилением и непроваром величиной до |
16%— по |
краю усиления, |
а при непроварах |
глубиной свыше |
2 0 % — по |
непровару. Предел выносливости с увеличением глубины непро вара одинаково снижался в образцах с усилением и без уси ления шва. В образцах толщиной 6,4 мм ослабление сечения непроваром было полностью скомпенсировано усилением шва, а в образцах толщиной 12,7 мм усиление шва не обеспечило полной компенсации. При непроварах глубиной свыше 20% пре дел выносливости одинаково понижается в образцах с усиле нием и без усиления. С увеличением толщины образцов с не проваром (от 5 до 12,7 мм) предел выносливости существенно снижался.
Испытание на усталость образцов с непроваром и качест венно сваренных с усилением показало, что усиление шва, имеющее угол а = 120-ь-130°, оказывает такое же влияние на предел выносливости, как непровар глубиной до 20% в середи не шва.
Исследовали [36] усталостную прочность сварных соединений с непроваром тонкостенных труб. Трубы диаметром 70 мм с толщиной стенки 2 мм из стали 20 сваривались электродами УОНИ-13/45 с усилением шва. Кольцевой непровар внутренней кромки стыка трубы глубиной 40—50% толщины стенки не снизил статической прочности сварного соединения по сравне нию с целой трубой (ав = 41,4 кГ/мм2), при этом высота усиле ния равнялась глубине непровара. Однако усталостная проч
ность оказалась очень низкой и составила |
менее 3 кГ/мм2 при |
усталостной прочности целой трубы ао.2/,= 33 |
кГ/мм2. Непровары |
сварных стыковых кольцевых швов труб |
более сильно сни |
жают выносливость соединения по сравнению с плоскими образ цами.
Многолетний опыт эксплуатации сварных изделий показал, что к наиболее распространенным и опасным дефектам следует отнести непровары корня V-образпого шва (разрушение резер