Файл: Руководство к лабораторным занятиям по физике учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
\> 7. ИЗМЕРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МИКРОСКОПА |
79 |
танную на исследуемый стержень по всей длине. Градуировочный график, выражающий зависимость сопротивления медной прово локи Rt от температуры t, прилагается к работе.
При ‘нагревании стержень удлиняется, и метка на кварцевой трубке смещается. Смещение метки измеряется с помощью микро скопа, снабженного окулярной шкалой.
Коэффициент линейного расширения определяется по формуле (13)
где Ltо и Lt — длины стержня при температурах і0 и t соответ ственно.
Выражая разность температур / — t{) через разность сопротив
лений термометра Rt — Rw (и тангенс угла наклона |
градуировоч |
||
ного графика), получим |
|
|
|
R = |
(Lt — Lfo) tg « _ |
tg_a AL |
(14) |
Р |
Llo(Rt-Rfo) |
L,о AR- |
|
Измерения. 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа.
2.Определите цену деления окулярной шкалы с помощью объектной шкалы.
3.Получите в микроскопе четкое изображение метки на трубке Т. Подумайте, какое положение должно занимать изображение метки на окулярной шкале, чтобы при расширении стержня изображение метки не вышло из поля зрения микроскопа.
4.Ознакомьтесь с устройством технического моста МО-47 и
подготовьте его к работе.
5. Подсоедините термометр сопротивления к мосту и измерьте его сопротивление при начальной температуре стержня.
Подберите такой режим работы моста, при котором его чувстви тельность оказывается максимальной (работают все секции сопро тивления г0).
6. Снимите зависимость длины исследуемого стержня от тем пературы (т. е. от сопротивления медной проволоки). Для этого подключите электрическую печь к выходным клеммам автотранс форматора. Ручкой автотрансформатора установите небольшое напряжение и подождите, пока установится тепловое равновесие в системе (метка в поле зрения микроскопа перестает перемещаться). Измерьте величину сопротивления и отметьте положение метки на окулярной шкале.
7. Постепенно увеличивая выходное напряжение автотранс форматора, измерьте 5-=-8 значений величины сопротивления и соответствующие им положения метки.
Полученные на опыте результаты изобразите на графике в коор динатах АL, АR. Через экспериментальные точки проведите наи лучшую прямую и из графика определите отношение AL/A/?.
80 I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИИ
Подставьте найденное отношение в формулу (14) и определите коэф фициент линейного расширения стержня. '
8. Оцените погрешность, допущенную при измерении ß. С какой точностью следует измерять длину стержня Li0 и сопротивление медной проволоки при достигнутой точности измерения AL?
Какой вклад вносят в ошибку измерения ß погрешность в из мерении коэффициента увеличения микроскопа, погрешность в определении положения метки, погрешность в измерении темпера туры и погрешность в измерении длины стержня?
*
Контрольные вопросы
\
1. Близорукие и дальнозоркие наблюдатели настраивают микроскоп так, что изображение /2 оказывается на очень малом или, наоборот, очень большом расстоянии от глаза. Какое из увеличений — линейное или угловое —• при этом меньше меняется?
2. Что обозначают сплошные, пунктирные и штрихпунктирные линии на
рис. 30? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л И Т Е РА Т У РА |
|
|
|
||
1. |
Элементарный |
учебник |
физики, |
под |
ред. Г. С. Л а н д с б е р г а , |
т. I, |
||||
«Наука», |
1971, |
§ 195, |
197. - |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Элементарный |
учебник |
физики, |
иод |
ред. Г. С. Л а н д с б е р г а , т. |
III, |
||||
«Наука», |
1971, |
§ 115. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Г. |
С. Л а н д с б е р г , |
Оптика, |
Гостехиздат, |
1957, § |
82. |
|
|||
4. |
С. |
Г. |
К а л а ш н и к о в , Электричество, |
«Наука», |
1970, § 69. |
|
||||
|
Р а б о т а 8. |
ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА ПО МЕТОДУ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
СДВИГА ФАЗ |
|
|
|
Принадлежности: звуковой генератор, электронный осциллограф, микрофон
и телефон, скользящие вдоль деревянного бруска с линейкой.
Скорость синусоидальной звуковой волны и связана с длиной
волны К и частотой ѵ соотношением |
|
ѵ= Кѵ. |
(1) |
Это соотношение используется в работе для определения скорости звука. Звуковая волна создается с помощью динамика (телефонной трубки), питаемого от звукового генератора. Она воспринимается микрофоном и наблюдается на экране осциллографа. Фаза наблю денной волны зависит от расстояния между динамиком и микро фоном, которое может изменяться по желанию. Измеряя расстояние между точками, в которых сигнал имеет одинаковую фазу, можно определить длину звуковой волны. Частота ѵ задается звуковым генератором и отсчитывается по его шкале. Измерение фазы коле баний производится по фигурам Лиссажу, под которыми понимают замкнутые траектории, описываемые на плоскости точкой (в нашем
Р 8. ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА ПО СДВИГУ ФАЗ |
81 |
случае — концом электронного луча), одновременно участвующей в двух взаимно перпендикулярных колебательных движениях.
Подадим на горизонтально отклоняющие пластины электрон ного осциллографа {XX на рис. 34) синусоидальное напряжение. Луч осциллографа начнет перемещаться в горизонтальной пло
скости. Его смещение ах следует закону |
|
ах = а sin со/, |
(<) |
|
где а — амплитуда, перемещения, а со,— циклическая частота. Если
напряжение на вертикально от- |
„ |
К |
||||||
клоняющих |
пластинах |
отсут- |
л |
|||||
ствует то электронный луч дви |
|
|
||||||
жется по прямой линии, парал |
|
|
||||||
лельной оси X . |
Подадим |
теперь |
|
|
||||
на |
пластины |
Y Y |
сдвинутое по |
|
|
|||
фазе на некоторый угол |
<р нап |
|
|
|||||
ряжение той же частоты со. |
|
|
||||||
Отклонение |
луча |
в |
вертикаль |
|
|
|||
ной плоскости |
будет |
следовать |
|
|
||||
закону |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ау = b sin (co/-f cp), |
(3) |
О |
X |
||||
где |
Ь — амплитуда |
вертикаль |
|
|||||
Рис. 34. Эллипс на экране осцилло |
||||||||
ных |
колебаний. |
В |
результате |
графа. |
||||
обоих перемещений луч на эк |
|
исключив из (2) |
||||||
ране начнет описывать эллипс. Действительно, |
||||||||
и (3) время |
t, |
нетрудно |
найти *) |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
~ а уа „ |
|
(4) |
|
|
|
|
а2а1 + Ь2 2 YULab |
cos cp = sm2cp. |
Уравнение (4) описывает эллипс в координатах ах, аѵ. В частном случае, когда ср = 0, эллипс вырождается в прямую, проходящую в первом и третьем квадрантах. При ср = я получается прямая, проходящая через второй и четвертый квадранты.
Если частота смещения луча вдоль одной из осей вдвое больше, чем вдоль другой, то на экране осциллографа снова появляется устойчивая картина, имеющая в общем случае вид замкнутой петли с одним самопересечением — «восьмерки», форма и ориентация которой зависят от соотношения амплитуд и от разности фаз коле баний. В частном случае петля может вырождаться в линию, но не
х) Проще всего проделать для этого следующие преобразования. Разложить
(3) по формуле для синуса суммы двух углов. В получившемся выражении sin (ot можно заменить с помощью (2) и найти, таким образом, cos сot. Возведя в квадрат выражение, равное sin соt из (2) и cos соt из (3), следует приравнять их сумму
единице.
82 I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
прямую, как ранее, а кривую. Доказательство этого утверждения является полезным упражнением для читателя.
Описание установки. Схема экспериментальной установки изобра жена на рис. 35. Телефон Т, излучающий звуковые волны, питается синусоидальным током от звукового генератора ЗГ-2А. Эти волны достигают микрофона М и преобразуются им в напряжение, кото рое поступает на вертикально отклоняющие пластины Y электрон ного осциллографа С1-1. Напряжение на горизонтально отклоняю щие пластины X подается непосредственно с выходных клемм звукового генератора. Микрофон и телефон могут свободно пе редвигаться вдоль деревянного бруска В. Фазовый сдвиг сигнала, поступающего на пластины Y, относительно сигнала, подведенного
СН |
' ЗГ-2А |
Рис. 35. Схема установки для измерения длины зву ковой волны.
к пластинам X, зависит от времени, которое тратит звук на про хождение расстояния между телефоном и микрофоном, и от фазо вых сдвигов в телефоне и микрофоне. При перемещении микрофона эти последние не меняют своих значений: увеличение сдвига фаз, происходящее при изменении расстояния между телефоном и Микро фоном, может быть поэтому использовано для определения длины волны.
Как ясно из предыдущего, при отсутствии нелинейных искаже ний в системе на экране осциллографа должен быть виден эллипс. Изменяя расстояние между телефоном и микрофоном, можно до биться превращения эллипса в прямую линию. Если теперь сме стить микрофон на XI2, то на экране вновь возникнет прямая линия, проходящая на этот раз через другие квадранты. При даль нейшем смещении прямая вновь переменит свое направление и т. д. Таким образом, при помощи фигур Лиссажу можно непосредственно измерить длину звуковой волны в воздухе и по формуле (1) опре делить скорость звука.
Сделаем несколько замечаний.
Р 8. ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА ПО СДВИГУ ФАЗ |
83 |
1.Реальная картина на экране осциллографа несколько отли чается от нарисованной. Нелинейные искажения, вносимые аппа ратурой, электрические наводки, шум в помещении и т. д. приводят
ктому, что как вертикальное, так и горизонтальное смещения луча оказываются не вполне синусоидальными. Поэтому фигуру Лиссажу обычно не удается обратить в прямую линию. В этом случае реко мендуется перемещать микрофон до тех пор, пока площадь, огра ниченная фигурой Лиссажу, не станет минимальной.
2.Если сигнал звукового генератора отличается от синусои дального или телефон выходит из линейного режима, то мембрана телефона может колебаться не с той частотой, которую дает звуко вой генератор, а вдвое или в несколько раз чаще (возбуждается на второй или более высокой гармонике). Как уже отмечалось, при этом фигура Лиссажу имеет вид не эллипса, а восьмерки или еще более сложной фигуры (подумайте, почему). Нелинейные колеба ния телефонной мембраны (отсутствие пропорциональности между отклонением мембраны и электрическим сигналом) возникают при большой амплитуде ее колебаний, в частности в тех случаях, когда частота звукового генератора попадает в резонанс с собственными колебаниями мембраны. Если такое возбуждение происходит, рекомендуется понизить выходную мощность звукового генератора
или перейти к измерениям на другой частоте.
Измерения. 1. Включите осциллограф и дайте ему прогреться
втечение 7-=-10 минут.
2.Включите и настройте звуковой генератор.
3.Подключите выходные клеммы звукового генератора к вер тикальному входу осциллографа, установите ручку «синхрониза ция» в положение, соответствующее внутренней синхронизации, и получите на его экране устойчивую синусоиду. Проследите, какие изменения претерпевает эта синусоида при изменении частоты и амплитуды сигнала, даваемого звуковым генератором, а также при изменении усиления и частоты развертки осциллографа. По изме нению картины на экране осциллографа уясните назначение всех ручек на передней панели осциллографа и звукового генератора (ручки «Расстройка» и «Установка нуля» звукового генератора трогать при этом не следует).
4.Подключите телефон к выходным клеммам звукового генера тора, а микрофон — к вертикальному входу осциллографа и добей тесь того, чтобы картина на экране осциллографа имела вид устой чивой синусоиды. Выясните, почему и каким образом амплитуда звуковой волны зависит от частоты и выходной мощности звукового генератора и от расстояния между телефоном и микрофоном. Сни мите зависимость амплитуды колебаний на экране осциллографа от расстояния между телефоном и микрофоном для нескольких зна чений частоты и выходной мощности звукового генератора. Про верьте, хорошо ли выполняется закон обратных квадратов. Обычно